Главные вкладки

    Классный час (9 класс) на тему:
    клуб старшеклассников "В плену иллюзий"

    Иванова Светлана Алексеевна

    Предложенный материал представляет собой разработку внеклассного мероприятия, посвящённого проблеме наркомании. Материал содержит исторические сведения о появлении наркотических веществ, а также информацию о вреде наркотиков, алкоголя, табакокурения на организм человека. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_plenu_illyuziy.docx34.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЦЕЛИ:  1. Пропаганда здорового образа жизни;

                  2. Сообщение знаний о вреде наркотических веществ и алкоголизма;

                  3. Формирование у школьников негативного отношения к токсикомании и наркомании, а также готовности вести здоровый образ жизни;

                  4. Ознакомление учащихся с двойственной ролью сильнодействующих веществ, их свойствами и правилами безопасного обращения с ними.

    ОФОРМЛЕНИЕ:  1. Цитаты:

                                       «Хмель толкает людей на преступление». Д. Лондон.

                                       «Пьянство есть упражнение в безумии».  Пифагор.

                                       «Люди впускают врага в свои уста, который похищает их мозг».

                                                                           В.  Шекспир.    

                                    2. Плакаты.

                                    3. Таблички с надписями названий  специалистов

    ЛИТЕРАТУРА:  1. Ягодинский В. Н. «Школьнику о вреде никотина и алкоголя» М.,1986г.

                                 2. Шапкин В.А. «В плену иллюзий» - Йошкар – Ола, 1990г.

                                 3. Буянов М. И. «Размышление о наркомании» - М., 1990г.

                                 4. « Энциклопедия тайн и сенсаций: Тайные свойства растений» - Минск, 1997г.

                                 5. «Химия в школе», № 7, 2002г.

                                  АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

    1. Какие опьяняющие вещества вы знаете? (перечислить)
    2. Какие наркотики вы знаете? (назвать). Какие из них являются наиболее опасными для человека?
    3. Чем отличается токсикомания от наркомании?
    4. По каким признакам можно определить наркотическое опьянение?
    5. По каким признакам можно определить алкогольное опьянение?
    6. Знаете ли вы что-либо об истории появления наркомании и алкоголизма?
    7. Употребляли ли вы когда-нибудь алкоголь (в том числе пиво)?
    8. Употребляли ли вы когда-нибудь наркотики? Если нет, то хотели бы?
    9. Есть ли среди ваших друзей ( знакомых) употребляющие наркотики?
    10. Как вы думаете, что толкает людей к наркомании и алкоголизму?
    11. Как вы относитесь к алкоголизму и наркомании?      

    РОЛИ:  врач, юрист, статист, учителя, родители. (распределяются роли между учителями, в качестве социологов могут выступить старшеклассники)

                                         ХОД  РОЛЕВОЙ  ИГРЫ:

    1. Вступительное слово ведущего: Тема нашего разговора – очень серьёзна. В последние годы среди молодёжи, особенно среди подростков, получили широкое распространение наркомания, токсикомания и алкоголизм. Острота этого явления нарастает с каждым годом. Чем опасны наркомания и алкоголизм? Что такое наркотики? Какие причины приводят к употреблению опьяняющих веществ? Сегодня мы и поговорим об этом, вы, ребята, также поделитесь своими взглядами на эту проблему, даже не проблему, а на чудовищное зло, которым больно наше общество! Очень хочется, чтобы вы приобрели и какие-либо новые знания, которые в дальнейшем бы помогли вам никогда не употреблять алкоголь, а особенно наркотики.

           Для беседы мы пригласили сегодня специалистов в таких областях, как медицина, правоведение, социология, а также гостей – родителей и учителей, которые также выскажут свои мнения.

                                       (представление присутствующих)

    1. Анализ анкетирования. Прежде чем мы приступим к обсуждению проблемы, хочется остановиться на анкетировании, которое мы провели среди учащихся.

                                       (анализируем).

    1. Исторические справки. История изготовления хмельных напитков уходит в глубь тысячилетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н.э. Возможно, виноделие возникло ещё до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдали попуасов Новой Гвинеи, не умевших ещё добывать огонь, но уже знавших приёмы приготовления хмельных напитков.  

           Широкое распространение в древности носило виноградное вино. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до н.э. Вино считалось даром богов. Покровителями виноградарства и виноделия в Греции является Дионис, сын Зевса. Но уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, т.к. оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел. Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина резко усугубила пьянство, именно поэтому употребление спиртных напитков было запрещено основоположником ислама Мухаммедом. С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались.

           В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путём возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенды, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомлённого бодрым, тоскующего весёлым.

            Распространилось пьянство и на Руси. Но по словам историка Н. К. Костомарова на Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники (пили) варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

           Каждая деревня или село имели свой питейный дом или корчму, в которых продавались напитки, содержащие небольшой процент алкоголя – пиво, брага, мёды, квасы. Главное предназначение корчмы – общение людей, там объявлялись законы. Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появлялось и собственное винокурение. Правительство, начиная с Ивана III, стремилось сохранить за собой право изготовления и продажи водки в учреждаемых кабаках. Корчмы уничтожались. Входили в практику откупа, откупщики за право торговать водкой в той или иной местности вносили значительные по тем временам суммы – 10-20 тыс.рублей. Население вынуждено было тайно варить мёд и пиво. Кабацкие головы выслеживали нарушителей и доносили властям. Провинившихся подвергали штрафу и «правежу»: их били батогами и нередко забивали насмерть.

          В 1895 году царское правительство ввело казённую монополию на продажу водки, мотивируя эту лиру заботой о народном здравии. Таким образом на протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получить дохода от продажи водки.

           Борьба с алкоголизмом имеет почти такую же древнюю историю, как сами спиртные напитки. Уже в древности люди осознавали вред злоупотребления вином. Так, в Древней Греции пить не разведённое водой вино (крепость его и так не превышала 10 градуса) считалось недостойным свободного гражданина. Правитель Спарты легендарный Ликург запретили пить вино высшей знати государства, но поощрял спаивание рабов, чтобы держать их в повиновении.

          В Афинах правитель Солон ввёл закон, согласно которому архоиты (должностные лица) наказывались за пьянство: первый раз – крупным штрафом, а при повторении – смертной казнью.

          Древнеримский историк Плиний Старший писал о том, что персы и мидяне были побеждены греками под водительством Александра Македонского потому, что у них было развито пьянство и другие, связанные с ними пороки. Учитывая влияние вина на боеспособность, римский император Домициан с целью сокращения производства вина даже приказал вырубить половину насаждений виноградной лозы и запретили её дальнейшие посадки.

          В Древней Индии употребление спиртных напитков представителями высших каст было категорически запрещено. Служителей культа – браминов, из облечённых в пьянстве, заставляли пить кипящее вино до тех пор, пока не наступала смерть. Если же в пьянстве уличали женщину высшей касты, то ей на лбу выжигали клеймо в виде сосуда для вина, изгоняли из дому и никто не имел право приютить её.

         В некоторых, прежде всего, мусульманских странах были введены и религиозные запреты на потребление алкоголя. Одно время и в России пьянство преследовалось государством. При Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею тяжёлую чугунную медаль с надписью «за пьянство». В 20-х годах 20-го столетия в США был введён «сухой закон», запрещающий производство. Полный запрет был   обречен на провал. Нелегальное производство алкоголя стало самым прибыльным занятием. В 1933 году «сухой закон был отменен.

         В Советском Союзе «сухой закон» был установлен в 80-х годах во время правления М.С. Горбачева, но также был обречен на провал.

           

    «Белой смертью» принято называть наркотики , ибо после приема гибнут люди. Я расскажу вам легенду о появлении первых наркотиков (см. «Тайные свойства растении», стр.12-14)

          Это случилось очень давно. Однажды где-то среди каменных исполинов один человек познал сладострастие любви в эфемерных объятиях сказочной принцессы Нин. Он не знал, каким образом он попал к ней и как неожиданно в груди его зажглось пламя любви. Ему была известна тайная дорога, которая наверняка привела бы его в тот дворец, затерянный в горах. Но он не осмеливался отправиться  туда, опасаясь неудачи, которая заставила бы его страдать еще сильнее, ибо могла отнять тепло надежды.

            Человек, опечаленный, вернулся домой, напрасно стараясь изгладить из памяти образ принцессы. Наконец, он решил найти себе жену. Но даже после свадьбы его не покидала прежняя  тоска, каждую ночь представала перед ним во сне любимая. Однажды он увидел ужасный сон: сказочный дворец был охвачен пламенем. Среди кошмара послышался диковинный голос: «Не теряй надежды. Под развалинами ты найдешь сердце любимой женщины. Это маленький прозрачный камень. Найди его – и чудо свершится!»

           Задолго до восхода солнца человек отправился на поиски тропинки , известной ему одному. Он торопился прийти туда, где познал любовь, найти сердце возлюбленной и плакать, плакать навзрыд. Только на закате он нашел в еще горячей золе сердце, окаменевшее от страдания.. Когда он возвратился домой, произошло чудо: не успел он войти в комнату, как камень превратился в мечту его сновидений. Каждую ночь появлялась во сне принцесса и ласкала его столь же страстно, как  в первый раз. Но в тот  момент, когда он наслаждался вновь обретенной любовью, жена заметила на полке камень и выбросила в сад.Камень разлетелся на тысячи кусочков, тотчас превратившись в маленькие крупинки, из которых выросли потом необыкновенные цветы – цветы мака. И однажды ночью, когда несчастный влюбленный предавался  глубокому отчаянию, принцесса появилась в последний раз и сказала: «Теперь все кончено…мое сердце разбито, и я уже никогда не смогу принять человеческий облик. Но чтобы облегчить свои страдания и сохранить воспоминание  о прежних счастливых минутах, ты можешь собрать белый сок, который сочится из зернышка мака. Закури этот сок , и ты снова насладишься на миг нашей любовью, потому что она вытекает из моего сердца».

          Где кончается легенда и начинается история наркотиков? Это трудно установить. Точное воспроизведение пути, пройденного лекарственными и одурманивающими растениями, являлось бы затеей столь же рискованной, как и поиски среди остатков прошлого следов человека, который первым прибегнул к наркотикам.

          Вообще-то наркотики знакомы человечеству издревле. Тысячелетиями люди использовали дым сжигаемых растений. Это и ароматическое окуривание жилища, и лечебные ингаляции    при болезнях, религиозные ритуалы. Человеческий мозг не раз замечал опьяняющее действие некоторых благовоний. Сначала человек жевал растения, употреблял их в пищу, потом стал их   высушивать и курить. Веками люди, курившие растения, были убеждены в их фантастической целебной силе, считали их средством от многих болезней. Человек впервые ощутил на себе опьяняющее действие дыма высушенной конопли. В Северной  Америке это растение получило название марихуана ( отравитель). По латыни «каннабис» - конопля – обозначает «петля, веревка».До 16 века западное полушарие не знало марихуану. Здесь большую роль сыграло открытие морских путей. В 1934 году В США марихуана стала применяться широко. В ней видели выход из опасной перспективы гибели молодого поколения в наркотическом аду. Марихуана («Леди Хемп») представлялась средством избавления от наркомании, от других, более губительных, наркотиков. Началась реклама марихуаны, в которой говорилось, что она не вызывает привыкания, не приводит к зависимости.

             История распространения  наркотиков знает множество примеров. Сначала опий и морфий считали средством от многих заболеваний, в начале 60-х годов был синтезирован героин, его даже назначали при различных заболеваниях детям и беременным женщинам.  В 60-х годах кокаин стал своего рода «шампанским наркотиком» для тех, кто мог себе позволить  приобретать его: для бизнесменов, для рок-певцов, звезд балета, идолов Голливуда и спорта и их поклонников. Ведь он же безвреден, говорили тогда, и разве он не чудесен? Кокаин был престижно дорог, и его употребление ассоциировалось со славой и властью.В моду вошли крохотные золотые ложечки для кокаина, которые открыто носили на золотой цепочке.

              Гашиш – другая разновидность конопли – вызывает неистовое безумие до сумасшествия. Все зависит от того, какие части растения используются для курения.

              Последнее время характерно бурным развитием химии и вместе с этим появлением большого количества химических препаратов, одурманивающе действующих на человека. Привыкание к ним вызывает наркоманию или токсикоманию.

           Одним из наиболее древних письменных документов, где упоминается о наркотических веществах, считается китайская книга «О целебных травах». Венецианский путешественник Марко Поло первым привез европейцам ценную книгу, о существовании которой он узнал во время своих азиатских странствий. За неимением более древних источников многие историки и наркологи поддержали версию, что опиум и другие наркотические вещества родом из Китая или во всяком случае пришли с Востока.

    Конопля: марихуана (курение «травки»), гашиш (особый вид конопли – курение, изготовление напитков, жевание).

    Кока (Южная Америка – кокаин – жевание)

    Мак: опиум-сырец, чамду (курение, таблетки), дросс(пепел выкуренного опиума, морфий, кодеин, героин (ацетоморфин), дилоудид, лауданум,, тебаин, папаверин, евкодал.

    Вопрос врачу: Какой вред наносят алкоголизм и наркотики организму человека?

    Алкоголизм.  Алкоголь среди вредных веществ занимает одно из первых мест. В состав спиртных напитков входит этиловый алкоголь. Он относится к наркотикам. При приеме спиртных напитков наблюдаются разнообразные рефлексы вследствие раздражения слизистых оболочек рта, желудка: слюноотделение, возбуждение дыхания, изменение ритма работы сердца. Алкоголь быстро всасывается слизистой желудка и кишечника, через 5-10 минут попадает в кровь. Алкоголь воздействует на кору головного мозга, вследствие чего наступает явление опьянения с характерным алкогольным «возбуждением». Доказано, что алкогольное возбуждение не является результатом возбудительного процесса, а возникает из-за ослабления процессов торможения. У человека появляется сонливость, сознание становится спутанным. Алкоголь является  ядом для печени, оказывает отрицательное влияние на различные виды обмена веществ. У людей, злоупотребляющих спиртными напитками, нарушается способность печени обеззараживать токсические продукты. Снижается свертываемость крови. При алкоголизме страдают и почки – органы, участвующие в регуляции водно-солевого обмена. Отмечены существенные изменения в нервной  системе, желудочно- кишечном тракте.

         Алкоголь – специфический нервный яд, поражающий головной мозг. При легкой степени опьянения возникает состояние расслабления и успокоения, снимается напряжение. При большой концентрации блокируется кора головного мозга (в особенности центры внимания и самоконтроля). Наблюдается возбуждение, человек становится болтливым и оживленным, утрачивает контроль за своими поступками. Исчезает чувство страха, переоцениваются собственные возможности. При еще большем накоплении в крови (до 0,15%) человек начинает терять контроль над своими движениями. Алкоголь нарушает умственную деятельность, при этом слабеет память, страдает логическое мышление. Действие алкоголя проявляется и в более поздние сроки. Дети алкоголиков нередко отстают  в физическом и умственном развитии о  своих сверстников. Они растут слабыми, неуравновешенными, капризными, нередко жестокими. Алкоголь снижает иммунитет. На фоне алкоголизма тяжелее протекают различные заболевания.

    Наркомания. Главный признак наркомании – психическая зависимость. Это состояние, при котором употребляемое вещество вызывает чувство удовлетворения и психического подъема. В динамике развития  наркомании можно различить три стадии: начальную (адаптация – появление физической зависимости); хроническую (завершение формирования физической зависимости) ; полное разрушение организма – психическая зависимость. В зависимости от вида принимаемого наркотика, различают наркоманию морфинного типа, гашишеманию и кокаинизм. Самой высокой токсичностью обладает кокаин. Продолжительность жизни наркоманов – 30 лет. Наркоманы часто совершают попытки самоповреждения и самоубийства.

    Ведущий: Что скажет на это статист?

    Статистика: Каждый десятый новорожденный в США – «кокаиновый ребенок». Ежегодно таких детей уже рождается 375 тысяч, некоторые появляются на свет умственно неполноценными. Многие – с различными дефектами, но все уже в чреве матери становятся наркоманами. В Италии каждые 7 часов от потребления  наркотиков умирает 1 человек. В нашей стране количество детей с умственной отсталостью возросло с 900 тысяч в 1984 году до 1,1 млн. в 1988г.

    Ведущий:  Велики и социальные потери: алкоголик и наркоман теряют интерес ко всему, что не связано с вином и наркотиками, утрачивают и силы, необходимые для плодотворной работы. В свою очередь это ведет к противозаконным действиям, связанным с добыванием средств для приобретения наркотиков. Неслучайно алкоголизм и наркомания – зловещие спутники преступности. Хотелось бы послушать выступление юриста по данному вопросу. Какие виды правонарушений чаще всего связаны с алкогольным и наркотическим опьянением?

    Юрист: Большое количество правонарушений свершается именно в состоянии опьянения. Это и кражи, часто связанные с завладение чужого имущества с целью его продажи, чтобы достать средства на алкоголь и наркотики; и убийства в пьяном виде, и дорожно-транспортные происшествия. Установлено, что каждое третье ДТП совершается людьми, находящимися в состоянии опьянения. Авария, совершенная пьяным водителем, не может не считаться преступлением. Состояние опьянения считается отягчающим обстоятельством при вынесении приговора.

    Ведущий: Есть ли какие-либо статистические данные по этому вопросу?

    Статист: По данным Научно-исследовательского института безопасности дорожного движения более 75% всех ДТП в стране ежегодно происходит по вине водителей, находящихся в нетрезвом состоянии. В результате таких аварий погибает 40% от общего числа пострадавших.Характерно, что наиболее тяжелые ДТП совершают водители с остаточными явлениями острой алкогольной интоксикации.

    Ведущий: Существует ли какая-нибудь ответственность  за совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения и за употребление, хранение и сбыт наркотиков?

    Юрист:  Да, несомненно, законом предусмотрены меры наказания. Как уже упоминалось – состояние алкогольного опьянения является отягчающим обстоятельством, о чем говорится в статье 39 Уголовного  Кодекса РФ. Что касается наркоманов, то можно сказать, что больные наркоманией должны обязательно проходить лечение в лечебно- профилактических учреждениях органов здравоохранения. При отказе от лечения наркоман по ходатайству государственных органов и общественных организаций, трудового коллектива и при наличии медицинского заключения по постановлению суда направляется на принудительное лечение в лечебно-трудовой профилакторий закрытого типа сроком от 6 месяцев до 2 лет. Уголовное законодательство устанавливает суровое наказание (до 15 лет лишения свободы) за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку наркотиков с целью сбыта, а также незаконный сбыт наркотических веществ. Наказуемо и склонение к употреблению наркотиков, а также действия, совершаемые в отношении двух или трех лиц (в компании), либо в отношении несовершеннолетних, влекут лишение свободы сроком до 10 лет.

    Ведущий: Да, наркомания – страшная болезнь, захлестнувшая молодое поколение планеты… А много ли наркоманов в мире и нашей стране?

    Статист: По данным специальной комиссии ООН общая численность наркоманов превысила 48 млн. человек. В нашей стране зарегистрировано более 150 тысяч лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков, не считая десятков тысяч осужденных за преступления, связанные с ними. 62% наркоманов – лица в возрасте моложе 30 лет. В это число не входят токсикоманы, которых около 22 тысяч. По предварительным подсчетам, только среди учащейся и студенческой молодежи может находиться не менее 5 млн. юношей и девушек, в той или иной степени знакомых с немедицинским приемом этих веществ.

    Ведущий: могу добавить, что сокращается возраст употребляющих наркотики: если в конце 20 века  мы могли говорить о 14-15-летних наркоманах, то сейчас мы говорим об 11-12-летних…И у меня вопрос к учителям и родителям: Что же делать, если у ребенка проявляются признаки наркомании? Алкоголизма? Как грамотно вести себя в этой ситуации?

    Выступление родителей и учителей.

    Ведущий: Все, что мы обсуждали сегодня, очень серьезно. Опьяненные, одурманенные люди – угроза для окружающих. Но в первую очередь – это угроза для самих себя. Жизнь наркоманов, например, продолжается всего около 30 лет…Причем, смерь грозит им не только в запущенных случаях. Она подстерегает их уже с первых недель заболевания, являясь результатом приема веществ, на которые организм может дать тяжелейшие реакции. Причины смерти наркоманов различны – передозировка наркотика, тяжелые поражения внутренних органов, несчастные  случаи и травмы. Наркоманы часто совершают попытки самоповреждения и самоубийства: среди мужчин-наркоманов их совершает каждый шестой, среди женщин – каждая четвертая! Около 80% таких людей – полинаркоманы, то есть принимают разные виды наркотиков. Можно назвать великих , известных людей, которые были наркоманами: Парацельс (австрийский врач 15 века), Теофиль Готье (французский художник), Эдгар По (американский писатель)Джон Леннон (солист группы «Битлз»), Брюс Ли (американский актер), Владимир Высоцкий (русский актер, певец)…

      На этом теоретическая часть нашей встречи закончена. Перейдем к небольшой практической части.

    Практическая часть

    1. Обсуждение учащимися и учителями вопросов по группам

    1)Кто такой наркоман? Чем он опасен?

    2)Какие советы можно дать родителям, если их подозрения оправдались: ребенок стал наркоманом?

    3)Какое влияние наркомания оказывает на общество?

    Выводы. Рефлексия. Подведение итогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья.Анализ- исследование рассказа Владимира Маканина "Кавказский пленный"

    Статья поможет учителю словеснику при подготовке к урокам литературы и при работе с анализом художественного произведения....

    " Плен иллюзий"

    Материал о вреде алкоголя....

    Конспект урока литературы по теме "Жизнь Жилина и Костылина в плену"

    Данный урок предполагает ответы на следующие вопросы: каким увидел Жилин аул после пленения; как вели себя герои, находясь в плену....

    Урок- спектакль: "В плену у "Бродячей собаки"". Литература 11

    Разработка урока, презентация,эссе об использовании методов Шаталова на уроках литературы, видеофрагмент  к уроку  "В плену у " Бродячей собаки"".http://youtube.com/v/ILj4ypZFOS4&re...

    Методическая разработка классного часа "Плен иллюзий.Береги здоровье смолоду."

    Цель:   формировать у учащихся осознанное негативное отношение к                    а...

    Конспект родительского собрания на тему ЗОЖ «В плену иллюзий»

    Форма проведения: круглый стол, информационный часЦель: оказание практической помощи родителям учащихся в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни.Задачи:- акцентировать внимание родите...

    Конспект урока " В плену иллюзий"

    Конспект урока " В плену иллюзий"  для учащихся 8 класса. Цель данного урока- способствовать формированию знаний о вреде наркомании....