Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Ермошина Любовь Ивановна

Рабочая программа по биологии для 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_9_kl.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 МОУ « Гимназия с. Ивантеевка» Ивантеевского района Саратовской области

 

«Согласованно»                                                                                                                                                           «Утверждаю»

Зам. Директора по УР                                                                                                                                    Директор МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»                                                                                                                                                                      

___________ /Щербинина Е.А./                                                                                                                    ________________/Джавадова Н.В./

« 27 »   августа   2015 г.                                                                                                                            Приказ № 117   от « 27 »  августа  2015 г.                                                                                                                                                                             

       Рабочая программа по биологии  

класс – 9

уровень: базовый

                                                                                                                                                                                         Корсакова Любовь Ивановна,

учитель  биологии и экологии,

 I квалификационной категории

                     

Принято :

На заседании Методического совета

Протокол № 1 от "27" августа 2015 г.

Председатель _____________/ Бородастова И.В../

                                                                                     

с.Ивантеевка

                                                                                                  2015-2016 учебный год

Библиография.

Рабочая Программа    по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной  программы основного общего образования по биологии и Программы курса И.Н. Пономаревой, Н.М. Черновой «Основы общей биологии» за 2010 год допущенной Министерством образования РФ. Биология в основной школе: Программы –М. Вентана – Граф 2010 год – 72 стр. , отражающей содержание Примерной Программы с дополнениями, не превышающими  требований к уровню подготовки учащихся.

    Исполнитель – Дметришен Виктор Вадимович, учитель химии и биологии, первая квалификационная категория

Аннотация:

     Программа рассчитана на учащихся 9 класса гимназии. В ней нашли цели и задачи изучения биологии по ступеням основного общего образования, изложенные в  пояснительной записке к Примерной программе по биологии.  В ней так же заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Концепция и миссия  образовательного учреждения. 

В    Концепции  отражено желаемое будущего состояние гимназии,

заложена логика образовательного движения - «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности.

Ее сочетание с ведущей ролью гимназии  образование в ней позволит учащимся осуществить выбор личностно-значимой системно-ценностных ориентации, личностных смыслов, даст возможность для развит и -рефлексивных способностей и овладения способами саморегуляции и самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, приведет к формированию личностной позиции.

Мы считаем необходимым, выстраивать субъектные отношения - Отношений сотрудничества и партнерства педагога и ученика вокруг проблемы образован на ребенка. При этом возникает необходимость обновления содержания

образования в культурологическом и личностно-ориентированном контексте, осознании образования как процесса, эпицентром которого является обучающийся, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания произведений, в которых выражена индивидуальность, единственность неповторимость каждой   детской личности, с опорой на ее способность : самоизменению и культурному саморазвитию

Цель инновационных преобразований в гимназии: формирование у учащихся общественно значимых способностей и системы ценностей, направленной на утверждение собственной успешности и конкурентноспособности, через укрепление статуса гимназии  в местном сообществе, как центра сосредоточения интеллектуального, культурного, гражданского, духовно-нравственного потенциала.

     Реализация поставленной  цели осуществляется через решение следующих задач:

-освоение Государственного образовательного  стандарта;

-обеспечение нормативно-правовой базы муниципального общеобразовательного учреждения;

-создание условий для научно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях развивающей образовательной среды;

-распространение инновационного педагогического опыта;

-развитие информационного обеспечения управленческой  педагогической деятельности;

-сохранение стабильного кадрового потенциала и создание условий для личностного роста педагогов гимназии;

-расширение совместных позитивных целей взаимодействия « гимназия-семья», повышения личной ответственности за ход и характер взаимодействия его участников, ориентация на содружество;

-развитие социального партнерства, межведомственного сотрудничества;

-организация дистанционного обучения в УВП.

     Уникальность гимназии состоит в том, что она является единственным учреждением в области такого типа. 99% выпускников являются студентами ВУЗов и техникумов. Не прерывается связь с выпускниками.   В 10 классе изучается базовый уровень.  В гимназии есть все условия для совершенствования знаний  учащихся, имеется хорошая материально- методическая база. В большом объеме проводится научно-исследовательская работа по всем предметам. Сильный педагогический коллектив, 5 человек являются победителями Всероссийского конкурса         ПНПО. Гимназия является методическим центром для школ района.

     Модель выпускника на 2 ступени качества развития –идет активное развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план выдвигается формирования учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. Происходит включения обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которых составляет такие учебные действия, как видеть проблемы, ставить задачи, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.

Пояснительная записка.

Концепция программы: Программа по биологии для 9 класса разработана на основе  научных  обоснованных подходов к изучению основ общей биологии. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных , познавательных качеств личности. Лабораторные и практические работы развивают интерес к биологии как науке, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. На уроках биологии дает возможность учащимся самореализоваться через экспериментальную  деятельность,  что приведет к  умению видеть  экологические проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.. Особое внимание уделяется развитию сотрудничества между педагогом и учащимся,  учебный материал строится вокруг знаний ребенка. Все это дает учащимся возможность для развития рефлексивных возможностей и овладения способами самосовершенствования,  понять роль и место биологии в системе естественнонаучных наук.

Обоснованность программы                                      

Ее сочетание с ведущей ролью гимназии в образовательном процессе  позволит учащимся осуществить выбор личностно-значимой системно-ценностных ориентации, личностных смыслов, даст возможность для развития рефлексивных способностей и овладения способами саморегуляции и самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, приведет к формированию личностной позиции

Образовательная область предмета.

                  Биология человека входит в область естествознания.   В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания, включающие интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии, математику, физкультуры.

Изучение общей биологии в 9 классе направлено на достижение следующих  целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

Цели :

  • Вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающих включение учащихся в ту или иную группу- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
  • Приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
  • Ориентация в системе моральных норм и ценностей; признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологического сознания; воспитание любви к природе.
  • Развитие познавательных мотивов, направленного на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладение методами исследования природы, формирование интеллектуальных умений.
  • Овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными
  • Формирование у учащихся познавательной культуры осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Задачи:

  • Выделять существенные признаки биологических объектов и  биологических процессов.
  • Приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.
  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе ,объяснять роль биологии в практической деятельности  людей
  • Различать на таблицах части и органоиды клетки, органов и систем органов
  • Уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения и наблюдения.
  • Знать основные правила поведения на природе и основ здорового образа жизни.
  • Определять влияние факторов риска на здоровье человека.
  • Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.
  • Усвоить приемы оказания первой помощи при различных отравлениях, укусах животными, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающих
  • Уметь овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты

     Программа должна быть реализована в течении 1 года.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы. Принципы отбора основного и дополнительного материала в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит так же культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватные поведения человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание   уделено содержанию, лежащему в основе формирований современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования  современной естественнонаучной картины мира при изучения биологии в графе рабочей программы «Минимум содержания образования» выделены критерии знаний и умений учащихся.

     Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному – биогеноценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Общая характеристика учебного процесса.

Основные виды уроков: комбинированные, изучения и первичного закрепления новых знаний, контроля и оценки знаний. Из методов работы необходимо применять дифференцированную работу, работу по таблицам, работа с учебником и рабочими тетрадями. Для закрепления знаний использовать учебное электронное издание. При решении поблеем применять групповую форму работы. Для усиления практической направленности  необходимо работать с муляжами, микропрепаратами. Частичное изучение нового материала необходимо проводить через создание проектов, проецированных на экран, созданных самими учениками.

     Весь курс рассчитан на 68 часов, т.е. 2 часа в неделю. Длительность урока 45 минут.

Количество недель и часов в каждой четверти:

I четверть – 8 недель – 16 часов;

II четверть – 8 недель – 16 часов;

III четверть – 11 недель – 22 часа;

IV четверть – 7 недель – 14 часов.

Логические связи данного предмета с остальными предметами.

     Материал биологии 9 класса переплетается с материалом биология 6 по 8 класс, ОЗОЖ, географии, русского языка, математики.       При закреплении материала используются знания русского языка.  

Предполагаемые результаты знаний и система  оценки достижений учащихся

             Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты и контрольные работы. Курс завершается  уроком обобщения и систематизацией знаний. Для текущего контроля использовать тесты на несколько вариантов и разной уровнем сложности, выполнение заданий в рабочей тетради, индивидуальная работа по карточкам, устные ответы у доски , используя таблицу или муляж. Поурочный опрос доводить до 30% учащихся Работать над устранением пробелов в знаниях каждого ученика 

Инструментарий для оценивания результатов         

   Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты и контрольные работы. Курс завершается  уроком обобщения и систематизацией знаний. Для текущего контроля             использовать тесты на несколько вариантов и разной уровнем сложности, выполнение заданий в рабочей тетради, индивидуальная работа по карточкам, устные ответы у доски , используя таблицу или муляж. Поурочный опрос доводить до 30% учащихся Работать над устранением пробелов в знаниях каждого ученика .

Система оценки достижений учащихся:

  1. Оценка знаний и умений за выполнение химического эксперимента на практической работе:

0 баллов – работа не выполнена.

1-2 балла- работа выполнена не менее, чем на половину с учетом техники безопасности, выводы отс4тствуют, допущены многочисленные существенные и несущественные ошибки.

3 балла – работа выполнена не менее чем на половину с учетом техники безопасности, при этом выводы отсутствуют, допущены 2-3 несущественные и 2-3 существенные ошибки.

4 балла – работа выполнена не менее чем на половину, сделаны наблюдения, выводы отсутствуют, допущены 1-2 существенные и 1-2 несущественные ошибки.

5 баллов- работа выполнена на две трети от задания с учетом техники безопасности, сделаны наблюдения и выводы, при этом допущена 1 существенная или 2-3 несущественных ошибки

11.Оценка знаний устного ответа :

1. 2  балла– нет ответа

3 балла- учебная деятельность носит репродуктивный характер, осуществляются простейшие способы деятельности, материал узнается, запоминается, воспроизводится частично, но без понимания всех связей и закономерностей; характерно проявляется определение волевых усилий, мотивации учения, попытки к самостоятельности и осмыслению учебных действий.

4 балла – учебная деятельность носит репродуктивный и продуктивный характер, материал усваивается на уровне воспроизведения и понимания, осуществляется описание и анализ действия с объектом изучения, устанавливаются некоторые причинно-следственные связи, даются определения, объяснения, осознается значимость материала и его связь с другими параграфами.

5 баллов. –учебная деятельность носит продуктивный характер и предполагает высокую степень осмысления знаний, осознанность их связей в пределах раздела или курса, умения объяснять, соотносить, составлять, характеризировать, сравнивать, анализировать, описывать изучаемые обьекты, применять знания в практической деятельности, осознается значимость материала и его связь с другими параграфами темы, проявляется самостоятельность, последовательность действий с  четко обозначенными задачами.

Требования к учащимся:

Учащиеся должны:

  • Учащиеся должны:
  • Применять знания:
  • - о видах, популяциях, природных сообществах, для обоснования мер их охраны;
  • - использовать ранее полученные знания о живых организмах для применения их в жизни;
  • - о строении, жизнедеятельности человека для обеспечения зависимости процессов жизнедеятельности организма человека от условий окружающей среды;
  • - о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов – приспособленности организмов и многообразия видов.
  • Сравнивать:
  • - царства живой природы;
  • - строение клеток бактерий, грибов, растений, животных;
  • - природные и искусственные сообщества.
  • Наблюдать:
  • - приспособленность организмов к среде обитания.
  • Узнавать:
  • - наиболее распространенные виды растений и животных своего региона.
  • Делать выводы:
  • - о происхождении человека;
  • - о единстве органического мира;
  • - об историческом развитии органического мира.

                           Ключевые компетентности

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Поволжья;
  • знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
  • знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
  • знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
  • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
  • знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
  • знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
  • знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
  • умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме. 

                         

 Базовые компетентности.

  • понимание ответственности за качество приобретенных знаний; 
  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей; 
  • умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; 
  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; 
  • понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте; 
  • ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении. 

Условные обозначения:

П.р – практическая работа  (УИНМ) – урок изучения и закрепления новых знаний  (КУ) – комбинированный урок

Л.р – лабораторная работа      (ОУ) –обобщающий урок   УЗ – урок зачет

Учебно –тематический план как структурное подразделение рабочей программы

п/п

Тема уроков

Количество

часов

Тип урока

Дата

Основные понятия и

термины

Повторение

изученного

Самостоятельная

практическая

деятельность учащихся

план

факт

I. Ведение в основы общей биологии - 3

Биология – наука о живом мире.

Подготовка к проектной деятельности

1

УИНМ

4.09

Биология, история развития биологии.

Система биологических наук.

Работа с текстом учебника

Общие свойства живых организмов.

1

УИНМ

7.09

Свойства живого.

Работа с текстом учебника

Многообразие форм живых организмов. Экскурсия № 1 «Биологическое разнообразие вокруг нас».

1

КУ

11.09

Гидробионты, террабионты, педобионты, эндобионты, прокариоты, эукариоты.

Царства живого мира.

Доклады

II. Основы учения о клетке - 9

Цитология – наука, изучающая клетку.

1

УИНМ

14.09

Цитология, клеточная теория.

Клетка.

Работа с текстом учебника

Химический состав клетки.

1

УИНМ

18.09

Неорганические и органические вещества.

Работа с текстом учебника

Органические вещества клетки.

1

УИНМ

21.09

Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Работа с текстом учебника

Строение клетки.

1

КУ

25.09

Клетка, клеточная теория.

Л.р. № 1 «Многообразие клеток».

Основные органоиды клетки растений и животных.

1

КУ

28.09

Органоиды клетки, их функции.

Клетка.

Работа с текстом учебника

Обмен веществ и энергии в клетке.

1

УИНМ

2.10

Анаболизм, катаболизм, метаболизм.

Строение клетки.

Работа с текстом учебника

Биосинтез белков в живой клетке.

1

УИНМ

5.10

Биосинтез, транскрипция.

Рибосома.

Рефераты.

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

1

УИНМ

9.10

Световая и темновая фазы фотосинтеза.

Фотосинтез.

Работа с текстом учебника

Обеспечение клетки энергией.

1

УИНМ

12.10

Биологическое окисление, клеточное дыхание.

Работа с текстом учебника

III. Размножение и индивидуальное развитие организмов - 4

Типы размножения организмов.

1

УИНМ

16.10

Бесполое и половое размножение.

Размножение.

Работа с текстом учебника

Деление клетки. Митоз. Л.р. № 2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток».

1

КУ

19.10

Митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза.

Прокариоты, эукариоты.

Самостоятельная работа.

Образование половых клеток. Мейоз.

1

УИНМ

23.10

Гамета, мейоз, фазы мейоза.

Половые клетки.

Работа с текстом учебника

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Л.р. № 3 «Онтогенез на примере цветковых растений».

1

КУ

26.10

Онтогенез, зачаток, эмбриональный и постэмбриональный периоды.

Л.р. № 3 «Онтогенез на примере цветковых растений».

IV. Основы учения о наследственности и изменчивости - 10

Наука генетика. Из истории развития генетики.

1

УИНМ

30.10

Генетика, гены.

ДНК.

Рефераты.

Основные понятия генетики.

1

УИНМ

9.11

Наследственность, изменчивость.

Гены, ДНК.

Работа с текстом учебника

Генетические опыты Г.Менделя.

1

УИНМ

13.11

Скрещивание, гибрид, доминантный и рецессивный признаки.

Наследственность, изменчивость.

Работа с текстом учебника

Дигибридное скрещивание.

1

КУ

16.11

Третий закон Г. Менделя.

Скрещивание, гибрид, доминантный и рецессивный признаки.

Л.р. № 4 «Решение генетических задач».

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

1

УИНМ

20.11

Сцепленное наследование, кроссинговер.

Наследственность.

Работа с текстом учебника

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

1

УИНМ

23.11

Генотип, фенотип.

ДНК, гены.

Работа с текстом учебника

Наследование признаков сцепленных с полом.

1

УИНМ

27.11

X и Y хромосомы, аутосома.

Гаметы,

Работа с текстом учебника

Наследственные болезни человека.

1

УИНМ

30.11

Генные болезни и аномалии, хромосомные болезни.

Работа с текстом учебника

Наследственная изменчивость.

1

КУ

4.12

Изменчивость комбинативная и мутационная.

Решение генетических задач.

Другие типы изменчивости.

1

УИНМ

7.12

Модификационная и онтогенетическая изменчивость, норма реакции.

Изменчивость комбинативная и мутационная

Л.р. № 5 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разного вида, произрастающих в неодинаковых условиях»

V. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов - 8

Генетические основы селекции организмов.

1

УИНМ

11.12

Селекция, искусственный отбор, гибридизация, мутагенез, полиплоидия.

Работа с текстом учебника

Особенности селекции растений.

1

УИНМ

14.12

Этапы развития селекции.

Селекция, искусственный отбор, гибридизация, мутагенез, полиплоидия.

Работа с текстом учебника

Центры происхождения культурных растений.

1

УИНМ

18.12

Основные центры происхождения культурных растений.

Рефераты.

Особенности селекции животных.

1

УИНМ

21.12

Одомашнивание.

Селекция.

Работа с текстом учебника

Основные направления селекции микроорганизмов.

Защита проектов

1

УИНМ

25.12

Генная инженерия, клеточная инженерия, биотехнология.

Работа с текстом учебника

Контрольная работа № 1.

1

К.Р.

28.12

Анализ результатов контрольной работы.

1

11.01

Обобщение материала по генетике и селекции.

1

УОНМ

15.01

VI. Происхождение жизни и развитие органического мира - 5

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1

УИНМ

18.01

Биогенез, абиогенез.

Рефераты.

Современная теория возникновения жизни на Земле.

1

УИНМ

22.01

Химическая эволюция, биологическая эволюция, коацерваты.

Ч. Дарвин, А.И. Опарин.

Работа с текстом учебника

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

1

УИНМ

25.01

Автотрофы, гетеротрофы.

Фотосинтез, круговорот веществ в природе.

Работа с текстом учебника

Этапы развития жизни на Земле.

1

УИНМ

29.01

Геологические эпохи, эра.

Самостоятельная работа.

Экскурсия № 2 «История живой природы нашего региона»

1

КУ

1.02

VII. Учение об эволюции - 11

Идея развития органического мира в биологии.

1

УИНМ

5.02

Эволюционное учение.

Ч.Дарвин.

Доклады.

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Движущие силы эволюции.

1

УИНМ

Движущие силы эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование.

Эволюционное учение.

Работа с текстом учебника

Результаты эволюции.

1

УИНМ

8.02

Естественный отбор.

Работа с текстом учебника

Экскурсия № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания».

1

КУ

12.02

Среды обитания, факторы среды.

Современные представления об эволюции органического мира.

1

УИНМ

15.02

Популяция, элементарные явления, факторы, материалы эволюции.

Работа с текстом учебника

Вид, его структура и особенности.

1

УИНМ

19.02

Вид, морфологический, физиолого-биохимический, географический, экологический, репродуктивный критерии.

Таксономические единицы.

Работа с текстом учебника

Процесс видообразования.

1

УИНМ

22.02

Видообразование.

Вид, морфологический, физиолого-биохимический, географический, экологический, репродуктивный критерии.

Работа с текстом учебника

Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

1

УИНМ

26.02

Микроэволюция, макроэволюция.

Работа с текстом учебника

Основные направления эволюции.

1

УИНМ

29.02

Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

Л.р. № 6 «Изучение изменчивости у организмов».

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

1

УИНМ

4.03

Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

Самостоятельная работа.

VIII. Происхождение человека - 6

Место и особенности человека в системе органического мира.

1

УИНМ

7.03

Понгиды, гоминиды, дриопитеки.

Млекопитающие, приматы.

Работа с текстом учебника

Доказательства эволюционного происхождения человека.

1

УИНМ

11.03

Человек разумный.

Антропогенез.

Работа с текстом учебника

Этапы эволюции вида.

1

УИНМ

14.03

Австралопитеки, человек умелый, кроманьонцы.

Доклады.

Биосоциальная сущность вида.

1

УИНМ

18.03

Работа с текстом учебника

Человеческие расы.

1

УИНМ

21.03

Раса, негроидная, монголоидная, европеоидная расы.

Расселение человека по территории Земли.

Работа с текстом учебника

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

1

УИНМ

25.03

Биосфера.

Работа с текстом учебника

IX. Основы экологии - 12

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

1

УИНМ

4.04

Экологические факторы.

Среда обитания.

Работа с текстом учебника

Закономерности действия факторов среды на организмы.

1

УИНМ

8.04

Закон оптимума, закон ограничивающего фактора, закон незаменимости факторов.

Экологические факторы.

Рефераты.

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

1

КУ

11.04

Экологические группы.

Факторы окружающей среды.

Л.р. № 7 «Приспособленность организмов к среде обитания».

Биотические связи в природе.

1

УИНМ

15.04

Пищевые связи, пищевые цепочки и сети.

Биотические факторы.

Работа с текстом учебника

Популяция как форма существования видов в природе.

1

УИНМ

18.04

Численность, плотность популяции.

Популяция.

Работа с текстом учебника

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.

1

УИНМ

22.04

Рождаемость, смертность, прирост.

Численность, плотность популяции.

Работа с текстом учебника

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

1

УИНМ

25.04

Биоценоз, экологическая ниша, биогеоценоз, экологические пирамиды.

Трофические цепи.

Моделирование экосистем.

Развитие и смена биогеоценозов.

1

УИНМ

29.04

Первичные и вторичные сукцессии.

Биогеоценоз.

Работа с текстом учебника

Основные законы устойчивости живой природы. Экскурсия № 4 «Лес и водоем как природные экосистемы».

1

КУ

2.05

Биогеохимический цикл.

Рационально использование природы и ее охрана. Л.р. № 8 «Оценка качества окружающей среды».

1

КУ

6.05

Истощение природных ресурсов, загрязнение среды, снижение биологического разнообразия.

Красная книга, охраняемые природные территории.

Работа с текстом учебника

Контрольная работа № 2.

1

К.Р.

10.05

Анализ результатов контрольной работы. Подведение итогов.

1

13.05

68-70

Решение вариантов ОГЭ

3

16.05

20.05

23.05

Итого:

70

Из них:

 Лабораторных работ

8

 Контрольных работ

2

 Экскурсий

4

Планируемый проект:

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Сроки реализации проекта – учебный год

Учебно-методический комплект:

а) литература для учащихся:

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М."Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2003г.)
  2. Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.
  3. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
  4. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 112с.
  5. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека   /К.Ю. Еськов. – М.: НЦ ЭНАС, 2004. – 154с.
  6. Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по  факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 1983 год)

 б) литература для учителя:

  1. Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)
  2. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
  3. Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»  (Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)
  4. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.
  5. Грант В. «Эволюция организмов»  (М., «Мир», 1980 год)
  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах» (Москва, «Мир», 1993 год)
  7. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 год)
  8. Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)
  9. Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)
  10. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.

в) электронные пособия:

Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://chemistry48.ru

Контрольные и практические работы

№ п/п

Вид контроля

                                     Тема

Дата проведения

1

Лабораторная работа №1

«Многообразие клеток».

2

Лабораторная работа №2

 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток».

3

Лабораторная работа №3

 «Онтогенез на примере цветковых растений».

4

Лабораторная работа №4

«Решение генетических задач».

5

Лабораторная работа №5

«Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разного вида, произрастающих в неодинаковых условиях»

6

Контрольная работа № 1.

«Основы учения о клетке, основы селекции, генетика, размножение и индивидуальное развитие организмов»

7

Лабораторная работа №6

«Изучение изменчивости у организмов».

8

Лабораторная работа №7

«Приспособленность организмов к среде обитания».

9

Лабораторная работа №8

«Оценка качества окружающей среды».

10

Контрольная работа № 2.

«Основы экологии, происхождение человека, учение об эволюции, происхождение жизни и развитие органического мира»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...