Рабочая программа по биологии для 7 класса Н.И.Романова
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Емельянова Ирина Васильевна

Рабочая программа 7 класс "Растения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_bio_7_klass_romanova.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ДМИТРИЕВА»

ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

307500 КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ г.ДМИТРИЕВ, ул.ВОЛОДАРСКОГО д.37 Тел 8(47150)21495,22556

        http://2sosh.ucoz.ru, e-mail: school2_46_011@mail.ru

Рассмотрено на заседании

МО учителей естественного цикла протокол     № 1 от 22 августа 2014 года

Руководитель МО ______________И.В.Емельянова

Принято на заседании педагогического совета школы протокол №1

от 25 августа 2014 года

Согласовано:

 зам. директора по УР

_________________Т.В.Домброва

«01» сентября 2014 года

Утверждено и введено в действие приказом № 364

 от 01 сентября 2014 года

Директор  школы:

_______________В.И.Крюкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Биология» 

основного общего образования

7 класс

(базовый уровень)

                                                                       Составитель: учитель  биологии

Емельянова Ирина Васильевна

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

      ●    Федерального закона Российской федерации от 29.12   2012г. №273-ФЗ  «Об образовании  в   Российской федерации»

  • федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования;
  • примерной программы для общеобразовательных учреждений: Биология 6-11 класс (составители Э.Д.Днепров, А.Г, Аркадьев) – 2-е изд. Стереотип. – М.:Дрофа, 2008г.
  • авторской программы   Романовой  Н.И..
  • федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 9 марта 2004г., №1312;
  • федерального  перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;
  • учебного плана МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева» на 2014-2015 учебный год;
  • положения о составлении рабочей программы учебного курса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева».

Цели и задачи учебного курса: 

Изучение биологии в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа рассчитана на 68 часов, 2 учебных часа в неделю

Содержание тем учебного курса

Введение

Что изучает наука биология, какие науки входят в состав биологии, что они изучают. Какое значение имеет классификация растительных организмов.

Общая характеристика царства растений

Каковы особенности строения и жизнедеятельности растительного организма: питание, дыхание, обмен веществ, рост и развитие, размножение, раздражимость; основные систематические единицы царства Растения: вид, род, семейство, класс и отдел (критерии, на основании которых они выделены); главные органы цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок; разнообразие жизненных форм растений: деревья, кустарники и травы; какое влияние оказывают факторы среды на растения.

Клеточное строение растений

Какие приборы используют для изучения клеток; чем световой микроскоп отличается от электронного; какие вещества входят в состав клетки и каково их значение; какие типы тканей формируют организм растения.

Строение и функции органов цветкового растения

Какое строение имеет семя однодольного и семя двудольного растений; какие условия необходимы для прорастания семян; какие правила необходимо соблюдать при посеве семян; какое строение имеет корень; какие известны виды корней и типы корневых систем; какие функции выполняют различные зоны корня; какие функции выполняют видоизмененные корни; каково строение и значение побега; каким образом листья располагаются на побеге; какие функции выполняют почки; каково значение и внутреннее строение листа; какие листья называют простыми, а какие сложными; Какие известны типы жилкования листьев; как протекает процесс фотосинтеза, какое значение имеет воздушное питание растений в природе; как происходит процесс дыхания у растений; какие структуры растений участвуют в испарении влаги; каково внутреннее строение стебля; какое значение имеет стебель в жизни растения; какие известны видоизменения побегов; каковы причины листопада; что такое фотопериодизм; каково строение и значение цветка; какие растения называются однодомными и двудомными; какие бывают соцветия и какое значение они имеют; как происходит опыление растений; чем отличаются насекомоопыляемые растения от ветроопыляемых; как происходит двойное оплодотворение у растений; как осуществляется распространение плодов и семян; как окружающая среда влияет на растительный организм.

Основные отделы царства растений

Какое строение имеют водоросли, какова их среда обитания, какое  значение они имеют в природе и хозяйственной деятельности человека; как появились первые наземные растения; какие растения являются споровыми; какие растения являются семенными; как происходит смена поколений у споровых растений; каковы прогрессивные черты семенных растений по сравнению со споровыми; в чем отличие однодольных растений от двудольных; какие семейства растений относятся к классу Двудольные; какие семейства растений относятся к классу Однодольные; какое значение имеют различные семейства растений для хозяйственной деятельности человека.

Царство Бактерии. Царство Грибы

Какое строение и форму имеют клетки бактерий; чем спора бактерии отличается от спор папоротников и грибов; какие типы дыхания и питания характерны для бактерий; какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека; какое строение имеют клетки представителей царства Грибы; как устроено тело гриба; наиболее известные представители царства Грибы: одноклеточные, многоклеточные; лишайники; каково значение грибов и лишайников в природе и жизни человека; каков состав и структура природных сообществ; каковы причины смены фитоценозов; какие меры принимает человек для охраны редких и исчезающих видов растений.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений основного общего образования по биологии

В результате освоения содержания учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • Принципы современной классификации растений, основные признаки и свойства каждой систематической единицы;
  • Методы и приборы для изучения объектов живой природы;
  •  Правила сбора растений, создания коллекции и работы с гербарными материалами;
  • Химический состав клеток растений, значение веществ, входящих в их состав;
  • Существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки растений, бактерий и грибов;
  • Типы тканей растений, особенности их строения и значение в растительном организме;
  • Строение, значение и функционирование органов растительного организма;
  • Как шло усложнение растительных организмов в процессе эволюции;
  • Какое значение имеют растения, бактерии и грибы в природе и в хозяйственной деятельности человека;
  • Редкие и исчезающие растения своей местности.

 уметь:

  • работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации, создавать коллекции;
  • Проводить наблюдения и описания природных объектов и явлений;
  • Составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
  • Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, типы растительных тканей;
  • Различать на таблицах и моделях органы цветковых растений, называть их функции;
  • Выделять существенные признаки представителей царства растения, царства Бактерии и царства Грибы;
  • Различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, классов и семейств;
  • Различать на живых объектах и таблицах ядовитые и съедобные грибы;
  • Сравнивать особенности полового и бесполого размножения растений, делать выводы на основе сравнения;
  • Выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в растениях: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
  • Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
  • Объяснять характер взаимосвязей, возникающих в фитоценозах и причины смены растительных сообществ;
  • Объяснять значение растений, грибов и бактерий в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

Календарно-тематическое планирование

п/п

                                                 

                      Тема      урока

Количество

часов

Дата

Проведения

План.

Факт.

Введение

1

1

Биология – наука о живой природе.

 Признаки живых  организмов.

1

Общая характеристика царства  растения

5

2

Царство Растения. Общие признаки растений.

1

3

Классификация растений.

1

4

Строение цветкового растения, его органы.

1

5

Растение – целостный организм. Многообразие растений.

1

6

Условия обитания растений. Значение растений.

1

Клеточное строение растений

4

7

Приборы для изучения растительной клетки.

 Л. р. №1 «Увеличительные приборы»

1

8

Строение растительной клетки. Л. р. №2

 «Строение растительной клетки»

1

9

Химический состав и жизнедеятельность клетки.  Л. р. №3 «Химический состав клетки»

1

10

Многообразие клеток. Л. р. №4

«Ткани растений»

1

3.Строение и функции органов цветкового растения

28

11

Строение семян.

1

12

Л. р. №5 Строение семян»

1

13

Прорастание семян. Условия, необходимые

 для прорастания.

1

14

Всхожесть семян, правила их посева.

1

15

Значение семян.

1

16

Внешнее строение корня и корневых систем.

 Л. р. №6 «Строение корневого волоска»

1

17

Внутреннее строение корня. Видоизменения

корней.

1

18

Почвенное питание растений. Значение

 корней.

1

19

Побег. Строение и значение побега.

1

20

Почки. Внешнее и внутреннее строение.

1

21

Л. р. №7 «Строение и расположение  почек на стебле»

1

22

Лист. Внешнее и внутреннее строение.

1

23

Л. р. №8 «Строение листа»

1

34

Воздушное питание растений (фотосинтез).

1

25

Роль листьев в испарении и дыхании

 растений.

1

26

Стебель. Внешнее и внутреннее строение.

1

27

Л. р. №9 «Внутреннее строение побега»

1

28

Передвижение воды и органических

 веществ по стеблю.

1

29

Многообразие побегов. Листопад.

1

30

Строение и значение цветков.

1

31

Л.р. №10 «Строение цветка»

1

32

Соцветия, их разнообразие.

1

33

Опыление. Значение опыления.

1

34

Оплодотворение. Образование плодов и семян.

1

35

Разнообразие плодов. Л. р. №11 «Типы плодов»

1

36

Распространение плодов и семян.

1

Растение – целостный организм.

1

38

Взаимосвязь растений с окружающей средой.

1

4. Основные отделы царства

растений

20

39

Подцарство Низшие растения (Водоросли)

1

40

Многообразие водорослей, их значение.

 Л. р. №12 «Строение зеленых  водорослей»

1

41

Происхождение наземных растений.

1

42

Подцарство Высшие растения.  Отдел Моховидные. Особенности строения. Значение.

1

43

Л. р. №13 «Строение мха»

1

44

Отдел Папаротниковидные. Строение и размножение.

1

45

Разнообразие споровых растений, их значение.

1

46

Л. р. №14 «Внешнее строение споровых растений»

1

47

Отдел Голосеменные, строение и жизнедеятельность.

1

48

Л.р.  №15 «Строение ветви сосны»

1

49

Многообразие и значение голосеменных

 растений.

1

50

Отдел Покрытосеменные. Особенности

 строения и жизнедеятельности.

1

51

Семейства класса Двудольные.

1

52

Л. р.  №16 «Строение шиповника»

1

53

Семейства класса Однодольные.

1

54

Л. р.  №17 «Строение пшеницы»

1

55

Происхождение культурных растений.

1

56

Историческое развитие растительного мира на Земле.

1

57

Царство     Бактерии,      особенности

жизнедеятельности.

1

58

Разнообразие бактерий.

1

59

Значение бактерий.

1

60

Царство Грибы, их строение,

жизнедеятельность.

1

61

Разнообразие грибов, их значение.

1

62

Л. р. №18  «Строение грибов»

1

63

Лишайники.

1

64

Растительные сообщества.

1

65

Многообразие и смена  фитоценозов.

1

66

Охрана растений.

1

67

Красная книга.

1

68

Итоговый урок.

1

Используемая литература

Литература для учителя.

  1. Биология. 7 класс. Исаева Т.А., Романова Н.И..  - Русское слово. 2013.
  2. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. Калинина А.А.,

М.: Вако, 2005.

      3.    Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии. Внутришкольный контроль.

             Ловкова Т.А., М.:Айрис Пресс, 2010.

      4.    Биология. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. Под ред. Пасечника В.В.

             М.: Просвещение, 2008.

Литература для учащихся.

  1. Биология. 7 класс. Исаева Т.А., Романова Н.И..  - Русское слово. 2013.
  2. Биология: формы и уровни жизни. Медников Б.М., М: Просвещение, 1995.
  3.  Биология. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. Под ред. Пасечника В.В.

 М.: Просвещение, 2008.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...