Устный журнал для уч-ся среднего звена "Жить здорово!"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Топчиева Людмила Михайловна

Цель: Создать условия для формирования позитивной мотивации к ЗОЖ.

Задачи:

Ø Систематизировать критерии ЗОЖ.

Ø Ознакомить с последствиями вредных привычек.

Ø Научить делать осмысленный выбор в отношении вредных привычек.

Ø Формировать активную жизненную позицию, умение противостоять пагубным привычкам и отрицательному влиянию окружающей социальной среды.

Участники: обучающиеся среднего звена средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal-zhit_zdorovo.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 2

Г. ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

устный журнал

для обучающихся среднего звена

ЖИТЬ – ЗДОРОВО!

                                                                                мероприятие разработала

 Топчиева Людмила Михайловна,

учитель биологии МБОУ СШ № 2

Волжский

2015 – 2016 г.г.


Цель: Создать условия для формирования позитивной мотивации к ЗОЖ.

Задачи:

  • Систематизировать критерии ЗОЖ.
  • Ознакомить с последствиями вредных привычек.
  • Научить делать осмысленный выбор в отношении вредных привычек.
  • Формировать активную жизненную позицию, умение противостоять пагубным привычкам и отрицательному влиянию окружающей социальной среды.

Участники: обучающиеся среднего звена средней школы.

Предварительная подготовка:

  • Работа с инициативной группой по созданию проекта проведения мероприятия;
  • Написание конспекта мероприятия;
  • Репетиции с группой сценки ;
  • Отработка дикции, умения держаться перед аудиторией.

Материалы и оборудование:

  • Презентация в программе Microsoft Office PowerPoint.
  • Маркеры и фломастеры.
  • Атрибуты для сценки – головной мозг, лёгкие, печень, почки, сердце

– Мы приглашаем Вас на страницы устного журнала «Жить здорово!»

Первая страница: «Информационная»

(учитель) Одинокая живая пылинка – это наша планета Земля. Земля – одуванчик. Жизнь человека – единственного разумного живого существа – не вечна. Каждый человек неизбежно умрет: один – раньше, другой – позже. Сроки жизни для человека не определенны. Но всякая ранняя смерть – трагедия. Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, нужно научиться ценить и беречь природу как ничем незаменимую среду жизни и колыбель человечества.

Кроме природной среды здоровья и долголетия человека определяет условия его труда и жизни, поэтому со школьной скамьи важно осваивать духовную культуру своего народа, других народов планеты. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку.

В 1940 году Комитет экспертов ВОЗ определил, что здоровье означает отсутствие болезней в сочетании с состоянием полного физического, психического и социального благополучия. Показатели состояния здоровья индивидов характеризует его уровень в обществе.

Г. Гейне писал: – «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье». Утрачивая здоровье, человек начинает искать спасение, в медикаментах недооценивая силу положительного воздействия на организм таких высокоэффективных факторов, как закаливание, рациональное питание, двигательная активность, полноценный сон и др. Такие факторы являются неотъемлемыми компонентами здорового образа жизни.

Исследованиями установлено, что если принять здоровье человека за единицу, то 55% его определяется образом жизни и только 8 – 10% – организацией  медицинской помощи. Недаром говорят, что человек умирает не от определенной болезни, а от своего образа жизни.

(ученик 1) Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) следует понимать такие типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым выполнение им своих социальных и профессиональных функций.

Здоровый образ жизни определяется следующими факторами:

- личная гигиена;

- рациональное питание;

- оптимальное сочетание работы и отдыха;

- двигательная активность;

- закаливание;

- отказ от вредных привычек.

(учитель) Вот о вредных привычках мы сегодня поговорим

Вторая страница: «Историческая»

(ученик 2) Чистый спирт впервые получили арабы в начале VII века. Само слово алкоголь арабского происхождения, в переводе означает «одурманивающий». В западной Европе изготовлять крепкий алкоголь научились в средние века путем возгонки вина. Легенда гласит: впервые приготовил и выпил такой напиток монах алхимик Валентиус. Протрезвев после сильного алкогольного опьянения, он заявил, что открыл чудесное средство, которое делает из старика юношу и прибавляет бодрости и сил. Можно сказать, что именно с этого момента начинается активное распространение алкоголя по остальным странам.

Мнение о том, что пьянство – исконная черта русского народа, ошибочно. На Руси пили очень мало. Только по большим праздникам варили брагу, медовуху и пиво, крепость которых не превышала 10 градусов. Напитки варились всегда только для себя и никогда на продажу. Сам процесс пития значительно отличался от современного: в чарку наливали напиток и пускали по кругу. Причем каждый мог сделать только один или два глотка. Согласитесь, в таких условиях трудно сильно напиться. А если кто употреблял спиртное в будний день, это было грехом и великим позором.

(ученик 3) В России долгое время употребление табака не поощрялось. Впервые табак появляется в России при Иване Грозном. Его завозят английские купцы, он проникает в багаже наемных офицеров, интервентов и казаков во времена смуты. Курение на короткое время приобретает временную популярность в среде знати.

При царе Михаиле Федоровиче Романове отношение к табаку резко меняется. Табак подвергается официальному запрету, контрабандный товар сжигают, его потребители и торговцы подвергаются штрафам и телесным наказаниям.

Еще жестче стали относиться к табаку после Московского пожара в 1634 году, причиной которого посчитали курение. Вышедший вскоре царский указ гласил: "чтоб нигде русские люди и иноземцы, всякие, табаку у себя не держали и не пили, и табаком не торговали".

(ученик 4) Наркотики как вещества, изменяющие состояние человека, были известны и древним грекам, и древним римлянам. Кроме того, греческая культура дала название препарату, приготовляемому из млечного сока засохших головок мака — слово «όπιο» («опиум») в переводе с греческого означает «сок».

Римские врачи I века нашей эры очень хорошо относились к опиуму, применяя его для лечения различных заболеваний. С авторитетом римского врача Клавдия Галена (129—201 годы), восторженно относившегося к опиуму, некоторые историки связывают чрезвычайную популярность опиума в Риме в начале первого тысячелетия.

С приходом на трон Петра I, в противовес политике Ивана Грозного, население поощряется к курению табака. Петр I, побывав за рубежом, понял, что табак такой же прибыльный для бюджета страны товар, что и водка. С тех пор табак, но прежде  – водка, укрепились в экономике страны, как легальные наркотики, пищевые продукты, принося доход казне, одновременно унося ежегодно жизни сотен тысяч людей, впавших в зависимость от этих одурманивающих веществ.

В XVII веке начинают формироваться торговые взаимоотношения с Китаем, который стал со временем основным поставщиком опия в Россию.

Также присоединение к территориям России Кавказского и Закавказского регионов, особенно огромного куска территории Центральной Азии (Средней Азии), послужила мощным толчком к многосторонним и тесным этническим контактам между аборигенами  – коренным населением Туркестанского. Конечно же, межэтнические взаимоотношения налаживались и в сфере приобретения навыков потребления туземных наркотиков  – гашиша и опиума. По некоторым оценкам, в Средней Азии начала ХХ в. проживало не менее 1 млн. человек, интенсивно злоупотреблявших наркотиками, а контрабандный оборот опия и гашиша переваливал за сотни тонн.

Третья страница: «Театральная»

 9 участников; ведущий - 1, «мозг -1, лёгкие – 2, сердце -1, печень – 1, желудок – 1, никотин – 1, смола – 1».

Оборудование: головные, бумажные ленточки с надписями «мозг, лёгкие, сердце, печень, желудок», стол, 2 стула, 2 велосипедных насоса.

Органы размещаются иерархично: сверху мозг (стоит на стуле), ниже сердце, по бокам от него легкие(сидят на стульях),ниже печень и желудок (на корточках)

Ведущий:

- В организме каждого человека, всегда происходит какие – то изменения, какие? Давайте заглянем в организм молодого человека и посмотрим, что там происходит.

Мозг:

(Начинает хлопать в ладоши, одновременно проговаривая свой текст).

- Так друзья просыпаемся, через пять минут хозяин встанет, и мы должны быть готовы.

Начнём с лёгких; - как дела?

Лёгкие:

(Качают свои насосы одновременно).

- Всё нормально. Ещё если хозяин прогуляется перед завтраком на свежем воздухе, будет ещё лучше.

Мозг:

- Ну, хорошо, переходим к сердцу. Как у нас дела?

Сердце:

- Просто прекрасно, кровь отправляем куда надо, все клапана работают как машина.

Мозг:

- Теперь дадим слово уважаемой печени, как мы, не страдаем, нечего не мешает?

Печень:

- Ну, вопрос конечно философский. Есть небольшие проблемы. Я думаю, стоит поговорить с желудком.

Мозг:

- Эй, желудок, что скажешь?

Желудок:

( Подтягивается) - Что я скажу, завтракать уже пора, прямо не могу. А печень плохая не хочет со мной общаться.

Мозг:

- Ну, ты желудок вечно не доволен. Ой, погодите, погодите, по-моему, к нам идут гости.

Желудок:

- Ко мне?

Мозг:

- Нет, по–моему к легким

(На сцену выходят два парня с сигаретой в зубах, вразвалочку  подходят и обнимают лёгкие).

Никотин:

- Привет, саечка за испуг (трогает за подбородок одного из легких), я Ник или никотин, а он Смол или смола.

Желудок:

- Ну, вот вечно к кому-нибудь, но не ко мне.

Никотин:

- Не волнуйся, и к тебе в гости придём, ещё не рад будешь.

Мозг:

- Позвольте, как вы здесь оказались?

Никотин:

- Шеф попробовал сигарету и вот мы здесь, скоро может быть и другие пацаны подтянуться.

Лёгкие:

- Какие?!

Никотин:

- Алкоголь, наркотики – слышал про них?

Ведущий:

- Прошло полгода.

Мозг:

(Держится за голову) - Так просыпаемся, что-то я хотел сказать, да забыл, ах да готовимся к подъёму. Есть у кого  вопросы, жалобы?

Лёгкие:

(кашляя) - Мы уже не можем, делайте что-нибудь, мы уже задыхаемся!!!

Сердце:

- Товарищи! Критическое положение, сосуды забиваются.

Желудок:

- А у меня всё хорошо, мне ничего не надо, всё просто «о,кей»!

Ведущий:

- Что будет дальше с бедным организмом, вы,  наверное ребята догадываетесь, давайте этого не до пустим!

 

Четвертая страница: «Медицинская»

(ученик 1) Алкоголь или в просторечии винный (этиловый) спирт состоит их очень малых молекул, которые хорошо растворяются в воде и жирах, что обеспечивает их быстрое всасывание в кровь и перемещение к органам тела, включая мозг. Всасывание начинается уже в слизистой оболочке рта, затем в слизистой желудка (около 20%), а основная часть (около 80%) поглощается в тонком кишечнике.

Никакое тело не может быть столь крепким, чтоб вино не повредило б его, – говорил Плутарх, древнегреческий мыслитель.

Алкоголь, как психоактивное вещество, оказывает влияние на функции многих систем организма. Для нервной системы алкоголь является, угнетающим фактором, который замедляет ее работу и нарушает нормальную активность мозга. Даже небольшие количества алкоголя угнетают области мозга, контролирующие торможение. Это приводит к утрате тормозного контроля, из-за чего некоторые люди рассматривают алкоголь как стимулирующее средство.

(ученик 2) Одна из опасных болезней химической зависимости, зачастую относимых привычкам – табакокурение. Согласно мировой статистике, ежегодно из числа курильщиков преждевременно умирает 2, 5 млн. человек.

В нашей стране курят около 60 % мужчин и 50 – 55 % женщин трудоспособного населения. Курение табака представляет серьезную угрозу для здоровья человека. Дым табака содержит около 3 тысяч химических веществ, которые способны повреждать живые ткани. Сюда входят смолы и родственные им соединения, никотин и токсичные газы типа окиси углерода, цианистого водорода и окислов азота.

Содержащийся в табаке никотин относится к ядам, вызывающим сначала привыкание, а затем болезненное влечение – токсикоманию. Никотин – алкалоид, является одним из самых ядовитых веществ и вызывает наиболее сильное пристрастие. Во время курения никотин быстро всасывается в кровь из легких и в течение семи секунд разносится по всему телу, проникая во все органы. Происходит мощное стимулирование нервной системы, часто вызывая тремор (дрожание) и даже судороги; возрастает ЧСС, кровяное давление, из-за сужения кровеносных сосудов понижается температура кожи и др.

 Никотин чрезвычайно токсичен для насекомых и теплокровных животных. Действует как  нейротоксин, вызывая паралич нервной системы (остановка дыхания, прекращение сердечной деятельности, смерть). Средняя летальная доза для человека — 0,5–1 мг/кг, для крыс — 140мг/кг через кожу, для мышей — 0,8мг/кг.

Особенно опасен радиоактивный полоний – 210. Попадая с табачным дымом в организм, он накапливается в бронхах и легких, а также в печени и почках.

Смола – густое, черное, липкое вещество, которое образуется при сгорании табака. Смолы содержат канцерогенные вещества, вызывающие рак, способствуют развитию хронических бронхитов и других заболеваний дыхательных органов.

(ученик3) Наркотики оказывают специфическое действие, прежде всего на нервную систему, а также на весь организм человека. Это действие заключается в развитии особых состояний, которые называются состояниями наркотического опьянения: снимаются болевые ощущения, меняется настроение, психический и физический тонус. Появляется чувство легкости, эйфория, сосредоточенность на собственных нереальных ощущениях, освобождение от груза проблем и забот. Все наркотики, независимо от пути введения в организм, в большей или меньшей степени обязательно повреждают: нервную систему (в том числе головной мозг), иммунную систему, печень, сердце, легкие.

Наркоманы разрушают себя не только физически, но и духовно. Для них характерны такие нарушения психики, как душевная опустошенность, черствость, холодность, утрата способности к сопереживанию, эмоциональному контакту, глубокий эгоизм. В ходе болезни резко падает энергетический и волевой тонус, угасают все влечения и потребности, кроме тяги к наркотикам. Нередко на первый план выступают аморальность больных, их склонность к асоциальному поведению, готовность к преступлениям.

Пятая страница: «Игровая»

1. Его не купишь ни за какие деньги. (Здоровье)
2. Что милей всего на свете?  (Сон)
3.Массовое заболевание людей.  (Эпидемия)
4. Рациональное распределение времени.  (Режим)
5. Тренировка организма холодом.   (Закаливание)
6. Жидкость, переносящая в организме кислород.     (Кровь)
7. Наука о чистоте.    (Гигиена)
8. Мельчайший организм, переносящий инфекцию. (Микроб)
9. Добровольное отравление никотином. (Курение)

10. Любитель зимнего плавания. ( Морж).

11. Живое пособие по изучению мышц человека (Культурист)

12. Как называется внезапная кратковременная потеря сознания? (Обморок.)

13. Как называется наука о здоровье и профилактике заболеваний? (Валеология.)

14. От чего страдают не только компьютеры, но и человек?(Вирус.)

15. Мусор в организме. (Шлак.)

16. Как иногда называют строение организма человека? (Конституция)

Шестая страница: «Агитационная»

Вы все хорошо отдохнули, поиграли. Предлагаю всем потрудиться. Разговорами делу не поможешь. Поэтому предлагаю поучаствовать в акции: «Жить – здорово!». Наша инициативная группа придумала оформление листовок. Мы вам сейчас их раздадим и попросим написать текс – призыв.  (Помощники разносят листовки, дети пишут или рисуют. По окончании 3-4 человека показывают готовые работы, объясняют, почему выбрали такой текст. Инициативная группа собирает листовки.)

Учитель: Мне хочется пожелать всем участникам нашего устного журнала запомнить, как всё бывает плохо в жизни из-за плохих привычек. Желаю всем крепкого здоровья, многих интересных дел в жизни, и прожить её без вредных привычек!

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Анастасова Л. П., Гольнева Д. П., Короткова Л. С. Человек и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1997.
  2. Величковский Б. Т., Кирпичев В. И., Суравегина И. Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
  3. https://ru.wikipedia
  4. http://www.zanimatika.narod.ru/
  5. http://www.narkotiki.ru/
  6. http://medportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Растем здоровыми"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов...

Устный журнал "Ты и твое здоровье"

Устный журнал расскажет о том, какие факторы (положительные и отрицательные) влияют на здоровье человека и как сохранить и укрепить свое здоровье....

Устный журнал "Формула здоровья"

Мероприятие по здоровому образу жизни. Справка о вреде курения, алкоголя, наркотиков...

Устный журнал "Я выбираю здоровье"

Классный час "Я выбираю здоровье" посвящён здоровому образу жизни.Учащиеся обсуждают следующие вопросы во время дисскуссии: Что такое ЗОЖ? Как можно закаливать организм? Какое влияние оказывает гип...

Сценарий устного журнала "Слово о здоровье"

В методической разработке представлен материал, который раскрывает: зависимость здоровья человека от  санитарно-экологического состояния окружающей среды; значение здорового образа жизни....

Устный журнал "Береги здоровье смолоду"

Устный журнал "Береги здоровье смолоду" можно проводить в рамках классного часа, можно в рамках общешкольного праздника, посвященного Дню Здоровья....

Устный журнал "Курение или здоровье - выбирайте сами"

Классный час в форме устного журнала. Проводится с целью способствовать воспитанию активной жизненной позиции, негативного отношения к курению, а также формированию положительных привычек....