Конспект открытого урока "Основные группы рыб"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Знакомство с многообразием рыб и их значением в природе и жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovn.sist_gr._ryb._otkrytyy_urok.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ  УРОК  ПО  БИОЛОГИИ

УЧИТЕЛЬ: НОВИКОВА.М.А.                  КЛАСС: 7-Б                    

Тема  урока: "Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение"

Задачи:

Образовательные:

раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды;

определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;

основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб;

Развивающие:

научиться узнавать изученных рыб;

уметь сравнивать особенности строения рыб;

уметь работать с учебником;

соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоёмов.

Воспитательные:

показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение;

раскрыть относительный характер приспособленности;

доказать естественное происхождение рыб;

познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения;

показать влияние человека на численность рыб.

Оборудование:

-проектор

-презентация

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий.

Применяемые технологии:

-дифференцированное обучение

-ИКТ

-элементы проблемного обучения

-элементы исследования

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в жизни человека, в природе, охраной рыбных богатств. Для этого постараемся решить следующие задачи нашего с вами урока:

раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды;

определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;

основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.

II. Проверка домашнее задания.

   1.Карточки с дифференцированными заданиями (6 учащихся).

   2.Устный опрос (2 ученика).

III. Актуализация знаний учащихся по теме “Рыбы – водные позвоночные животные”.

1. Приспособленность рыб к среде обитания.

2. Внутреннее строение рыб.

IV. Изучение нового материала.( Слайд 1)

1. Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц на мультимедийном проекторе.

Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.

Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение.(демонстрация разнообразия форм и окраски рыб)

ЗМЕЕВИДНЫЕ (угри, мурены),

ПЛОСКИЕ (скаты, камбала),

ДИСКОВИДНЫЕ (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна),

ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ (акулы, тунцы),

ШАРООБРАЗНЫЕ (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.

Ещё более невероятной кажется окраска рыб. Зачастую яркая и контрастная, она может служить средством опознания особей своего вида или быть предупреждением о несъедобности или ядовитости хозяина.

2. Беседа по вопросам:

Что же определяет окраску рыб?

Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной чешуёй. Эти цветоносные клетки называются хроматофорами и содержат в себе зёрна пигментов, чаше всего оранжевого, жёлтого и красного цветов. Встречается в них и чёрный пигмент, и кристаллики гуанина, который может давать белые, серебристые и перламутрово-радужные тона. При объединении двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зелёные отливы.

Как называется такая окраска рыб? (Покровительственная).

Что обозначает термин "эволюция "?

К сожалению, вопросы эволюции рыб изучены очень слабо.

     Причин этому несколько, но главная из них – сравнительно небольшое количество палеонтологического материала. И чем древнее ископаемые остатки рыб, тем меньше число их находок.

    Чаще всего находят окаменевшие зубы, чешую и позвонки древних рыб, реже отдельные кости черепа. Редкими и ценными для науки находками являются отпечатки скелета или даже всего тела рыбы. Очень редко в окаменевшем состоянии оказываются мягкие ткани животных. Например, найдена окаменевшая мышца акулы, жившей более 300 млн. лет назад.

Как называется наука, которая занимается классификацией организмов в группы по степени их родства? (Систематика).

3. Работа учащихся у доски по составлению визитки рыб. (слайд 2)

4. Характеристика класса Хрящевые рыбы. (слайд 3-7)

Хрящевые – скелет хрящевой, кожа покрыта чешуей по строению напоминающей зубы. Жаберных крышек нет, жаберные щели открываются наружу самостоятельными отверстиями, плавательного пузыря нет.

5.Характеристика представителей хрящевых рыб.

   1) АКУЛЫ - самостоятельная работа с учебником по заданному плану: (слайды 8-14)

- местообитание

-форма тела

-особенности зубов

-тип питания

-особенности чешуи

-представители

  2)СКАТЫ – сообщение ученицы. (слайды 15-20)

Задание учащимся: прослушав сообщение, перечислить особенности строения и жизнедеятельности скатов; сравнить с акулами.

6. Характеристика костных рыб и их представителей (рассказ учителя и самостоятельное заполнение таблицы по учебнику ) (слайд 21)

7. Главный вывод: Многообразие рыб – результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.

8. Беседа с учащимися об охране и значению рыб, сообщение учащегося на данную тему.

Итак, мы с вами познакомились с многообразием рыб, их систематическим положением. Немаловажное значение имеет практическое значение рыб в природе и жизни человека, и, конечно, их охрана.

Что вы знаете об этом?

Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности.

Значение рыб:

Регуляция численности водных беспозвоночных.

Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.

Звено в целях питания живых организмов.

Общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках.

Из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым.

Рыба – богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I.

Рыба может быть рекомендована для диетического питания гипертоникам, больным атеросклерозом, предрасположенным к полноте, страдающим заболеваниями желудка и печени. Особенно питательна печень трески. Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных яиц. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырую рыбу, так как при этом можно заразиться паразитическими червями, поэтому рыбу употребляют в варёном, жареном, копчёном, солёном, консервированном виде. Из неё можно приготовить множество блюд.

Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.

Рыбы попали и на полотна художников, например, натюрморты с рыбой, или картина А. Матисса “Красные рыбки”. Названия рыб запечатлены в именах, например, фильм. “Место встречи изменить нельзя” (герой Карпуша), город Бычки (Рязанская обл.), г. Елец, г. Ершов (Саратовская обл.), г. Судак, есть Щучье озеро, река Язъва (Пермская обл.), рыба входит в гербы некоторых городов.

Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их необходимо охранять.

V. Закрепление материала

VI. Домашнее задание: подготовить сообщения  о любом представителе рыб, повторить все параграфы в разделе «Рыбы» для подготовки к контрольной работе.

Дифференцированные задания

Уровень 1 (задания на “3”)

Выбрать номера правильных суждений:

Развитие рыб происходит только в воде.

Основная функция плавательного пузыря – гидростатическая.

Жаберные крышки есть у всех рыб.

Кровеносная система рыб замкнутая.

Сердце рыб однокамерное.

Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

Рыбы способны к образованию условных рефлексов.

Органами выделения у рыб служат почки.

Для большинства рыб характерно наружное оплодотворение.

Температура тела рыб постоянная.

Правильные ответы: 1, 2, 4, 7, 8, 9.

Уровень 2 (задания на “4-5”)

Из перечня органов (1-22) выбрать те, которые соответствуют каждой из систем органов. Записать обозначения в колонку.

I – нервная система                                            № 1 – плавники

II – кровеносная система                              № 2 – жабры

III – пищеварительная система                № 3 – мышцы

IV– дыхательная система                                № 4 – вены и артерии

V – выделительная система                               №5 – позвоночник

VI – система опоры и движения                  №6 – мочевой пузырь

VII – половая система                                             № 7 – череп

                                                                          № 8 – печень

                                                                                № 9 – ребра

 № 10 – желудок

            № 11 – плечевой пояс

       № 12 – мочеточник

                                                                                № 13 – почки

            № 14 – головной мозг

      № 15 – семенники

          № 16 – спинной мозг

№ 17 – нервы

№ 18 – яичник

             № 19 – передний мозг

       № 20 – яйцеклетка

    № 21 – мозжечок

№ 22 – сердце

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО  ТЕМЕ «ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ РЫБ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

Класс: 7-б

Тема  урока: "Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение"

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий.

Место урока в теме: это предпоследний урок в теме : «Класс Рыбы», за ним следует обобщение и систематизация знаний по данной теме.

Применяемые технологии:

-дифференцированное обучение

-ИКТ

-элементы проблемного обучения

-элементы исследования

Реализация основной дидактической цели урока.

Все этапы урока были взаимосвязаны.

Все требования программы по данной теме получили отражение в уроке.

На уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды;

определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;

основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб;

Развивающие:

научиться узнавать изученных рыб;

уметь сравнивать особенности строения рыб;

уметь работать с учебником;

соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоёмов.

Воспитательные:

показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение;

раскрыть относительный характер приспособленности;

доказать естественное происхождение рыб;

познакомить с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения;

показать влияние человека на численность рыб.

 

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию.

На уроке были достигнуты поставленные задачи.

 При планировании урока были составлены дифференцированные задания в соответствии со способностями класса.

При подготовке и проведении   урока были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Все этапы урока были чётко видны, после каждого из них было дано закрепление материала. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

На уроке применялись разные методы обучения: устный и письменный контроль, рассказ, беседа, использование презентации, коммуникативные, работа с учебником, диалог, выполнение заданий по заданному алгоритму, сопоставление и сравнение. Работа проходила в сотрудничестве с учителем.

На уроке преобладала фронтальная (коллективная) работа с элементами индивидуальной работы,сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.

Во время урока осуществлялась смена видов деятельности с целью здоровьесбережения.

Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Элементы урока изучения нового материала

Структура урока

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1.Организационный этап

Создание позитивного эмоционального настроя учащихся.

Обеспечение мотивации к изучению новой темы.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

2Проверка домашнего задания

Проверить и проанализировать усвоение темы предыдущего урока

Устный и письменный опрос с элементами дифференцированного обучения

3.Постановка темы «Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение» и определение её места в разделе «Класс Рыбы»

Учащиеся с помощью учителя называют тему урока и определяют её место в разделе.

Учащиеся с помощью учителя называют тему урока и определяют её место в разделе.

4. Этап усвоения новых знаний по теме урока

1)Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний

2) Здоровьесберегающий компонент.

3) Соотнесение новых знаний с жизненным опытом

1)Учащиеся находят логичные объяснения, опираясь на экологические, эволюционные закономерности, изученные ранее.

2) Смена видов деятельности.

Психологическая и физическая разрядка.

3) Предложены пути расширения знаний в изучаемой теме.

5.Этап закрепления новых знаний

Обеспечение закрепления знаний по теме урока

Позволило учащимся на каждом этапе изучения материала закреплять, корректировать и применять знания в новой ситуации.

6.Подведение итогов

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Проведён анализ достижений и эмоционального состояния учащихся

7.Домашнее задание.

Определить необходимый материал для подготовки к следующему уроку

Дано подробное домашнее задание

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом  и правильно выполняли  задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по лексической теме "Транспорт" с использованием методов ТРИЗ (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по лексической теме «Транспорт»с использованием методов ТРИЗ(подготовительная группа) Коррекционно - образовательные цели.    Систематизироват...

конспект открытого коррекционного индивидуального занятия в старшей группе "Автоматизация звука[р]"

конспект открытого коррекционного индивидуального занятия в старшей группе...

Конспект открытого занятия для воспитателей средних групп ДОУ по ФЭМП и физической культуре «В гостях у клоунов» (средняя группа № 6 д/с № 35)

Конспект открытого занятиядля воспитателей средних групп ДОУ по ФЭМП и физической культуре «В гостях у клоунов» (средняя группа № 6 д/с № 35)   Тип занятия: интегрированное занятие по ...

Открытие новых групп после капитального ремонта и открытие билингвальной группы с крымскотатарским языком обучения.

Сценарий торжественного открытия детского сада    «Звездочка» п.Школьное после капитального ремонта...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж  &ra...