Рабочая учебная программа «БИОЛОГИЯ» для 11 класса
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Шачинова Татьяна Николаевна

Программа курса биологии на ступени среднего (полного) общего образования  направлена на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_biol_11_prof.docx254.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

« Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа »

         Рассмотрено:                                            Согласовано:                                   Утверждаю:

на  заседании  методического             Заместитель  директора  по               Директор  МБОУ  СОШ

объединения  учителей химии и

биологии                                                УВР Прокина Н.И.                           Кулагин И.А.

Протокол №  _______

от  “____”____________  2016 г.   от  “____”  ________ 2016 г.                от  “____” _________2016г

Руководитель  МО:___________

Рабочая учебная программа

 «БИОЛОГИЯ»

для 11 класса «А»

3 часа  в  неделю

(всего 102 часа)

(профильный уровень)

                                                      Составитель: учитель биологии

                                                                               Шачинова Т.Н.


 
 
 


2015-2016 уч. г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Цель изучения:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,  экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Общая характеристика учебного предмета

-краткая характеристика - программа курса биологии на ступени среднего (полного) общего образования  направлена на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся  должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.  

-сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа-

рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 10-11класса «Общая биология» автора В.Б. Захарова, //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2008, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся .

-информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование 

Авторская программа построена из расчета 105 часов, мной она переработана из расчета 102 часа

 Количество  часов  распределено  следующим  образом

№ п/п

          Название раздела

     Количество часов

 По программе

 По КТП

1

РАЗДЕЛ  1

Учение об эволюции органического мира

 40

 40 часов

2

РАЗДЕЛ  2

Развитие органического мира

20

20 часов

3

РАЗДЕЛ  3

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

30

27 часов

4

РАЗДЕЛ  4

Биосфера и человек

14

14 часов

Заключение 1 час

1

1 час

ИТОГО

105

102 часа

Резервное время

 

-общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом-  данная программа разработана в соответствии с  учебным планом образовательного учреждения   в рамках интегрированного учебного предмета «Биология» для 11 классов. В соответствии с учебным планом в профильном 11 классе на учебный предмет «Биология» отводится 102 часа (из расчета 3 часа в  неделю) .  

3.) Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования- 

  На изучение предмета Биология в школьном учебном плане отводится 102 часа в инвариантной части из расчета 3 учебных часа в неделю.

4.)В результате изучения предмета в 11 классе учащиеся должны

знать /понимать

ученик должен знать /понимать основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);  

  сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ естественного отбора и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;  

  биологическую терминологию и символику;

уметь

  объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических природы, веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  решать  элементарные  биологические  задачи;  составлять  элементарные  схемы  скрещивания  и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  описывать особей видов по морфологическому критерию;  

  выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

неживой природы, зароды  сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;  

  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

   оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;    оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Межпредметные связи.:

История. Культура Западной Европы конца XV — первой половиныXVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран.

Население мира. География населения мира.

Физическая география. История континентов. Климат Земли, климатическая зональность

Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства.   Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Тематическое планирование по дисциплине «Общая биология. 11 класс_»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе

теория

лабораторные работы

контрольные работы

I.

РАЗДЕЛ  1

Учение об эволюции органического мира

40 часов

36

3

1

II.

РАЗДЕЛ  2

Развитие органического мира

20 часов

19

-

1

III.

РАЗДЕЛ  3

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

27 часов

26

-

1

IV

РАЗДЕЛ  4

Биосфера и человек.

14 часов

13

-

1

Заключение 1 час

1 час

1

-

-

Итого

102 часа

94

3

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(102 часов, 3 часа в неделю)

РАЗДЕЛ  1

Учение об эволюции органического мира

40

Тема 1.1

Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина (7часов)

Развитие биологии в додарвиновский Период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Тема 1.2

Дарвинизм (7часов)

 Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Тема 1.3

Синтетическая теория эволюции. Макроэволюция (14 часов)

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.

         ■  Лабораторные и практические работы

■  Демонстрация.     Биографии    ученых,     внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Жана Батиста Франсуа де Ламарка.

  •  Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
  • Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического   видообразования.   Показ   живых растений и животных; гербариев и коллекций, демонстрирующих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности  организмов  к  среде  обитания  и  результаты видообразования.

          ■  Изучение изменчивости.

  • Вид и его критерии. Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений.
  • Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Тема 1.4

 Основные закономерности эволюции. Макроэволюция . (12 часов)                                        

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс(А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

  • Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза.  Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.  Характеристика представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
  • Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор  как  результат  борьбы  за  существование  в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.
  • Умения. На основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

Межпредметные связи. История. Культура Западной Европы конца XV — первой половиныXVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

РАЗДЕЛ  2

Развитие органического мира (20 часов)

Тема 2.1

Основные черты эволюции животного и растительного мира.  (10 часов)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

■ Демонстрация. Репродукции картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

Тема 2.2

Происхождение человека (10 часов)

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

  • Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
  • Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма».
  • Умения. Использовать текст учебника и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными  объектами.  Давать  аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».
  • Межпредметные связи. Физическая география. История континентов.

Экономическая география. Население мира. География населения мира.

РАЗДЕЛ  3

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (27 часов)

Тема 3.1

Понятие о биосфере (6 часов)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природеДемонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе.

Тема 3.2

Жизнь в сообществах. (7 часов)

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

Тема 3.3

Взаимоотношения организма и среды (6 часов).

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Тема 3.4

Взаимоотношения между организмами. (8 часов)

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.

■        Демонстрация.   Карты,   отражающие   геологическую историю материков; распространенность основных биомов суши.

  • Демонстрация.   Примеры  симбиоза представителей различных царств живой природы.
  • Основные  понятия.   Биосфера.   Биомасса   Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
  • Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания.
  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства.

Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность 

РАЗДЕЛ  4

Биосфера и человек. (14 часов)

Тема 4.1

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы (12 часов)

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

■        Демонстрация,  Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Карты заповедных территорий нашей страны и ближнего зарубежья.

Тема 4.2

Бионика (2 часа)

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).

  • Демонстрация.  Примеры  структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).
  • Основные понятия. Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы.  Заповедники, заказники, парки; Красная книга. Бионика. Генная инженерия, биотехнология. Умения. Объяснять необходимость знания и умения практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
  • Межпредметные связи. Неорганическая химия.   Защита природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Заключение 1 час

Календарно – тематическое планирование.

№п/п

Наименование разделов и тем.

Вид занятия

Количество часов

Самостоятельная работа

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

Раздел1 «Учение об эволюции органиче-

ского мира»

40 часов

Тема 1.1

Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина

7 часов

1

Тема урока

Введение . Учение об эволюции органиче-

ского мира

Изучение нового материала

1

2

Тема урока

История представлений о развитии жизни на Земле. Античные и средневековые представления о сущ-

ности и развитии жизни.

Комбинированный

1

3

Тема урока

 Система органической природы К. Линнея

Комбинированный

1

4

Тема урока

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.-Б.- Ламарка

Комбинированный

1

5

Тема урока

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.-Б.- Ламарка

Комбинированный

1

6

Тема урока Представления о развитии жизни на Земле в додарвинский период.

Комбинированный

1

7

Тема урока Представления о развитии жизни на Земле в додарвинский период.

Семинар

1

Тема 1.2

Дарвинизм

7 часов

1

Тема урока Естественно- научные предпосылки теории Ч. Дарвина.

Изучение нового материала

1

2

Тема урока Экспедиционный материал Ч. Дарвина

Комбинированный

1

3

Тема урока Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

Комбинированный

1

4

Тема урока Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства

Комбинированный

1

Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости»

5

Тема урока

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существования и естественный отбор.

Комбинированный

1

6

Тема урока

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов.

Комбинированный

1

Лабораторная работа №2 «Вид и его критерии.»

7

Тема урока Обобщающий. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.

Семинар

1

Тема 1.3

Синтетическая теория эволюции. Макроэволюция

14 часов

1

Тема урока Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция. Вид. Критерии и Структура.

Изучение нового материала

1

2

Тема урока

 Изучение морфологического критерия вида

Комбинированный

1

Лабораторная работа №3 «Изучение морфо-

логического критерия вида.»

3

Тема урока Эволюционная роль мутаций.

Комбинированный

1

4

Тема урока Генетическая стабильность популяций.

Комбинированный

1

5

Тема урока Генетические процессы в популяциях

Комбинированный

1

6

Тема урока

Формы естественного отбора.

Комбинированный

1

7

Тема урока Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Комбинированный

1

8

Тема урока Повторение по курсу общей биологии. Подготовка к ЕГЭ

Комбинированный

1

9

Тема урока Относительный характер приспособленности организмов.

Комбинированный

1

10

Тема урока Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора

Комбинированный.

1

11

Тема урока Видообразование как результат микроэволюции.

Комбинированный

1

12

Тема урока Видообразование как результат микроэволюции.

Комбинированный

1

13

Тема урока Семинарское занятие. «Эволюционная роль и значение естественного отбора»

Семинар

1

14

Тема урока

Контрольная работа №1 «Эволюционная роль и значение естественного отбора»

Контрольная работа №1

1

Тема 1.4

 Основные закономерности эволюции. Макроэволюция

12 часов

1

Тема урока

Введение в проблему «Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция.

Изучение нового материала

1

2

Тема урока

 Пути достижения биологического прогресса (главные направления прогрессивной эволюции). Агрогенез

Комбинированный

1

3

Тема урока

Пути достижения биологического прогресса (главные направления прогрессивной эволюции). Агрогенез

Комбинированный

1

4

Тема урока

Главные направления прогрессивной  эволюции. Аллогенез . Катагенез

Комбинированный

1

5

Тема урока Главные направления прогрессивной  эволюции. Аллогенез . Катагенез

Комбинированный

1

6

Тема урока

 Выявление ароморфозов у расте-

ний, идиоадаптаций у насекомых.

Комбинированный

1

7

Тема урока

Основные закономерности биологической эволюции

Комбинированный

1

8

Тема урока

Повторение по курсу общей биологии. Подготовка к ЕГЭ

Комбинированный

1

9

Тема урока

Правило эволюции

Комбинированный

1

10

Тема урока

Правило эволюции

Комбинированный

1

11

Тема урока Обобщающие уроки по теме «Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений.»

Комбинированный

1

12

Тема урока Повторение по курсу общей биологии. Подготовка к ЕГЭ

Семинар

1

РАЗДЕЛ  2

Развитие органического мира

20 часов

Тема 2.1

Основные черты эволюции животного и растительного мира.  

10 часов

1

Тема урока

 Введение в изучение темы «Развитие жизни на Земле».

Изучение нового материала

1

2

Тема урока

Развитие жизни в архейской эре.

Комбинированный

1

3

Тема урока

Развитие жизни протерозойскую и палеозойскую эры.

Комбинированный

1

4

Тема урока

Выход растений и животных на сушу на протяжении палеозойской эры.

Комбинированный

1

5

Тема урока

Развитие жизни в мезозойскую эру

Комбинированный

1

6

Тема урока

Развитие жизни в мезозойскую эру

Комбинированный

1

7

Тема урока

 Развитие жизни в кайнозойскую эру

Комбинированный

1

8

Тема урока

 Семинар по теме «Эволюционное развитие растений и животных в истории Земли»

Комбинированный

1

9

Тема урока

Повторение по курсу общей биологии. Подготовка к ЕГЭ

Комбинированный

1

10

Тема урока Контрольная работа №2 по теме «Развитии жизни на Земле».

Контрольная работа №2

1

Тема 2.2        

Происхождение человека

10 часов

1

Тема урока

Введение в изучение темы «Происхождение человека».

Изучение нового материала

1

2

Тема урока Положение человека в системе животного мира.

Комбинированный

1

3

Тема урока

Эволюция приматов

Комбинированный

1

4

Тема урока

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.

Комбинированный

1

5

Тема урока

Стадии эволюции человека. Древние люди

Комбинированный

1

6

Тема урока

 Стадии эволюции человека. Первые современные люди.

Комбинированный

1

7

Тема урока Современный этап эволюции человека.

Комбинированный

1

8

Тема урока

Антинаучная сущность расизма и социал- дарвинизма

Комбинированный

1

9

Повторение по курсу общей биологии. Подготовка к ЕГЭ

Комбинированный

1

10

Тема урока Обобщение знаний по теме «Происхождение человека.»

Семинар

1

РАЗДЕЛ  3

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

27 часов

Тема 3.1

Понятие о биосфере

6 часов

1

Тема урока

 Введение в изучение темы «Взаимоотношение организма и среды»

Изучение нового материала

1

2

Тема урока

 Биосфера, ее структура. Косное вещество биосферы

Комбинированный

1

3

Тема урока

Структуры биосферы. Живые организмы. Живое вещество

Комбинированный

1

4

Тема урока Круговорот веществ в природе.

Комбинированный

1

5

Тема урока Круговорот веществ в природе.

Комбинированный

1

6

Тема урока Обобщение знаний по теме «Биосфера ,ее структура и функции»

Семинар

1

Тема 3.2

Жизнь в сообществах.

7 часов

1

Тема урока

Введение в тему «Жизнь в сообществах. Основы экологии»

Изучение нового материала

1

2

Тема урока

История формирования сообществ живых организмов.

Комбинированный

1

3

Тема урока Биогеография. Основные биомы суши. Неарктическая и палеарктическая области.

Комбинированный

1

4

Тема урока

Основные биомы суши. Восточная и Неотропическая области

Комбинированный

1

5

Тема урока

 Основные биомы суши. Эфиопская и Австралийская области.

Комбинированный

1

6

Тема урока Семинарское занятие по теме «Основы экологии».

Семинар

1

7

Тема урока Контрольная работа №3 по теме «Основы экологии».

Контрольная работа №3

1

Тема 3.3

Взаимоотношения организма и среды

6 часов

1

Тема урока Взаимоотношение организма и среды. Биоценозы

Изучение нового материала

1

2

Тема урока Абиотические факторы среды. Температура. Свет

Комбинированный

1

3

Тема урока

Абиотические факторы среды. Влажность. Ионизирующее излучение

Комбинированный

1

4

Тема урока Абиотические факторы среды. Загрязняющие вещества. Интенсивность действия факторов среды.

Комбинированный

1

5

Тема урока Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.

Комбинированный

1

6

Тема урока Обобщение знаний по теме.»Естественные сообщества организмов. Воздействие абиоти-

еских факторов на организмы»

Семинар

1

Тема 3.4

Взаимоотношения между организмами.

8 часов

1

Тема урока Биотические факторы среды

Изучение нового материала

1

2

Тема урока

Цепи питания. Правила экологиче-ских пирамид.

Комбинированный

1

4

Тема урока

Смена биогеоценозов.

Комбинированный

1

5

Тема урока Взаимоотношения организмов. По-

зитивные отношения – симбиоз, его формы.

Комбинированный

1

6

Тема урока

Антогонистические отношения.

Комбинированный

1

7

Тема урока Конкуренция и нейтрализм

Комбинированный

1

8

Тема урока Повторение по курсу общей биологии. Подготовка к ЕГЭ

Комбинированный

1

 РАЗДЕЛ  4

Биосфера и человек.

14 часов

Тема 4.1

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы

12 часов

1

Тема урока

 Введение в изучение темы «Биосфера и человек. Ноосфера.»

Изучение нового материала

1

2

Тема урока Воздействие человека на природу в процессе становления общества.

Комбинированный

1

3

Тема урока Природные ресурсы и их использование

Комбинированный

1

4

Тема урока Последствия хозяйственной дея-

тельности человека для окружаю-

щей среды. Загрязнение воздуха, пресных и морских вод

Комбинированный

1

5

Тема урока Антропогенные изменения почвы

Комбинированный

1

6

Тема урока

Влияние человека на растительный и животный мир

Комбинированный

1

7

Тема урока Радиоактивное загрязнение биосферы.

Комбинированный

1

8

Тема урока

Охрана природы и рационального природопользования

Комбинированный

1

9

Тема урока

Повторение по курсу общей биологии. Подготовка к ЕГЭ

Комбинированный

1

10

Тема урока Семинарское занятие по теме «Биосфера и человек. Ноосфера».

Семинар

1

11

Тема урока Семинарское занятие по теме «Биосфера и человек. Ноосфера».

Семинар

1

12

Тема урока Контрольная работа №4 по теме «Биосфера и человек»

Контрольная работа №4

1

Тема 4.2

Бионика

2 часа

1

Тема урока

 Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники

Комбинированный

1

2

Тема урока

Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники

Комбинированный

1

Заключение

1 час

1

Тема урока Обобщение знаний по курсу «Общая биология »

Комбинированный

1

Итого:

102

Материально – техническое и информационное -техническое обеспечение

Оборудования

Наименование

1

2

Приборы

1

Прибор для демонстрацииВодных свойств почвы

2

Прибор для демонстрациивсасывания воды корнями

3

Прибор для обнаружения  дыхательного газообмена

4

Прибор для сравнения СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе

5

Лупа препаровальная

6

Лупа ручная

7

Микроскоп «Юннат-2П-3»

8

Набор хим. Посуды и принадлежностей по биологии

9

Набор инструментов препаровальных

10

Набор хим. Посуды и принадлежностей для лаб. работ

11

Спиртовка лабораторная литая 2

Оборудования

13

Аквариум

14

Террариум

                              Наглядные и дидактические материалы

Наименование

1

2

Модели

1

Строение корня

2

Модель стебля растения

3

Модель цветка гороха

4

Модель цветка капусты

5

Модель цветка картофеля

6

Модель цветка подсолнечника

7

Модель цветка пшеницы

8

Модель «Скелет конечности лошади и овцы»

9

Модель гидры

10

Модель ланцетника

11

Комплект моделей строение мозга позвоночных

Муляжи

12

Набор муляжей грибов

13

Набор муляжей овощей

14

Набор муляжей фруктов

               Чучела

15

Чучело «Голубь»

16

Чучело «Белка»

17

Чучело «Рыба»

18

Чучело «Сорока»

Скелеты

19

Скелет голубя

20

Скелет костистой рыбы

21

Скелет кролика

22

Скелет лягушки

Микропрепараты

23

Комплект микропрепаратов «Ботаника-1»

24

Комплект микропрепаратов « Ботаника-2»

25

Комплект микропрепаратов «Зоология»

Модель - аппликации

26

Модель – аппликация «Деление клетки. Митоз и Мейоз»

27

Модель – аппликация «Классификация растений и животных»

28

Мод – аппл. «Развитие костной рыбы и лягушки»

29

Мод – аппл. «Развитие насекомых с полным и неполнымпревращением»

30

Мод – аппл. «Развитие птицы и млекопитающего

31

Мод – аппл. «Разнообразие беспозвоночных»

32

Мод – аппл. «Разнообразие высших хордовых 1 »

33

Мод – аппл. «Разнообразие высших хордовых 2»

34

Мод – аппл. «Разнообразие низших хордовых»

35

Мод – аппл. «Строение и размножение гидры»

36

Мод – аппл. «Строение и размножение простейших»

37

Мод – аппл. «Циклы развития печеночного сосальщика»

38

Мод – аппл. «Эволюция важнейших систем органов позвоночных»

Коллекции

39

Коллекция «Голосеменные растения»

40

Коллекция «Семена и плоды»

41

Коллекция «Морское дно»

42

Коллекция «Развитие насекомых с неполным превращением . Саранча»

43

Коллекция «Раковины моллюсков»

44

Коллекция «Палеонтологическая форма сохранения ископаемых»

Гербарии

45

Гербарий «Основные группы растений»

46

Гербарий «Растительные сообщества»

47

Гербарий «Сельскохозяйственные растения России»

Таблицы

48

Комплект таблиц по биологии «Размножение цветковых»

49

Комплект таблиц по ботанике «Растения» 21 шт

50

Таблицы демонстрационные «Вещества растений, клеточное строение»

51

Таблицы «Общее знакомство с цветковыми растениями»

52

53

Таблицы «Растения живой организм»

Таблицы «Растения и окружающая среда»

54

Ком .таб,по биологии Курс «Животные»

Рельефные таблицы

55

«Археоптерикс»

56

«Внутреннее строение брюхоногого»

57

«Внутреннее строение голубя»

58

«Внутреннее строение дождевого червя»

59

«Внутреннее строение жука»

60

«Внутреннее строение лягушки»

61

«Внутреннее строение рыбы»

62

«Внутреннее строение собаки»

63

«Внутреннее строение ящерицы»

Учебно – методическое обеспечение.

Список литературы:

Основная литература:

В.Б.Захаров «Общая биология: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2007. - 176с;

Методические пособия: 

Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Биология; Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» 2003;
Н Грин, У. Стаут., Д. Тейлор «Биология», М. «Мир» 1990г.
С.И.Колесников «Биология: Учебное пособие для поступающих в вузы», 1003;
В.Н.Фросин, В. И. Сивоглазов, «Готовимся к ЕГЭ: Общая биология 2002;
Биологический энциклопедический словарь.- М., 1989.
Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Справочник по биологии», М. «АСТ - Пресс школа», 2003г, 
В.Б.Захаров «Общая биология 10-11 класс».
С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Т.А.Козловой «Основы биологии», М., «Просвещение», 1992г.;

Другие учебные пособия:

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание),
  2. Интернет-ресурсы: http://ps.1september.ru/http://13.pedsovet.org/http://pedsovet.su/http://www.zavuch.info/http://www.mioo.ru/,http://minobr.org/http://eorhelp.ru/

Дополнительная литература для учащихся:

. В.Б.Захаров «Общая биология Рабочая тетрадь к учебнику В.Б.Захаров «Общая биология «- М.: Дрофа, 2006, -40с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости»

Лабораторная работа №2 «Вид и его критерии.»

Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида.»

Лабораторная работа №  1

«Выявление изменчивости у особей  одного вида»

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов (растения 5—6 видов по 2—3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).

Ход работы

1.  Сравните 2—3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

2.    Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида?

3.  Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие — ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.

Лабораторная работа №  2

по теме: "Изучение критериев вида"

 

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия  различных критериев вида,

           закрепить умение составлять описательную характеристику

 

Оборудование: 

        живые растения или гербарные материалы растений разных видов

        открытки с изображением птиц

 

Ход работы:

        составьте морфологическую характеристику птицы, используя план:

  1. Величина  (с воробья, больше или меньше)
  2. Форма

        Хвост (короткий,  длинный)

        Клюв (короткий, длинный, толстый, тонкий, изогнутый и т.д.)

        Хохолок на голове

                                                                               и т. д.

  1. Окраска

        Общая (серая, чёрная, зеленоватая, с пестринами и т.д.)

        Характерные цветовые отметины (чёрная голова, жёлтая «шапочка», белые щёки и т.д.)

        Грудь (жёлтая, красная, с пестринами и т.д.)

        На крыльях белые полосы

        Хвост (красноватый, белый на кончике и т.д.)

 

        рассмотрите растения двух видов, выявите особенности их внешнего строения

        сравните белого и бурого медведя, используя как можно большее количество критериев

 

Оформление результатов:

        запишите морфологическую характеристику птицы, особенности внешнего строения предложенных растений, сравните их

        оформите в виде таблицы или схемы сравнительную характеристику двух видов медведей

 

Сделайте вывод,

         объяснив причину   сходства и различий двух  растений разных видов

        о принадлежности бурого и белого медведя к разным видам по определенным критериям

 

 

Лабораторная работа № 3

«Описание особей вида по морфологическому критерию».

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.

Ход работы

1.   Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2.  Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

Контрольная робота №1 по теме: «Эволюционная роль и значение естественного отбора».

Вариант 1.

1. Дайте определения следующим понятиям: вид, популяция, ароморфоз.

2. Что такое конвергенция? Объясните её причины, приведите примеры.

3. Выберите правильные ответы:

1. Единицей эволюционного процесса является:

А - особь;       Б - популяция;           В - мутация;             Г - вид.

2. Эволюция – это:

А - представление об изменении и превращении форм организмов;

Б. – объяснение исторических смен форм живых организмов глобальными катастрофами;

В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;

Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов.

4. Какими путями достигается биологический прогресс? Дайте им характеристику и приведите примеры.

5. Распределите признаки по группам:

А. ароморфоз;            Б. идиоадаптация;            В. общая дегенерация.

1. уплощение тела в спинно-брюшном направлении у скатов;

2. колючки у кактуса;

3. появление семенного размножения у растений;

4. многообразие соцветий у покрытосеменных растений;

5. фотосинтез;

6. особенности строения цветка, обеспечивающие опыление насекомыми;

7. упрощение внешнего строения у паразитических червей;

8. отсутствие или недоразвитие органов зрения у животных, живущих в пещерах;

9. образование тканей у растений;

10. плавательные перепонки у водоплавающих птиц.

6. Назовите основные таксономические категории систематики растений.

Вариант 2.

1. Дайте определения следующим понятиям: вид, популяция, общая дегенерация.

2. Какова структура вида? Какие факторы среды могут привести к появлению новых подвидов и видов?

3. Выберите правильные ответы:

1. Эволюция – это:

А - представление об изменении и превращении форм организмов;

Б. – объяснение исторических смен форм живых организмов глобальными катастрофами;

В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;

Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов.

2. Единицей эволюционного процесса является:

А - особь;       Б - популяция;           В - мутация;             Г - вид.

4. Какими путями достигается биологический регресс? Дайте им характеристику и приведите примеры.

5. Распределите признаки по группам:

А. ароморфоз;            Б. идиоадаптация;            В. общая дегенерация.

1. образование тканей у растений;

2. фотосинтез;

3. появление четырёхкамерного сердца у птиц;

4. многообразие соцветий у покрытосеменных растений;

5. особенности строения цветка, обеспечивающие опыление насекомыми;

6. колючки у кактуса;

7. упрощение внешнего строения у паразитических червей;

8. отсутствие или недоразвитие органов зрения у почвенных организмов;

9. отсутствие хлорофилла в листьях повелики;

10. плавательные перепонки у водоплавающих птиц.

6. Докажите на любом примере, что приспособления организмов к среде обитания носят относительный характер.

Вариант 3.

1. Дайте определения следующим понятиям: вид, популяция, идиоадаптация.

2. Каковы признаки биологического прогресса? Какие организмы в процессе эволюции шли таким путём?

3. Выберите правильные ответы:

1. Единицей эволюционного процесса является:

А - особь;       Б - популяция;           В - мутация;             Г - вид.

2. Эволюция – это:

А - представление об изменении и превращении форм организмов;

Б. – объяснение исторических смен форм живых организмов глобальными катастрофами;

В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;

Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов.

4. Что такое дивергенция? Объясните её причины, приведите примеры.

5. Распределите признаки по группам:

А. ароморфоз;            Б. идиоадаптация;            В. общая дегенерация.

1. упрощение внешнего строения у паразитических червей;

2. появление семенного размножения у растений;

3. особенности строения цветка, обеспечивающие опыление насекомыми;

4. многообразие соцветий у покрытосеменных растений;

5. появление органов у растений;

6. колючки у кактуса;

7. образование тканей у растений;

8. отсутствие или недоразвитие органов зрения у животных, живущих в пещерах;

9. отсутствие листьев и хлорофилла в стебле повелики;

10. отсутствие шерсти у морских млекопитающих.

6. Назовите основные таксономические категории систематики животных.

Вариант 4.

1. Дайте определения следующим понятиям: вид, популяция, подвид.

2. Какие существуют критерии вида? Дайте им характеристику.

3. Выберите правильные ответы:

1. Эволюция – это:

А - представление об изменении и превращении форм организмов;

Б. – объяснение исторических смен форм живых организмов глобальными катастрофами;

В – необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;

Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов.

2. Материалом для эволюции служит:

А – генетическая разнородность популяции;

Б – вид;                      В – благоприобретённые признаки;

Г – бесполезные или вредные признаки.

4. Каковы признаки биологического регресса? Какие организмы в процессе эволюции шли таким путём?

5. Распределите признаки по группам:

А. ароморфоз;            Б. идиоадаптация;            В. общая дегенерация.

1. многообразие соцветий у покрытосеменных растений;

2. особенности строения цветка, обеспечивающие опыление насекомыми;

3. появление цветка и двойного оплодотворения;

4. фотосинтез;

5. образование тканей у растений;

6. отсутствие или недоразвитие органов зрения у животных, живущих в пещерах;

7. упрощение внешнего строения у паразитических червей;

8. колючки у кактуса;

9. гермафродитизм у паразитических червей;

10. плавательные перепонки у водоплавающих птиц.

6. Какие существуют доказательства макроэволюции? Дайте им характеристику.

Контрольная робота №2 по теме: «Развитие жизни на земле»

1. Археоптерикс, а в настоящее время протоавис, считаются предками:

А)птиц      

 Б) летающих рыб  

В)млекопитающих    

Г) рептилий

2. Наиболее древними земноводными считаются:

А)ихтиозавры                Б) тритоны          В)стегоцефалы Г) жабы

3. Впервые в процессе эволюции проводящие ткани появились у:

А)водорослей       Б) псилофитов   В)папоротников         Г) хвощей

4. Важнейшим приобретением млекопитающих в процессе эволюции оказалось возникновение:  А)полового размножения   Б)двух кругов кровообращения      В)теплокровности    Г)пятипалых конечностей

5. В процессе эволюции от кистеперых рыб произошли:

А) амфибии    Б) рептилии  В)трилобиты     Г) хрящевые рыбы

6. В процессе эволюции позвоночных переход к исключительно наземному размножению произошел у:          

А) амфибий    Б)рептилий В)кистеперых рыб  Г)хрящевых рыб

7. В процессе эволюции растений возникновение дифференцированных тканей связано с:

А)возникновением фотосинтеза Б)возникновением многоклеточности В)выходом растений на сушу Г)переходом к семенному размножению

8. Расцвет пресмыкающихся в ходе эволюции совпал с расцветом

А)водорослей   Б)папоротникообразных В)голосеменных Г)покрытосеменных

9. Наиболее древними автотрофными организмами являются:

А)бурые водоросли                                 Б)многоклеточные водоросли

В)одноклеточные водоросли                  Г)сине-зеленые водоросли

10. Первыми живыми существами на Земле были:

А) хемотрофы  

Б) анаэробные фототрофы

В) коацерваты                                          

Г) анаэробные гетеротрофы

Задания уровня В:

В 1. Установите предположительную последовательность возникновения следующих групп животных:

A) Летающие насекомые    Б)  Пресмыкающиеся        B) Приматы

 Г) Кольчатые черви       Д) Плоские черви     Е) Кишечнополостные

В 2. Выберите наиболее существенные этапы эволюции растений.

A) Прикрепленность к месту обитания

Б) Способность к биосинтезу белков B) Возникновение проводящих тканей

Г) Появление многоклеточности      Д) Связь с водой

Е) Появление семенного размножения

В 3. Выберите наиболее существенные эволюционные приобретения млекопитающих.

A) Плацента Б) Возникновение реакций матричного синтеза

B) Теплокровность   Г) Прикрепленность к месту обитания

Д) Связь с водой   Е) Дифференциация зубов

В 4. Установите последовательность этапов развития животного мира Земли от наиболее древних к современным:

A) появление стегоцефалов   Б) господство морских беспозвоночных

B) господство рептилий    Г) появление хрящевых рыб

Д) появление костных рыб

В 5. Установите последовательность этапов развития животного мира Земли от наиболее древних к современным:

A) появление костистых рыб  Б) господство гигантских пресмыкающихся

B) появление хрящевых рыб   Г) появление стегоцефала

Д) появление современных птиц

В 6. Установите последовательность этапов развития органического мира Земли от наиболее древних к современным:

A) появление бактерий-фотосинтетиков   Б) появление многоклеточных эукариот B) появление бактерий, способных осуществлять дыхание

Г) возникновение бактерий-бродиликов Д) появление одноклеточных эукариот

В 7. Установите последовательность этапов развития растительного мира Земли от наиболее древних к современным:

A) появление псилофитов B) появление зеленых водорослей

Б) обилие древовидных папоротников, хвощей и плаунов

Г) появление и расселение покрытосеменных растений

Д) появление первых фотосинтезирующих бактерий

В 8. Установите последовательность этапов развития растительного мира Земли от наиболее древних к современным:

A) появление псилофитов Б) преобладание древних голосеменных растений

B) широкое распространение сине-зеленых водорослей

Г) появление покрытосеменных Д) каменноугольные леса

В 9. Установите соответствие между геологическими эрами и важными событиями, характеризующими эволюцию живой природы.

События:

1)возникновение покрытосеменных растений 2)возникновение хордовых животных  3)выход растений на сушу 4)расцвет пресмыкающихся

Геологические эры: А)палеозой    Б) мезозой

В 10. Установите последовательность возникновения ароморфозов     в животном мире в процессе эволюции:

A) Специализация тканей и органов; Б) Появление многоклеточности;

B) Внутриутробное развитие зародыша; Г) Двусторонняя симметрия тела;

Д) Внутреннее оплодотворение;  Е) Теплокровность.

 

С 1. Найдите ошибки в тексте, назовите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

1. Ученые считают, что первыми появившимися на Земле организмами были эукариоты.

2. Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.

3. Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов питания.

4. Первыми автотрофными организмами стали водоросли и мохообразные растения.

5. В результате фотосинтеза в атмосфере Земли появился свободный кислород.

С 2. Найдите ошибки, допущенные в тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1.Наиболее важными ароморфозами в эволюции многоклеточных были: развитие подвижных челюстей, формирование пятипалых конечностей, возникновение покровительственной окраски.

2.С выходом животных на сушу возникло наружное оплодотворение.

3.Расцвет млекопитающих был обеспечен возникновением теплокровности, трехкамерного сердца и внутреннего скелета.

С 3. В чем преимущество развития первых живых организмов Земли в гидросфере?

С 4. Отсутствие какого компонента внешней среды препятствовало развитию жизни на суше на ранних этапах эволюции?

Контрольная робота №3 по теме «Основы экологии»

Вариант 1

Задание 1.

  1. Какие экологические факторы вы знаете? Приведите примеры этих факторов.
  2. Что такое экологическая сукцессия? Приведите примеры.

Задание 2    Тест «Один из четырех»

1. Какой экологический фактор в пустыне является ограничивающим?

А – влажность

Б – температура

В – соленость почвы

Г – свет

2. Какой из факторов является абиотическим?

А – конкуренция

Б – температура

В – симбиоз

В – хищничество

3. Сообщество растений называется

А – зооценоз

Б – микроценоз

В – фитоценоз

Г -  биоценоз

4. Какое количество энергии переходит на каждый последующий уровень?

А – 10%

Б – 20%

В – 30%

Г – 100%

5. К взаимовыгодным отношениям относятся:

А – конкуренция

Б – комменсализм

В – мутуализм

Г – хищничество

6. Ввел термин «экология»

А – Тенсли

Б – Мебиус

В – Геккель

Г – Вернадский

7. Совокупность живых организмов на определенной территории

А – биогеоценоз

Б – биоценоз

В – биосфера

Г – экосистема

8. В пастбищной пищевой цепи на первом месте стоят:

А – редуценты

Б – консументы

В – деструкторы

Г – продуценты

9. Приспособленность живых организмов к среде обитания:

А – адаптация

Б – экологическая ниша

В – биоценоз

Г  - сукцессия

10. Наиболее устойчивым сообществом является:

А – смешанный лес

Б -  тундра

В – березовая роща

Г – тропический лес

Задание 3

Закончите цепи питания

Семена -      ?      - гадюка – аист

Древесина -    ?   - дятел

Нектар цветов – муха -   ?   - синица -    ?

Вариант 2

Задание 1.

  1. Какие взаимоотношения между организмами вы знаете? Приведите примеры.
  2. Что такое экологическая ниша? Опишите экологические ниши белого и бурого медведя.

Задание 2    Тест «Один из четырех»

1. Какой экологический фактор в сосновом лесу является ограничивающим?

А – влажность

Б – температура

В – соленость почвы

Г – свет

2. Какой из факторов является биотическим?

А – конкуренция

Б – температура

В – влажность

В – свет

3. Сообщество животных называется

А – зооценоз

Б – микроценоз

В – фитоценоз

Г -  биоценоз

4.  Фактор деятельности человека

А – биотический

Б – антропогенный

В – абиотический

Г -  эдафический

5. К взаимовыгодным отношениям относятся:

А – хищничество

Б – комменсализм

В – симбиоз

Г – паразитизм

6.  Создал учение о биосфере

А – Тенсли

Б – Мебиус

В – Геккель

Г – Вернадский

7. Совокупность живых организмов на определенной территории +  абиотические факторы среды

А – биогеоценоз

Б – биоценоз

В – биосфера

Г – биотоп

8. В пастбищной пищевой цепи на последнем месте стоят:

А – редуценты

Б – консументы

В – деструкторы

Г – продуценты

9. Приспособленность живых организмов к среде обитания:

А – адаптация

Б – экологическая ниша

В – биоценоз

Г  - сукцессия

10. Последовательная смена одного сообщества другим:

А – адаптация

Б – экологическая ниша

В – биоценоз

Г  - сукцессия

Задание 3

Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте пищевых цепей

Трава – кузнечик -   ?   - уж – сокол

?   -  олень - ?   - бактерии гниения

Семена -   ?   - сова

Контрольная робота №4  по теме «Биосфера и человек».

 

Вариант 1         Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера;    б) литосфера;         в) атмосфера;           г) биосфера.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.-Б. Ламарком;       б) В.И. Вернадским;    в) Э.Зюссом;         г) Э.Леруа.

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

а) 77 км;        б) 12,5 км,        в) 10 км;      г) 2 км.

4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

а) планктон;      б) нектон;      в) бентос;      г) нейстон.

5. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе;         б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания;      г) все перечисленные условия.

6. Живое вещество – это:

а) совокупность всех растений биосферы;                      б) совокупность всех животных биосферы;
в) совокупность всех живых организмов биосферы;       г) нет правильного ответа.

7. К косному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк;   б) вода, почва;  в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО
2 и выделять в атмосферу О2;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:       а) да;   б) нет.

10. Ноосфера – это:

а) сфера прошлой жизни;      б) сфера разумной жизни;   в) сфера будущей жизни;      г) правильного ответа нет.

Ответы: 1 – г; 2 – б; 3 – а; 4 – г; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – г; 9 – а; 10 – б.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.

(Изменение газового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др.)

2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

(Биогенное – созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк и др.)

3. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км?

(Выше – сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации.)

4. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца.)

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?

(Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее – на стенках пробирки появится конденсат.)

6. Какое значение имеет азот в жизни растений?

(Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствие этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растения.)

7. Оцените биомассу и продуктивность продуцентов в Мировом океане.

(Биомасса продуцентов в Мировом океане составляет примерно 2,6 млрд т, что составляет примерно 8,5% от общей биомассы. Однако продуктивность продуцентов составляет 430 млрд т, что составляет всю продуктивность Мирового океана.)

8. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане.      (Например: хамса ---> скумбрия ---> дельфин.)

9. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

(Негативное – создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии – пирогенные ландшафты.)

Вариант 2       Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Биосфера – это:      а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Термин «биосфера» был предложен:   а) Ж.-Б. Ламарком;     б) В.И. Вернадским;       в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:

а) 1 км;     б) 2 км;       в) 10 км;       г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

4. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:

а) планктон;      б) нектон;       в) бентос;   г) нейстон.

5. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе;   б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания;         г) все перечисленные условия.

6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

а) жизнь;    б) биомасса;       в) живое вещество;  ттг) правильного ответа нет.

7. К биокосному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк;     б) почва;    в) гранит, базальт;      г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Газовая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО
2 и выделять в атмосферу О2;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода:    а) да;  б)нет.

10. Эжен Леруа:      а) создал учение о биосфере;               б) предложил термин «биосфера»;
в) предложил термин «ноосфера»;      г) был другом В.И. Вернадского.

Ответы: 1 – г; 2 – в; 3 – г; 4 – в; 5 – а; 6 – в; 7 – б; 8 – б; 9 – б; 10 – в.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Приведите несколько определений биосферы.

(Биосфера – это живая оболочка Земли. Биосфера – это оболочка Земли, населенная живыми организмами. Биосфера – это открытая, глобальная, саморегулирующаяся система со своим входом и выходом.)

2. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?

(Жесткий ультрафиолет, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации и др.)

3. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность газовой функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

Газовая состоит в способности живых организмов изменять газовый состав атмосферы, например, зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.)

4. Какое вещество биосферы является биогенным? Приведите примеры.

(Биогенное – вещество, созданное живыми организмами, например, нефть, каменный уголь, известняк.)

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ?

(Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ, надо небольшое количество почвы растворить в воде, профильтровать, фильтрат выпарить. На часовом стеклышке останется небольшое количество минеральных солей.)

6. Какое значение имеет калий в жизни растений?

(Ионы калия присутствуют в цитоплазме всех живых клеток и участвуют во многих биохимических процессах. Одна из функций калия в организме растения – влияние на формирование корневой системы.)

7. Приведите пример бентосной пищевой цепи.

(Например: детрит ---> двустворчатые моллюски ---> морские звезды.)

8. Оцените вклад редуцентов в биомассу и продуктивность Мирового океана.

(Биомасса редуцентов в Мировом океане составляет ничтожную часть от общей биомассы, а продуктивность и того меньше.)

9. Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?

(Негативное влияние – концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и др.)

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

 

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Литература для учащихся:

1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин НИ. Общая биология: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоат. Учеб. заведений  - М.: Дрофа, 2008 г.

2. Каменский А.А, Общая биология. 10-11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений- М: Дрофа, 2007.

3. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10 – 11 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику / под ред. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2003.

4. Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994.

5.Биология: реальные тесты и ответы.- Сергиев Посад:ФОЛИО, 2010 г.

Литература для учителя:

1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин НИ. Общая биология: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоат. Учеб. заведений  - М.: Дрофа, 2007.

 2. Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. для учителя. – 2-е изд.  М.: Просвещение, 1995. – 368 с.

3. В. С. Кучменко. Программно-методические материалы: Биология. 2004 г.

4. Т. И. Чайка. Биология. 11 кл.: поурочные планы– Волгоград: Учитель, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа биология 5-9 класс ФГОС

        Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова...

Рабочие программы биология 5- 7 класс

Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...

Рабочие программы биология 5- 7 класс

Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...

Рабочая программа . Биология. Человек 8 класс

Рабочася программа по биологии раздел "Человек", 8 класс ФГОС. Составлена программа на основе программы  авторов: А.Г. Драгомилов, Р.Д. ;М.:« Вентана-Граф», 2015...

Рабочая программа . Биология. Животные. 7 класс

Рабочася программа по биологии раздел "Животные", 7 класс ФГОС ( 1 час в неделю). Составлена программа на основе программы  авторов: И.Н. Понамарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко ; М.:...

Рабочая учебная программа «БИОЛОГИЯ» для 6 класса

содержание предмета «Биология. Живой организм. 6 класс» опирается на сведения о живой и неживой природе, полученные в пропедевтических курсах 5 класса, и служит основой для усвоения содержания о разно...

Рабочая программа Биология 5-9 класс по программе Д. И.Трайтака, Н.Д. Андреевой

Рабочая программа по биологии для 5-9 класса составлена согласно требованиям ФГОС второго поколения. Рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений. Биол...