Урок по теме «Направления и пути макроэволюции»
учебно-методический материал по биологии на тему
Урок по теме «Направления и пути макроэволюции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_napravleniya_i_puti_makroevolyutsii.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Направления и пути макроэволюции»
Задачи урока:
- Определить направления эволюционного процесса – биологический прогресс и биологический регресс.
- Рассмотреть основные пути реализации биологического прогресса и факторы, приводящие к биологическому регрессу.
- Показать на примерах происхождение крупных систематических групп путем ароморфозов.
- Рассмотреть на конкретных примерах идиоадаптацию, дегенерацию и соотношение между главными путями эволюции.
- Отметить роль человека в биологическом прогрессе и биологическом регрессе видов.
Оборудование:
Таблицы, в том числе самодельные: представители отделов растений, типов и классов животных; кистеперые рыбы, стегоцефалы, семенные папоротники, гербарии, раковины моллюсков и т.д.
Фрагменты кинофильма «Основные направления эволюции». Схема соотношений между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией по А.Н. Северцову.
Ход урока:
- . Вступительная часть
Организационный момент. Сообщение учащимся темы, задач и хода урока.
Основная часть урока
«Направления и пути макроэволюции»
2. Основная часть урока
- Изо дня в день, из года в год нас окружают, на первый взгляд одни и те же, растения и животные: в лугах лежат зеленым ковром одни и те же травы, по цветам снуют в поисках нектара одни и те же пчелы, раздается пение одних и тех же птиц. И не сразу на ум может придти мысль – об эволюции, о том, что все живое подвержено непрерывному изменению. Однако кажущаяся неизменность живой природы так же обманчивы, как обманчиво ощущение, будто Солнце движется по небосводу вокруг Земли…
- . Фронтальная беседа с учащимися
Вопросы:
- Что такое макроэволюция и микроэволюция?
- В чем проявляется их единство?
- На какие группы делятся эволюционные факторы?
- Какие факторы не направляют эволюционный процесс?
- Назовите эволюционные факторы направляющие
эволюционный процесс?
- Каковы результаты эволюции?
- Какие направления макроэволюции выделяют ученые?
- Кто является автором учения о направлениях и путях эволюции?
- Чем характеризуется биологический прогресс?
- Чем характеризуется биологический регресс?
- Биологическая стабилизация
- Какими путями достигается биологический прогресс?
-Арогенез
-Аллогенез
-Катагенез
Вывод: повторили отличия микроэволюции и макроэволюции, направляющие факторы эволюционный процесс, назвали основные направления и пути макроэволюции.
Теперь попробуем разобраться с основными ароморфозами в истории эволюции
Первый путь достижения биологического прогресса:
- Расскажите о первых ароморфозах произошедших на заре эволюции? (Теория симбиогенеза)
- Расскажите об основных ароморфозах, в растительном царстве, с помощью которых обеспечился биологический прогресс?
- Какие ароморфозы произошли в царства животных?
- А теперь давайте посмотрим как эволюционировали отдельные системы органов животных? (выступления уч-ся)
- - эволюция кровеносной системы
- - эволюция нервной системы
- - эволюция дыхательной системы
- Второй путь достижения биологического прогресса – аллогенез или идиоадаптация
Примеры земноводных (хвостатые, бесхвостые, безногие)
Примеры отрядов млекопитающих
Примеры родов птиц
У растений: разнообразие цветков
Разнообразие плодов
Разнообразие способов опыления растений
Третий путь биологического прогресса – катагенез.
Чем он характеризуется, приведите примеры и согласны ли вы с тем, что дегенрация (катагенез) – это биологический прогресс?
Второе направление биологической эволюции биологический регресс.
Какиме факторы могут приводить к биологическому регрессу?
-абиотические ( низкие температуры – вымерли динозавры)
- антропогенные ( деятельность человека: загрязнение атмосферы, вод, эрозия почв, истребление животных, исчезновение растений)
- телогенез – узкая специализация к условиям окружающей среды
(коала – эвкалипт
Панда – бамбук
- узкая пищевая специализация
На островах Тихого океана дерево Ганаргия большая
Гипергенез – сильное развитие отдельных органов. Пример торфяной олень размах рогов до 2,5- 3 метров. Не мог проходить в лесу – вымер ( половой отбор)
- Проведение устной лабораторной работы «Направления и пути макроэволюции»
Ход работы:
- Рассмотрите два или несколько растений (животных)
- Отметьте признаки сходства и различия между ними
- Укажите пути эволюции данных видов
Оборудование:
- гербарии растений различных отделов (зеленые водоросли и мхи, папоротники и голосеменные, различные растения отдела покрытосеменные)
- раковины моллюсков различных классов
- влажные препараты паразитических червей
- комнатные растения
- Вывод: на конкретных примерах рассмотрели отдельные растения и дивотных и назвали направление и путь эволюционных изменений.
- Фронтальная обобщающая беседа
Подводя итог работе, скажите, каково же соотношение между путями биологического прогресса? Каков основной путь?
Аллогенез ( характер эволюции адаптивный)
- Закрепление: ∙
- Какие таксономические единицы образуются благодаря ароморфозам и идиоадаптациям?
- Каково соотношение между ароморфозами, идиоадаптациями и дегенерацией?
- Объясните, каким образом морфофизиологический регресс является путем биологического прогресса?
- Чем характеризуется повышение и понижение уровня организации?
- Какова роль антропогенного фактора в макроэволюции?
Подведение итогов работы оценки, комментарии.
- 5. Проведение тестовой работы
Задание:
Определите пути биологического прогресса, благодаря которым возникли нижеперечисленные признаки у организмов
1 вариант
- Трехкамерное сердце у земноводных
- Хобот у слона
- Колючки у кактуса
- Ускорение проведения нервного импульса у позвоночных животных
- Панцирь у черепахи
- Хитиновый покров у насекомых
- Редукция листьев и корней у повилики
- Появление коры переднего мозга у рептилий
- Крылья у летучих мышей
2 вариант
- Волосяной покров у млекопитающих
- Мелкоячеистые легкие у рептилий
- Редукция глаз у крота
- Редукция систем органов у свиного цепня
- Четырехкамерное сердце у птиц
- Наличие зародышевых оболочек у рептилий
- Параподии у кольчатых червей
- Конечности у членистоногих
- Воздухоносные кости у птиц
- Отсутствие конечностей у змей
- 3. Заключительный этап урока
Подведение итогов, объявление оценок, домашнее задание.
- Фронтальная беседа с учащимися
Вопросы:
Что такое макроэволюция и микроэволюция?
∙ В чем проявляется их единство?
∙ Какие направления макроэволюции выделяют ученые?
Кто является автором учения о направлениях и путях макроэволюции?
Чем характеризуется биологический прогресс? биологического прогресса и регресса?
Какими путями достигается биологический прогресс?
Какие факторы приводят к биологическому регрессу вида?
- 2. Индивидуальные ответы с предварительной подготовкой у доски
Вопросы:
- Арогенез- путь биологического прогресса. Ароморфозы растительного мира
- Арогенез. Ароморфозы животных
- Аллогенез. Идиоадаптации живых организмов
- Катагенез. Общая дегенерация
- Биологический регресс
- 3. Проведение устной лабораторной работы «Направления и пути макроэволюции»
Ход работы:
- Рассмотрите два или несколько растений (животных)
- Отметьте признаки сходства и различия между ними
- Укажите пути эволюции данных видов
Оборудование:
- гербарии растений различных отделов (зеленые водоросли и мхи, папоротники и голосеменные, различные растения отдела покрытосеменные)
- раковины моллюсков различных классов
- влажные препараты паразитических червей
- комнатные растения
- 4. Фронтальная обобщающая беседа
- Какие таксономические единицы образуются благодаря ароморфозам и идиоадаптациям?
- Каково соотношение между ароморфозами, идиоадаптациями и дегенерацией?
- Объясните, каким образом морфофизиологический регресс является путем биологического прогресса?
- Чем характеризуется повышение и понижение уровня организации?
- Какова роль антропогенного фактора в макроэволюции?
- 5. Проведение тестовой работы
Задание:
Определите пути биологического прогресса, благодаря которым возникли нижеперечисленные признаки у организмов
- вариант
- Трехкамерное сердце у земноводных
- Хобот у слона
- Колючки у кактуса
- Ускорение проведения нервного импульса у позвоночных животных
- Панцирь у черепахи
- Хитиновый покров у насекомых
- Редукция листьев и корней у повилики
- Появление коры переднего мозга у рептилий
- Крылья у летучих мышей
2 вариант
1. Волосяной покров у млекопитающих
2. Мелкоячеистые легкие у рептилий
3. Редукция глаз у крота
4. Редукция систем органов у свиного цепня
5. Четырехкамерное сердце у птиц
6. Наличие зародышевых оболочек у рептилий
7. Параподии у кольчатых червей
8. Конечности у членистоногих
9. Воздухоносные кости у птиц
10. Отсутствие конечностей у змей
- 3. Заключительный этап урока
Подведение итогов, объявление оценок, домашнее задание.
Тема основные направления и пути макроэволюции
(опорный конспект урока)
- Схема теории симбиогенеза.
- Основные ароморфозы растительного царства
Появление многоклеточности | Многоклеточные водоросли |
Появление тканей (покровная, механическая.проводящая) | |
Появление органов (лист, стебель) | |
Появление корня | |
Появление семени | |
Появление цветка | |
Появление плодов | |
Основные ароморфозы животных
Появление многоклеточности (двуслойные) | Кишечнополостные |
Появление третьего зародышевого листка | |
Эволюция кровеносной системы
Класс животных | Строение сердца | Кровеносная система |
Кольчатые черви | нет | замкнутая |
Моллюски | ||
Членистоногие | ||
Рыбы | 2- камерное (предсердие и желудочек | 1 круг кровообращении, замкнутая |
Земноводные | ||
Пресмыкающиеся | ||
Птицы | 4 камерное (2 пресердия 2 желудочка | |
Млекопитающие | 2 круга кровообращения, замкнутая, разделение венозной и артериальной крови |
Строение нервной системы
Тип нервной системы | Класс |
Диффузного типа | |
Лестничного типа | |
Брюшная нервная цепочка | |
Разбросанно- узлового типа | |
Центральная и периферическая | |
А) появление 5 отделов гол. мозга | Рыбы |
Б) | Земноводные |
Пресмыкающиеся | |
Птицы | |
млекопитающие | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений"
Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. П...
Комбинированный урок по теме "Конфликты и пути их решения"
Комбинированный урок "Конфликты и пути их решения" предназначен для учащихся 8-х классов....
Урок по теме "Преобразование информации путем рассуждений"
Урок в рамках ФГОС, 5 класс по учебнику Л.Л. Босовой...
Урок по теме "Преобразование информации путем рассуждений"
Урок в рамках ФГОС, 5 класс по учебнику Л.Л. Босовой...
Урок по теме:Направление процессов в природе.2 закон термодинамики.10 класс
Урок физики в 10 классе. Термодинамика. Метопредметный,с использование системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС....
Разработка урока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля". 9 класс
Материал содержит презентацию, проверочную работу и задачи для закрепление материалаурока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля".Задачи из учебного пособия: Контрольные и с...
Урок по теме "Поиск кратчайших путей в графе"
Урок по учебнику К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина (углубленный уровень)...