Урок по теме "Преобразование информации путем рассуждений"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Урок в рамках ФГОС, 5 класс по учебнику Л.Л. Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_5_kl_no29.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока информатики в 5 классе по теме:

«Преобразование информации путем рассуждений»

УМК      Л.Л. Босовой

(урок № 29)

Предмет: информатика и ИКТ.

Учитель:Темирчиева Елена Викторовна МБОУ СОШ №34 города Братска.

Класс: 5.

Автор УМК:Л.Л. Босова, А. Ю. Босова.

Тема урока: Преобразование информации путем рассуждений.

Тип урока: комбинированный - урок «открытия» нового знания и умения.

Цели: дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще об одном способе обработке информации, ведущим к получению нового содержания, новой информации;

         расширить представления учащихся о возможностях графического редактора;  

        закрепить у учащихся навыки работы в графическом редакторе Paint.

Планируемые результаты:

личностные: формирование ответственного отношения к учению;

        метапредметные:

                регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи;

                познавательные: называть информационную задачу, иметь представление о преобразовании информации путем рассуждений; уметь преобразовывать фрагменты графического редактора;

                коммуникативные: обсуждать, анализировать, слушать собеседника; согласовывать и оценивать действия других учащихся.

        предметные: 

научиться работать на практике с графическими фрагментами в графическом редакторе Paint; научиться преобразовывать рисунки в графическом редакторе Paint.

Понятия:

  • входная информация.
  • выходная информация.
  • логические рассуждения.
  • фрагмент рисунка.
  • преобразование фрагмента.

Оборудование: 

  • Мультимедийный проектор
  • Презентация «Задача о напитках»
  • Презентация «Преобразование фрагмента рисунка в графическом редакторе»
  • Приложение 1 (жетоны – «пиксели» для оценивания знаний учащихся на уроке).

Список литературы:  

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
  2. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 192 с.: ил.
  3. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
  4. Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 320 с.: ил.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.(2 мин)
  2. Повторение и актуализация опорных знаний.(5 мин)
  3. Объяснение нового материала. (13 мин)
  4. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.(15 мин)
  5. Итог урока.(2 мин)
  6. Постановка домашнего задания.(1 мин)
  7. Рефлексия. (2 мин)

Ход урока.

ВРЕМЯ

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

2

мин

I. Организационный момент.

Приветствие. Отметить отсутствующих. Определение этапов, целей и задач урока:

- отгадайте ребус (СЛАЙД 1, 2, 3)

- Вы знаете, что такое «пиксель»? (Пиксель – это минимальная единица рисунка. Из пикселей состоит рисунок в Paint).

-  Я сегодня буду измерять ваши знания в «пикселях», которые вы будете брать со своего стола за каждый правильный ответ (приложение 1). Чем больше пикселей вы получите, тем выше будет оценка за урок.

Внимательно слушают. Отгадывают ребус.

Личностные: эмоционально-нравственную отзывчивость.


5 мин

II. Повторение и актуализация опорных знаний.

Метод: проблемный

Форма: коллективная, индивидуальная.

-Чтобы результат сегодняшнего урока был хорошим, и вы освоили новые знания и умения, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения! (СЛАЙД 4)

Работа с классом: Фронтальный опрос:

1. Что такое обработка информации?

2. Приведите примеры обработки информации, ведущие к изменению ее формы, но не содержания. На каких уроках применяется?

3. Приведите примеры обработки информации, ведущие к изменению ее содержания, к получению новой информации. На каких уроках применяется?

Оценить правильные ответы в «1 пиксель»














Отвечают на вопросы.

- изменение, преобразование.

- проверка ошибок при написании сочинения, составление плана к рассказу.

- решение задач по математике.

                     

Личностные: эмоционально-нравственную отзывчивость.


Регулятивные: подвести под понятие на основе распознавания.


Познавательные: формировать собственное  мнение.


Коммуникативные: адекватно оценивать речь.

Поиск проблемы

-Мы знаем, что для решения математических задач, нужно знать математические формулы. Для умения грамотно писать нужно знать правила писания. Но достаточно ли этого для решения информационных, жизненных задач?

Какие математические формулы должен знать человек, занимающийся ремонтом прямоугольной комнаты (обои, ламинат)? А если комната необычной формы?

- Можно ли утверждать, что для успешного решения каких либо задач (математических) достаточно знать все изученные формулы? А что для этого еще надо?

 Правильно.

- Используете ли вы какие либо логические рассуждения при обработке информации на уроках русского языка? Пример.

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?

Отвечают на вопросы, решают проблему, разрыв в знаниях, делают вывод о теме урока.

Предполагаемые ответы:

-необходимо логически думать, уметь составлять план решения задачи.

- буквенный разбор, фонетический разбор, состав плана для сочинения и т.д.

- будем сегодня учиться логически рассуждать.

Личностные:

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже известно учащимся

Познавательные: формирование представления об основных изучаемых понятиях

Коммуникативные: умение слышать и слушать 

13 мин

III. Объяснение нового материала. 

Метод: частично – поисковый, объяснительно - иллюстративный

Форма: беседа, коллективная

(слайд 5)

Откройте тетради, запишите число и тему урока «Преобразовании информации путем рассуждений».

- Как вы думаете, что мы должны выяснить в процессе изучения этой темы?

*Если назовут по отдельности – попросить 1 учащегося обобщить сказанное. Дать 1 пиксель за обобщение.

*Если не скажут дети, то скажет учитель.

Вывод: мы должны узнать, как преобразовывать информацию (решать информационные задачи) путем рассуждений.

 (СЛАЙД 6 и презентация о напитках)

Можно ли использовать логическое рассуждение при работе в графическом редакторе, который мы изучаем?

(СЛАЙД 7-8)

Тема урока «преобразовании информации путем рассуждений»
















Предполагаемые ответы учащихся: 

 Нам нужно узнать, как преобразовывать информацию путем рассуждений.

 В процессе изучения новой темы дети отвечают на вопросы учителя делают соответствующие записи в тетради.

Личностные: ценностное отношение  к окружающему миру.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Познавательные: определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

Вывод: Итак, мы познакомились с возможностью преобразовывать информацию путем рассуждений.

Смотрят на экран, слушают учителя

Физкультминутка    (СЛАЙД 9)

представьте себя в роли графического редактора, учитель в роли пользователя. Учитель задаёт команды, ребята выполняют.

1.У вас в левой руке кисть, нарисуйте цветок.

2. У вас в правой руке ластик, удалите рисунок.

3. Правая рука в сторону, в руке карандаш, рисуем окружность, поворот на 360 градусов.

4.Добавим текстовую информацию. Выделим зону работы: глазами создаем надпись, печатными буквами каждый свое имя.

Выполняют упражнения

А сейчас мы перейдем к следующему этапу нашего урока – практическому заданию – работа в графическом редакторе. Чтобы узнать какой рисунок вам предстоит нарисовать вы должны разгадать загадку.

(СЛАЙД 10)

Какой вывод  можно сделать: Что мы будем рисовать?

(СЛАЙД 11)

Посмотрите  здесь слово не полностью написано, как правильно написать это слово. Почему? (метапредметная связь с русским языком?)

* Если не скажут дети –скажет учитель.

(2 пикселя тому, кто первым озвучил правильно свои выводы, остальным по 1 биту)

Слушают объяснение учителя.





Ребята приводят свои выводы – будем рисовать цыпленка.

Цыпленок пищется через Ы.


Личностные:

владение умениями организации собственной учебной деятельности

Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

Познавательные:

умение подводить под понятия

Коммуникативные:

интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие

Но вы непросто будете рисовать. Представьте, что вы мультипликаторы. Кто это такие? Вы должны придумать героя нового мультфильма. Только от вас зависит какой это будет герой, с каким характером. Как можно показать характер? Правильно мимикой. (Может ваш цыпленок  будет веселый, может задумчивый, может грустный, может серьезный или сердитый)

Кроме этого вам предстоит решить какими инструментами для рисования вы будете пользоваться, в какой цветовой гамме будет выполнен ваш рисунок

Объяснение практической работы, (метапредметная связь с английским языком -слово цыпленок)

Слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы по ходу объяснения. Обдумывают свои рисунки.



15 мин

IV. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний. (СЛАЙД 12)

Метод: практический, самоконтроль.

Форма: практическая работа за ПК

Практическая работа.

Прежде чем перейти к ПК давайте вспомним правила ТБ при работе за ПК

Встаем и проходим за компьютеры. Когда вы создадите рисунок, сохраните его в сетевом окружении в папке ticher.

-  У кого возникнут трудности – поднимите руку.  - Приступайте к работе.

Учитель во время практической работы контролирует процесс выполнения заданий, оказывает помощь.

Каждый называет по одному правилу ТВ. Садятся за ПК и создают графические рисунки в редакторе Paint.









Личностные:

владение первичными навыками анализа

Регулятивные:

умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата 

Познавательные:

умение самостоятельно создавать способ решения проблемы

Коммуникативные:

Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками

По окончании работы выполнить зарядку для глаз, которая напечатана возле каждого компьютера

Читают зарядку для глаз и выполняют ее

2 мин

V. Итог урока

Вывод рисунков на экране и обсуждение. Оценивание каждого рисунка совместно. Все получают по 1 пикселю за работу на ПК. Кто лучше всех – 2 пикселя.

1. Сегодня за урок каждый получил пиксели. 2. Запишите в тетрадь полученное число своих пикселей. Теперь переведем ваши пиксели в оценки за урок. Пять и выше – оценка 5, четыре пикселя – оценка 4. У кого количество пикселей ниже, тот зарабатывает количество пикселей на следующем уроке.

Подсчитывают количество заработанных пикселей

1

мин

VI. Постановка домашнего задания:

(СЛАЙД 13)

1. Работа с учебником: 

 § 1.14 стр. 56-57, § 2.10 стр. 95-101, РТ № 39-40, № 57 стр. 87

2. Дополнительно (кто желает)

 Нарисовать в ГР Paint друга или подругу цыпленка, либо его семью.



Дети записывают домашнее задание



2

мин

  1. Рефлексия.

 Просмотр всех рисунков на экране

 - Как вы думаете, какой из нарисованных цыплят относится к вам (не обязательно нарисованных вами), относится к вашему ощущению сегодняшнего урока, к вашему настроению. Оцените себя рисунком, как вы поняли материал сегодняшнего урока.

- Как вы думаете, какому цыпленку легче в жизни живется и ему все удается? Почему?

 - А какой вы цыпленок в жизни, на уроках, в классе?

*Есть ли среди ваших знакомых люди, которые похожи на цыпленка (выбрать грустного или злого цыпленка, если такие есть)

Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе!

 (СЛАЙД 14)




Отвечают на вопросы, оценивают себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме "Преобразование информации путем рассуждений"

Оказывается не всегда правила преобразования информации четко формализованы. Очень часто человеку приходится проводить логические рассуждения, взвешивать различные варианты и делать некоторый выбор. П...

Преобразование информации путем рассуждений

Тема: Преобразование информации путем рассуждений.Цели: О: расширить представления о задачах обработки информации; дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одном ...

Урок по теме "Преобразование информации путем рассуждений"

Урок в рамках ФГОС, 5 класс по учебнику Л.Л. Босовой...

Урок 27.Преобразование информации путём рассуждений

информатика 6 класс. Босова Л.Л.,Босова А.Ю.(ФГОС)...

Преобразование информации путем рассуждений (технологическая карта ФГОС)

Преобразование информации путем рассуждений (технологическая карта ФГОС)...