Программа по ресурсосбережению для 5-6 класса
рабочая программа по биологии (5, 6 класс) на тему

Данный курс призван создать устойчивую мотивацию учащихся к рациональному использованию энергетических и природных ресурсов, прививать навыки бережливости, вовлечь школьников в полезную и осмысленную ими деятельность по эффективному энергопользованию и защите окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Борисевич Светлана Юрьевна ГБОУ СОШ 1376

Программа по ресурсосбережению

для учащихся 5-6 классов школы № 1376

Пояснительная записка

Проблема энерго- и ресурсосбережения является в настоящее время одной из наиболее актуальных. Ее необходимо решать в кратчайшие сроки, так как только это позволит повысить эффективность использования топливно-энергетических и материальных ресурсов. В современных условиях энергосбережение служит одним из действенных инструментов решения глобальных экологических проблем. Активная энергосберегающая политика является ключевым звеном, связывающим проблемы экологии и энергетики. В связи с этим важно начинать формирование у учащихся глубокого и многогранного понимания способов рационального использования энергетических ресурсов.

В данной программе обобщаются и расширяются первоначальные знания по энергоэффективности и экологии, полученные учащимися в начальных классах . Ученики в «Школе Берегоши» встречаются с условными персонажами: Берегошей, Энергошей, Электрошей, Теплошей, Водяшей и Экошей.

Данный курс призван создать устойчивую мотивацию учащихся к рациональному использованию энергетических и природных ресурсов, прививать навыки бережливости, вовлечь школьников в полезную и осмысленную ими деятельность по эффективному энергопользованию и защите окружающей среды.

Цель курса — формирование у учащихся ценностных ориентаций на бережное отношение к использованию энергоресурсов и сохранение окружающей среды.

Задачи курса:

— дать первоначальные сведения об энергетических объектах и методах эффективного их использования;

— создать условия для осмысления школьниками проблем энергоэффективности не только в быту, но и на производстве;

— ознакомить учащихся с решением проблем экологии и энергопотребления на государственном и международном уровнях;

— способствовать вовлечению школьников в полезную практическую деятельность по экологии, энерго- и ресурсосбережению в своем регионе.

Оценка знаний и умений учащихся — результаты их участия в практических видах деятельности по содержанию курса. Использование отметок в процессе изучения курса не допускается.

СОДЕРЖАНИЕ

5-6 класс (36 часов)

Тема 1. Открытие Школы Берегоши (2 часа)

Цели и задачи Школы. Мы и окружающий нас мир. Экономия и бережливость — залог роста благосостояния и качества жизни нации.

Тема 2. Уроки Энергоши (5 часов)

Объекты энергетики. Решение проблем энергетики на государственном и международном уровнях. Мировые тенденции энергопотребления и энергоэффектив-ности.

Практические работы: работа с географическими картами; выпуск стенгазет.

Тема 3. Уроки Электроши (8 часов)

Знакомство с электростанциями и их видами. Преобразование энергии Солнца и ветра в электрическую энергию. Линии электропередачи: их устройство и назначение. Ознакомление с возможностями сбережения электрической энергии на производстве. Меры безопасного поведения вблизи линий электропередачи, трансформаторных подстанций, устройств наружного освещения.

Практические работы: ознакомление с моделями солнечных электрических панелей и ветродвигателей, линии электропередачи; художественное творчество по теме «Мастерская Электроши»; практикум по электробезопасности.

Тема 4. Уроки Теплоши (5 часов)

Ознакомление с получением тепла от различных видов топлива, качественное сравнение эффективности их использования. Преобразование энергии Солнца в тепловую энергию. Понятие о теплосетях. Ознакомление с возможностями сбережения тепла на производстве.

Практические работы: ознакомление с моделями тепловых солнечных коллекторов; художественное творчество по теме «Мастерская Теплоши».

Тема 5. Уроки Водяши (6 часов)

Обзор гидроэнергетических установок от древности до наших дней. Рациональное использование водных ресурсов. Способы очистки питьевой воды и сточных вод.

Практические работы: ознакомление с моделями гидроустановок; художественное творчество по теме «Мастерская Водяши»; фильтрация воды.

Тема 6. Уроки Экоши (6 часов)

Воздействие энергетики на окружающую среду. Взаимосвязь экологии и энергоэффективности. Способы ликвидации последствий техногенных аварий.

Практические работы: конкурс экологических проектов (подготовка и защита рефератов); акция «Экологический патруль»;

Тема 7. Уроки Берегоши (6 часов)

1.Понятие о принципах эффективного использования энергии. Энергосбережение — самый дешевый и экологически чистый «источник» энергии.

2. Сохранение тепла в помещении. Простые меры и меры для профессионалов по утеплению помещений. Примеры успешного сбережения тепла в помещениях.

3. Рациональное потребление горячей воды. Простые меры и меры для профессионалов по снижению потребления горячей воды.

4. Приемы экономии и рационального использования холодной воды, газа и электроэнергии в быту. Бытовые прибора учета и контроля расхода газа, воды и электроэнергии.

5. Заполнение учащимися таблицы «Потребление энергии в моем доме (квартире)» по данным показаний счетчика электроэнергии. Построение графика потребления электроэнергии в течение суток и за неделю.

6. Измерение и учет расхода горячей и холодной воды в моем доме (квартире). Измерение расхода горячей воды и расчет энергии, необходимой для ее нагрева.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу учебного года учащиеся должны:

а) иметь первоначальные представления:

— о взаимосвязи экономии и бережливости с ростом благосостояния не только отдельного человека (семьи), но и нации в целом;

— о способах решения проблем энергетики и экологии на государственном и международном уровнях;

— об электростанциях и их видах, линиях электропередачи;

— об энергетике и основных энергетических объектах Республики Беларусь;

— о способах рационального использования энергоресурсов;

— о тенденциях энергопотребления и энергоэффективности в мире.

б) учащиеся должны приобрести опыт практической деятельности:

— безопасного поведения вблизи линий электропередачи, трансформаторных подстанций, устройств наружного освещения;

— различать виды энергетических объектов;

— осознанно формулировать и отстаивать свою позицию по проблемам экологии и энергетики.

Календарно-тематическое планирование программ

5 класс (18 часов)

№ п/п

Сроки проведения

Тема занятия

1

сентябрь

“Знакомый и незнакомый Я”.

2

сентябрь

Мы и окружающий нас мир.

3

октябрь

Объекты энергетики.

4

октябрь

Объекты энергетики.

5

ноябрь

Решение проблем энергетики на государственном и международном уровнях.

6

ноябрь

Мировые тенденции энергопотребления и энергоэффективности.

7

декабрь

Знакомство с электростанциями и их видами.

8

декабрь

Преобразование энергии Солнца и ветра в электрическую энергию.

9

январь

Линии электропередачи: их устройство и назначение.

10

январь

Возможности сбережения электрической энергии на производстве.

11

февраль

Возможности сбережения электрической энергии на производстве

12

февраль

Меры безопасного поведения вблизи линий электропередачи, трансформаторных подстанций, устройств наружного освещения.

13

март

Получение тепла от различных видов топлива, качественное сравнение эффективности их использования.

14

март

Преобразование энергии Солнца в тепловую энергию.

15

апрель

Понятие о теплосетях.

16

апрель

Возможностями сбережения тепла на производстве.

17

май

Возможностями сбережения тепла дома.

18

май

Обобщающее занятие


Календарно-тематическое планирование программы

6 класс (18 часов)

№ п/п

Сроки проведения

Тема занятия

1

сентябрь

Обзор гидроэнергетических установок от древности до наших дней.

2

сентябрь

Обзор гидроэнергетических установок от древности до наших дней.

3

октябрь

Рациональное использование водных ресурсов.

4

октябрь

Способы очистки питьевой воды и сточных вод.

5

ноябрь

Способы очистки питьевой воды и сточных вод.

6

ноябрь

Воздействие энергетики на окружающую среду.

7

декабрь

Воздействие энергетики на окружающую среду.

8

декабрь

Взаимосвязь экологии и энергоэффективности.

9

январь

Способы ликвидации последствий техногенных аварий.

10

январь

Понятие о принципах эффективного использования энергии.

11

февраль

Энергосбережение — самый дешевый и экологически чистый «источник» энергии.

12

февраль

Сохранение тепла в помещении. Простые меры и меры для профессионалов по утеплению помещений. Примеры успешного сбережения тепла в помещениях.

13

март

Рациональное потребление горячей воды. Простые меры и меры для профессионалов по снижению потребления горячей воды.

14

март

Приемы экономии и рационального использования холодной воды, газа и электроэнергии в быту. Бытовые прибора учета и контроля расхода газа, воды и электроэнергии.

15

апрель

Заполнение учащимися таблицы «Потребление энергии в моем доме (квартире)» по данным показаний счетчика электроэнергии.

16

апрель

Практическая работа «Построение графика потребления электроэнергии в течение суток и за неделю».

17

май

Измерение и учет расхода горячей и холодной воды в моем доме (квартире). Измерение расхода горячей воды и расчет энергии, необходимой для ее нагрева.

18

май

Обобщающее занятие


Рекомендуемая литература

  1. Грачева, Е.Энергосбережение для всех и каждого /Е.Грачева.— Челябинск, ОГУП «Энергосбережение», 2002. — 112 с.
  2. Дежкин, В.В. Беседы об экологии / В.В.Дежкин. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. — 176 с.
  3. Энергия вокруг нас: Учебный модуль. — Брянск: БРОО «Виола», 2003.— 128 с.
  4. http://spare.net.ru/intrus/index.html — ШПИРЭ: Школьная программа использования ресурсов и энергии.
  5. http://www.baltfriends.ru/rus/edfora/bookl03/index.htm — Сборники работ учителей и школьников Санкт-Петербурга: «Энергия для нашего дома», «Энергия и среда обитания» и другие материалы. «Дети Балтики».
  6. http://www.cei.ru/rus/ — Центр Экологических Инициатив (ЦЭИ). Новости. Публикации. Сам себе энергетик. Демонстрационный комплект «Энергосберегающий чемоданчик». Энергосбережение для больших и маленьких.
  7. http://www.cei.ru/rus/ — Центр Экологических Инициатив (ЦЭИ). Новости. Публикации. Сам себе энергетик. Демонстрационный комплект «Энергосберегающий чемоданчик». Энергосбережение для больших и маленьких.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная на основе программы курса «Английский язык. Программа для общеобразовательных учреждений 2-4 классы» (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.)

Рабочая программа    по  английскому языку во  2  классе, разработанная к учебнику "Английский язык. English-2": учеб. для 2 класса общеобразоват.учреждений/ Кузовлев...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...