Рабочая программа по биологии. 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Глухарева Екатерина Сергеевна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Биология» автора  Пономаревой И.Н.// Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Пономаревой И.Н., Константиновой В.М., Кумченко В.С. и др. Биология. 5-11 классы/ составитель Пономарева И.Н.- «Вентана-Граф»2012/, с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx35.54 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

К рабочей программе курса « Биология.6 класс»

на основе УМК «Биология.5-9кл.» Пономаревой И.Н., Константиновой В.С. и др.

(концентрический курс)

              Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Биология» автора  Пономаревой И.Н.// Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Пономаревой И.Н., Константиновой В.М., Кумченко В.С. и др. Биология. 5-11 классы/ составитель Пономарева И.Н.- «Вентана-Граф»2012/, с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
       Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. Приказом № 711 по Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края  от 29 августа 2011года внесены изменения  в Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Забайкальского края, утвержденный Приказом  Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области от 30.06.2004 года № 737.  В  период перехода на федеральные государственные образовательные стандарты в региональный компонент учебного плана  вводится  учебный курс:
 «Зеленый мир Забайкалья» 1 час в 6 классе. В  6 классе школьники начинают  изучать систематический курс «Биология». У них проявляется естественный интерес к предмету и закладывается система знаний, составляющих основу изучения биологии в старшей школе. А содержание федеральных учебников по биологии  построено на естественнонаучных данных, характерных для европейской части России, это способствует снижению интереса к  изучению учебного материала. Поэтому в 6 классе рекомендуется   интегрировать  курс «Биология» с  курсом   «Зеленый мир Забайкалья»(2 часа в неделю) .                                                                                                                                                                                                              По учебному плану  нашей школы  на биологию в 6-х классах отводиться 2 час. в неделю  с учетом регионального компонента (всего 68 часов).

         В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены положения Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы. Фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

       Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические  работы являются этапами  комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Реализации в рабочей программе  актуальных в настоящие время компетентностного, личностно- ориентированного, деятельностного подходов, определяют задачи обучения:

- приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, т.е. воспитания экологической и гигиенической грамотности;

- овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщённых способов учебно-познавательной, информационно – коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым в частности относятся:

  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыт, эксперимент, моделирование и др.);
  • определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
  • умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно – следственные связи;
  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  • сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;
  • умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
  • исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, описание результатов этих работ;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

           В настоящее время актуальным является обучение детей навыкам работы с разными источниками знаний и умение извлекать из них нужную информацию. В связи с этим для организации образовательного процесса используются такие формы работы, как самостоятельное осмысление теста учебника и дополнительной литературы; составление школьниками докладов, сообщений, рефератов и свободное изложение их содержание своим одноклассникам; формулирование вопросов слушателям и ответы на них последними(своеобразный диалог с целью более глубокого понимания материала).

       Развитию логического мышления, умению выполнять такие мыслительные операции, как абстрагирование, сравнение, анализ, обобщение, способствует составление таблиц по текстам учебника.

       На каждом уроке большое внимание уделяется индивидуальным и групповым формам проверке домашнего задания.

       

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

                    Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки     учащихся», который  полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

                                         СОДЕРЖАНИЕ

Введение (1ч).

   Система живой природы. Многообразие живых организмов. Царства органического мира. Место растений среди царств живой природы и их разнообразие. Биология и ботаника как науки. Значение биологических знаний и знаний о растениях в жизни человека.

Демонстрации:

Многообразие живых организмов

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения  раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов

уметь

объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося;

1.Общее знакомство с растениями (6 часа).

   Признаки растений и их многообразие. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники. Кустарнички. Однолетние, двулетние и многолетние травы. Лекарственные и декоративные растения.

   Растение как живой организм. Строение и жизнедеятельность растений. Органы растений.  Особенности споровых, семенных и цветковых растений.

   Условия жизни растений. Экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и другие организмы. Особенности условий существования организмов в каждой среде. Многообразие растений как результат их обитания в различных экологических условиях.

   Сезонные явления в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Осенние изменения в жизни растений и их значение.

Демонстрации:

Споровые, семенные, цветковые растения.

Органы цветкового растения

Лабораторные работы:

Строение спорового и цветкового растения.

Экскурсии:

Осенние явления в жизни растений

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов

уметь

объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося;

изучать  биологические объекты и процессы: наблюдать за сезонными изменениями в природе

распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения

 анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов

2.Клеточное строение растений (4 часа)

   Увеличительные приборы: лупа и микроскоп, правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Правила работы с биологическими объектами. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

   Клетка как структурно-функциональная единица живого. Строение растительной клетки. Разнообразие клеток растений.

   Состав клетки. Роль органических и неорганических веществ в ней. Процессы жизнедеятельности клетки и их зависимость от условий окружающей среды. Движение цитоплазмы. Рост и деление клеток.

   Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения.

Демонстрации:

Строение растительной клетки

Ткани и органы растительного организма

 Лабораторные работы:

Рассматривание клеток кожицы чешуи лука

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать

 признаки биологических объектов: клеток  организмов растений

    уметь

  изучать  биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

     сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе сравнения;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов

3.Органы цветковых растений (19 часов)

   Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш и запасающие ткани семени.

   Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян.

   Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня.          Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения.

   Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение.

   Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение.

   Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов.

   Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев.

   Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад.

   Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец.

   Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время.

   Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков.

   Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия.

   Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

   Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян.

   Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.

Демонстрации:

Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растения

Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды, тепла, воздуха для прорастания семян

Виды корней

Типы корневых систем

Строение побега

Строение почки

Внешнее и внутреннее строение листа

Листорасположение

Многообразие стеблей

Внутреннее строение стебля

Строение цветка

Соцветия

Многообразие плодов

Лабораторные работы:

Изучение строения семян фасоли .

Строение вегетативных и генеративных  почек.

Внешнее строение корневища, клубня и луковицы

Экскурсии:

Жизнь растений зимой

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: семени, корня, листа, стебля, цветка, плода

уметь

объяснять: приспособление строения органа к выполняемым функциям, значение видоизменений органов;

изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, структурные элементы органов растений;

сравнивать биологические объекты (органы растений)

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на строение органов растений

     проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

4.Процессы жизнедеятельности растений (8 часов)

   Минеральное питание растений. Роль корня  в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений.

   Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений.

   Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений.

   Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий.

   Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений.

   Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями.

   Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.

Демонстрации:

Роль света в процессе фотосинтеза

Испарение воды листьями растений

Лабораторные работы:

Черенкование комнатных растений.

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать

 сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;

       уметь

      описывать: сущность основных процессов жизнедеятельности растений

выявлять приспособления организмов к среде обитания

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

5.Отделы царства растений (12 часов)

   Понятие о систематике растений. Классификация растений. Систематические категории в царстве Растения. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов.

   Водоросли: условия обитания, строение, жизнедеятельность. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности. Значение водорослей в природе и жизни человека.

   Отдел Мхи: особенности строения и жизнедеятельности как высших споровых растений. Печеночные и листостебельные мхи. Сфагновые мхи. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Охрана мохообразных растений.

   Отдел Папоротникообразные. Особенности папоротников. Плаунов, хвощей как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Роль папоротников в формировании биосферы. Значение современных папоротникообразных растений и их охрана.

   Отдел Голосеменные: общая характеристика и  многообразие. Семенное размножение хвойных растений. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Охрана хвойных лесов.

   Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Особенности классов однодольных и двудольных растений

   Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.

   Семейства однодольных растений: Злаковые и Лилейные.

Демонстрации:

Строение мха

Строение папоротника, хвоща, плауна

Размножение сосны

Лабораторные работы:

Изучение внешнего вида хвойных растений

Знакомство с разнообразием цветковых  на примере комнатных растений.

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: признаки растений разных  систематических групп

уметь

объяснять роль растений разных систематических групп в природе и деятельности человека

распознавать и описывать: на таблицах растения разных отделов

    сравнивать биологические объекты (представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

    определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

   проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий), находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп.

6.Историческое развитие растительного мира (4 часа)

   Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растений как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений.

   Основные этапы эволюции растительного мира на Земле.

   Происхождение и многообразие культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Отбор и селекция растений.

Демонстрации:

Центры происхождения культурных растений

Сорта культурных растений

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать

сущность биологических процессов: эволюционного развития растений

уметь

объяснять причины эволюционных изменений растений

     проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

7.Природные сообщества (9 час)

   Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Характеристика природного сообщества: видовой состав, местообитание, количество видов, ярусность, устойчивость. Структура природного сообщества. Многообразие природных сообществ. Особенности луга, болота, леса как естественных природных сообществ. Искусственные природные сообщества и их отличие от  естественных. Культурные природные сообщества (на примере парка, сада, поля). Зависимость искусственных сообществ от человека.

   Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экологические группы растений. Особенности растений разных ярусов. Роль растений, животных, бактерий, грибов в природном сообществе. Смена природных сообществ. Причины, вызывающие смену природных сообществ. Роль смены сообществ в формировании растительного облика планеты.

   Роль человека в природе. Понятие растительных ресурсов. Рациональное природопользование. Охрана растительных ресурсов. Красная Книга. Роль школьников в сохранении растительного мира. Сохранение биологического разнообразия как залог сохранения биосферы. Значение растений и растительности. Роль ботанических знаний в сохранении устойчивого равновесия в биосфере.

Демонстрации:

Ярусность в растительном сообществе

Экскурсии:

Жизнь растений в весенний период года

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: особенности природных сообществ своего региона

уметь

    объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды,   необходимость защиты окружающей среды.

    распознавать и описывать: наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;

    выявлять приспособления организмов к среде обитания;

          сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества

   анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

     проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература:

1. Биология. 6 класс: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений по ФГОС/ под ред. проф. И.Н. Пономарёвой./ 1-е изд;. – М.: Вентана- Граф, 2013- 240 с.: ил.

Дополнительная литература:

  1. Биология 6 класс. Олимпиады, В.В. Асеева, Волгоград «Корифей», 2007
  2. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, Москва, «Интеллект- Центр», 2005
  3. Биология 6-11 классы. Конспекты уроков. Технологии. Методы. Приемы. Н,А, Селезнёва, О.А. Пустохина, Е.В. Трахина, Волгоград, «Учитель», 2008
  4. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы, Г.И. Лернер, Москва, «Эксмо», 2007
  5. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, 6 класс, рабочая тетрадь. Тестовые задания к основным учебникам. Москва, «Эксмо», 2007

                               

 



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ур

Тема раздела.

Тема урока.

Элементы основного

содержания

Характеристика основных

УУД

Лабор. и практ.

работы

Дом

зад

1

Введение-         1 час

Биология – наука о растениях. Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные

Давать определение термину «биология», «ботаника».

Называть основные царства живых организмов, перечислять методы изучения растений Приводить примеры значения биологических знаний

П.1

1. Общее знакомство с растениями                    6 час

2

1.Многообразие растений

Классификация растений.

Низшие растения Высшие растения Группы растений.

Слоевище, таллом.

Давать определение термину «ботаника», «систематика». Перечислять основные группы растений приводить примеры основных групп растений.  Выделять особенности строения низших и высших растений

П.1

3

2.Жизненные формы растений

Представление о жизненных формах растений. Отличительные свойства деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав.

Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм.

П.2

4

3. Растения живой организм

Растение - организм . Основные свойства растения как живого организма.

Объяснять необходимости для нормальной жизнедеятельности растения существования и функционирования всех его органов

5

4. Условия жизни растений

Абиотические, биотические и антропогенные факторы окружающей среды.

Давать понятие терминам «абиотические», «биотические», «антропогенные» факторы среды.

6

5.Многообразие растений Забайкальского края

Разнообразие растений Забайкальского края.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения и презентации об удивительных растениях Забайкальского края.

7

6.Осенняя экскурсия

Фенологические наблюдения за растениями осенью.

Наблюдать за сезонными изменениями растений Давать определение терминам «экология» и «фенология

2.Клеточное строение организма   4 часа                                        

8

1.Строение растительной клетки

Клеточное строение растений. Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды.

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Называть органоиды клеток растений.

П.3

9

2.Жизнедеятельность клетки

Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка- живая система.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки.

П.3

10

3.Ткани растений

Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей.

Давать определение термину – «ткань» Приводить примеры разных видов тканей. Распознавать и описывать строение тканей растения. Объяснять последствия для растения нарушение человеком покровной ткани

П.4

11

4.Обобщение

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Выполнять задания по самоконтролю. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного  материала

3.Органы цветкового растения     20 час

12

1.Внешнее и внутреннее строение семян

Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.

Уметь: находить в тексте учебника необходимую информацию, проводить наблюдения и делать по ним выводы

Распознавать и описывать строение семян однодольных и двудольных растений. Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений Устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка

Лабораторная работа №1. «Строение семени фасоли»

П.5

13

2.Условия прорастания семян. Значение семени.

Прорастание семян. Проросток, особенности его строения .Значение семян в природе и в жизни людей.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения и презентации о роли семян в жизни человека.

П.6

14

3.Внешнее строение корня. Типы корневых систем

Корень, его строение и значение. Типы корневых систем растений

Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербариях, натуральных объектах.

П.7

15

4.Внутреннее строение корня

Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания; зона проведения.

Распознавать и описывать зоны корня Устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и функциями

П.7

16

5.Разнообразие корней. Значение корня.

Функции корня. Видоизменения корней. Значение корней в природе.

Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями

П.7

17

6.Строение и функции побега.

Побег как сложная система. Узлы Междоузлия

Распознавать и описывать на живых объектах строение побега

П.8

18

7.Почки

Строение почки.  Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные.

Объяснять, что почка – видоизмененный побег , назначение вегетативных и генеративных почек.

Лабораторная работа № 3. Строение вегетативных и генеративных почек.

П.8

19-20

8-9. Строение листа

Внешнее строение, типы жилкования, простые и сложные листья

Клеточное строение листа.

Уметь: различать сидячие и черешковые листья, находить на листе лист. пластинку и черешок; определять виды листьев; называть и определять признаки одно- и двудольных растений.

Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа Называть функции кожицы листа, мякоти листа и жилок Распознавать и описывать строение листа знать значение слов кожица листа, устьица. Столбчатая и губчатая ткани, межклетники, проводящие пучки.

П.9

21

10.Значение листьев в жизни растений

Видоизменения листьев.

Объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений, знать признаки листьев растений различных мест обитания; уметь: отличать световые листья от теневых.

П.9

22

11.Строение и функции стебля

Строение стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань. Рост дерева в толщину.

Приводить примеры тканей, расположенных в стебле Называть функции слоев стебля Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение стебля.  Объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину. Определение возраста деревьев по количеству годичных колец.

Лабораторная работа № 2. Строение корня проростка.

П.10

23

12.Многообразие стеблей

Виды стеблей. Видоизменения побегов. Надземные побеги.

Объяснять функции видоизмененных побегов. растения имеющие корневища, клубневые растения, роль вегетативного способа размножения побегами, использование человеком видоизмененных побегов

П.10

24

13.Видоизменения подземных побегов.

Видоизменения побегов. Подземные побеги.

Описывать строение подземных побегов, отмечать их различие. Фиксировать результаты исследования.

Лабораторная работа № 4 Внешнее строение корневища, клубня, луковицы.

П.10

25

14. Зимняя экскурсия

26

15.Строение и функции цветка. Цветы Забайкалья.

Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Обоеполые и раздельнополые цветки.

Уметь: определять и называть части цветка; определять правильные и неправильные цветки, отличать обоеполые о раздельнополые цветки; выделять из знакомых растений однодомные и двудомные

П.11

27

16.Соцветия

Соцветия Биологическое значение соцветий

Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка

Уметь: различать и называть соцветия; определять простые и сложные соцветия; называть растения

Характеризовать значение соцветий.

П.11

28

17.Опыление.

Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления. Переносчики пыльцы.

Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений.

П.11

29

18.Двойное оплодотворение

Двойное оплодотворение у цветковых растений.

Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений

П.11

30

19Плоды.Многообразие форм их значение

Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды

Называть функции плодов; Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов .Подбор и составление коллекций семян .

П.12

31

20. Обобщение

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Выполнять задания по самоконтролю. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного  материала.

Обсуждать выполнение создаваемых проектов.

4.Основные процессы жизнедеятельности    8 часов

32

1.Почвенное питание растений

Минеральные и органические вещества.

Поглощение растворов минеральных веществ растениями; «плодородие почвы», удобрения, взаимосвязь растительных организмов со средой.

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Обосновать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать  состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.

П.13

33

2.Фотосинтез. Космическая роль растений.

Воздушное питание растений -фотосинтез . Условия для образования крахмала. Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ.  Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ.  Объяснять космическую роль зеленых растений

П.14

34

3.Дыхание растений

Значение дыхания Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Биологическое значение рыхления.

Выделять приспособления растений для дыхания Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания

П.15

35

4.Обмен веществ растительного организма.

Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни.

Характеризовать обмен веществ в организме как важнейший признак жизни.

П.15

36

5.Размножение растений

Половое, бесполое, вегетативное размножение. Гамета. Зигота. Спермий. Яйцеклетка.

Характеризовать значение размножения растений. Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различие.

П.16

37

6.Особенности вегетативного размножения растений

Способы вегетативного размножения при помощи побегов, корней, листьев, почек. Роль вегетативного размножения.

Сравнивать различные способы и приемы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях.

Лабораторная работа № 5. Черенкование комнатных растений.

П.17

38

7.Рост и развитие растений

Процессы роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений.

Объяснять процессы развития растений, роль зародыша. Устанавливать зависимость роста и развития растения от условий среды.

П.18

39

8.Обобщение

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Выполнять задания по самоконтролю. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного  материала

5.Основные отделы растений             12 часов

40

1.Понятие о систематике

Классификация растений. Таксономические единицы. Многообразие и общие признаки цветковых растений.

Признаки классов двудольных и однодольных растений; деление на семейства

Объяснять значение систематики растений для ботаники. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации и сообщений о деятельности Линнея.

П.19

41

2.Общая характеристика водорослей

Основные признаки водорослей

Выделять и описывать существенные признаки водорослей.

П.20

42

3.Многообразие водорослей Заб.края

Зеленые, бурые, красные водоросли Значение водорослей в природе и в жизни человека Зеленые водоросли: улотрикс, спирогира. Бурые водоросли: ламинария. Красные водоросли: порфира

Уметь: различать зеленые, бурые и красные водоросли; называть признаки, характерные для водорослей. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и в жизни человека.

43

4.Отдел моховидные. Мхи Заб.края

Основные признаки мхов. Причины выхода растений на сушу. Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Роль в природе и жизни человека

Давать определение термину «высшие растения» Распознавать и описывать внешнее строение мхов, произрастающих на терр-и Влад области. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу Объяснять роль мхов в природе и жизни человека, происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей

Лабораторная работа № 6. Изучение внешнего строения моховидного растения.

П.21

44-45

5-6. Отдел папоротникообразные. Папоротники, хвощи и плауны Заб.края

Основные признаки папоротников. Хвощи. Плауны. Многообразие папоротников Влад. области. Значение в природе и жизни человека

Распознавать растения отдела Папоротникообразные, хвощи, плауны. Распознавать и описывать внешнее строение папоротников, хвощей и плаунов, произрастающих на территории Владимирской области. Выделять общие черты строения высших споровых растений. Объяснять роль папоротников хвощей и плаунов в природе и жизни человека

П.22

46

7.Голосеменные Забайкалья

Голосеменные растения Особенности строения: появление семян, развитие корневой системы. Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы. Значение. Разнообразие: Фитонциды.

Давать определение термину голосеменные растения. Распознавать растения отдела Голосеменные растения Распознавать и описывать наиболее представителей голосеменных Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги

Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных.

Использовать информационные источники для подготовки проекта о значении хвойных лесов России.

П.23

47

8. Покрытосеменные.

Многообразие, строение, размножение. Приспособленность к условиям жизни. Жизненные формы покрытосеменных. Значение.

Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных. Сравнивать строение и жизнедеятельность голосеменных и покрытосеменных растений.

П.24

48-49

9-10.Семейства класса двудольные.

Признаки семейств Крестоцветные, Розоцветные и Пасленовые: строение цветка, тип соцветия, тип плодов.

Типичные представители. Сельскохозяйственные растения. Лекарственные растения. Значение

Выделять основные признаки класса Двудольные. Распознавать представителей семейств на рисунках, гербариях. Использовать информационные источники для подготовки проекта о роли растений класса Двудольные в природе и в жизни человека.

П.25

50

11.Семейства класса однодольные

Признаки семейства Мотыльковые и Сложноцветные строение цветка, тип соцветия, тип плодов.

Типичные представители. Сельскохозяйственные растения. Лекарственные растения, ядовитые. Значение

Выделять основные признаки класса Однодольные. Распознавать представителей семейств на рисунках, гербариях.  Использовать информационные источники для подготовки проекта о роли растений класса Двудольные в природе и в жизни человека.

П.26

51

12.Обобщение

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Выполнять задания по самоконтролю. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного  материала

6.Историческое развитие растительного мира  4 часа

52-53

1-2.Понятие об эволюции растений

Понятие об эволюции живого мира. История развития растительного сообщества. Н.И.Вавилов  о результатах эволюции растений, направляемой человеком.

Описывать основные этапы эволюции растений. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни.

П.27,28

54

3.Дары Старого и Нового Света

Дары Старого ( пшеница, рожь, капуста, виноград ,банан) и Нового ( картофель, томат, тыква) света. Центры происхождения культурных растений

Называть родину наиболее распространенных культурных растений. Использовать информационные источники для подготовки сообщения о культурных растениях.

П.29

55

4.Обобщение

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Выполнять задания по самоконтролю. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного  материала

7.Природные сообщества     9 часов

56-57

1-2.Понятие о  природных сообществах

Типы растительных сообществ: сосновые леса, лиственные леса. Взаимосвязи растений в сообществе. Причины смены растительных сообществ

Приводить примеры растительных сообществ Описывать видовой состав растений лесного сообщества

П.30

58

3.Приспособление растений к совместной жизни в природном сообществе

Яростность в растительном сообществе: надземная и подземная.

Совместное проживание в сообществе

Объяснять значение яростности  растения, расположенные в ярусах сообщества; причины смены растительных сообществ.

П.31

59

4.Смена природных сообществ

смена растительных сообществ.

Объяснять причины смены природных сообществ. Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества.

П.32

60

5. Весенняя экскурсия

Весенние явления в жизни природных сообществ.

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

61

6.Многообразие природных сообществ забайкальского края

Использовать информационные источники для подготовки проекта о природных сообществах Забайкалья.

62

7.Подведем итоги

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Выполнять задания по самоконтролю. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного  материала.

Обсуждать выполнение создаваемых проектов.

63

8.Береги природу

Охрана природы.

Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.

64

9.Экскурсия в городской ботанический сад

Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

65

10.Этот удивительный мир растений (итоговый урок)

Многообразие растительного мира. Уникальные растения планеты.

Использовать информационные источники для подготовки презентации сообщений об удивительном мире растений.

66-67-68

Резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...