Мотивационный аспект учебно – познавательной деятельности учащихся старших классов при изучении естественно – научных дисциплин на примере биологии
статья по биологии на тему

Елена Александровна Абломская

Привлечь к изучению предмета, когда "вокруг ЕГЭ".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивационный аспект учебно-познавательной деятельности учащихся старших классов при изучении естественно – научных дисциплин (на примере биологии) Выполнила: Абломская Елена Александровна , учитель биологии Барнаул, 2016

Слайд 2

Актуальность темы «Я НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ!» Перегрузка информацией, отсутствие внутренней мотивации, ЕГЭ Потребность ребёнка быть личностью

Слайд 3

Проблема исследования: поиск использования эффективных методов мотивации учащихся при изучении биологии. Объектом исследования является мотивация и стимулирование учащихся при изучении биологии. Предмет исследования особенности и проблемы системы мотивации учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла (биологии).

Слайд 4

Цель: изучение и формирование устойчивой мотивации учения на предметах естественнонаучного цикла (на примере биологии). Задачи: Изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации учащихся при изучении предметов естественного цикла и ее роли в повышении эффективности деятельности учащихся. Анализ состояния системы мотивации и стимулирования в школе и определение проблем, которые возникают в данных вопросах с учащимися старшей школы. Совершенствование системы мотивации и стимулирования учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла на примере биологии.

Слайд 5

Понятие «мотивация» Мотивация – это процесс, определяющий движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения (Н. Ю. Скороходова). Мотивация - это психологическая реальность, которая стоит за положительным отношением школьника к учению (А.К. Маркова).

Слайд 6

Виды учебных мотивов (по А.К. Марковой) Широкие познавательные мотивы; учебно - познавательные мотивы; мотивы самообразования. Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на: Внешние мотивы; внутренние мотивы. (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, П.И. Якобсон, М.Г. Ярошевский)

Слайд 7

Слайд 8

Методы, используемые для формирования мотивации учения на уроках биологии Формирование приёмов целеобразования; осознание рождения нового мотива; актуализация сложившихся мотивов; анализ мотивов и целей учения.

Слайд 9

Методика изучения мотивации старших школьников (авторы: Калинина Н.В., Лукьянова М.И.) Содержательные блоки методики Личностный смысл учения; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тенденции для достижения успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в поведении.

Слайд 10

Личностный смысл учения Результаты изучения мотивации учащихся старших классов по биологии (количество человек)

Слайд 11

Способность к целеполаганию Результаты изучения мотивации учащихся старших классов по биологии (количество человек)

Слайд 12

Иные мотивы Результаты изучения мотивации учащихся старших классов по биологии (количество человек)

Слайд 13

Внутренняя или внешняя мотивация Результаты изучения мотивации учащихся старших классов по биологии (количество человек)

Слайд 14

Стремление к достижению успеха в учебе или недопущению неудачи Результаты изучения мотивации учащихся старших классов по биологии (количество человек)

Слайд 15

Результаты изучения мотивации учащихся старших классов по биологии (количество человек) Мотивы поведения

Слайд 16

Итоговые результаты изучения уровня мотивации Результаты изучения мотивации учащихся старших классов по биологии (количество человек)

Слайд 17

Выводы 1. Изменяется количественный состав учащихся в сторону повышения уровня мотивации, однако количество учащихся с очень высоким уровнем мотивации изменяется мало. 2. У учащихся развивается способность к целеполаганию. 3. У учащихся начинают преобладать познавательные и социальные мотивы. 4. Внутренние мотивы преобладают над внешними. 5. У учащихся в равной степени преобладает и стремление к успеху и недопущение неудач, хотя количество учащихся с отрицательной мотивацией снижается. 6. Увеличивается количество учащихся со стойким интересом к учению и снижается количество с отсутствием поведенческой активности. 7. Отсутствие учащихся с низким и сниженным уровнем мотивации, и увеличение числа учащихся с нормальным и высоким уровнем.



Предварительный просмотр:

Комментарии к презентации

Слайд 1

 «Мотивационный аспект учебно-познавательной деятельности учащихся старших классов при изучении естественно – научных дисциплин (на примере биологии)»

Слайд 2

Актуальность данной темы состоит в том, что сегодняшний социальный заказ общества направлен на воспитание творческой, активной личности, способной проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

А что же происходит на самом деле?

В  результате  перегрузки  информацией  современные  школьники  быстро  утомляются, интерес   к  учению  пропадает. В  том  же  направлении  действует  и  природная любознательность  человека. Она  явно  уменьшается  при  переходе  из  класса  в  класс. Особенно   это   характерно  для  учащихся старшей школы. Снижается  любознательность, падает  интерес  к   учебным  предметам, уровень  полученных  знаний оказывается  низким. Среди  многих  причин  нежелания  школьников  учиться  называет  недостаток  внутренней  мотивации. Она  перестала  быть  самоцелью,  и  часто   рассматривается  исключительно  с  меркантильных  позиций: имеют  ли  полученные знания  ценность  на  рынке  труда?

Введение в старшей школе обязательных предметов для сдачи единого государственного экзамена, присутствие во многих вузах для поступления результатов ЕГЭ таких предметов как математика, русский язык и обществознание, значительно уменьшает значимость у старшеклассников изучение других предметов, в том числе естественно – научного цикла. Опрос, проведённый среди  учащихся  старших классов, подтверждает вышеуказанную тенденцию.

Слайд 3

На основании этого была определена проблема исследования: поиск использования эффективных методов мотивации учащихся старших классов при изучении биологии.

Объектом исследования является мотивация и стимулирование учащихся при изучении биологии.

Предмет исследования особенности и проблемы системы мотивации учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла (биологии).

Слайд 4

Нельзя не согласиться с мнением психологов-практиков о том, что формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний.  Приведенные в нашем исследовании данные подтверждают актуальность проблемы, и обосновывают цель дальнейшей работы.

Слайд 5

Сегодня в практике обучения вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным. Мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.

Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Мотивационная составляющая личности достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация в литературе имеются разные определения. Нина Юрьевна Скороходова (доктор психологических наук, профессор петрозаводского ГУ) определяет мотивацию как  процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

По мнению Аэлиты Капитоновны Марковой (доктора психологических наук, профессора РАГС) мотивация - это психологическая реальность, которая стоит за положительным отношением школьника к учению.

Мотивация является стартовой площадкой любой деятельности и поэтому занимает ведущее место в её структуре.

В то же время мотивационная сфера сама по себе - сложное образование. Уровень развития мотивационной сферы зависит от сформированности потребностей, мотивов, интересов, целей и других её компонентов.

Слайд 6

А.К. Маркова определяет мотив как «направленность активности на предмет, внутренне психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность».

По определению Лидии Ильиничны Божович, мотив учебной деятельности - это побуждения, характеризующие личность школьника, её основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой.

Слайд 7

В литературе не имеется единой и общепринятой классификации учебных мотивов. По А.К. Марковой к уровням познавательной мотивации относятся: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями-фактами, явлениями, закономерностями), учебно - познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов, самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение программы самосовершенствования).

Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на:

•        внешние мотивы - мотивы, реализующие непознавательную (социальную по классификации) потребность, не связанные с получением знаний (не совпадают с целью учения);

•        внутренние мотивы - мотивы, реализующие познавательную потребность, связанные с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (совпадают с конечной целью учения).

Этой классификации придерживаются П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, П.И. Якобсон, М.Г. Ярошевский.

Сторонниками второго подхода по разделению мотивов на внутренние и внешние являются А.К. Маркова, И.А. Васильев, Д.Б. Эльконин, В.Я. Ляудис. Они считают внешними мотивами такие мотивы, которые имеют для личности утилитарно-прагматический смысл, то есть реализуют потребности во внешнем благополучии (материальном или социальном). А внутренние мотивы - это такие мотивы, которые имеют для личности ценностный смысл, т.е. с их помощью реализуются потребности во внутреннем благополучии, в гармонизации внутреннего мира, в оценке, коррекции, формировании системы личностных убеждений, установок, притязаний, самооценок. Внешние мотивы могут оказывать заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащихся доли внутренней мотивации.

Проблема мотивации и мотивов поведения учащихся – одна из актуальных в образовании. В структуре педагогической деятельности мотивации принадлежит особое место: продуктивность деятельности ученика во многом зависит от силы и структуры мотивации.

Л.С. Выготский писал: «прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его». Однако известно, что если взять успех обучения за 100%, то от учителя и его методов зависит только 15%, остальные 85% распределяются следующим образом: способность к предмету - 30%, интеллигентность - 20%, мотивация - 30%, внимание и усердие - 5%. Из этих данных видно, что для успешного обучения нам необходима повышенная мотивация и стимулы, увеличивающие внимание и усердие

Для разработки системы управления мотивацией и эффективного стимулирования ученического труда необходимо выявить структуру мотивов деятельности учащихся и охарактеризовать мотивационный климат на уроках биологии. Изучение коллектива учащихся может позволить учителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.

Слайд 8 

Надеяться на то, что мотив учения возникает сам по себе, стихийно, не приходится. Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе учебной и вне учебной деятельности, поэтому важно, как эта деятельность осуществляется в школе.

Основными  факторами, влияющими  на  формирование  положительной  устойчивой  мотивации  к  учебной   деятельности, являются:

•        Содержание  учебного  материала (Содержание  обучения  выступает  для  учащихся в первую  очередь  в  виде  той  информации, которую  они  получают. Однако  сама  по  себе информация вне  потребностей  ребёнка  не  имеет для  него  какого – либо   значения, а  следовательно  не  побуждает  к учебной  деятельности. Содержательно  и  иллюстративно  бедный  материал на уроках биологии  не  обладает  мотивирующей силой,  и  не способствует побуждению интереса  к  учению. В качестве иллюстративного материала я использую таблицы, фотографии, рисунки, картины, видеозаписи и др.)

•        Организация  учебной  деятельности (1.Мотивационный  этап - Если ученик будет убежден в том, что этот материал значим для него, он им заинтересуется. 2.Операционно-познавательный  этап (л.р., пр.раб и т.п.).3. Рефлексивно-оценочный этап - Подведение итогов  надо  организовать  так, чтобы  учащиеся  испытали  удовлетворение  от  проделанной работы: Синквейн).

•        Коллективные  формы  учебной  деятельности (Групповая  форма  «втягивает» в  активную  работу  даже  пассивных, слабо  мотивированных  учащихся. Своим одноклассникам  такие дети не боятся отвечать, находят поддержку)

•        Оценка  учебной  деятельности (Важно, чтобы  в  оценке  

подчёркивались  положительные  моменты, сдвиги  в освоении   учебного  материала, выявлялись  причины имеющихся   недостатков, а  не  только  констатировать их  наличие)

•        Стиль  педагогической  деятельности  учителя (На формирование  мотивов   учения  оказывает  влияние   стиль педагогической  деятельности  учителя, различные  стили  формируют  различные  мотивы. Авторитарный  стиль  формирует  «внешнюю» (экстринсивную) мотивацию  учения. Мотив  «избегания  неудачи», задерживает  формирование «внутренней» (интринсивной) мотивации. Демократический  стиль  педагога, наоборот, способствует  интринсивной  мотивации; а  попустительской (либеральный) стиль  снижает  мотивацию,  и формирует  мотив   «надежды  на   успех»)

Слайд 9

Содержание   учебного  предмета  «Биология» представляет  большие  возможности  для  развития мотивации  его  изучения.

В качестве основных методов формирования мотивации учения использовались следующие:

•        формирование приёмов целеобразования (На уроках биологии мы учу ребят понимать цели, а затем самостоятельно ставить свои цели, которые перерастают в мотив. Формирование приемов мотивированного целеобразования успешно удается на уроках, где проводится практическая деятельность, т.к. практическая направленность является мощным фактором мотивации учения:

•        осознание рождения нового мотива Для создания новой мотивации в практике нашей школы на уроках биологии  используют ролевые игры, биологические разминки, мини-исследования, «живые» модели, защиту мини-проектов, метод выявления причинно-следственных связей Пережив успешность, у школьника появляется желание пережить это вновь, поэтому появляется новая мотивационная  направленность - выполнить более трудное задание;

•        актуализация сложившихся мотивов Этот метод реализуется при выполнении различных познавательных заданий. Предполагается выполнение учебных действий, побуждаемых уже сложившимися мотивами, работа по алгоритму, например построение опорно-логических схем.

•        анализ мотивов и целей учения (Результаты педагогических наблюдений показывают, что становлению положительной мотивации учения препятствует неумение анализировать свои мотивы и цели учения).

Кроме того, постоянно используется информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках биологии учителем и учениками. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повышает качество обучения предмету.

Слайд 10

Внеурочная деятельность как средство развития мотивации школьников.

  1. Ежегодно в рамках «Интеллектуального марафона» в школе проводятся предметные недели. Проводимые мероприятия позволяют формировать познавательный интерес и, в зависимости от цели формировать новый мотив, актуализировать его или формировать новые характеристики мотива учения. Для того, чтобы провести качественное результативное занятие, необходимо наряду с образовательными, воспитательными и развивающими задачами решать побуждающие  задачи. Планируя внеклассное занятие, большое внимание уделяю мотивации и познавательной деятельности.

  1. Одним из этапов мотивации в нашей школе является организация внеурочных занятий во время школьных каникул в летнем образовательно – оздоровительном лагере. Данный лагерь существует много лет и его программы не раз становились победителями и призерами городских и краевых конкурсов.

Стратегия проектирования образования и жизнедеятельности лагеря заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения школьникам проявить свои таланты, творческий потенциал, реализовать свои личные планы по  предметам естественно – научного цикла.

С целью  изучения мотивационной составляющей было проведено анкетирование группы учащихся с использованием методики изучения мотивации обучения старших подростков (Авторы: Калинина Н. В., Лукьянова М. И.). В соответствии с основными компонентами мотивации учения каждая из предлагаемых диагностических методик включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обучения; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тенденции на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в поведении. Было опрошено 36 учащихся 9 классов и 25 учащихся 10 классов в конце учебного года перед участием школьников в летнем интеллектуальном лагере, в начале учебного года и вновь на конец учебного года.

Результаты первого исследования показали, что у 20 учащихся 9, 10 классов наблюдается низкий и сниженный уровень мотивации к изучению биологии, по 20 учащихся имеют средний и высокий уровень. Для изменения ситуации в школе разработан проект летнего интеллектуально-оздоровительного лагеря, который включал в себя проектно-исследовательскую деятельность по предметам естественно-научного цикла, а так же в течение года на уроках биологии постоянно использовались следующие методы формирования мотивации учения: формирование приёмов целеобразования; осознание рождения нового мотива; актуализация сложившихся мотивов; анализ мотивов и целей учения.

Кроме того, учителем и учениками постоянно использовались информационно-коммуникационные технологии.

Согласно результатам проведенного исследования мотивационная структура учащихся представлена следующим образом: Содержательный блок I

Слайд 11

Уровни мотивации по блоку I показывают, насколько сильным для школьников является личностный смысл обучения. Исходя из представленных данных видно, что в течение года, когда проводилось исследование, существенно изменяется количественный состав учащихся в сторону повышения уровня мотивации, однако количество учащихся с очень высоким уровнем мотивации изменяется мало.

Слайд 12

Результаты второго блока показывают, что у учащихся развивается способность к целеполаганию. Слабость процессов целеобразования, характерных для старшего школьного возраста, может привести к тому, что многие старшеклассники не всегда готовы к постановке для себя перспективных целей, соответствующих требованиям общества и собственным возможностям, отсюда нередки ошибки в выборе профессии.

Развитая способность к целеполаганию способствует четкому видению перспектив и возможностей личной самореализации ученика. Поскольку цель придает жизни смысл, временную перспективу, создает определенное направление в жизни, реализация на уроках биологии форм и методов развития способности к целеполаганию у учащихся должна способствовать формированию качеств, направленных на самообразование и самосовершенствование в данном направлении.

Слайд 13

Об успехах деятельности образовательного учреждения можно говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Исходя из полученных данных, можно сказать, что на выходе у учащихся преобладают именно эти мотивы.

Слайд 14

Внешние мотивы - мотивы, реализующие непознавательную (социальную по классификации) потребность, не связанные с получением знаний (не совпадают с целью учения). Внутренние мотивы - мотивы, реализующие познавательную потребность, связанные с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (совпадают с конечной целью учения).

На начальном этапе исследования количество учащихся с преобладанием внешней мотивации больше, чем в конце исследования. По результатам видно, что значительное количество школьников имеет пограничные значения (в равной степени наличие внутренней и внешней мотивации), но имеются и положительные сдвиги в сторону увеличения числа учащихся с преобладанием внутренней мотивации обучения.

Слайд 15

Стремление к достижению успеха в учебе или недопущению неудачи

При отрицательной мотивации деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание избежать разного рода неприятностей. По результатам исследования видно, что наибольшее количество учащихся находится в пограничном состоянии, т.е. у них в равной степени преобладает и стремление к успеху и недопущение неудач, хотя количество учащихся с отрицательной мотивацией снижается.

Слайд 16

Мотивы поведения

Уровни устойчивости интереса (блок VI) к обучению определяют мотивы поведения. Полученные результаты показывают, что увеличивается количество учащихся со стойким интересом к учению и снижается количество с отсутствием поведенческой активности.

Слайд 17

Сводная информация результатов изучения мотивации обучения школьников

Данные диаграммы показывают, что в течение года, когда проводилось наблюдение за изменением мотивации учащихся 9, 10 классов, существенно меняется количественный состав учащихся по уровням мотивации. К концу исследования наблюдается отсутствие учащихся с низким и сниженным уровнем мотивации, и преобладают учащиеся с нормальным и высоким уровнем.

Слайд 18

Выводы:

1. Изменяется количественный состав учащихся в сторону повышения уровня мотивации, однако количество учащихся с очень высоким уровнем мотивации изменяется мало.

2. У учащихся развивается способность к целеполаганию.

3. У учащихся начинают преобладать познавательные и социальные мотивы.

4. Внутренние мотивы преобладают над внешними.

5. У учащихся в равной степени преобладает и стремление к успеху и недопущение неудач, хотя количество учащихся с отрицательной мотивацией снижается.

6. Увеличивается количество учащихся со стойким интересом к учению и снижается количество с отсутствием поведенческой активности.

7. Отсутствие учащихся с низким и сниженным уровнем мотивации, и увеличение числа учащихся с нормальным и высоким уровнем.

Преподавание предмета с точки зрения оказания влияния на развитие мотивации учения школьников может быть признано успешным и эффективным в том случае, если от этапа к этапу происходит значительное увеличение процентных показателей количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации и значительное уменьшение количества учащихся с низким уровнем учебной мотивации (за счет перехода с низкого уровня на средний и высокий). Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством высокой результативности образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Обратная же тенденция в показателях диагностики (увеличение количества школьников с низким уровнем мотивации или отсутствие динамики и существенных различий от этапа к этапу) говорит о наличии значительных проблем в деятельности образовательного учреждения в плане выполнения основных педагогических задач. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что деятельность в данном направлении на уроках биологии может быть признана успешной и рекомендована для использования в других образовательных учреждениях.

В  важности  изучения  мотивации  учения  никого  убеждать  не  надо, но  в  процессе  исследования  я  пришла  к  выводу, что  имеющиеся  методики  изучения  состояния мотивации  учащихся  малоприемлемы  для  учителей – предметников  из-за  трудоёмкости, дефицита  времени  и  недостаточной  подготовленности   учителей. Поэтому  подобные  исследования нужно  проводить  совместно  с  психологами  и  другими  специалистами и, желательно в свободное от работы время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии  9обобщение педагогического опыта)...

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОТРАЖЕНЫ ПРОБЛЕМЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНЕНИЕ УЧАЩИХСЯ, АНАЛИЗ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ И ВЫВОДЫ....

Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).

Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Рефлексивное управление учебно- познавательной деятельностью учащихся при изучении английского языка.

Данная статья посвящена описанию видов и способов работы с использованием рефлексивных упражнений....

Психологические и методологические аспекты организации познавательной деятельности учащихся

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ...