Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии
статья по информатике и икт по теме

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии  9обобщение педагогического опыта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kompetenciy_dlya_sayta.doc521 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Устанская средняя общеобразовательная школа

Уренского района Нижегородской области

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов

 на уроках информатики

через использование проектной технологии

обобщение опыта

(районный конкурс «Учитель года»-2011)

Автор работы

учитель математики и информатики

Смирнова Татьяна Ивановна

Уста

2010 г


Об авторе

        

Смирнова Татьяна Ивановна, учитель математики  и информатики

МОУ Устанская средняя

общеобразовательная школа.

Педагогический стаж – 17 лет.

Образование – высшее, окончила в 1993 году Нижегородский Государственный педагогический институт им М.Горького, математический факультет, специальность – математика и информатика.

Квалификационная категория – первая.

Замужем, муж Смирнов Валерий Павлович.

Дети: сын Смирнов Олег Валерьевич (1995 г.р.), дочь Смирнова Екатерина Валерьевна (2006 г.р.)

Хобби: Разведение цветов в саду и дома, чтение, кулинария.

Мое заветное желание: как педагог, очень хочу всегда испытывать чувство гордости за своих учеников, хочу видеть в них своё продолжение, хочу, чтобы они возвращались ко мне со своими радостями и проблемами, со своими открытыми сердцами.

Как мама, хочу, чтобы мои дети выросли добрыми, успешными, благодарными, счастливыми людьми.


Содержание

Введение         стр.4        

  1. Теоретическая часть
  1. Понятие компетентностного подхода к обучению.

      Ключевые компетенции учащихся                                                    стр.6

  1. Технология проектной деятельности                                                стр.10
  1. Реализация компетентностного подхода к обучению на уроках информатики                                                                                             стр.14
  2. Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках информатики через метод проектов                                                        стр.19

Заключение        стр.22

Список литературы        стр.23

Приложения        стр.24


Введение

За время своего педагогического опыта, а это 17 лет, следуя велению времени, моде, социальным потребностям, в своей работе я применяла различные методы организации обучения учащихся: дифференцированный подход, практику лекционно-зачетной системы, методику опережающего обучения С.Н.Лысенковой, технологии развивающего обучения, технологию критического мышления. Стандарты второго поколения призывают нас, педагогов, формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые

 компетенции" [5].

Определенные таким образом цели образования ориентируют нас, педагогов, на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

Такие исследователи как В.А. Болотов, В.В. Сериков, С.Е. Шишов, И.Г. Агапов, А.А. Хуторской раскрывают основные направления в процессе реализации компетентностного подхода в средней школе. Однако, несформированность подходов к определению базовых компетенций, неразработанность дидактического объема универсальных умений и навыков затрудняют разработку и применение в образовательном процессе технологий, формирующих эти ключевые компетенции.

Таким образом, возникло противоречие между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики в образовательном процессе, в частности, в обучении информатике.

Данное противоречие говорит об актуальности.

Проблема заключается в разработке приемов формирования у учащихся учебно-познавательных компетенций на уроках информатики.

Цель – разработать систему проектов, формирующих учебно-познавательные компетенции на уроках информатики.

Задачи.

  1. Установить соответствие между типологией проектов и классификацией компетенций;
  2.   Выделить ключевые компетенции на уроке информатики, которые наиболее эффективно реализуются методом проектов;
  3. Разработать календарно-тематическое планирование в соответствии с УМК Н.Д.Угриновича, направленное на формирование учебно-познавательных компетенций через проектную технологию.

  1. Теоретическая часть

  1. Понятие компетентностного подхода к обучению.

Ключевые компетенции учащихся

В концепции модернизации российского образования на период до 2010г. в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход. Что же представляет собой это нововведение?

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы - формирование ключевых компетенций.

Таким образом, компетентностный подход - подход в обучении, для которого характерны овладение учеником знаний и умений в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.

Хуторской Андрей Викторович (доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, Москва) 23 апреля 2002 года в своем докладе "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" дал сходные по сути определения:

"Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. [8]

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского, который выделяет следующие компетенции:

  1. ценностно-смысловую;
  2. общекультурную;
  3. учебно-познавательную;
  4. информационную;
  5. коммуникативную;
  6. социально-трудовую;

компетенцию личностного самосовершенствования. [9]

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом [6].

Общекультурные компетенции.  Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира [9].

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания [10].

Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире [4].

Коммуникативные компетенции  включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области [9].

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности [1].

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.[ 3]


  1. Технология проектной деятельности

Метод проектов появился  в США и провозгласил принцип «обучения посредством деления» (Дж. И. Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. 

Типология проектов, представленная в данной работе, предложена Е.С.Полат.

 По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.

Исследовательские — предполагают позна вательный поиск учащихся, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее не известным решением. Исследовательская деятельность при этом состоит из основных этапов, характерных для научного исследования:

  1.   выявление и постановка проблемы исследования;
  2.   формулирование гипотезы;
  3.   планирование и разработка исследовательских действий;
  4.   сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и     экспериментов;
  5.   анализ, сопоставление полученных данных, формулировка выводов и их проверка;
  6.   подготовка выступления;
  7.   презентация проекта;
  8.   переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов;
  9. внесение корректировок в работу и оформление отчета.

    Информационные проекты предполагают сбор информации о каком-либо процессе или объекте. При этом используются различные источники (СМИ, лите ратура, базы данных, Интернет, анкетирование, интервью и др.). Производится анализ данных, их обобще ние и представление в виде статьи, реферата, доклада, компьютерной презентации и т.п.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта.  Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
  По
предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

 По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. На уроках применяются, как пра вило, краткосрочные проекты, во внеурочное время — продолжительные. Возможно и такое сочетание: устано вочное занятие (запуск проекта) происходит на уроке, затем учащиеся в течение достаточно длительного време ни работают вне учебных занятий, защита проектов вновь организуется на уроке.

 По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Работа над проектами проходит в несколько этапов:

  1. подготовительный, связанный с подготовкой проблемы, разработкой нескольких вариантов и выбора одного их них;
  2. исследовательский этап (разбиение проекта на части, анализ составляющих частей);
  3. реализация проекта;
  4. защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности учащихся).

Тема проекта определяется методом «мозгового штурма», причем все идеи принимаются на рассмотрение и фиксируются на доске.  

Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк — это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет.

Форма презентации может быть в виде стендовых докладов, устных и письменных отчетов, семинара, видеофильма, конкурса, театральной постановки, компьютерной программы.
Подготовка к защите проекта  включает в себя оформление материала (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта); подготовка устной презентации проекта;
подготовка команды для ответов на каверзные и серьезные вопросы оппонентов; создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.

При оценивании результатов проектной деятельности целесообразно руководствоваться тремя группами критериев: 
1) степень решения образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения по данной теме школьного курса; 
2) степень овладения проектными умениями целеполагания и осуществления деятельности, презентации ее хода и результатов; 
3) уровень сформированности у учащихся  способности участвовать в диалоге, действовать коллективно, соблюдать ролевые позиции внутри группы и др.

Важная роль в промежуточной диагностике отводится наблюдению учителя за каждым членом проектной группы, контакту с лидерами групп, а также индивидуальным и групповым консультациям учащихся, в ходе которых каждый участник проектной деятельности отчитывается перед группой и учителем о результатах выполненной работы.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делают учебный процесс творческим, а ученика – раскованным и целеустремленным. При работе над проектами царит творческая рабочая обстановка, при которой поощряется любая самостоятельная работа, привлечение нового, неизученного материала, когда идет интенсивное самообучение и взаимообучение, создаются условия для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.


2. Реализация компетентностного подхода к обучению на уроках информатики

Рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.

Как было уже сказано выше, нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности:

1. Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.).

      2. Владение способами работы с информацией:

  1. поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
  2. извлечение информации с различных носителей;
  3. систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
  4. технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
  5. преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.).

      3. Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.).

      4. Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.)

      5. Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

  1. умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием);
  2. умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.);
  3. владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.);
  4. умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.);
  5. умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций).

Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:

  1. владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.);
  2. ведение диалога "человек" - "техническая система" (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.);
  3. умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.);
  4. владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.);
  5. понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе - формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне);
  6. умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.);
  7. толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.).

Это ключевые компетенции, традиционно рассматриваемые в качестве приоритетных на уроках информатики, хотя логичнее и правильнее было бы начать именно с этой компетенции - ценностно-смысловой. Именно умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Итак, в деятельностной форме суть ценностно-смысловой компетенции можно представить так:

  1. умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.);
  2. умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети);
  1. осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

В старших классах уделяется особое внимание социально-трудовым компетенциям, но и на уроках в начальном и среднем звене для их формирования можно и нужно найти место:

  1. осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, функциональность базы данных и т.п.);
  2. анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям);
  3. владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.).

Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих проектов на уроках информатики. В деятельностной форме ее можно описать так:

  1. владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков);
  2. понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.).

Для  развития компетенции личностного самосовершенствования эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:

  1. создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.);
  2. создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on-line, тренажеры; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.;
  3. создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.);
  4. наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).

3.Формирование учебно-познавательных компетенций на уроке информатики через метод проектов

Почему из перечня ключевых компетенций я выделила именно эти? 
Учебно-познавательные компетенции включают в себя знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. И развивать эти ключевые компетенции на уроках информатики, на мой взгляд, целесообразно проектной технологией обучения, которая:

  1. а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;
  2. б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности. [Приложение 5].

В 10-11 классах  проектную деятельность я  организовываю в групповых формах, но при этом не лишаю возможности выбора индивидуальной формы работы для желающих.

Проектом может быть компьютерный курс изучения определенной темы, компьютерная игра, тематическое общение по электронной почте и многое другое. Проектная деятельность представлена тематическими проектами, реализуемыми в течение одного или нескольких уроков до длительных проектов, с их продолжением и расширением во внеурочной деятельности.

Так, при изучении в 10 классе программы Power Point перед  учащимся была поставлена цель: выбрать любую тему и создать в среде Power Point мультимедийный (с использованием звука, видео) продукт. Работая над проектом, ребята решали вопрос: как из собранной информации отобрать самое нужное, как ее подать, чтобы твоя презентация не была  скучной, и зрители  смотрели бы не отрываясь, как вставить звуковое сопровождение, клип, как разместить объекты на слайде, какое применить цветовое решение. Результатом работы стали презентации  «Танцевальная группа «Фантазия» (Пугачева Ксения, Лебедева Мария, Шмелева Валентина), «Фотостудия «Взгляд» (Батанов Денис, Потехин Николай) [Электронное приложение ] и другие. Когда работы были закончены, мы решили в качестве итога провести фестиваль творческих презентаций с приглашением девятиклассников, которым предстояло изучение этой программы  в следующем учебном году. На фестивале учащиеся продемонстрировали свои работы, и каждый победил в какой-либо номинации. А ребята из девятых классов, ка губка, впитывали стройность изложения, полноту содержания, стиль работ.

Старшеклассникам предлагаю выполнять проекты по таким темам как:  

 «Создание и редактирование документов»,  «Электронные таблицы», «Создание базы данных»,  «Разработка Web-сайтов».

При изучении программы Access каждой группе учащихся предлагается индивидуальная задача - разработка собственной базы данных. Некоторые темы индивидуальных проектов: создать БД «Библиотека»,  «Фильмы недели», «Мои диски»,  «Электронные ресурсы школы».

 Примеры проектов, выполненных мной и моими учениками по другим темам: «Мой компьютер» (устройство и характеристики ПК), «Друга не заменит Интернет» (философские размышления о плюсах и минусах виртуальной реальности), [Электронное приложение ] «Программирование одномерных массивов» (реализация циклического алгоритма в среде программирования). [Приложение 2 ].

Кроме тематических проектов по  программе курса информатики и ИКТ предусмотрено выполнение проектов из других предметных областей: история, филология, математика, искусство, спорт. Для успешной реализации межпредметных проектов я стараюсь организовать совместную деятельность учащихся с учителем соответствующей предметной области. Примеры работ: ««Мирный атом» (Морнов Антон, 10 класс, 2008-09) «Я выбираю спорт как прерогативу наркотикам » (Смирнов Олег 9 класс, 2010-11), [Приложение 7], «Юность, опаленная войной» (Смирнов Олег 8 класс, 2008-09),  [Электронное приложение ].

Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу на конференциях различного уровня, готовить тезисы выступления, учиться отходить от “бумажной” технологии. Поэтому необходимым этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение.

Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и во внеурочной деятельности. «Мой любимый учитель» (Смирнова М, Лебедева И, Лицова В, 10 класс, 2008-09), «Урок в картинках» (Скворцова Ю, Смирнов О, Мартынюк В, 9 класс, 2010-11), «С днем рождения, школа!» (Матвеева Н, Вершинина О., 11 класс, 2010-11). [Электронное приложение ]

Все эти проекты требуют самостоятельной познавательной деятельности, умения целеполагания, планировать свою деятельность, анализировать полученные  результаты и соотносить их с поставленными целями,  исследовательского поиска. Таким образом, использование метода проектов при формировании учебно-познавательных компетенций старшеклассников на уроках информатики целесообразно.


Заключение

Какие результаты мы видим  в процессе формирования учебно-познавательных компетенций старшеклассников на уроках информатики через проектную деятельность.

Анализ опроса учащихся показал, что повысились навыки сбора, систематизации, классификации,  анализа информации,  умения представить информацию в доступном, эстетичном виде, умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи, умение работать в группе, в команде, умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение. [Приложение 1].

 Повышается уровень общеучебных умений и навыков (средний балл ЕГЭ по информатике моих учеников составил 65, 5%, что выше среднего балла по району), повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.). Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу. Ученик  имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.  Отношения  с учителем переходят на уровень сотрудничества. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Представленный опыт был озвучен на школьном педагогическом семинаре,  использован при подтверждении педагогической квалификации.

Опыт нестатичен, имеет перспективу развития, может применяться другими учителями учреждений образования.



Список литературы

  1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/Педагогика. № 10.2003. - с.26.
  2. Голуб Г.Б., Чупракова О.В.  «Портфолио в системе педагогической диагностики» ж. «Школьные технологии» №1-2,  2005
  3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. / Интернет-журнал «Эйдос».
  4. Камалеева, А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса [Текст] / А.Р. Камалеева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - №5. - С.6-18.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
  6. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С.3-12. - Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev. htm, свободный.
  7. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. – http://schools.keldysh.ru/labmro
  8. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". -2002. -23апреля. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423. htm, свободный.
  9. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm, свободный.
  10. Щерабакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности [Текст] / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. - 2008. - №10. - С.39-41.


Приложение

1. Сравнительные данные и результаты опросов учащихся «Работа над проектами».

2. Разработка проекта «Программирование одномерных массивов».

3. Проект «Составление тематического кроссворда по теме «Компьютер».

4. Конспект урока информатики в 11 классе. 

5. Требования к уровню сформированности ключевых компетенций учащихся.

6. Примерное поурочное планирование по информатике и ИКТ- 11 класс по УМК Н.Д.Угринович.

7. Буклет «Я выбираю спорт как прерогативу наркотикам!»

Электронное приложение:

  1. презентация «Танцевальная группа»Фантазия»;
  2. презентация «Фотостудия «Взгляд»;
  3. презентация «Друга не заменит Интернет»;
  4. презентация «Мирный атом»;
  5. презентация «Юность, опаленная войной»;
  6. презентация «Мой любимый учитель»;
  7. видеофильм «Урок в картинках»;
  8. презентация «С днем рождения, школа!».

         Приложение № 1

Сравнительные данные и результаты опросов учащихся

«Работа над проектами»

Опрос проводился  с одним и тем же классом дважды: в октябре 2008 года и в декабре 2009года.

Класс один и тот же: 10а (в октябре 2008 года) и 11а (в декабре 2009года).

Количество опрошенных: 20 (100%) и 18 (90%)

Цель опроса: исследовать эффективность применения метода проектов при формировании учебно-познавательных компетенций старшеклассников на уроках информатики.

Содержание опроса.

Старшеклассникам было предложено выбрать вариант ответа на каждый из предложенных вопросов.

  1. Испытываете ли вы  сложности при сборе, систематизации, классификации,  анализе информации:
  1. Не испытываю- 3
  2. Испытываю небольшие затруднения-2
  3. Мне сложно-1
  4. Не могу сказать-0
  1. Умеете ли вы представить информацию в доступном, эстетичном виде:
  1. Умею-3
  2. Испытываю небольшие затруднения-2
  3. Испытываю большие затруднения-1
  4. Не могу сказать-0
  1. Умеете ли вы выражать свои мысли, доказывать свои идеи:
  1. Умею-3
  2. Испытываю небольшие затруднения-2
  3. Испытываю большие затруднения-1
  4. Не могу сказать-0

  1. Умеете ли вы работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение:
  1. Умею-3
  2. Испытываю небольшие затруднения-2
  3. Испытываю большие затруднения-1
  4. Не могу сказать-0

  1. Умеете ли вы работать  с различной техникой:
  1. Умею-3
  2. Испытываю небольшие затруднения-2
  3. Испытываю большие затруднения-1
  4. Не могу сказать-0

  1. Как вы себя ощущаете при работе в группе:
  1. Легко и комфортно-2
  2. Я не хочу работать в группе-1
  3. Мне без разницы-0

Вариант ответа

Октябрь 2008

Декабрь 2010

1

Я не испытываю сложностей при сборе, систематизации, классификации,  анализе информации

25%

56%

2

Я умею представить информацию в доступном, эстетичном виде

45%

78%

3

Я умею выражать свои мысли, доказывать свои идеи

20%

56%

4

Я умею работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

35%

67%

5

Я умею работать  с различной техникой

20%

67%

6

Мне легко и комфортно работать в группе, в команде

25%

72%

Приложение №2

Разработка проекта

«Программирование одномерных массивов»

Автор проекта: учитель информатики Смирнова Т.И.

Предмет: информатика и ИКТ.

Класс: 11

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный (6 уроков).

Цели проекта:

Образовательные: учащиеся обучаются осуществлять операции обработки массивов в среде программирования.

Развивающие: учащиеся применяют, анализируют, преобразовывают модели реальных объектов и процессов на базе ИКТ.

Воспитательные: учащиеся планируют предстоящую работу в группе и индивидуально; корректируют план в ходе формирующего оценивания работы, оценивают имеющиеся знания и умения, определяют недостающие,  осуществляют поиск информации в разных источниках, используют программирование в других предметных областях.

Вопросы проекта:

Что такое «одномерный массив»?

Какой тип алгоритма используется для заполнения массива?

Какие существуют способы заполнения одномерного массива?

Какой тип алгоритма используется для операций обработки массива?

По какому правилу выполняется суммирование элементов массива?

Как найти максимальный (минимальный) элемент массива?

Какие еще операции обработки одномерных массивов можно использовать для решения задач?

Для работы над проектом учащимся необходимы следующие знания и умения:

- понятие и свойства алгоритма, основные типы алгоритмических структур, графический способ записи алгоритма, программный способ записи алгоритма на языке Pascal ABC, правила работы в программной среде;

- программирование линейных,  разветвляющихся и циклических алгоритмов.

Необходимое оборудование: фотоаппарат, лазерный диск (флеш-диск), компьютер, принтер, проекционная система, сканер.

Программное обеспечение: среда программирования Pascal ABC, программы обработки изображений, мультимедийные системы.

Учебные мероприятия.

1 урок. «Погружение в проблему».

На первом уроке для погружения в проблему используется стартовая презентация учителя, реализуется деление на группы. Ребята с учителем составляют календарь проекта (краткий план работы). Ученики получают на руки формы – «Критерии оценивания итогового продукта».

«Карты ЗИУ» мотивируют следующий этап урока – «Объяснение нового». На этом уроке вводятся новые дидактические единицы:

- понятие одномерного массива

- алгоритм заполнения одномерного массива (3 способа)

- операторы языка для работы с одномерными массивами.

Следующий этап урока – отработка нового материала (упражнения).

2 урок

В начале 2 урока проводится промежуточное тестирование по теории для определения уровня усвоения нового материала прошлого урока и для актуализации знаний на этом уроке.

Соотнесение с календарем проекта.

Объяснение нового материала. На этом уроке вводятся следующие дидактические единицы:

- алгоритм суммирования элементов массива,

- алгоритм вычисления произведения элементов массива.

Отработка материала.

Консультации учащихся по группам (гипотезы и пути их проверки). Файлы статистики работы учащихся.

3 урок

  В начале 3 урока проводится промежуточное тестирование по теории для определения уровня усвоения нового материала прошлого урока и для актуализации знаний на этом уроке.

Учащиеся получают формы с критериями самооценки своей работы.

Соотнесение с календарем проекта.

Объяснение нового материала. На этом уроке вводятся дидактические единицы:

- алгоритм поиска максимального (минимального) элемента массива.

Работа по группам (разработка алгоритма). Консультации учителя. Файлы статистики работы учащихся.

4 урок

 Проверочная работа (по учебному плану).

Групповая работа (создание программного кода). Консультации учителя. Файлы статистики работы учащихся.

5 урок

 Форма «Оценка готовности к защите работы».

Форма «Подсказки для конференции».

Групповая работа (создание работающего приложения, материалов для защиты). Консультации учителя.

6 урок

 Ученики сдают листы самооценки.

Итоговая конференция учащихся, на которой производится:

- оценивание группы каждой группой;

- оценивание учителем групп, учеников;

Рефлексия.


Заполни таблицу «Знаю-Интересуюсь-Узнал»

Знаю

Интересуюсь

Узнал

Я знаю, что такое циклический алгоритм

Можно ли использовать циклический алгоритм в разных науках и жизненных процессах?

Я узнал, что циклический процесс очень часто встречается в жизни и разных науках

Я знаю блок-схему, которая описывает циклический алгоритм

Какие величины можно описывать в счетном цикле?

В счетном цикле можно описывать различные величины: физические, статистические.

Я знаю оператор цикла For-Next

Как обрабатывать такие величины?

Для обработки этих величин удобно использовать одномерный массив

Я знаю правила создания интерфейса в программе Visual Basic

Смогу ли я в программе Visual Basic создать работающее приложение,

А любая операция обработки одномерного массива - это счетный

Я знаю правила создания программного кода в программе Visual Basic

которое реализует конкретный циклический жизненный процесс?

циклический процесс, который описывается оператором For-Next

        


Критерии итогового оценивания групп учителем

Критерии

***

**

*

Формулировка целей и гипотезы исследования

Сформулирована  гипотеза, четко определены цели исследования

Гипотеза сформулирована, цели исследования не достаточно четкие

Гипотеза отсутствует или сформулирована нечетко, цели глубоко не продуманы

Выполнение исследования

Проведенное исследование отличается глубиной, самостоятельностью, творческим подходом, применением различных методов исследования

При проведении исследования участники группы использовали несколько методов, но проблема раскрыта не достаточно глубоко.

Проведенное исследование выполнено поверхностно. Участники группы не проявили самостоятельности, творчества в решении вопросов

Поиск информации по теме работы

Подобрано большое количество достоверных источников информации (бумажных, CD-дисков, интернет – источников). Выполнено аннотирование ссылок на интернет - источники

Подобрано достаточное количество источников информации, но достоверность информации в них не всегда очевидна

Количество источников информации явно не достаточно, достоверность их не очевидна

Соответствие целей и результатов работы

Проведенное исследование отвечает на ОПВ и проблемный вопрос. Все поставленные цели достигнуты

Проведенное исследование частично отвечает на ОПВ и проблемный вопрос. В основном цели исследования достигнуты

Проведенное исследование слабо связано с ОПВ и проблемным вопросом. Не все поставленные цели достигнуты

Выводы

Логичны, обоснованы, научны, полностью соответствуют поставленным целям

В основном, соответствуют целям, однако представлены бессистемно

Отсутствуют или не связаны с целями, результатами работы

Представление результатов работы

Выбраны разнообразные формы представления результатов исследования, которые соответствуют целям исследования, содержанию материала, демонстрирует вклад каждого участника группы. Все материалы созданы с соблюдением авторских прав.

Выбрано несколько форм представления результата исследования, но этот выбор не достаточно продуман. Выбранные формы не всегда позволяют увидеть вклад каждого участника группы. Материалы созданы с соблюдением авторских прав

Выбраны 1-2 формы представления результатов исследования, которые плохо соответствуют целям исследования, содержанию материала, не демонстрируют вклад каждого участника группы

Совместная работа группы

Четко спланированы совместные действия, график работы, распределены роли между участниками группы, организовано активное обсуждение хода исследования в группе

Совместные действия спланированы, но не достаточно четко. График работы составлен, но наблюдались отклонения от него. Не все участники группы были одинаково активны

Совместные действия спланированы плохо, график работы не выполнялся, не все участники группы принимали участие в обсуждении хода исследования и в самом исследовании

Защита работы

Выступление отличается последовательностью, логикой изложения, культурой речи. Участники группы демонстрируют умение кратко и полно раскрыть содержание исследования, аргументировано обосновать принятые решения. Ответы на вопросы четкие и полные.

Демонстрационный материал уместно поддерживает выступление. Выступление легко воспринимается аудиторией.

Выступление соответствует проведенному исследованию, отличается последовательностью, логикой изложения, культурой речи, но участникам не хватает умения кратко и полно раскрыть содержание. Объем демонстрационного материала не оптимален (не достаточен или избыточен). В основном, выступление вызывает интерес аудитории.

Устное выступление воспринимается аудиторией сложно. Участники передают содержание работы, но не демонстрируют умение выявлять главное в исследовании. Демонстрационный материал использован не эффективно.


План работы в группе

  1. Выполнить тему исследования. Заполнить таблицу:
  1. Наш проблемный вопрос
  2. Состав нашей группы
  3. Наша гипотеза («Мы считаем, что…»)
  4. Цель и задачи нашего исследования
  1. Сформулировать пути подтверждения гипотезы. Распределить роли в группе.
  2. Получить алгоритм решения нашей задачи (блок-схема)
  3. Продумать и оформить интерфейс программного продукта
  4. Написать программный код решения нашей задачи.
  5. Создать работающее приложение в среде программирования.
  6. Оформить защиту: статья, доклад, буклет, презентация.


Описание работы группы учащимся

+ отличная работа (трудно улучшить)

= хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить)

- слабая работа (многое нужно улучшить)

Фамилия, имя __________________________ Дата: __________

Группа, которую наблюдал: _______________________

Группа работала над темой: _________________

Презентация группы была интересной (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией)

Презентация была понятной и ясной – она помогла мне лучше понять тему

Все члены группы участвовали в презентации

Все участники отнеслись к проекту серьезно

Группа подробно и детально отвечала на все вопросы

Презентация была содержательной  (красивое начало, детали в середине, хорошее заключение)

Я узнал новые вещи из презентации

Презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый человек знает свою часть)

Выступающие говорят ясно и громко, так что всем слышно


Упражнение 1

  1. Заполнить одномерный массив из восьми элементов следующими значениями: первый элемент массива равен 37, второй – 0, третий – 50, четвертый – 46, пятый – 34, шестой – 46, седьмой – 0, восьмой – 13.
  2. Заполнить одномерный массив из пятнадцати элементов случайным образом:

- вещественными значениями, лежащими в диапазоне от 0 до 1.

- вещественными значениями от 22 до 23.

- целыми числами от 0 до 10.

- целыми числами от -50 до 50.

Упражнение 2

  1. Дан массив целых чисел. Выяснить, являются ли:

- k-ый элемент массива положительным числом

- s-ый элемент массива четным числом.

- какой элемент массива больше: k-ый или s-ый

2. Дан массив. Составить программу расчета квадратного корня из любого элемента массива, расчета среднего арифметического двух любых элементов массива (номера элементов вводить с клавиатуры).

3. Дан массив. Все его элементы:

- увеличить в 3 раза.

- уменьшить на число Х

- разделить на первый элемент.

4. Определить:

- сумму всех элементов массива.

- произведение всех элементов массива

- сумму квадратов всех элементов массива.

- сумму шести первых элементов массива.

- Сумму элементов массива с k-го по s-ый (значение k и s вводятся с клавиатуры, k>s).

- среднее арифметическое всех элементов массива.

- среднее арифметическое элементов массива с k-го по s-ый (значение k и s вводятся с клавиатуры, k>s).

5. В массиве хранятся сведения о количестве осадков, выпавших за каждый день января. Определить общее количество осадков за январь.

6. В массиве хранятся сведения о стоимости 12 различных предметов. Определить общую стоимость всех предметов.

7. В массиве хранится информация о сопротивлении каждого из 20 элементов электрической цепи. Все элементы соединены последовательно. Определить общее сопротивление электрической цепи.

8. В массиве хранится информация о сопротивлении каждого из 20 элементов электрической цепи. Все элементы соединены параллельно. Определить общее сопротивление электрической цепи.

9. В массиве хранятся сведения о количестве осадков, выпавших за каждый день июля. Определить общее количество осадков, выпавших за каждую декаду этого месяца.

10. В массиве хранятся сведения о количестве осадков, выпавших за каждый день февраля. Определить среднедневное количество осадков в этом месяце.

11. В массиве хранятся сведения о количестве осадков, выпавших за каждый день сентября. Определить, сколько осадков выпало в среднем за один день в первую, вторую и третью декаду этого месяца.

12. Дан массив целых чисел. Выяснить, верно ли, что сумма элементов массива есть отрицательное число.

13. Дан массив целых чисел. Выяснить, верно ли, что сумма элементов массива есть неотрицательное число.


Промежуточное тестирование №1

Заполни пропуски:

  1. Одномерный массив – это область _____________________________, которая используется для ______________ набора переменных с ___________________ именем.
  2. Одномерный массив объявляется в программе с помощью оператора _________.
  3. Способ 1 заполнения одномерного массива:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Способ 2 заполнения массива:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Способ 3 заполнения массива:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1

2

3

4

5

        


Промежуточное тестирование №2

Определить алгоритм по блок-схеме, найти ошибки и исправить их:

S=1

S=1

i = 1 to 10

S=S+A(i)

S

        

P=0

i = 1 to 10

P=P*A(i)

P


Рефлексия

Выбери характеристику, наиболее подходящую твоей группе ______

Мы признаем любые идеи, задаем уточняющие вопросы, чтобы лучше понять точку зрения другого

Мы признаем не все идеи, задаем уточняющие вопросы, стараемся понять точку зрения другого

Мы признаем наиболее интересные идеи или идеи большинства. Мы делаем пояснения, только если обратились с вопросом.

Мы принимаем решения с учетом мнения всей группы

Иногда нам трудно договориться, но мы внимательно относимся к идеям всех

Не все мнения учитываются при принятии решения, чье-то мнение может игнорироваться.

Каждый умеет высказывать свое мнение, не унижая остальных, приводя в защиту своей позиции аргументы, но, не отрицая мнение других

Мы можем вести дискуссию, стараемся учитывать и не критиковать мнение других.

Иногда выступающие не обращают внимания на то, что их слова могут обидеть других

Каждый чувствует себя комфортно и безопасно в группе

Чаще всего нам хорошо и безопасно вместе

Нам не всегда удобно работать вместе


Приложение №5

Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся.

(для оценки в процессе проектной деятельности учащихся)

адаптированная методика Голуб Г.Б., Чупракова О.В.  

Решение проблем

Ученик:

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

- демонстрирует понимание проблемы;

- демонстрирует понимание цели и задач деятельности

- демонстрирует понимание последовательности действий

- имеет общее представление о предполагаемом продукте

проектной деятельности;

- высказывает впечатления о работе и полученном продукте

- формулирует проблему с помощью учителя

- формулирует цель и задачи деятельности при решении проблемы

- планирует свою деятельность

- предполагает последствия достижения результатов

- оценивает продукт и процесс деятельности

- формулирует и анализирует проблему самостоятельно

- ставит достижимые цели

- проводит текущий контроль реализации плана деятельности

- намечает перспективы использования продукта

- анализирует продукт и процесс деятельности

Работа с информацией

- осознает недостаток информации

- применяет предложенный учителем способ получать информацию

- демонстрирует понимание полученной информации

- демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу

- осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет

- владеет способами

систематизации информации

- интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности

- планирует информационный поиск

- выбирает информационные источники, адекватные целям проекта

- критически относится к полученной информации

- делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности

Коммуникация

- соблюдает нормы изложения текста и нормы речи в высказывании

- работает с вопросами на уточнение

- высказывает свои идеи, соблюдая процедуру при работе в группе

- определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций

- работает с вопросами на понимание

- совместно с членами группы получает результат взаимодействия

- определяет средства письменной коммуникации, адекватные цели

- использует невербальные средства воздействия на аудиторию

- работает с вопросами в развитие темы

- успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы.

Критерии для оценки сформированности компетентности решения проблем

Решение проблем

 (три аспекта: постановка цели и определение стратегии деятельности, планирование деятельности и прогнозирование результатов деятельности)

Целеполагание и планирование

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответству-

ющие цели проекта

Ученик сформулировал цель проекта совместно с учителем

Ученик

сформулировал цель проекта на основании

проблемы, сформулированной совместно

с учителем

Ученик обосновал

достижимость цели и назвал

риски

Ученик предложил возможные способы решения проблемы

После завершения проекта ученик

рассказал, что было сделано при работе над проектом

После завершения проекта ученик описал последовательность

и взаимосвязь действий

Ученик выстроил в хронологи

ческой последовательности совместно с учителем

шаги (действия) по реализации проекта

Ученик указал время, необходимое для выполнения

сформулированных совместно с учителем действий

Ученик предложил действия (шаги) по реализации проекта

Ученик составил план реализации проекта и обосновал необходимые ресурсы.

После завершения проекта ученик описал полученный продукт

На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить

Ученик детально описал, каким образом он планирует использовать продукт

Ученик описал характеристики продукта с учетом заранее разработанных критериев оценки

Ученик обоснованно назвал потенциальных потребителей и области использования продукта

Ученик сформулировал рекомендации по использованию продукта.

Оценка результата

Уровень1

Уровень 2

Уровень 3

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту

Ученик привел аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения

По завершении проекта ученик сравнил ожидаемый и полученный результат

Ученик сделал вывод о соответствии продукта замыслу

Ученик оценил полученный продукт по  заранее заданным критериям

Ученик предложил критерии для оценки продукта

Ученик высказал свои впечатления от работы над проектом

Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом

Ученик назвал слабые и сильные стороны работы над проектом

Ученик привел причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом

Ученик предложил способ(ы) преодоления

трудностей, с которыми он столкнулся при работе над проектом

Ученик проанализировал результаты работы над проектом и возможность использовать освоенные в проектной работе умения в других видах деятельности

Критерии для оценки информационной компетентности

(поиск, получение и обработка информации)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

- осознает недостаток информации

- применяет предложенный учителем способ получать информацию

- демонстрирует понимание полученной информации

- демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу

- осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет

- владеет способами систематизации информации

- интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности

- планирует информационный поиск

- выбирает информационные источники, адекватные целям проекта

- критически относится к полученной информации

- делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности

Критерии для оценки коммуникативной компетентности

Продуктивная коммуникация (работа в группе)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора и стимулировал обсуждение

Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем и высказывали идеи, подготовленные заранее

Ученики перед началом обсуждения договорились о правилах и согласовали свои вопросы с помощью учителя.

Ученики разъясняли свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы

Ученики самостоятельно договорились о правилах и вопросах для обсуждения.

Ученики задавали вопросы на уточнение и понимание идей друг друга

Ученики зафиксировали полученные идеи и мнения и предложили план действий по завершении обсуждения.

Ученики сопоставляли свои идеи с идеями других членов группы, развивали идеи друг друга

Ученики выявили причины неэффективности обсуждения или предложили свои дополнения к известной процедуре выхода из тупиковых ситуаций.

Ученики дали сравнительную оценку всех предложений и идей.

Устная презентация

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя.

В ответ на уточняющий вопрос ученик повторил фрагмент своего выступления.

Ученик самостоятельно подготовил план своего выступления и соблюдал нормы публичной речи и регламент.

В ответ на уточняющий вопрос привел дополнительную информацию.

Ученик использовал невербальные

средства и наглядные материалы для своего выступления.

В ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик дал объяснение или дополнительную информацию.

Ученик аргументировал выбор целей проекта

и обосновал выбор идей для достижения целей.

Логично и доступно изложил материал своего выступления.

Дал развернутый ответ на заданный вопрос.

Ученик грамотно представил полученные результаты реализации проекта, продемонстрировал информированность о результатах работы других членов группы.

Ученик высказал свое отношение к заданному вопросу и привел новые аргументы.

Ученик показал  практическую (социальную) и личную значимость работы,

глубину знаний по проблеме проекта;

высокий уровень самостоятельности и осмысленности при выполнении проекта.

Ученик продемонстрировал умение вести дискуссию и аргументированно отвечать на вопросы.

Авторы предполагают, что 1-й уровень развития данной компетентности формируется в начальной школе, 2-й уровень – в подростковом возрасте (6-9 кл.) и 3-й уровень – в старшей школе (10-11 кл).


Приложение №3

Проект «Составление тематического кроссворда

по теме «Компьютер»

Автор проекта: Смирнова Т.И.

Предмет: информатика и ИКТ.

Класс: 10.

Тип проекта:  практико-ориентированный, краткосрочный (1 урок),  
групповой.

Цели проекта.

Образовательная:  учащиеся повторяют  тему «Компьютер», закрепляют  общеучебные умения, полученные при изучении темы «Средства и технологии обработки текстовой информации».

Развивающие: учащиеся развивают умения обработки текстовой информации, творческие способности, умения использовать различные средства наглядности.

 Воспитательные: учащиеся развивают умения планировать, навыки самостоятельного поиска информации, навыки рефлексии.

Практическая: учащиеся создают кроссворды  по теме «Компьютеры» с целью дальнейшего их использования на уроках информатики для проверки знаний учащихся по данной теме.
Необходимое оборудование: компьютеры, сканер, фотоаппарат, принтер.

Программное обеспечение: текстовый редактор Microsoft Word, Интернет.
Вопрос  проекта: составить кроссворд по теме «Компьютер», содержащий основные понятия данной темы, организовать  ввод вопросов кроссворда и его сетки в текстовом редакторе MS Word.

1-й этап. Работа над проектом начинается с того, что класс разделяется на пары. В каждой паре учащиеся выбирают, какие понятия они включат в кроссворд. При этом учащиеся могут выбирать понятия, изученные на уроках; понятия, встречающиеся в учебнике, но не рассмотренные на уроках по предложенной теме; понятия, имеющие отношение к данной теме, но не встречающиеся в учебнике (например, транскрайбер) и т. д.
2-й этап. Выбранные понятия с их определениями набираются в текстовом редакторе.

3-й этап. Учащиеся в текстовом редакторе рисуют сетку кроссворда либо с помощью инструментов создания таблиц, либо с помощью встроенных инструментов рисования. Наиболее продвинутые ученики могут использовать макросы. Работа (две страницы: одна — с сеткой кроссворда и вопросами, вторая — с ответами) распечатывается.
4-й этап. Учащиеся обмениваются кроссвордами и разгадывают их.

Дифференциация по уровням подготовки учащихся.
Дифференциация проводится по количеству терминов, которые предлагается использовать в кроссворде (например, слабые ученики могут использовать 10 –12 терминов, а сильные – 30 –35), по источникам информации (более сильные ученики используют дополнительные источники информации),
сильные  ученики могут использовать различные шрифтовые выделения, разные способы оформления абзаца и страницы; сетка кроссворда может быть нарисована с помощью инструментов создания таблиц с использованием макросов; нумерация слов — как в кроссвордах печатных изданий.
Кроме того, необходимо учитывать структуру кроссворда: чем она «плотнее», т. е. чем больше пересечений, тем выше должна быть оценка.


Приложение №4

План-конспект урока информатики в 11 классе  

        Тема урока: Запрос как инструмент обработки данных

Раздел программы: Базы данных. СУБД.

Цель урока: сформировать  представление о запросе БД,  формировать  умение создавать запросы в среде  БД.

 Задачи урока:

Обучающие -  учащиеся закрепляют и расширяют знания по теме «Базы данных», осваивают технологические приемы  по созданию запросов в среде СУБД.

Развивающие – учащиеся развивают общеучебные умения и навыки технологии хранения, поиска и обработки информации в программной среде MS Access.

Воспитательныеучащиеся продолжают развивать навыки планирования учебного времени,  умения правильного использования компьютерных терминов, применять теоретические сведения для решения практического задания.

Практическая: учащиеся продолжают работу над проектом «Базы данных».

Тип урока: урок изучения нового материала и совершенствования знаний и     умений.

Формы организации работы на уроке: фронтальная форма познавательной

     деятельности   учащихся, индивидуальная работа по предложенным  

     учителем   вариантам, работа в парах.  

Оборудование урока:   компьютеры, мультимедиа  проектор, презентация по теме урока, подготовленная в среде МS Power Point, дидактические электронные и печатные материалы   по теме занятия.

Программное обеспечение: MS Office Access, Интернет.

План  урока.

  1. организационный момент, постановка целей и задач урока -2 мин ;
  2. актуализация знаний:
  1. выполнение  учащимися   учебных  заданий по  карточкам (5 мин);
  2. создание базы данных «Учебники информатики» (18 мин);
  1. изучение нового «Запрос как инструмент обработки данных» (7 мин) ;
  2. закрепление нового при работе с компьютером (10 мин);
  3. подведение итогов урока (2 мин);
  4. домашнее задание (1 мин).

Ход урока.

  1. Организационный момент, постановка целей и задач урока.
  2. Актуализация знаний.

         Задание 1: Окно какого объекта представлено на рис.? Укажите условия                    отбора записей.

          Задание 2:  Установить соответствие

Термин

Структурный элемент БД

Макет таблицы

Несамостоятельный  объект Access

Запись

Базовый объект Access

Поле  

Структура таблицы

Таблица

Столбец таблицы

Форма

Строка

Задание 3:  Продумайте структуру и создайте базу данных «Учебники    информатики» по имеющимся  печатным изданиям в кабинете информатики.

  1. Изучение нового «Запрос как инструмент обработки данных».

Демонстрация презентации учителя, записи в тетрадях.

  1. Закрепление нового при работе с компьютером

     ЗАДАНИЕ

    1.  Базовый уровень

   В окне   Учебники информатики:  база данных создать запрос  на поиск  следующих учебных пособий:

  1. Запрос1:     учебники  2005 г.;   количество книг – больше 12;
  2. Запрос2:     все учебные пособия автора Н.Д.Угриновича;
  3. Запрос3:     учебники для  10-11 класса; количество книг – больше 3;

2. Углубленный уровень

Создать    БД_общение:  база данных, в которой (в  таблице   Размещение_ при_ общении )   предусмотреть запись:

  1.  «Партнерская позиция» (по типу «Круглого стола»),
  2. ее  назначение –  деловое заинтересованное  общение.

Примечание. Схему позиции  (для поля  OLE) подготовить с помощью программы Paint. В окне   БД_общение:  в таблице  Размещение_ при_ общении    создать запрос  на поиск:

Запрос_общение:  позиции  непринужденного общения  ( Условие отбора указать  в    поле Назначение).

В помощь учащимся  Карта-консультация(в виде файла) [Приложение 1]

  1. Подведение итогов.

 Результаты работы (успехи и затруднения) учащиеся отмечают  в своих творческих картах [Приложение 2], учитель оценивает работу учащихся по  критериям оценки [Приложение 3].

     6.    Домашнее задание     

Продолжить работу над проектом «База данных»: продумать условия запросов (не менее трех) и организовать их.


Приложение 1

Карта-консультация

1. В базе данных «Учебники информатики» выделить группу  объектов  Запросы и выбрать пункт Создание за проса  с помощью конструктора

2. На диалоговой панели Добавление таблицы выбрать таб лицу «Учебники информатики», для которой создается за прос

 

 

Щелкнуть по кнопке Добавить.  Закрыть это диалоговое окно.

3. В окне Запроса  в строке Поле: из раскрывающегося спис ка выбрать имена полей, в которых будут заданы условия. В строке Условие отбора: ввести условия для выбранных полей. В строке Вывод на экран: задать поля, которые будут представлены в запросе.

4. Сохранить запрос под именем Запрос 1  с помощью коман ды Файл-Сохранить как....

5. В окне Учебники информатики выделить Запрос1 и щелкнуть по кнопке Открыть. В появившемся окне запроса будут выведены записи, удовлетворяющие условиям поиска. В данном случае найдено три  записи.


Приложение 2

Творческая карта учащихся

Имя,  фамилия  ______________________

Класс _______  Дата ________________

Тема урока:  Запрос  как  инструмент обработки  данных

Уровень заданий

Зада

ния

Само

оценка

Трудности

Пути устране

ния

Кон

троль

Приме

чание

Базовый

1

2

3

Углубленный

1

Творческая работа

1

2

Примечания.  

  1. В каждом  уровне следует отметить  звездочкой  (*)  или символом  « »  выполненное задание.
  2. Задания базового уровня  должны быть выполнены  полностью.
  3. В графе «Трудности» отметить задания, вызвавшие  затруднения.
  4. В графе «Пути  устранения»  указать  способы  разрешения трудностей, возникших вопросов.


Приложение 3

Критерии  оценки   выполненной  работы

Критерии   оценки

Да

Нет

БД «Учебники_информатики» Запрос 1

БД «Учебники_нформатики» Запрос 2

БД «Учебники_информатики» Запрос 3

БД «Общение» Запрос_общение 

Создана схема  Партнерская позиция (Paint)

БД «Общение» Запрос  Деловое_общение

Создана таблица «Зоны_общения» БД «Общение»

Использованы   рациональные  приемы   работы   при   создании и редактированию БД (копирование, вставка)

Применение  приемов и способов, которые  не рассматривались на уроке

Оригинальность выполнения,  творческие находки

Отсутствие грамматических ошибок


Приложение №6

Отдел образования Уренского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение Устанская средняя общеобразовательная школа

Примерное поурочное планирование по информатике и ИКТ

11 класс

Объем  70 ч.  (2 ч. в неделю)

Учебник для 10-11 классов

Н.Д. Угринович

Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы

Москва БИНОМ. Лаборатория знаний.2005 г.


Название темы

план

Алгоритмизация и программирование

23

1

Повторение по теме «Программирование на языке Паскаль». Инструктаж по ТБ

2

Повторение по теме «Программирование на языке Паскаль»

3

Алгоритм и его формальное исполнение. Графика

4

Типы алгоритмических структур. Графика

5

Графика

6

Графика

7

Счетный цикл

8

Решение задач

9

Решение задач

10

Ветвление

11

Решение задач

12

Решение задач

13

Решение задач

14

Подпрограммы

15

Решение задач

16

Решение задач

17

Массивы. Организация проектной деятельности по теме «Программирование одномерных массивов»

18

Массивы

19

Решение задач

20

Решение задач

21

Решение задач

22

Защита проекта по теме «Программирование одномерных массивов»

23

Контрольная работа №1 по теме «Программирование»

Технология обработки числовой информации

10

1

Назначение, объекты и данные электронной таблицы. Организация проектной деятельности по теме «Технология обработки числовой информации»

2

Тип и формат данных

3

Относительная и абсолютная ссылки

4

Встроенные функции

5

Математические функции

6

Логические функции

7

Сортировка и поиск данных

8

Сортировка и поиск данных

9

Построение диаграмм и графиков

10

Защита проекта по теме «Технология обработки числовой информации»

Моделирование и формализация

6

1

Моделирование как метод познания. Формализация

2

Типы информационных моделей

3

Этапы разработки и исследования моделей на компьютере

4

Исследование физических моделей

5

Исследование математических моделей

6

Информационные модели управления объектами

Технология хранения, поиска и сортировки информации

8

1

Понятие базы данных. Организация проектной деятельности по теме «Базы данных»        

2

Создание структуры базы данных. Ввод и редактирование данных

3

Обработка данных в базе данных. Быстрый поиск. Поиск данных с помощью фильтров

4

Запрос как инструмент обработки данных

5

Сортировка данных

6

Реляционные базы данных

7

Создание реляционных баз данных

8

Защита проекта по теме «Базы данных»

Информационные и коммуникационные технологии

12

1

Передача информации

2

Локальные компьютерные сети

3

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Организация проектной деятельности по теме «Интернет»

4

Протокол передачи данных

5

Электронная почта и телеконференция

6

Всемирная паутина

7

Файловые архивы

8

Поиск информации в Интернете

9

Поиск информации в Интернете

10

Интерактивное общение в Интернете

11

Мультимедиа технологии в Интернете. Электронная коммерция в Интернете

12

Защита проекта по теме «Интернет»

Социальная информатика.

11

1

Правовая охрана программ и данных

2

Web-сайты и web-страницы. Организация проектной деятельности по теме «Web-сайты»

3

Форматирование текста

4

Размещение графики

5

Гиперссылки

6

Создание web-страниц

7

Создание web-страниц

8

Создание web-страниц

9

Создание web-страниц

10

Создание web-страниц

11

Защита проекта по теме «Web-сайты»или Тестирование№3 по теме «Социальная информатика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики через использование ЦОР и ЭОР"

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умен...

Организация проектной деятельности учащихся старших классов на уроке информатики с использованием облачных технологий

В современном мире успех определяется способностью человека работать с информацией, анализировать, отбирать и применять ее. Обучение в школе может и должно быть построено с учетом постоянно развивающи...

Формирование ответственного экономического поведения учащихся старших классов на уроках “Основ предпринимательской деятельности” (ОПД)

В концепции экономического образования в общеобразовательной школе под ним поднимается не просто процесс получения и усвоения экономических знаний, а одно из важных средств формирования экономического...

Использование коучинг-технологий в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка

Коучинг-технологии в обучении представляют собой технологии, направленные на преодоление языкового барьера и раскрытие личностного потенциала, которые реализуются в атмосфере яркого и эффективного общ...

Применение ПОПС метода для развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках английского языка

Обзор одного из интерактивных методов развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка...