Формирование ответственного экономического поведения учащихся старших классов на уроках “Основ предпринимательской деятельности” (ОПД)
статья по обществознанию (10, 11 класс)

Авакян Светлана Гарегиновна

В концепции экономического образования в общеобразовательной школе под ним поднимается не просто процесс получения и усвоения экономических знаний, а одно из важных средств формирования экономического поведения человека, понимание и признание им определенных “правил игры”, принятые “на веру” той или иной системы ценностных ориентаций и установок. Формирование экономического поведения, ориентированного на общечеловеческие ценности и нравственные нормы, особенно значимо для старшеклассников, стоящих на пороге взрослой жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ответственного экономического поведения учащихся старших классов на уроках “Основ предпринимательской деятельности” (ОПД)

   Сегодняшнему школьнику предстоит участвоватьв экономической жизни в качестве потребителя, семьянина, труженика, гражданина. Поэтому в учебный план нашей школы с 2007 года включается предмет “Основы предпринимательской деятельности” (ОПД), призванный выработать у учащихся экономическую культуру, важными составляющими которой являются экономические знания, экономическое мышление и экономическая направленность личности. На их основе развиваются практические умения экономически грамотного, нравственно образованного поведения личности, значимые в современных условиях.

   В 9 классе учащимся предлагается изучить его как элективный курс по выбору, а в 10-11 классе он включается в расписание занятий один раз в неделю.

   Мы исходим из того, что и сегодня очень актуально выдающееся произведение мировой экономической мысли – “Книга о скудности и богатстве”, написанное около 300 лет назад одним из сторонников и соратников Петра I И.Т.Посошковым. В нем автор выделил обстоятельства, имеющие важное значение:

-необходимость всем людям работать прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах;

-решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем!

   Формирование экономического поведения подрастающего поколения повышает его настоящую и будущую жизнеспособность в условиях рыночной экономики. В концепции экономического образования в общеобразовательной школе под ним поднимается не просто процесс получения и усвоения экономических знаний, а одно из важных средств формирования экономического поведения человека, понимание и признание им определенных “правил игры”, принятые “на веру” той или иной системы ценностных ориентаций и установок. Формирование экономического поведения, ориентированного на общечеловеческие ценности и нравственные нормы, особенно значимо для старшеклассников, стоящихна пороге взрослой жизни. Ведь не секрет, что большинство из них считают, что в условиях рыночной экономики “трудом праведным не наживёшь хором каменных”. Поэтому-то и возникает необходимость в аргументированном, подкрепленном живыми примерами формировании ответственного экономического поведения, вооружении старшеклассников инструментами, помогающими справиться с негативными моментами проникновения в молодежную среду культа наживы и потребительства.

   Под ответственным экономическим поведением понимается совокупность поступков экономически образованной личности в доступных видах деятельности, где ответственность проявляется через такие нравственно-экономические качества, как самостоятельность, рациональность, трудолюбие, бережливость, предприимчивость, толерантность, законопослушность.

   Воспитание этих качеств обеспечивается проведением имитационных, ситуационных, ролевых, организационно-деятельных, экономически деловых игр. Именно в них реализуются такие педагогические возможности, как актуализация витагенного ответа личности, создание ситуаций для проявления и развития экономических ценностных ориентаций и стимулов для самовоспитания, направленного на совершенствование нравственно-экономических качеств личности.

   Использование таких технологий, как проблемное обучение, игровые, групповые, компьютерные, обучение в сотрудничестве, метода проектов, способствует более активному включению учащихся как субъектов экономических отношений в реалии сегодняшней жизни.

   Гете писал: “Знать мало, надо применять”. Как старшеклассники справляются с этой задачей, проверяем в ходе осуществления проектной деятельности (темы проектов: “Открываю свое дело”, “Деловые переговоры”, “Игра на фондовой бирже”, “Расчет налогов” и другие), создания презентаций бизнес-планов; проведения “Уроков длиною в год”, игр-конкурсов. Наш опыт показывает, что старшеклассники в целом правильно ориентируются в экономике, экономических процессах, то есть у них формируется прогрессивное экономическое мышление, которое побуждает к разумному самоуправлению своими экономическими действиями в повседневной практике.

       С.Авакян

                                                 учитель истории и обществознания

                                                                                            МАОУ СОШ № 84


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии  9обобщение педагогического опыта)...

ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

примеры упражнений для формирования дискурсивной компетенции у учащихся...

Организация проектной деятельности учащихся старших классов на уроке информатики с использованием облачных технологий

В современном мире успех определяется способностью человека работать с информацией, анализировать, отбирать и применять ее. Обучение в школе может и должно быть построено с учетом постоянно развивающи...

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Актуальность исследования: Анализ результатов ОГЭ  по обществознанию за 2013 по  2014 годы  по России   показал, что выпускники плохо решают задания, связанные с поиском и ана...