ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
презентация к уроку по английскому языку по теме

Григорьева Анна Андреевна

примеры упражнений для формирования дискурсивной компетенции у учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_po_teme.pptx78.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Учитель «СОШ№20»Григорьева Анна Андреевна

Слайд 2

Основной задачей школы в области предмета «иностранный язык» является достижение учащимися определенного уровня коммуникативной компетентности в сфере устного и письменного общения. Одним из важнейших структурных компонентов коммуникативной компетентности (наряду с лингвистическим, социокультурным , компенсаторным, лингвострановедческим и др.) является дискурсивный.

Слайд 3

Под дискурсивной компетенцией (ДК) понимается способность воспринимать и порождать тексты различных жанров в соответствии с коммуникативным намерением говорящего или пишущего в рамках определенной ситуации общения. состав дискурсивной компетенции : 1 стратегический компонент; 2 тактический компонент; 3 жанровый к о мпонент ; 4 текстовый компонент .

Слайд 4

Формирование ДК в процессе обучения письменной речи на английском языке должно осуществляться поэтапно . На первом , вводном , этапе учащихся необходимо научить создавать и воспринимать речевое произведение в экстралингвистическом контексте . Особое внимание на данном этапе необходимо уделить стратегическому и тактическому компонентам ( осознанию коммуникативного намерения субъекта , анализу коммуникативной ситуации , первичному планированию речевого произведения ). В рамках первого этапа учащимся могут быть предложены упражнения на формирование умений , составляющих текстовый компонент дискурсивной компетенции ( членение текста на абзацы , организация предложений в пределах абзаца ).

Слайд 5

П римеры упражнений , предлагаемых учащимся на первом этапе : Упражнение 1 . Read the following list of topics . For each topic choose the audience or audiences who you think would be most interested in each topic . Be ready to explain your reasons . Designing a stamp for the US postal service. Your need of trainers or another article of clothing. How thoughtless fans disrupt ballgames. Planning a school activity calendar. How to be a successful class president. Local traffic problems and what to do about them. A recent geologic discovery. How to display photographs. The effects of polluted lakes and streams. 10. Teen-age television viewing.

Слайд 6

Audience 1. Teachers and students 2. Parents 3 . A stamp collector 4 . An environmentalist 5 . An amateur photographer 6 . A member of community 7. A sports fan 8. Someone interested in geology

Слайд 7

Упражнение 2. Choose the sentence that best suits both the audience and the purpose . 1 . Audience : a child . Purpose : to explain . а) A skyscraper is a very tall building that seems to touch the sky. б) Tall buildings, called skyscrapers, were built in the nineteenth century after the invention of elevator . 2. Audience: potential employer. Purpose: to explain. а) I would really like this job. б) I am qualified for the position of stock clerk because I am reliable, careful and organized. 3 . Audience: people who enjoy snowmobiling. Purpose: to express an opinion. а) Snowmobiles are fun to ride, but they can be dangerous and even destructive. б) Snowmobiles have ski-like runners and continuous track treads.

Слайд 8

Второй этап процесса обучения является жанрово-ориентированным . Обучение может быть организовано по модулям, каждый из которых посвящен отдельному жанру. На этом этапе осуществляется анализ экстралингвистических признаков жанра (продолжается формирование стратегического и тактического компонентов ДК); происходит изучение жанровых норм, предлагаются упражнения для формирования умений строить речевое произведение в соответствии с жанровыми нормами (жанровый компонент ДК); рассматриваются текстовые характеристики, свойственные данному жанру (текстовый компонент ДК). Таким образом, на втором этапе формируются все компоненты дискурсивной компетенции, но основное внимание уделяется жанровому и, в меньшей степени, текстовому компонентам.

Слайд 9

П римеры упражнений , предлагаемых учащимся на втором этапе : Thank-you-letters It is sometimes polite to write short " thank you " letters . When do people write letters of thanks to friends or colleagues at work ? Think of some situations . Упражнение 1. Read the letter below and answer the following questions : Who is the writer thanking and for what? Who writes the letter? Why doesn't Ms. Jordan write the letter herself? Where does the author live? And where does the recipient live? Try to imagine the three people. Do they know each other? Are they friends? How do you know? Mr . F. Keller 4, Crown Place The Manager Norwich Grand Hotel Spiegelstrasse August 24, 1997 Zurich Dear Mr. Keller, I am writing on behalf of Ms. Jordan to thank you for returning her briefcase. She is particularly grateful because the case contained a number of important documents. Ms. Jordan is extremely relieved to have them back. Once again, thank you for your help and efficiency. Yours sincerely, K. Jones K. Jones Tel: 0160399832 Fax: 0160399831 3

Слайд 10

Упражнение 2. Put these steps in the same order as in the letter . The writer : explains why Ms Jordan is grateful. says "thank you" again. explains the reason for writing . Упражнение 3. Find phrases from the letter to answer these questions . Why does Mr. Jones write this letter? What does Ms Jordan thank Mr. Keller for? Why is Ms Jordan particularly grateful? What else does Mr. Jones thank Mr. Keller for? Упражнение 4. Compare this letter with the following one . What do they have in common ? What is different ? 6 August, 2000 Dear Sarah, Just a note to say thank you for the lovely day yesterday. It was really hard to get back to work after such a relaxing time. Delicious food, good company, a beautiful garden — it really felt like a mini-holiday. The kids had a great time too, and are still talking about the dog and the pool. It was especially nice to meet your parents after hearing about them for so long; they really are just as I imagined them. Would you like to come over to us next weekend? You could come for lunch on Saturday or Sunday, and we could go for a walk in the hills afterwards if the weather is good. Please bring your parents if they are still staying with you. II would be lovely to see them again. Hoping to see you next weekend, and with thanks again for yesterday. Love, Kate .

Слайд 11

Третий этап обучения посвящен комбинированию и творческому применению приобретенных знаний и сформированных умений. На этом уровне дискурсивная компетенция рассматривается как целостная способность строить / создавать речевое в определенной коммуникативной ситуации без разложения на составляющие ее структурные компоненты — стратегический , тактический, жанровый и текстовый .

Слайд 12

Упражнение 1. Read the topics below , identify the purpose and the audience for each topic . Choose any three and write outlines . Then write an essay using one of the outlines . Describe your room in a way that enables us to learn something about who you are. Why is violence so prevalent in movies and on TV? Compare the school in your parents' time and nowadays. What does "equality of opportunity" mean? Tell about an event which significance became clear to you only after the event was over. Write a letter to a friend about an unbelievable event you had yesterday. Упражнение 2. Write three descriptive paragraphs of the same person as if you are : his / her mother; his / her boss who has just discharged him / her; a stranger. Упражнение 3. Read the narrative , find out the explanations how to cook the dish and write a recipe , completing it with your own information , if necessary .

Слайд 13

Список использованной литературы Использованы аутентичные текстовые материалы учебных пособий : Acevedo, A., Gower, М . Reading and Writing Skills 3. — Pearson Education Ltd., 2000. Dooley, J., Evans, V. Reading and writing targets 2. — Express Publishing, 1998. Hopkins, A. Work in Progress. Course Book. — Longman, 1997. Houghton, M.E. Grammar and Composition. Teacher's Edition. - Boston, 1984. Letter Writing in English. Rationale and Models for Social and Business Letters. / Prep by A.M. Malkoc — Washington: United States Information Agency, s.a . Soars, L. & J. Headway. Elementary. Student's Book. - OUP, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательного процесса направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся непрофильных классов при изучении физики.

Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программы или учебника. Они зависят от организации процесса обучения, от того, как работает сам учитель. В непрофильных классах при изу...

Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов

Методическая разработка по теме "Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов"...

Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов

Методическая разработка Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов...

Формирование учебно-познавательной компетенции у учащихся старших классов.

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках и во внеурочное время.Формы работы....

Формирование ответственного экономического поведения учащихся старших классов на уроках “Основ предпринимательской деятельности” (ОПД)

В концепции экономического образования в общеобразовательной школе под ним поднимается не просто процесс получения и усвоения экономических знаний, а одно из важных средств формирования экономического...

Формирование компонентов чтения у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В данном реферате обобщен опыт работы Лепшаковой Валентины Федоровны по формированию компанентов чтения у учащихся специальной коррекционной школы.В плане по самообразованию намечены направления, инте...

Формирование дискурсивной компетенции у учащихся старших классов при обучении письменной речи

Данная статья направлена на ознакомление с одним из важнейших компонентов коммуникативной компетенции - дискурсивным....