Формирование дискурсивной компетенции у учащихся старших классов при обучении письменной речи
статья по английскому языку

Лебедева Раиса Владимировна

Данная статья направлена на ознакомление с одним из важнейших компонентов коммуникативной компетенции - дискурсивным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование

дискурсивной компетенции у учащихся

старших классов при обучении письменной речи

   

Основной задачей школы в области предмета «иностранный язык» является достижение учащимися определённого уровня коммуникативной компетенции в сфере устного и письменного общения. Одним из важнейших компонентов коммуникативной компетенции является дискурсивный.

Под дискурсивной компетенцией (ДК) понимается способность воспринимать и порождать тексты различных жанров в соответствии с коммуникативным намерением говорящего или пишущего в рамках определённой ситуации общения.

В состав дискурсивной компетенции входит прежде всего стратегический компонент, предполагающий умение субъекта речи осознать своё коммуникативное намерение и спланировать коммуникативное событие. Тактический компонент представляет собой умение проанализировать коммуникативную ситуацию и отобрать адекватные ей и оптимальные для реализации коммуникативного намерения средства и способы. Жанровый компонент ДК заключается в умении организовывать дискурс в соответствии канонами конкретного жанра, выбранного для достижения коммуникативного намерения субъекта в заданном контексте. Текстовый компонент предполагает владение умением  организовывать последовательность предположений таким образом, чтобы они составляли единое целое – связный текст со всеми присущими ему свойствами.

Анализ дискурсивной компетенции как совокупности выделенных структурных компонентов позволил отметить следующие их характеристики в условиях письменной формы речи.

Стратегический компонент ДК в письменной речи может быть охарактеризован по таким параметрам, как предварительная подготовленность, осознанность, мотивированность, произвольность.

Первые два компонента предполагают, что экспрессивная письменная речь в качестве важнейшего своего этапа обязательно включает этап внутреннего продумывания, планирования, программирования высказывания. Особенность мотивационной сферы письменной речи обусловлена отсутствием непосредственного контакта с адресатом, несоответствием ситуации написания текста ситуации общения.

Специфика функционирования тактического компонента дискурсивной компетенции состоит в том, что ввиду отсутствия в письменной коммуникации непосредственной ситуации общения, необходимо эксплицитное выражение таких, например, её параметров, как образ автора и образ адресата, которые отражаются в адресованности и модальности письменных текстов.

Жанровый компонент ДК в устном и письменном общении будет различным прежде всего в том, что большинство жанров письменной речи относится к сфере официального общения.

Отсутствие прямого контакта с адресатом и непосредственной ситуации общения определяет и специфику компонента ДК в письменной речи. Развернутость, последовательность, связность, цельность, законченность относятся прежде всего именно к письменному тексту в силу его предварительной подготовленности.

Формирование ДК в процессе обучения письменной речи на английском языке должно осуществляться поэтапно. На первом этапе, вводном, учащимся необходимо научить создавать и воспринимать речевое произведение в экстралингвистическом контексте. В рамках первого этапа учащимся могут быть предложены также упражнения на формирование умений, составляющих текстовый компонент дискурсивной компетенции.

Второй этап процесса обучения является жанрово-ориентированным. На этом этапе осуществляется анализ экстралингвистических признаков жанра, происходит изучение жанровых норм, предлагаются упражнения для формирования умений строить речевое произведение в соответствии с жанровыми нормами. Таким образом, на втором этапе формируются все компоненты дискурсивной компетенции, но основное внимание уделяется жанровому и текстовому компонентам.

Третий этап обучения посвящён комбинированию и творческому применению приобретённых знаний и сформированных умений. На этом уровне дискурсивная компетенция рассматривается как целостная способность создавать речевое произведение в соответствии с коммуникативным намерением пишущего в определённой коммуникативной ситуации без разложения на составляющие её структурные компоненты – стратегический, тактический, жанровый и текстовый.                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательного процесса направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся непрофильных классов при изучении физики.

Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программы или учебника. Они зависят от организации процесса обучения, от того, как работает сам учитель. В непрофильных классах при изу...

Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов

Методическая разработка по теме "Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов"...

Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов

Методическая разработка Развитие дискурсивных компетенций у учащихся старших классов...

ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

примеры упражнений для формирования дискурсивной компетенции у учащихся...

Формирование учебно-познавательной компетенции у учащихся старших классов.

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках и во внеурочное время.Формы работы....

Формирование ответственного экономического поведения учащихся старших классов на уроках “Основ предпринимательской деятельности” (ОПД)

В концепции экономического образования в общеобразовательной школе под ним поднимается не просто процесс получения и усвоения экономических знаний, а одно из важных средств формирования экономического...

Формирование компонентов чтения у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В данном реферате обобщен опыт работы Лепшаковой Валентины Федоровны по формированию компанентов чтения у учащихся специальной коррекционной школы.В плане по самообразованию намечены направления, инте...