Программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Сафонова Ольга Викторовна

Цели и задачи биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета 

Школьный курс биологии относится к области естественнонаучных предметов. Биология вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В 9 классе формируются знания основных законов жизни на всех уровнях ее организации, продолжается знакомство с методами научного познания, формирование основных  биологических понятий, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.

  Рабочая программа по биологии составлена на основе  Программ  основного общего образования. Биология. 5-9  классы. - М. : Дрофа, 2013 (Авторы программы:  Н. И. Сонин, В. Б. Захаров). 

     Биологические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов биологии, химии, физики, географии. В соответствии с учебным планом курсу биологии предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области биологии. В свою очередь, содержание курса биологии основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Место предмета в учебном плане.  Предмет биология входит в инвариантную часть учебного плана школы. В основной школе биология изучается в 9 классе в количестве 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов для проведения контрольных и лабораторных работ представлено в таблице:

Класс

Количество часов для проведения

контрольных работ

лабораторных работ

9

3

4

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных и информационных областях.
Цели и задачи биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы

Результаты освоения предмета

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи.

Личностные результаты обучения

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры.

Предметные  результаты обучения биологии в основной  школе представлены  по классам.

9 класс (68 ч, 2 ч. в неделю):

Учащиеся должны знать:

-представления естествоиспытателей додарвиновской

эпохи о сущности живой природы;

-взгляды К. Линнея на систему живого мира;

-основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, её позитивные и ошибочные черты;

-учение Ч. Дарвина об искусственном отборе;

-учение Ч. Дарвина о естественном отборе;

-главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс;

-основные закономерности эволюции: дивергенцию конвергенцию и параллелизм;

-результаты эволюции

-характеризовать химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

-этапы развития животных и растений в различные периоды существования Земли;

-свойства живых систем и отличие их проявлений от сходных процессов, происходящих в неживой природе;

-царства живой природы, систематику и представителей разных таксонов;

-ориентировочное число известных видов животных, растений, грибов и микроорганизмов;

-движущие силы антропогенеза;

-систематическое положение человека в системе живого мира;

-свойства человека как биологического вида;

-этапы становления человека как биологического вида;

-расы человека и их характерные особенности;

-макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества;

-химические свойства и биологическую роль воды;

-роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;

-уровни структурной организации белковых молекул;

-принципы структурной организации и функции углеводов;

-принципы структурной организации и функции жиров;

-структуру нуклеиновых кислот (ДНК и РНК).

-определения понятий: «прокариоты», «эукариоты»,«хромосомы», «кариотип», «митоз»;

-строение прокариотической клетки;

-строение прокариот (бактерии и сине-зелёные водоросли (цианобактерии);

-строение эукариотической клетки;

-многообразие эукариот;

-особенности строения растительной и животной клеток;

-главные части клетки;

-органоиды цитоплазмы, включения;

-стадии митотического цикла и события, происходящие в клетке на каждой из них;

-положения клеточной теории строения организмов;

-биологический смысл митоза

-характеризовать метаболизм у прокариот;

-описывать генетический аппарат бактерий;

-описывать процессы спорообразования и размножения прокариот;

-объяснять место и роль прокариот в биоценозах;

-характеризовать функции органоидов цитоплазмы, значение включений в жизнедеятельности клетки;

-описывать строение и функции хромосом;

-многообразие форм бесполого размножения и группы организмов, для которых они характерны;

-сущность полового размножения и его биологическое значение;

-процесс гаметогенеза;

-мейоз и его биологическое значение;

-сущность оплодотворения;

-использовать  при решении задач генетическую символику;

-составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;

-строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании, сцепленном с полом;

-сущность генетического определения пола у растений и животных;

-характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;

-составлять простейшие родословные и решать генетические задачи:

-характеризовать биологическое значение бесполого размножения;

-многообразие форм бесполого размножения и группы

организмов, для которых они характерны;

-сущность полового размножения и его биологическое

значение;

-процесс гаметогенеза;

-объяснять процесс мейоза, приводящий к образованию гаплоидных гамет;

-формы постэмбрионального периода развития: непрямое развитие, развитие полным и неполным превращением;

-прямое развитие;

-биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера;

-работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчиво

-описывать процессы, протекающие при дроблении, гаструляции и органогенезе;

-характеризовать формы постэмбрионального развития;

-различать события, сопровождающие развитие организма при полном и неполном превращении;

-объяснять биологический смысл развития с метаморфозом;

-характеризовать этапы онтогенеза при прямом постэмбриональном развитии

-использовать при решении задач генетическую символику;

-составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;

-строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании, сцепленном с полом;

-сущность генетического определения пола у растений и животных;

-характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;

-составлять простейшие родословные и решать генетические задачи

-распознавать мутационную и комбинативную изменчивость

-объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и возникновение отличий от родительских форм у потомков;

-определение понятия «онтогенез»;определения понятий: «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип», «генотип», «наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»;

-сущность гибридологического метода изучения наследственности;

-законы Менделя;

-закон Моргана;

-виды изменчивости и различия между ними;

-методы селекции;

-смысл и значение явления гетерозиса и полиплоидии;

-определения понятий: «биосфера», «экология», «окружающая среда», «среда обитания», «продуценты», «консументы», «редуценты»;

-структуру и компоненты биосферы;

-компоненты живого вещества и его функции;

-давать определения уровней организации живого и характеризовать процессы жизнедеятельности на каждом из них;

-характеризовать свойства живых систем;

-объяснять, как проявляются свойства живого на каждом из уровней организации;

-приводить краткую характеристику искусственной и естественной систем классификации живых организмов;

-объяснять, почему организмы относят к разным систематическим группам;

-классифицировать экологические факторы;

-характеризовать биомассу Земли, биологическую продуктивность;

-описывать биологические круговороты веществ в природе;

-объяснять действие абиотических, биотических и антропогенных факторов;

-характеризовать и различать экологические системы- биогеоценоз, биоценоз и агроценоз;

-раскрывать сущность и значение в природе саморегуляции;

-описывать процесс смены биоценозов и восстановления природных сообществ;

-характеризовать формы взаимоотношений между организмами: симбиотические, антибиотические и нейтральные.

Учащиеся должны уметь:

-оценивать значение эволюционной теории Ж. Б. Ламарка для развития биологии;

-характеризовать предпосылки возникновения эволюционной теории

Ч. Дарвина;

-давать определения понятий «вид» и «популяция»;

-характеризовать причины борьбы за существование;

-определять значение внутривидовой, межвидовой борьбы за существование и борьбы с абиотическими факторами среды;

-давать оценку естественного отбора как результата борьбы за существование.

-главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс;

-основные закономерности эволюции: дивергенцию, конвергенцию и параллелизм;

-результаты эволюции.

-описывать развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры;

-описывать развитие жизни на Земле в палеозойскую эру;

-описывать развитие жизни на Земле в мезозойскую эру;

-описывать развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру;

-характеризовать роль прямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека;

-опровергать теорию рас

-объяснять принцип действия ферментов;

-характеризовать функции белков;

-отмечать энергетическую роль углеводов и пластическую функцию жиров.

-многообразие форм бесполого размножения и группы

организмов, для которых они характерны;

-сущность полового размножения и его биологическое значение;

-процесс гаметогенеза;

-мейоз и его биологическое значение;

-сущность оплодотворения

-описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;

-приводить подробную схему процесса биосинтеза белков.

 9 класс(68 ч.,2 часа в неделю)

Введение (1 ч)

Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (22 ч) .

Тема 1.1.Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

Уровни организации жизни: молекулярно-генетический,  клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.

Единство химического состава живой материи; основные

группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой

материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия.

Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические

ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Тема 1.2.  Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5 ч)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

Борьба за существование и естественный отбор.

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 ч)

Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска (однотонная, двутоновая, расчленяющая и др.); предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.

Тема 1.5. Микроэволюция(2 ч)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 ч)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Тема 1.7. Возникновение жизни на земле (2ч)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Тема 1.8. Развитие жизни на земле (3 ч)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний

человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Раздел 2. Структурная организация живых

организмов (10 ч)

Тема 2.1. Химическая организация клетки (3 ч)

Элементный состав клетки. Распространённость элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества. Вода; её химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры - белки; их структурная организация.

Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК- молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача

наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, её структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 ч)

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 3.3. Строение и функции клеток (6 ч)

Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.(7ч.)

Тема 3.1. Размножение организмов (4 ч)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (Онтогенез) (3 ч)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша- гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство

зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и Ф. Мюллер).

Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость

организмов (20 ч)

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков(10 ч)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип, как целостная

система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в

определении признаков.

Тема 4.2. Закономерности изменчивости(6 ч)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов(4 ч)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (7ч)

Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции (4 ч)

Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. Биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов.

Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор.

Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.

Тема 5.2. Биосфера и человек (3 ч)

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

ЭОР

Введение                                                                                    

1

Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2

Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Презентация «Основные свойства живых организмов.»

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2

Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5

Тестирование

Презентация «Научные и социально-экономические предпосылки возникновения эволюционного учения.

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

 Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Тема 1.5.  Микроэволюция

2

Лабораторная работа

Видеофильм «Критерии вида» Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

3

Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

2

Видеофильм «Земля. История планеты Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

3

Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

Тема 2.1. Химическая организация клетки

3

Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Тема 2.3. Строение и функции клеток

6

Тестирование

Презентация «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.» Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Размножение организмов

4

Презентация «Бесполое размножение организмов.» Презентация «Половое размножение организмов.» Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов

3

Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

10

Лабораторная работа

Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Тема 4.5. Закономерности изменчивости

6

Лабораторная работа

Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4

Тестирование

Презентация «Центры происхождения и многообразия культурных растений.» Видеофильм «Биотехнологические методы селекции». Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»  

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

4

Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      

Тема 5.2. Биосфера и человек

3

Мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности.9 класс»      



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование тем, уроков

Количество часов

Дата проведения

Дом.

задание

Примечание

По плану

Фактическая

Введение                                                                                    

1

1

Введение. Биология – наука о жизни.

1

Стр.3-5

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2

2

Многообразие живого

мира.

1

Стр.8-9

3

Основные свойства живых организмов.

1

Стр.10-11

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2

4

Развитие биологии в додарвиновский период.

1

п.1

5

Эволюционная теория Ж.. Б. Ламарка.

1

п.2

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5

6

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч. Дарвина.

1

п.3

7

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1

п.4

8

Борьба за существование.

1

п.5

9-10

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

2

п.5

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

11-12

Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора.

2

п.7

Тема 1.5.  Микроэволюция

2

13

Вид, его критерии и структура.  

1

п.10

14

Лабораторная работа №1 «Морфологический критерий вида»

1

п.10

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

3

15

Главные направления эволюции.

1

п.12

16

Общие закономерности биологической эволюции.

1

п.13

17

Современная система растений и животных – отображение макроэволюции.

1

конспект

Контрольная работа

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

2

18

Возникновение и развитие жизни на Земле.

 1

п.14

19

Химический, предбиологический, биологический этапы развития живой материи

1

п.15

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

3

20

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

1

п.16

21

Жизнь в палеозойскую эру.

1

п.17

22

Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры.

1

п.18,19

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

Тема 2.1. Химическая организация клетки

3

23

Химическая организация клетки. Неорганические вещества.

1

п.21

24

Химическая организация клетки. Органические вещества-белки.

1

п.22

25

Органические вещества – углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты.

1

п.22

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

26

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1

п.24

27

Обмен веществ в растительной клетке.

1

п.24

28

Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

1

п.23

Тема 2.3. Строение и функции клеток

6

29

Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана.

1

п.26

30

Цитоплазма и её органоиды.

1

п.26

31

Клеточное ядро.

1

п.27

32

Строение растительной клетки.

1

Стр.127,131

33

Прокариотическая клетка.

1

п.25

34

Деление клетки.

1

п.28

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Размножение организмов

4

35

Бесполое размножение организмов.

1

п.30

36

Бесполое размножение организмов.

1

п.31

37

Оплодотворение у цветковых растений.

1

конспект

38

Общие принципы клеточной организации.

1

конспект

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов

3

39

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное развитие.

1

п.32

40

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Постэмбриональное развитие.

1

п.33

41

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1

п.34

Контрольная работа

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

10

42

Генетика как наука.

1

конспект

43

Гибридологический метод изучения наследственности.

1

п.36

44

Основные понятие генетики.

1

п.35

45

Моногибридное скрещивание.

1

п.37

46

Дигибридное скрещивание.

1

п.37

47

Генетика человека.

1

п.39

48

Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач и анализ составленных родословных»

1

п.39

49

Генотип как целостная система.

1

п.40

50

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

1

п.40

51

Хромосомная теория наследственности

1

п.38

Тема 4.5. Закономерности изменчивости

6

52

Основные формы изменчивости.

1

Стр.196

53

Генотипическая изменчивость. Мутации.

1

п.41

54

Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

1

конспект

55

Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

1

конспект

Контрольная работа

56

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость.

1

п.42

57

Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости.  Построение вариационного ряда и кривой».

1

п.42

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов

4

58

Центры происхождения и многообразия культурных растений.

1

п.43

59

Методы селекции растений и животных.

1

п.44

60

Достижения и основные направления современной селекции.

1

п.45

61

Значение селекции для развития сельского хозяйства и промышленности.

1

конспект

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции

4

62

Биосфера – живая оболочка планеты.

1

Стр.215-216

63

Структура биосферы.

1

п.46

64

Биогеоценоз. Биоценоз.

1

п.49

65

Абиотические факторы. Биотические факторы.

1

п.50,52

Тема 5.2. Биосфера и человек

3

66

Биосфера и человек. Антропогенные факторы.

1

Стр.268-269

67

Природные ресурсы и их использование.

1

п.54

68

Проблемы экологии

1

п.55



Предварительный просмотр:

Литература

1. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс/ Москва, Дрофа, 2013

2. А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин Рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности» 9 класс/ Москва, Дрофа, 2015

3. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева., М.: Дрофа, 2013

4. Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности» 9 класс/ Москва, Дрофа, 2002

5. ГИА-2014: Биология: 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. -сост. В.С. Рохлов и др. – Москва: АСТ: Астрель, 2014

6. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 9 класс/ сост. С.Н. Березина. – М.: ВАКО, 2012. (контрольно-измерительные материалы).

7. ГИА-2014: Биология: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. В.С. Рохлов [и др.]. – Москва: АСТ: Астрель, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Программа по биологии класс 5-9 ФГОС

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...