Главные вкладки

    Методическая разработка к уроку Анализаторы
    план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

    Курчавая Галина Владимировна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon analizatorya.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    по теме:

    «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»

    открытого урока в 9 классе

    с использованием

    здоровьесберегающих технологий

                                                                   

                                                                         Учитель биологии

                                                 Курчавая Г.В.

    Обоснование методического комплекса урока

    Цели урока:

    Образовательные: создание условий для

    • актуализации и расширения знаний  учащихся о строении анализаторов;
    • ознакомления со строением и функциями глаза;
    • формирования  знаний о близорукости и дальнозоркости
    • ознакомления с нарушениями и заболеваниями органов зрения
    • формулирования правил гигиены  зрения.

    Воспитательные: создание условий для  

    • сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
    • воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.

    Развивающие: создание условий для

    • развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;
    • развития умений анализировать, делать выводы.

    Учебно-материальное обеспечение:

    • компьютер, мультимедийный комплекс;
    • электронная презентация;
    • фильмотека;
    • макет глазного яблока;
    • рабочий лист для каждого ученика;
    • раздаточный материал для рефлексии

    Формы и методы:

    •  Фронтальная работа
    • Индивидуальная работа
    • Работа в парах
    • Методы, активизирующие мышление
    • Использование опорных схем
    • Самостоятельная работа
    • Эксперимент
    • Наглядный метод обучения.

    Структура урока

    1. Организационный момент
    2. Актуализация знаний через повторение
    3. Целеполагание
    4. Изучение нового:
    • Постановка проблемной ситуации
    • Решение проблемы
    1. Физкультминутка
    • Самостоятельная работа учащихся
    • Обсуждение результатов работы
    • Беседа
    1. Подведение итогов урока
    2. Рефлексия
    3. Постановка домашнего задания

          Планируемые результаты обучения

    Знать:

    • Особенности строения органа зрения;
    • Функции вспомогательного аппарата глаза;
    • Механизм восприятия зрительных раздражений.

    Уметь:

    •  Устанавливать взаимосвязи между строением и функциями органа;
    • Сознательно вырабатывать у себя полезные привычки правильного поведения, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

         На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элементами информационно-коммуникативной и здоровьесберегающей технологий.

    1. Орг. Момент

    В стране Анатомии, в царстве Биологии мы с вами добрались до неизведанных островов – под названием « ОРГАНЫ ЧУВСТВ». Сегодня мы продолжим путешествовать по нашему с вами организму и изучим строение зрительного анализатора, поговорим о работе наших глаз, об их роли в восприятии мира, и о гигиене зрения.

    Но прежде чем мы отправимся в путешествие, нужно к нему подготовиться. Поэтому вы выполните задания, которые находятся на ваших партах.

    ТЕМА « Анализаторы»

    1 вариант

    1. Охарактеризуйте данные понятия характерным термином:

    Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, равновесие – это………..

    1. Расположите части анализатора по порядку:
    1. Зона коры головного мозга

    1. Рецептор
    2. Проводящий путь.

    3.  Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:

    1. затылочная зона                                      а) слуховой анализатор

    2. височная зона                                          б) зрительный анализатор  

    3. теменная зона                                          в) вкусовой анализатор  

    1.

    2.

    3.

    ТЕМА « Анализаторы»

    1. вариант

    1. Выберите правильный ответ:  чем раздражаются рецепторы глаза?

    а) звуком          б) светом       в) вкусом

    2. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:

    1. теменная зона                        а) равновесие

    2. затылочная зона                    б) осязание

    3. височная зона                        в) зрение

    1.

    2.

    3.

    3.Какой из отделов анализатора передает возбуждение в мозг?

    1. нервный путь        2.  Рецептор       3. Зона коры больших полушарий

    1. Актуализация знаний через повторение
    2. Изучение нового материала

    Записывают тему урока с центрального слайда.

     « Строение зрительного анализатора»

    Проблемный вопрос: Почему говорят « Береги как зеницу ока»

    Как вы понимаете это выражение?

    • Давайте выясним, как же охраняется наше око (
    • Внешнее строение  глаза)
    •  «Мышцы глаза» 

     Работа в парах: Определение функций глазных мышц ( соседу по парте демонстрирует вращение карандашом и наблюдает движение глаз)

    Физзарядка для глаз:  Крепко зажмурьте глаза на 3-5 сек. Затем откройте на 3-5 сек. Повторите 4-5 раз. Это упражнение способствует улучшению кровоснабжения и расслаблению мышц глаза.

    Проблемный вопрос: Как же устроены наши глаза?

    В чем состоит их принцип работы?

    Сегодня на уроке мы приоткроем и эту тайну.

     « Внутреннее строение глаза»

    Записи в тетради:

    Оболочки глаза:

    1. Наружная или фиброзная

                Роговица                                   Белочная или склера

      (Передняя прозрачная)                        ( задняя непрозрачная)

    1. Сосудистая оболочка   -в  передней части глаза называется радужка  

    1. Сетчатка------------ рецепторы

                                         Палочки   Колбочки

    Далее о строении глаза по рисунку ( желтое пятно, слепое пятно, стекловидное тело и тд.)

     « Изображения на сетчатке»;  «Аккомодация хрусталика»

    Аккомодация – это приспособление глаза к четкому видению предмета, находящихся на различных расстояниях.

    Обратить внимание на работу хрусталика.

    Проблемные вопросы: 

    • Почему вредно читать лежа?
    • Какие правила гигиены вы уже знаете?
    • Обратите внимание: почему на ваших партах находятся карточки разного цвета ( розовые, желтые, зеленые) ?
    • Влияет ли цвет на организм? На наше самочувствие?
    • Как используют эти знания о цвете в повседневной жизни?
    • Как вы понимаете выражение: « Посмотри мне в глаза», « Глаза – зеркало души» ?
    • Каких специалистов вы бы посетили, чтобы проверить здоровье ваших глаз?
    • А есть ли специалист, который бы мог поставить вам диагноз вашего заболевания не связанного сглазами, посмотрев вам в глаза?                         (иридодиагностика)

     «Дальнозоркость и близорукость»

    Физкультминутка.  «Сбросить усталость»  помогает вращение глаз, когда вы «рисуете» восьмерки.

     « Гигиена зрения»

    Игра « Полезно – вредно» 

    Я называю вам предложения, если они полезны для глаз- вы хлопаете в ладоши, а если они вредны- топаете ногами.

    • Читать лежа
    • Умываться по утрам
    • Читать при хорошем освещении
    • Смотреть на яркий свет
    • Долго находиться у монитора компьютера.

     « Зрительные иллюзии»

    Подведение итогов урока

    В заключении урока можно поиграть)

    Орган зрения – это глаз.

    В нем три оболочки:

    Та, что белая снаружи

    Назовём белочной

    Та прозрачна впереди –

    Со стеклом сравнится

    Эту часть её зовём просто роговица

    Слой второй – в нём есть сосуды

    Впереди он радужка

    В ней отверстие - зрачок

    И пигменты разные.

    За зрачком у нас хрусталик

    Он меняет кривизну

    И поэтому мы видим

    И вблизи и за версту.

    Свет легко в глаз проникает

    Всё в округе видно мне

    Ведь в глазном есть яблоке

    Тело стекловидное

    В глубине лежит сетчатка

    Этот слой необходим

    Коль рецепторы в порядке

    То нормально мы глядим.………………………………………………………

    От палочек и колбочек информацию берет,

    В сигналы превращает и в мозг передает  (зрит. нерв)

    « тощие» числом несметны

    На сетчатке ……..(палочки)

    Ловят сумеречный свет,

    В потемках выручалочки.

    На сетчатке меньше их,

    Но пусть их славит лира

    Они щедро дарят нам

    Многоцветье мира (колбочки)

    7. Рефлексия ( у вас на партах имеются квадратики из бумаги, нарисуйте на них  смайлик ,  который бы отражал ваше настроение)

    8. Постановка домашнего задания  

    Для всех:

    1. читать текст на стр.73-74
    2. составить в тетради в виде плана

    1 вариант – полезно для глаз

    2 вариант – вредно для глаз

    По желанию:

    Найти информацию о:

    • влияние цвета на организм
    • иридодиагностике
    • дальтонизме


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)

    Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...

    Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

    Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

    Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

    Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

    Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

    Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

    Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»

    Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...

    методическая разработка серии уроков: «Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01. «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

    laquo;Профессионально-направленный курс» английского языка для специальности: 21.02.01.   «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».  Дисципли...

    Методическая разработка к уроку "Анализатор слуха и равновесия" для 8 класса

    Разработка в виде презентации к уроку "Анализатор слуха и равновесия" включает иллюстративный материал и опорнае схемы по которым учащимся будет легче разобраться со сложным материалом....