Рабочая программа Биология (Сварщик)
рабочая программа по биологии на тему

Дьякова Кристина Игоревна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385  от 23 июля 2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya_svarshchik.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Энгельсский политехникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОДБ.07 БИОЛОГИЯ»

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для профессии технического профиля

150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

на базе основного общего образования

с получением среднего общего образования

2015

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебной работе

ГАПОУ СО «ЭП»

 _______________/Думан О.А.

«28» сентября 2015 г.

_______________/___________/

«_____» ________________201__ г.

_______________/____________________/

«_____» ________________201__ г.

_______________/____________________/

«_____» ________________201__ г.

_______________/____________________/

«_____» ________________201__ г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 385  от 23 июля 2015 г.

ОДОБРЕНО на заседании межцикловой комиссии математического и естественнонаучного цикла

Протокол № 1,  «27» августа 2015 г.

Председатель комиссии /_______/Бардонова И.Ю.

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии/______/____________/

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии /_______/____________/

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии /_______/____________/

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель комиссии /_______/____________/

ОДОБРЕНО методическим советом техникума ГАПОУ СО «ЭП»

Протокол № ___,  «28» сентября 2015 г.

Председатель _____________/ _______________ /

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _______________ /

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _______________ /

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _______________ /

Протокол № ___,  «_____» ____________201__ г.

Председатель _____________/ _______________ /

Составитель(и) (автор):

Дьякова К. И. преподаватель биологии ГАПОУ СО «ЭП»

Рецензенты:

Внутренний

Внешний

Марчукова О.Ю. преподаватель  биологии ГАПОУ СО «ЭП» высшей квалификационной категории

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ               

                                                                 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ          

               

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ           

                     

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ  «БИОЛОГИЯ»           

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ»

1.1.Область применения программы

        Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Биология» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы  подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии технического профиля150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), реализуемой на базе основного общего образования.

        Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом  и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007  03-1180);  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (17.03.15 г. ФГУ «ФИРО»).

1.2.Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

«Биология» является базовой дисциплиной общеобразовательного цикла и направлена на формирование у студентов убеждённости в возможности познания живой природы и способности оценки профессиональной деятельности с позиций рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам  и окружающей  среде, здоровью людей.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В ходе освоения общеобразовательного цикла дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена формируются

личностные результаты

1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметные результаты 

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения базового курса биологии должны отражать:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

        Учебным планом для данной дисциплины определено:

максимальная учебная  нагрузка обучающегося устанавливается в объёме 171 часов, в том числе:

обязательная аудиторная нагрузка  обучающегося  составляет 114часов,

самостоятельная  работа  обучающегося -57 часов.

        

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

114

в том числе:

     лабораторные занятия

8

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

57

в том числе:

- оформление лабораторных работ;

- подготовка рефератов, докладов, сообщений;

- подготовка презентаций;

- подготовка к контрольной работе

12

20

23

2

Итоговый контроль – в форме дифференцированного зачёта по завершению курса


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

Введение

Объект изучения биологии. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция

2

1

Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира  и в практической деятельности людей.

2

Раздел 1. Учение о клетке

Тема 1.1

Химический состав клетки

Содержание учебного материала

2

1

1.

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. 

2.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки (вода и соли).

2

3.

Органические вещества клетки и живых организмов (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты), их роль в клетке.

4

Тема 1. 2.

Структура и функции клетки

Содержание учебного материала

2

2

1.

Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями.

2.

Основные органоиды клетки. Цитоплазма, клеточная мембрана, ядро.

2

Лабораторные работы

№1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом, их описание».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- заполнение таблицы,

-выполнение рисунков клеток растительных и  животных организмов.

Подготовка презентации по теме

-«Опасные вирусные заболевания человека»

1

2

4

Тема 1.3.

Обмен веществ и превращения

энергии в клетке

Содержание учебного материала

2

1

1.

Пластический и энергетический обмен. Фотосинтез, его биологическая роль. Основные этапы энергообмена.

Тема 1.4.

Наследственная информация и реализация её в  клетке

Содержание учебного материала

2

1

1.

Строение и функции хромосом. ДНК- носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген, Генетический код. Биосинтез белка.

Лабораторные работы

№2 «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка рефератов по теме

- «Наследственная информация и передача её из поколения в поколение»

4

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное  развитие организмов

Тема 2.1

Размножение организмов

Содержание учебного материала

1

1.

Организм – единое целое. Многообразие организмов Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение..

2

2.

Митоз. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение

2

Тема 2.2.

Индивидуальное развитие

Содержание учебного материала

2

2

2

2

1

1

1.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии  эмбрионального развития.

2.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

3.

Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

4.

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения окружающей среды на развитие человека.

2

Лабораторные работы:

№2 « Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- оформление  лабораторной работы, выполнение рисунков,

- подготовка презентаций по теме:

- «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребёнка».

- «Влияние окружающей среды и её загрязнения на развитие организма».

2

4

4

Раздел 3. Основы генетики и селекции

Тема3.1.

Основные закономерности наследственности

Содержание учебного материала

2

2

1.

Генетика как наука.  Г..Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология

2.

Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание.

3.

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

Значение генетики для  медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

2

Лабораторные работы:

№3 «Решение генетических задач и составление родословных».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- оформление лабораторной  работы,

-подготовка рефератов: «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении».

4

Тема 3.2.

Закономерности изменчивости

Содержание учебного материала

1.

Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная  изменчивость.

2

1

Лабораторные работы:

№4 «Анализ фенотипической изменчивости».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

-оформление лабораторной  работы

2

Контрольная работа

1

Тема 3.3.

Генетика- основа селекции

Содержание учебного материала

2

2

1

1.

Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции.

2.

Биотехнология, её достижения и перспективы развития.

Самостоятельная работа обучающихся:

– подготовка презентации по теме: «История происхождения отдельных сортов культурных растений ».

4

Раздел 4. Эволюционное учение

Тема 4.1.

Развитие эволюционных идей. Движущие силы эволюции

Содержание учебного материала

2

1

1.

Возникновение и развитие эволюционных представлений.  Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка.

2.

Эволюционное учение Ч.Дарвина.

2

3.

Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

2

4.

Движущие силы эволюции. Естественный отбор –

 направляющий фактор эволюции.

2

5.

Концепция вида, его критерии. Популяция -структурная единица вида и эволюции.

2

Лабораторные работы:

№5 «Изучение приспособлений живых организмов к различным средам обитания»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

-оформление  лабораторных работ;

- подготовка рефератов по теме

«История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина»

2

4

Тема 4.2.

Механизмы эволюционного процесса

Содержание учебного материала

2

1

1.

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).

2

Макроэволюция. Доказательства эволюции.

2

3.

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

2

4.

Причины вымирания видов.

2

Раздел 5. История развития жизни

Тема 5.1.

Возникновение жизни на Земле

Содержание учебного материала

2

1

1.

Развитие представлений о возникновении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения: «Гипотезы возникновения жизни на Земле»

4

Тема 5.2.

Развитие жизни на Земле

Содержание учебного материала

2

1

1.

Краткая история развития органического мира.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 5.3.

Происхождение человека

Содержание учебного материала

1.

Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

2

1

2.

Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

2


Раздел 6. Основы экологии

Тема 6.1.

Экосистемы

Содержание учебного материала

2

1

1.

Предмет экологии. Экологические факторы среды, их значение в жизни живых организмов.

2.

Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.

2

3.

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

2

Лабораторные работы:

№6 «Сравнительное описание естественной и искусственной экосистем»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

оформление лабораторной работы.

Подготовка сообщения:

«Опасность глобальных нарушений в биосфере».

Подготовка презентации на тему: «Экологические проблемы современных городов»

2

2

              2

Тема 6.2.

Биосфера

Содержание учебного материала

2

2

1.

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот химических элементов, биогеохимические процессы в биосфере.

2.

Биосфера и человек. . Последствия деятельности человека в окружающей среде.

2

3.

Экология – как теоретическая основа рационального природопользования Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей среды.

2

Раздел 7. Бионика.

Тема 7.1.

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Содержание учебного материала

2

1

1.

Бионика как наука. Применение различных направлений бионики в жизни общества

Самостоятельная работа:

Подготовка к контрольной работе

2

Контрольная работа

1

Всего:

114


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально – техническое обеспечение дисциплины

        Для реализации программы дисциплины «Биология» имеется учебный кабинет химии и биологии.

         Оборудование учебного кабинета :

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- комплект учебно – наглядных пособий дисциплины «Биология»;

- модель молекулы ДНК;

- раздаточный материал в виде схем и рисунков для выполнения лабораторных работ.

        Технические средства обучения:

-мультимедийный проектор,

-ноутбук,

-экран,

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

        

Перечень учебных изданий

Основные источники:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 2011.
  2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2011. 

Дополнительные источники:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2010.
  2. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология.      – М., 2012.
  3. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2011.
  4. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. – М., 2012.
  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2013.
  6. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2013.

Интернет- ресурсы:

  1. http://learnbiology.narod.ru/
  2. http://evolution.powernet.ru/
  3. http://charles-darwin.narod.ru/
  4. http://www.macroevolution.narod.ru/
  5. http://animal.geoman.ru/

Методические разработки:

  1. «Указания выполнения контрольных работ по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса всех специальностей дневной формы обучения (2013);
  2. «Указания выполнения лабораторных работ по дисциплине «Биология» для студентов 1 курса всех специальностей дневной  формы обучения (2014);
  3. Методическая разработка тестовых заданий для проведения итогового контроля знаний по дисциплине «Биология» (2013);

3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, метод исследования), технологии эвристического обучения(игровые методики, «мозговая атака»). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития  общих компетенций обучающихся применяются активные, интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, групповая дискуссия).

Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный), письменный опросы ( тестирование, доклады, оформление лабораторных работ).

Итоговый контроль предусмотрен в форме дифференцированного зачёта по завершению курса.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования,  в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе выполнения лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (доклады, рефераты).

        

Результаты обучения

(предметные результаты)

Формы и методы контроля и оценки

результатов  обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Биология":

- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

 Входной контроль: собеседование

Оперативный контроль в форме:

-фронтальный устный опрос,

-тестовый контроль,

- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

-  сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

Оперативный контроль в форме:

- индивидуальный устный опрос,

-фронтальный устный опрос,

-тестовый контроль,

-проверка и оценка отчётов по лабораторным работам,

-проверка и оценка рефератов и сообщений

-  сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Рубежный контроль в форме:

-письменная контрольная работа,

- проверка и оценка презентаций

Итоговый контроль – дифференцированный зачёт



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны;

- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- проявление активной жизненной позиции;

- проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;

- уважение общечеловеческих и демократических ценностей

- демонстрация готовности к исполнению воинского долга

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Своевременность постановки на воинский учет

Проведение воинских сборов

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Успешное прохождение учебной практики.

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- демонстрация желания учиться;

- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- умение ценить прекрасное;

Творческие и исследовательские проекты

Дизайн-проекты по благоустройству

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- готовность вести здоровый образ жизни;

- занятия в спортивных секциях;

- отказ от курения, употребления алкоголя;

- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;

- оказание первой помощи

Спортивно-массовые мероприятия

Дни здоровья

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-  демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач 

Занятия по специальным дисциплинам

Учебная практика

Творческие проекты

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- экологическое мировоззрение;

- знание основ рационального природопользования и охраны природы

Мероприятия по озеленению территории.

Экологические проекты

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- уважение к семейным ценностям;

- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи.

Мероприятия, проводимые «Молодёжь+»

метапредметные результаты 

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

 

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.)

Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Биология 7 класс 70 ч.

Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 7Разработчик: Рябова Е. В., учитель биологии...

Рабочая программа Биология 8 класс 70 ч (Трайтак)

Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 8Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Пояснительная запискаСодержание программы приведенов соответствие с возрастными о...

Рабочая программа Биология 9 класс 68 ч (Трайтак)

                   Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 9Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Адрес...

Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс

Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов  Н.Н...

Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.

В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...

Рабочая программа Биология 5-9 класс по программе Д. И.Трайтака, Н.Д. Андреевой

Рабочая программа по биологии для 5-9 класса составлена согласно требованиям ФГОС второго поколения. Рабочая программа составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений. Биол...