Рабочая программа по биологии, 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Василевская Оксана Васильевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

По    биологии

Уровень образования (класс):               основное общее образование   5 класс 

 

Количество часов:          35              

 

Учитель:    Василевская О. В.

 

Программа разработана на основе       авторской программы  "Биология. Введение в биологию.", авторы   Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, издательство  М."Дрофа", 2012

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sonin._5_klass.rabochaya_programma_fgos_sentyabr_2013.doc342 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край г. Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №18

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

     от 26 августа 2015 года протокол № 1

                                                                                                                                                Председатель _______    

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    биологии

Уровень образования (класс):               основное общее образование   5 класс  

Количество часов:          35              

Учитель:    Василевская О. В.

Программа разработана на основе       авторской программы        "Биология. Введение в биологию.", авторы   Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, издательство  М."Дрофа", 2012

  1. Пояснительная записка.

        Данная рабочая программа построена на основе федеральных государственных стандартов второго поколения,  фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,  концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, а также авторской программы "Биология. Введение в биологию", авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, М.Дрофа, 2012.

        В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.

          Данная  рабочая программа реализуется в учебнике биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

        Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

        Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

        Курс "Биология. Введение в биологию" в 5 классе направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

        Курс биологии обеспечивает:

•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

•овладение научным подходом к решению различных задач;

•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; •овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования.

  1. Цели биологического образования.        

        Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

        Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

        Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

        С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

        Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей:

признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных

качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

        

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

        В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности.

Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

ценности биологических методов исследования живой и неживой природы.

Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

правильному использованию биологической терминологии и символики;

развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

        Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

  1. Место учебного предмета в учебном плане МОБУ СОШ № 18

        Курс 5 класса «Введение в биологию» является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.

Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 5 класса предусматривает 1 час в неделю, всего35 часов.

Тип программы: концентрическая, базового уровня.

2.1. Структура программы

        Программа включает 4 раздела:

I.Живой организм: строение и изучение

II.Многообразие живых организмов

III.Среда обитания живых организмов

IV.Человек на Земле

2.2. Требования к результатам обучения.

            Изучение  биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

          Метапредметными   результатами освоения пятиклассниками  программы по биологии являются:

1) овладение начальными навыками исследовательской и проектной деятельности, включая умения ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

            Предметными результатами освоения  программы по биологии в 5 классе являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов  и  основных процессов  жизнедеятельности организма;
• приведение доказательств (аргументация)  взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение места и роли человека в природе; родства, роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

        Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

2.3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы

  1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.
  2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. (Данная   работа отнесена к работам, проводимым  в рамках внеурочной деятельности).
  3. Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
  4. Строение клеток кожицы чешуи лука*.
  5. Определение состава семян пшеницы.
  6. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

           Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы

  1. Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).
  2. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
  3. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

          Раздел  4. Человек на Земле (5ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы

  1. Измерение своего роста и массы тела.
  2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

 

        Направления проектной деятельности обучающихся.

В качестве проектов учащиеся 5 класса могут выбрать:

  • наблюдение и сравнение природных объектов, их рост,  развитие и поведение; фиксирование полученных результатов в виде фотоальбомов  и видеоматериалов, творческих работ;
  • работа, связанная с приобретением навыков выращивания растений и домашних животных и наблюдения за их развитием;
  • изучение редких и исчезающих видов растений в пределах своей территории;
  • влияние антропогенных факторов на природу своего региона.

Резервное время — 2 ч. Резервное время отведено для организации проектной деятельности учащихся.

2.4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Тема

Содержание

Характеристика основных видов деятельности ученика на основе УУД

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

1 Многообразие живых организмов.  

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

•        основные признаки живой природы;

•        устройство светового микроскопа;

•        основные органоиды клетки;

•        основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

•        ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:

•        объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

•        характеризовать методы биологических исследований;

•        работать с лупой и световым микроскопом;

•        узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

•        объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

•        соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

•        проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

•        ставить учебную задачу под руководством учителя;

•        систематизировать и обобщать разные виды информации;

•        составлять план выполнения учебной задачи.

Личностные результаты обучения

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
  • сформированность мотивации к обучению
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов

2. Биология — наука о живой природе  

3.Методы изучения природы.

4.Увеличительные приборы.

5. Живые клетки.  

6. Химический состав клетки

7. Вещества и явления в окружающем мире.

8. Великие естествоиспытатели.

Раздел 2. Многообразие живых организмов

1. Развитие жизни на Земле.

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

•        существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

•        основные признаки представителей царств живой природы.

Учащиеся должны уметь:

•        определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

•        устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

•        различать изученные объекты в природе, на таблицах;

•        устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

•        объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

•        проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

•        использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

•        самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3мин.

Личностные результаты обучения

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование ценностно-смысловых установок, отражающие личностные и гражданские позиции.
  • способность ставить цели и жизненный план.

2. Разнообразие живых организмов.

3. Царство живой природы - Бактерии.

4. Царство живой природы - Грибы.

5. Существенные признаки водорослей, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

6. Существенные признаки мхов, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

7. Существенные признаки папоротников, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

8. Существенные признаки голосеменных растений, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

9. Существенные признаки покрытосеменных (цветковых) растений, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

10. Роль растений в природе и в жизни человека. Охрана живой природы.

11. Существенные признаки простейших животных, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

12. Существенные признаки беспозвоночных животных , их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

13. Существенные признаки позвоночных животных, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

14.Роль животных в природе и в жизни человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

1.Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

•        основные среды обитания живых организмов;

•        природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

•        сравнивать различные среды обитания;

•        характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

•        сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

•        выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

•        приводить примеры обитателей морей и океанов;

•        наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

•        находить и использовать причинно-следственные связи;

•        формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

•        выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту

сравнивать различные среды обитания;

•        характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

•        сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

•        выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

•        приводить примеры обитателей морей и океанов;

•        наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

•        находить и использовать причинно-следственные связи;

•        формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

•        выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Личностные результаты обучения

  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • формирование ценностно-смысловых установок, отражающие личностные и гражданские позиции
  • формирование основ экологической культуры.

2.Приспособленность организмов к среде обитания.

3.Растения и животные разных материков

4.Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса

5.Природные зоны Земли: травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса.

6.Жизнь в морях и океанах.

 

Раздел  4. Человек на Земле

1.Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

•        предков человека, их характерные черты, образ жизни;

•        основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

•        правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

•        простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

•        объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

•        объяснять роль растений и животных в жизни человека;

•        обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

•        соблюдать правила поведения в природе;

•        различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

•        вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

•        работать в соответствии с поставленной задачей;

•        составлять простой и сложный план текста;

•        участвовать в совместной деятельности;

•        работать с текстом параграфа и его компонентами;

•        узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
  • формирование ценностно-смысловых установок, отражающие личностные и гражданские позиции.
  • способность ставить цели и жизненный план.
  • формирование основ экологической культуры.

2.Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

3.Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

4.Важнейшие экологические проблемы

5.Здоровье человека и безопасность жизни

Защита проектов

Защита проектов

2.5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Ресурсное обеспечение рабочей программы.

Рабочая программа по биологии разработана к УМК:

Примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы: проект. - М: Просвещение,2012,-54с. - (Стандарты второго поколения).

Учебно-методический комплект:

Учебник Сонин Н.И. , Плешаков А.А. «Введение в биологию» 5 класс. Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2012 г, построенный по концентрическому типу.

Методическое пособие для ученика:

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2009.

Инструмент по отслеживанию результатов работы.

Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М: Дрофа, 2003.

Дикарев С.Д. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс – М.: Интеллект-Центр, 2001.

Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.

Крылова О.Н. – Природоведение: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс. – М.: Экзамен, 2010.

Парфилова Л.Д. – Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.

Парфилова Л.Д. – Тесты по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.

Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2002.

Сивоглазов В.И. и др. – Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Введение в биологию». 5 класс» – М.: Дрофа, 2012.

Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. «Природоведение 5 кл.” - М.: Дрофа, 2001.

Учебно-методические пособия для учителя

Захаров В.Б. и др. – Правильные ответы на вопросы учебника «Природоведения», 5 класс – М.: Дрофа, 2006.

Иванова Т.В. и др. 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина “Введение в биологию»5кл.. – М.: Дрофа, 2012.

Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград: Учитель, 2003.

Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина – М.: Дрофа, 2007.

Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - Волгоград: Учитель, 2003.

Парфилова Л.Д. – Тематическое и поурочное планирование. Природоведение. 5 класс. – М.: АСТ, Астрель, 2002.

Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.

Сергеева Б.Ф. и др. – Рабочая тетрадь по природоведению – М.: АСТ: Астрель, 2008.

Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.

Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2002

Плешаков А.А., Сонин Н.И Введение в биологию. Рабочая тетрадь. 5 кл.

Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина – М.: Дрофа, 2007.

Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - Волгоград: Учитель, 2003.

Парфилова Л.Д. – Тематическое и поурочное планирование. Введение в биологию. 5 класс. – М.: АСТ, Вертикаль, 2012.

Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.

Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.

Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2002.

Дополнительная литература:

Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.

Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.

Электронные издания:

Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)

Природоведение, 5 кл («Дрофа», «Физикон»)

Современные чудеса света («Новый диск»)

Хочу все знать: Земля и Вселенная

Хочу все знать: Растительный мир

Чудеса света («ИДДК»)

Экология

Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.

Электронное приложение к учебнику «Введение в биологию» 5 класс. Линия УМК (Сфера жизни)

2 вариант

Методическая литература для учителя.

1. Программа «Биология. Введение в биологию – 5 класс» линии учебников «Вертикаль» (сборник программ основного общего образования «Биология 5-9 класс») Авторы:  Н.И.Сонин, А.А. Плешаков,  ИЦ «Дрофа» 2012г. (соответствует ФГОС ООО)

2.  Н.И.Сонин, В.Б.Захаров.  Биология. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие для учителей. М., «Дрофа»,  2012г.

3.  Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. №6 4.  Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7.

 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.

 6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

7.  Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006, №6. 8.  Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.

 9. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006г.

Мультимедийная поддержка курса.

 1.  Биология. Введение в биологию. 5 класс. Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа».

 2. Методическая поддержка для учителей. Электронное учебное издание; М., «Дрофа».

Основная литература для учащихся.

1.  Учебник Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /  Н.И.Сонин, А.А.Плешаков. –  М.:   Дрофа , 2012. – 158 с. : ил.

2. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова «Биология. Введение в биологию.5 класс» / Н.И.Сонин, М., Дрофа, 2012. – 111с.

Дополнительная литература для учащихся.

  • Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304с 6 ил.;
  • Занимательные материалы и факты по общей биологии в    вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. ,  Ковылина.   – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.
  • Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.

 

Интернет-ресурсы.

 www.drofa.ru – электронное приложение к учебнику

 www.drofa.ru – методическая поддержка

http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» www.bio.1september.ru – газета «Биология»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

При работе над исследовательскими проектами учащимся и учителю можно использовать следующие электронные ресурсы:

Оборудование.

Таблицы,  коллекции,  гербарии,  экспонаты,  микроскопы,  готовые микропрепараты,  лупы, муляжи,  интерактивная доска, компьютер, магнитная доска.

Дидактический материал.

Карточки-задания, диагностический материал, тренировочные задания (тренинг), презентации.

2.6. Система оценки планируемых результатов.

        Оценка планируемых результатов усвоения учебного курса состоит из оценки с помощью отметки и оценки результатов личностного развития. 

        Отметочная оценка результатов  строится на основе ТОУУ – технология оценивания учебных успехов – оценивание по признакам трёх уровней успешности. При этом учащиеся приобретают навыки самооценки и взаимооценки.

Уровни успешности

5-тибальная шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» – ниже нормы,

неудовлетворительно

Необходимый уровень («хорошо»)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания

«3» 

норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«4»  хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и

 полностью самостоятельно)

Повышенный уровень («отлично»)  

Решение нестандартной задачи, где потребовалось  либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4+»  близко к отлично.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«5»  отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и

 полностью самостоятельно)

Максимальный (необязательный) уровень

(«превосходно»)

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались  либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения

«5+»

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«5 и 5»  превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и

 полностью самостоятельно)

При этом обязательными в системе оценки результата являются:

• осуществление стартовой диагностики;

• проведение тематических и итоговых проверочных работ, в том числе тестовых;

• создание творческих  и исследовательских работ,  учебные проекты;

участие в конкурах, олимпиадах, викторинах.

Оценка результатов личностного развития. 

Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). Такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей математики СОШ № 2

от ___________ 20__  года № 1

___________          _________

     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     ______

                          подпись                             Ф.И.О.

______________ 20__  года

  СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     ______

           подпись                               Ф.И.О. 

_____________ 20__  года

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ Г.СОЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

По биологии

Класс                         5

Учитель                    Василевская Оксана Васильевна

Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе рабочей программы Василевской О.В., утвержденной на педагогическом совете, протокол  №1 от 26 августа 2013 года.

Номер

Урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты

проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

план

факт

Раздел1.Живой организм: строение и изучение.

8

1.Многообразие живых организмов.  

1

Культурные растения

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/

Домашние животные

Видеофрагмент

Игра на определение специальностей ученых, изучающих живую природу

http://files.school-collection.edu.ru/

Личностные Формировать  любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Коммуникативные Уметь выражать мысли в соответствии с задачами

Познавательные Самостоятельно выделять необходимую информацию

Регулятивные Составление плана последовательности действий

 2. Биология — наука о живой природе  

1

Таблицы «Растение живой организм», «Растения и окружающая среда», «Редкие и исчезающие виды растений». Гербарии                                         

Личностные Формировать образ мира.

Коммуникативные Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию. Формироватькомпетентностив общении.

Познавательные Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоен и что еще подлежит усвоению.

3.Методы изучения природы. Л.р.1..Знакомство с оборудованием для научных исследований (Д)

1

Наблюдательные приборы

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru

Измерительные приборы

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/

Наблюдение за прорастанием фасоли

Интерактивное задание

Личностные Знание основных принципов и правил природы

Коммуникативные Владение монологической и диалоговой формами речи

Познавательные Выделение необходимой информацией

Регулятивные Умение контролировать свое время и управлять им.

4.Увеличительные приборы.

Л. р. № 3. Устройство ручной лупы, светового микроскопа

1

Портрет Р. Гука. Микроскоп  Лупа.

Иллюстрация

Срез пробки в микроскопе Р.Гука и в современном сканирующем микроскопе

Анимация

http://school-collection.edu.ru/

 Личностные Готовность к самообразованию.

Коммуникативные Умение работать в группах

Познавательные Самопознание

Регулятивные Познавательная рефлексия

5.Живые клетки.

 Л. р. № 4.   Строение клеток кожицы чешуи лука

1

Комплект посуды и принадлежности для проведения лабораторных работ. Строение клеток растений. Микропрепараты. Таблицы «Вещества растений. Клеточное строение растений».

 Личностные Знания основных процессов жизнедеятельности организмов

Коммуникативные Учет мнений, сотрудничество

Познавательные Строить логические рассуждения

Регулятивные Решение проблемных ситуаций

6.Химический состав клетки.

Л.Р.№ 5. Определение состава семян пшеницы.(Д)

1

Вода и минеральные соли в жизни клетки

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/

        

Личностные Оценивать ценность жизни 

Коммуникативные Работа в группе. Оценивать коммуникативную рефлексию

Познавательные Эффективные способы решения задач

Регулятивные Умения делать выводы  

7.Вещества и явления в окружающем мире.

Л.Р.6.Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. (Д)

1

 Коллекция горных пород и минералов

Личностные Осознание ценности живых объектов

Коммуникативные  Излагать свое мнение

Познавательные  Находить достоверную информацию

Регулятивные Работать по плану сверяясь с целью

8.Великие естествоиспытатели.

1

 Портреты ученых

Личностные Формировать образ мира. Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию

Коммуникативные Учет мнений, сотрудничество 

Познавательные Изучить естествоиспытателей, их жизнь, работу

Регулятивные Умения делать выводы

Раздел 2. «Многообразие живых организмов»

14

1. Развитие жизни на Земле.

1

Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа».        

Регулятивные Умение определить цель урока; умение выдвигать версии причин возникновения жизни на Земле

Познавательные Умение

проанализировать  полученную информацию

Коммуникативные Умение выражать  свои мысли и корректировать свое мнение

 Личностные осознавать свои эмоции

2. Разнообразие живых организмов.

1

http://files.school-collection.edu.ru/

Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа».        

Регулятивные Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено , и того, что еще неизвестно;

Познавательные Умение структурировать полученные знания

Коммуникативные Умение излагать и корректировать свое мнение

 Личностные Смыслообразование

3. Царство живой природы - Бактерии.

1

http://files.school-collection.edu.ru/

Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа».

Демонстрация микропрепарата бактерии (выведение на электронную доску).

Регулятивные Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено , и того, что еще неизвестно;

Познавательные Работа с текстом, таблицами; создание алгоритма деятельности при изучении бактерий

Коммуникативные  Владение монологичной и диалогичной формами речи в соответствии с нормами языка

Личностные  Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

4. Царство живой природы - Грибы.

1

http://files.school-collection.edu.ru/

Демонстрация микропрепарата плесени

(выведение на электронную доску)        

Регулятивные  Умение формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при изучении грибов; сравнение строения клеток бактерий и грибов

Коммуникативные Инициативное

сотрудничество в поиск информации

Личностные Смыслообразование

5. Существенные признаки водорослей, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

1

http://files.school-collection.edu.ru/

Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа».

Гербарий

«Систематические группы растений»        

Регулятивные  Умение составлять план и последовательность действий при изучении водорослей

Познавательные Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при изучении водорослей; сравнение строения клеток бактерий, грибов и растений

Коммуникативные Умение управлять поведением партнера при работах в парах

Личностные Осознавать свои эмоции

6. Существенные признаки мхов, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

1

http://files.school-collection.edu.ru/

Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа».

Гербарий

«Систематические группы растений»        

Регулятивные Применять установленный план

 в изучении представителей Царства Растений

Познавательные  Сравнение строения водорослей и мхов; выявление доказательств происхождения мхов от водорослей

Коммуникативные Инициативное

сотрудничество в поиске информации

Личностные  Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

7. Существенные признаки папоротников, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

1

http://files.school-collection.edu.ru/

Гербарий

«Систематические группы растений»                

Регулятивные Применять установленный план

 в изучении представителей Царства Растений

Познавательные Сравнение строения мхов и папоротников; установление причинно-следственных связей при изучении  усложнения организации папоротников

Коммуникативные Умение  выражать свои мысли

Личностные Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

8. Существенные признаки голосеменных растений, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

1

http://files.school-collection.edu.ru/

Гербарий

«Систематические группы растений», разновидности шишек и семян голосеменных растений                

Регулятивные Применять установленный план

 в изучении представителей Царства Растений

Познавательные

Анализ характерных признаков голосеменных растений,   установление причинно-следственных связей при изучении  усложнения организации голосеменных растений.

Коммуникативные Умение выражать свои мысли

Личностные Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

9. Существенные признаки покрытосеменных (цветковых) растений, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

1

http://files.school-collection.edu.ru/

Гербарий

«Систематические группы растений», модели цветков семейства Крестоцветные, Розоцветные, Злаковые        

Регулятивные Применять установленный план

 в изучении представителей Царства Растений

Познавательные Анализ характерных

признаков голосеменных растений,   установление причинно-следственных связей при изучении  усложнения организации покрытосеменных  растений.

Коммуникативные Умение выражать свои мысли

Личностные Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

10. Роль растений в природе и в жизни человека. Охрана живой природы.

1

Мультимедия диск №24

«Роль растений в природе и в жизни человека.

Охрана растений»

Регулятивные Умение  формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные Формулирование

проблемы; самостоятельное

создание способов ее решения

Коммуникативные Инициативное

сотрудничество в поиске информации

Личностные экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

11. Существенные признаки простейших животных, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

1

http://files.school-collection.edu.ru/

Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа».

Демонстрация микропрепарата эвглены зеленой (выведение на электронную доску)        

Регулятивные  Умение составлять план и последовательность действий при изучении простейших животных

Познавательные Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при изучении простейших животных; сравнение строения клеток бактерий, грибов, растений и животных

Коммуникативные Инициативное

сотрудничество в поиске информации

Личностные Осознавать свои эмоции

12. Существенные признаки беспозвоночных животных , их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

1

http://files.school-collection.edu.ru/

Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа».        

Регулятивные Применять установленный план

 в изучении представителей Царства Животные

Познавательные Анализ характерных

признаков и  установление причинно-следственных связей при изучении  усложнения организации беспозвоночных животных.

Коммуникативные Умение выражать свои мысли

Личностные Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

13. Существенные признаки позвоночных животных, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания.

1

http://files.school-collection.edu.ru/

Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа».

Скелеты хордовых животных        

Регулятивные Применять установленный план

 в изучении представителей Царства Животные

Познавательные Анализ характерных

признаков и  установление причинно-следственных связей при изучении  усложнения организации позвоночных животных.

Коммуникативные Умение выражать свои мысли

Личностные Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

14.Роль животных в природе и в жизни человека. Охрана живой природы.

1

Мультимедия диск №29

«Роль животных в природе и в жизни человека.

Охрана животных»

Регулятивные Умение  формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные Формулирование

проблемы; самостоятельное создание способов ее решения

Коммуникативные Инициативное

сотрудничество в поиске информации

Личностные экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

6

1.Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов

Среды обитания растений

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru

гербарий, иллюстрации растений и животных

Презентация ppt..

Личностные.  Знание основных принципов и правил отношения к природе.

 Коммуникативные Формировать компетентность общения.

 Познавательные. Характеризовать и сравнивать основные среды обитания, а также называть виды растений и животных, населяющих их.

 Регулятивные. Работать по плану сверяясь с целью

2.Приспособленность организмов к среде обитания. П.Р.№1Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации

1

Приспособления животных к водной среде обитания

Мультимедиа

http://files.school-collection.edu.ru/ 

Приспособления животных к наземно-воздушной среде обитания/Мультимедиа

http://files.school-collection.edu.ru/ 

Приспособления животных к почвенной среде обитания

Мультимедиа

http://files.school-collection.edu.ru/

Презентация ppt.. определитель растений

Личностные. Осознавать целостность мира Коммуникативные.  Уметь выражать мысли в соответствии с задачами

Познавательные.  Находить информацию, устанавливать причинно-следственные связи Выявлять особенности строения живых организмов и объяснять их взаимосвязь со средой обитания 

Регулятивные.  Выдвигать версии. Принимать решения в проблемной ситуации.

3.Растения и животные разных материков.

П.Р.№2Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

1

Таблицы «Растение живой организм», «Растения и окружающая среда», «Редкие и исчезающие виды растений Материки на карте полушарий

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru

Зависимость природы материков от географического положения

Интерактивная карта

http://school-collection.edu.ru

Личностные. Осознавать целостность мира  Коммуникативные. Умение работать в группах Познавательные. Находить информацию  и приводить примеры типичных обитателей материков и природных зон

Регулятивные. Уметь делать выводы

4.Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса

1

Интерактивная карта природных зон России

http://files.school-collection.edu.ru

Животный мир России

http://school-collection.edu.ru

Красная книга

 Интерактивная модель с описанием

http://files.school-collection.edu.ru

Личностные. Знание основных принципов и правил отношения к природе.

 Коммуникативные.  Взаимный контроль, сотрудничество.

 Познавательные.  Находить информацию, владеть свясловым чтением .

Регулятивные. Определять цель

5.Природные зоны Земли: травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса 

П.Р.№3 Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения. (Д)

.1

Интерактивная карта природных зон России

http://files.school-collection.edu.ru

Животный мир России

http://school-collection.edu.ru

Красная книга

 Интерактивная модель с описанием

http://files.school-collection.edu.ru

Презентация ppt., инструктивная карточка

Личностные Формировать  любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологической культуры.  

Коммуникативные Создавать письменные тексты

Познавательные Находить информацию, устанавливать причинно-следственные связи Объяснять необходимость сохранения окружающей .

 Регулятивные . Выдвигать версии. Определять проблему.

6.Жизнь в морях и океанах.

 

1

Учебное пособие «Шкатулка Черного моря»

Личностные.  Осознавать целостность мира Коммуникативные Уметь выражать мысли в соответствии с задачами

Познавательные Находить информацию, устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные.  Определять цель, планировать деятельность.

Раздел 4. Человек на Земле

7

1.Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека

1

Как человек появился на Земле

http://school-collection.edu.ru

Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа».

Личностные Формировать образ мира.

Коммуникативные.  Взаимный контроль, сотрудничество

Познавательные Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного

Регулятивные. Уметь делать выводы

2.Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

1

Влияние человека на природу. Таблица

http://files.school-collection.edu.ru

Электронное приложение к учебнику

Личностные.  Осознавать целостность мира

Коммуникативные. Умение работать в группах

Познавательные Анализировать последствия хозяйственной деятельности человека в природе

Регулятивные. Уметь делать выводы

3.Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

1

Таблицы «Растение живой организм», «Растения и окружающая среда», «Редкие и исчезающие виды растений Красная книга

 Интерактивная модель с описанием

http://files.school-collection.edu.ru

Личностные.  Осознавать целостность мира

Коммуникативные.  Взаимный контроль, сотрудничество

Познавательные Называть исчезнувшие виды растений и животных. Называть и узнавать в природе редкие и исчезающие виды растений и животных.

Регулятивные . Выдвигать версии. Определять проблему

4.Важнейшие экологические проблемы

1

Презентация ppt.,

Карточки

Электронное приложение к учебнику; М., «Дрофа».

Личностные Формировать  любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологиче-

ской культуры.  

Коммуникативные.  Излагать свое мнение

Познавательные Выяснять, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объяснять причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Регулятивные . Выдвигать версии. Определять проблему

5.Здоровье человека и безопасность жизни П.Р.№4Измерение своего роста и массы тела.

П.Р.№5Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

1

Бумажный ростомер, медицинские весыкарточки «Виды ран», «Типы повязок», бинт, зеленка, йод, перекись водорода.

Презентация ppt.,

Личностные Оценивать ценность жизни 

Коммуникативные Создавать письменные тексты

Познавательные Обосновывать необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

Регулятивные Умение контролировать свое время и управять им

Защита проектов

1

Защита проектов

1

ИТОГО:

35

6___ л/р,

5 ___ пр/р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...