Тема выступления: « Эффективные формы работы учителя с детьми на уроках в классах с углубленным изучением биологии»
статья по биологии на тему

Преподавание в классах с углубленным изучением биологии имеет определенные особенности, здесь учащиеся в процессе обучения занимают  активную позицию, что побуждает учителя предъявлять к своему труду повышенные требования, постоянно совершенствовать знания, искать новые, более эффективные методы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединение  

Тема  выступления: « Эффективные формы работы учителя с детьми на уроках в классах с углубленным изучением биологии»

                                  Додонова И.И.-  учитель биологии.  

Уже  третий  год я веду углубленное изучение  биологии.  В этом году – это 9 классы.

Классы с углубленным изучением предмета наиболее перспективны в таких направлениях работы, как:

   - развитие интереса к учебному предмету;

   - ранняя профессиональная ориентация;

   - развитие исследовательских навыков у учащихся;

   - развитие творческого самостоятельного мышления;

   - подготовка ребят к общественно – трудовой деятельности.

 Углубленное изучение биологии позволяет:

  • заложить тот фундамент знаний, на котором будет базироваться любая профессия, связанная с биологией;
  • познакомить с главными проблемами биологической науки;
  • привить необходимые специальные навыки.

 Все это необходимо  осуществить наряду с главными целями биологического образования:

  • формирования системы диалектико-материалистических взглядов на живую природу;
  • воспитания гражданской ответственности за ее сохранность;
  • подготовки учащихся к общественно-трудовой деятельности;
  • воспитать доброго человека, любящего и активно защищающего природу нашей страны.

Преподавание в классах с углубленным изучением биологии имеет определенные особенности, здесь учащиеся в процессе обучения занимают  активную позицию, что побуждает учителя предъявлять к своему труду повышенные требования, постоянно совершенствовать знания, искать новые, более эффективные методы работы.

На уроках при  углубленном изучении биологии  я применяю лекции.

Методика проведения лекций 

Изучение каждой темы или блока начинаю  с лекции. К данной форме организации учебной деятельности  предъявляю  следующие требования:

а) материал должен быть подготовлен и преподнесен так, чтобы будил мысль ученика;

б) в течение лекции учитель должен "держать" в поле зрения каждого ученика с целью управления  его познавательной деятельностью;
  в) за 1-2 урока учитель должен изложить обширный материал в логической последовательности и дать возможность сформулировать учащимся целостное представление о содержании темы и взаимосвязи изучаемых понятий;
 г) конспекты лекции учащихся должны быть краткими и точными.

На следующих уроках идет закрепление материала, выработка умений и навыков по теме с преобладанием форм самостоятельной работы.

Наиболее интересными являются практикумы или семинарские занятия.

Практикумы как ведущая форма самостоятельной работы учащихся

Отличие практикумов от обычных самостоятельных работ:

 1. Практикумы охватывают, как правило, материал всего цикла или всей темы.

 2. Содержание практикума составляют задания разной сложности, от заданий обязательного минимума до заданий повышенной трудности.

3. Разрешается консультация с учителем.

4. В зависимости от целей практикумы могут быть оценочными и безоценочными 5. Если практикум безоценочный, разрешается дорабатывать материал после урока.

6. Практикум дает возможность учащимся не только проверить и обобщить, но и пополнить знания.

Система контроля за знаниями учащихся 

Контроль делится на 2 типа: текущий и итоговый.

Цель текущего контроля: 
· выяснить глубину усвоения материала;

· выявить пробелы в знаниях;

· спланировать работу по ликвидации пробелов и дать возможность учащимся прорабатывать материал.

 Виды текущего контроля: 

1. Биологический  диктант

2. Индивидуальный опрос

3. Лабораторная  работа

4. Программированный контроль
5. Практикум
6. Взаимоконтроль
7. Творческие домашние задания

Виды итогового контроля: 
1. Контрольная работа   

Контрольные работы проводятся внутри темы или в конце ее изучения.
2. Зачет

Зачетная  система контроля применяется для проведения итогового  контроля знаний  учащихся.

Перечень вопросов и примерных заданий, включенных в зачет, выдается учащемуся заранее, в начале изучения темы, раздела. В процессе подготовки к зачету учащийся обращается за индивидуальными консультациями к учителю по вопросам, вызывающим затруднения. По мере готовности ученик сдает зачет.

   Зачеты проводятся  в урочное время. Учащемуся предоставляется право до конца текущей четверти пересдать зачет во внеурочное время, в случае  получения им неудовлетворительной или неустраивающей его отметки. При этом он имеет возможность корректировать свой уровень обученности, доработать слабо понятый материал в течение четверти, поскольку неудовлетворительная оценка за зачет не выставляется до конца четверти.

Формами зачетной работы учащихся, наряду с традиционными, являются:

-  работа с опорными конспектами  (каждый ученик оформляет самостоятельно);

- модульными пособиями;

- рефератные сообщения, проектно- исследовательские работы;

- доклады, статьи, творческие отчеты;

- компьютерные презентации, видеоматериалы.

Также на уроках я практикую диктанты по терминам, опрос по цепочке, работу  в рабочих тетрадях. На уроках и так же в качестве домашнего задания ученики составляют конспекты по новой теме, заполняют таблицы на сравнение, работают с тестами.

 Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника, повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. 

Учащиеся 9-х классов  участвовали в  школьной олимпиаде, есть  среди учащихся желающие  поучаствовать  в интернет олимпиаде по биологии.

Опыт работы  по углубленному изучению  биологии показывает, что это направление в обучении перспективное и дает хорошие результаты. Есть  ученики очень заинтересованные в биологии.  Поэтому я в календарно – тематическое планирование включила темы по профориентационной работе. Может быть, биология станет  в основе их будущей профессии. Но если в итоге большинство учащихся изберет для себя профессию не связанную с биологией, я уверена, что ученик сделает  это обдуманно и не займёт  чужого места в жизни.

 Обучение в 9  классах осуществляется по программе по углубленному изучению биологии.

 Содержание и методика программы для 9 класса (углубленное изучение)-  «Общая биология» составлено в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом общего среднего образования по предмету «Биология» и направлены на комплексное решение задач воспитания и развития учащихся.

Выводы:

  •  выявить  одаренных ребят, которые действительно интересуются  не только учебным предметом, но и наукой,  на основе которой создан предмет;
  • учить и побуждать самих учащихся к оценке того, что они узнали, чему научились, о чём хотели бы узнать, чему хотели бы научиться;
  • получить удовлетворение от того, что мой предмет любят и хотят знать о нём и соответствующей науке больше;
  • возможность реализовать свои творческие способности;
  • обосновывать оценочные критерии выполненных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тьюторское сопровождение как эффективная форма работы с одаренными детьми

Развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создание для всех обучающихся оптимальных условий в течение учебы является одной из приоритетных целей любого образовательного учреждения...

тематические тесты по разделу "Генетика" для профильного класса с углубленным изучением биологии

Тестовые задания по всем разделам генетики для профильного класса с углубленным изучением биологии....

Методы и формы работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной обра...

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы...

Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время

Методическая статья, раскрывающая примеры форм работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время...

Мастер - класс как эффективная форма работы с одаренными детьми

В материале представлена форма работы с одаренными детьми -  мастер - классы по образовательным предметам в условиях сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования детей...