Тема выступления: « Эффективные формы работы учителя с детьми на уроках в классах с углубленным изучением биологии»
статья по биологии на тему
Преподавание в классах с углубленным изучением биологии имеет определенные особенности, здесь учащиеся в процессе обучения занимают активную позицию, что побуждает учителя предъявлять к своему труду повышенные требования, постоянно совершенствовать знания, искать новые, более эффективные методы работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединение
Тема выступления: « Эффективные формы работы учителя с детьми на уроках в классах с углубленным изучением биологии»
Додонова И.И.- учитель биологии.
Уже третий год я веду углубленное изучение биологии. В этом году – это 9 классы.
Классы с углубленным изучением предмета наиболее перспективны в таких направлениях работы, как:
- развитие интереса к учебному предмету;
- ранняя профессиональная ориентация;
- развитие исследовательских навыков у учащихся;
- развитие творческого самостоятельного мышления;
- подготовка ребят к общественно – трудовой деятельности.
Углубленное изучение биологии позволяет:
- заложить тот фундамент знаний, на котором будет базироваться любая профессия, связанная с биологией;
- познакомить с главными проблемами биологической науки;
- привить необходимые специальные навыки.
Все это необходимо осуществить наряду с главными целями биологического образования:
- формирования системы диалектико-материалистических взглядов на живую природу;
- воспитания гражданской ответственности за ее сохранность;
- подготовки учащихся к общественно-трудовой деятельности;
- воспитать доброго человека, любящего и активно защищающего природу нашей страны.
Преподавание в классах с углубленным изучением биологии имеет определенные особенности, здесь учащиеся в процессе обучения занимают активную позицию, что побуждает учителя предъявлять к своему труду повышенные требования, постоянно совершенствовать знания, искать новые, более эффективные методы работы.
На уроках при углубленном изучении биологии я применяю лекции.
Методика проведения лекций
Изучение каждой темы или блока начинаю с лекции. К данной форме организации учебной деятельности предъявляю следующие требования:
а) материал должен быть подготовлен и преподнесен так, чтобы будил мысль ученика;
б) в течение лекции учитель должен "держать" в поле зрения каждого ученика с целью управления его познавательной деятельностью;
в) за 1-2 урока учитель должен изложить обширный материал в логической последовательности и дать возможность сформулировать учащимся целостное представление о содержании темы и взаимосвязи изучаемых понятий;
г) конспекты лекции учащихся должны быть краткими и точными.
На следующих уроках идет закрепление материала, выработка умений и навыков по теме с преобладанием форм самостоятельной работы.
Наиболее интересными являются практикумы или семинарские занятия.
Практикумы как ведущая форма самостоятельной работы учащихся
Отличие практикумов от обычных самостоятельных работ:
1. Практикумы охватывают, как правило, материал всего цикла или всей темы.
2. Содержание практикума составляют задания разной сложности, от заданий обязательного минимума до заданий повышенной трудности.
3. Разрешается консультация с учителем.
4. В зависимости от целей практикумы могут быть оценочными и безоценочными 5. Если практикум безоценочный, разрешается дорабатывать материал после урока.
6. Практикум дает возможность учащимся не только проверить и обобщить, но и пополнить знания.
Система контроля за знаниями учащихся
Контроль делится на 2 типа: текущий и итоговый.
Цель текущего контроля:
· выяснить глубину усвоения материала;
· выявить пробелы в знаниях;
· спланировать работу по ликвидации пробелов и дать возможность учащимся прорабатывать материал.
Виды текущего контроля:
1. Биологический диктант
2. Индивидуальный опрос
3. Лабораторная работа
4. Программированный контроль
5. Практикум
6. Взаимоконтроль
7. Творческие домашние задания
Виды итогового контроля:
1. Контрольная работа
Контрольные работы проводятся внутри темы или в конце ее изучения.
2. Зачет
Зачетная система контроля применяется для проведения итогового контроля знаний учащихся.
Перечень вопросов и примерных заданий, включенных в зачет, выдается учащемуся заранее, в начале изучения темы, раздела. В процессе подготовки к зачету учащийся обращается за индивидуальными консультациями к учителю по вопросам, вызывающим затруднения. По мере готовности ученик сдает зачет.
Зачеты проводятся в урочное время. Учащемуся предоставляется право до конца текущей четверти пересдать зачет во внеурочное время, в случае получения им неудовлетворительной или неустраивающей его отметки. При этом он имеет возможность корректировать свой уровень обученности, доработать слабо понятый материал в течение четверти, поскольку неудовлетворительная оценка за зачет не выставляется до конца четверти.
Формами зачетной работы учащихся, наряду с традиционными, являются:
- работа с опорными конспектами (каждый ученик оформляет самостоятельно);
- модульными пособиями;
- рефератные сообщения, проектно- исследовательские работы;
- доклады, статьи, творческие отчеты;
- компьютерные презентации, видеоматериалы.
Также на уроках я практикую диктанты по терминам, опрос по цепочке, работу в рабочих тетрадях. На уроках и так же в качестве домашнего задания ученики составляют конспекты по новой теме, заполняют таблицы на сравнение, работают с тестами.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника, повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Учащиеся 9-х классов участвовали в школьной олимпиаде, есть среди учащихся желающие поучаствовать в интернет олимпиаде по биологии.
Опыт работы по углубленному изучению биологии показывает, что это направление в обучении перспективное и дает хорошие результаты. Есть ученики очень заинтересованные в биологии. Поэтому я в календарно – тематическое планирование включила темы по профориентационной работе. Может быть, биология станет в основе их будущей профессии. Но если в итоге большинство учащихся изберет для себя профессию не связанную с биологией, я уверена, что ученик сделает это обдуманно и не займёт чужого места в жизни.
Обучение в 9 классах осуществляется по программе по углубленному изучению биологии.
Содержание и методика программы для 9 класса (углубленное изучение)- «Общая биология» составлено в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом общего среднего образования по предмету «Биология» и направлены на комплексное решение задач воспитания и развития учащихся.
Выводы:
- выявить одаренных ребят, которые действительно интересуются не только учебным предметом, но и наукой, на основе которой создан предмет;
- учить и побуждать самих учащихся к оценке того, что они узнали, чему научились, о чём хотели бы узнать, чему хотели бы научиться;
- получить удовлетворение от того, что мой предмет любят и хотят знать о нём и соответствующей науке больше;
- возможность реализовать свои творческие способности;
- обосновывать оценочные критерии выполненных заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-143061-1352807846.jpg)
Тьюторское сопровождение как эффективная форма работы с одаренными детьми
Развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создание для всех обучающихся оптимальных условий в течение учебы является одной из приоритетных целей любого образовательного учреждения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-226262-1364819393.jpg)
тематические тесты по разделу "Генетика" для профильного класса с углубленным изучением биологии
Тестовые задания по всем разделам генетики для профильного класса с углубленным изучением биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/25/picture-303126-1380137530.jpg)
Методы и формы работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка
Одним из основных направлений общего образования является, развитие системы поддержки талантливых детей. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной обра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-515361-1415125915.jpg)
Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/09/picture-16218-1420806880.jpg)
Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время
Методическая статья, раскрывающая примеры форм работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/24/picture-1039965-1527167881.jpg)
Мастер - класс как эффективная форма работы с одаренными детьми
В материале представлена форма работы с одаренными детьми - мастер - классы по образовательным предметам в условиях сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования детей...