Урок биологии в 9 классе "Приспособленность организмов к среде обитания"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Формы приспособленности растений, животных к среде обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prisposoblennost_organizmov.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

"Приспособленность организмов к среде обитания"

(9 класс)

Цель урока: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, уметь выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и относительный характер приспособлений.

Задачи урока:

Образовательные:

Углубить и расширить знания о многообразии и относительности приспособленности организмов к среде обитания - сформировать знания о механизмах возникновения приспособленности как закономерного результата эволюции;

Продолжить работу по формированию биологических терминов.

Развивающие:

Продолжить формирование умения использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;

Научить школьников выявлять приспособления к среде обитания у различных биологических объектов (на конкретных примерах);

Развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения.

Воспитательные:

Сформировать у школьников материалистическое представление о механизме возникновения приспособлений у растений и животных;

Воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию.

Формирование умения работать в группе, где возникает общее решение.

Уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Используемые технологии обучения: ТРКМ (технология развития критического мышления), ИКТ, личностно-ориентированное обучение.

Оборудование: АРМ учителя, учебная презентация (приложение), карточки с изображением  организмов, гербарии растений, тест

Ход урока

  1. Организация класса.

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Распределение учащихся по группам, комментарий плана работы на урок: разъяснение целей и структуры занятия.

2. Изучение нового материала

  1. Вводная беседа о приспособленности растений и животных к среде обитания с опорой на знания учащихся из предшествующих разделов курса «Биология».

Вопросы для беседы:

  1. Особи большинства видов растений производят много спор или семян, насекомые откладывают большое количество яиц, рыбы мечут много икры.
  • Какое это имеет значение для вида в целом?
  • Можно ли считать данное явление приспособлением?
  • Приспособлением к чему? Ответ поясните.
  1. Ученые провели опыт: переселили популяцию мышей в область с более светлой почвой по сравнению с почвой прежнего места обитания.
  • Что произойдет с популяцией мышей через некоторое время?
  • Почему значительная часть особей будет истреблена хищниками?
  • Какие особи смогут сохраниться?

Учитель: предположите, что будет с размножением, если создать благоприятные условия существования для живых организмов (то их размножение будет неограниченным),

Учитель: правильно. например: холерная бацилла за сутки даст массу 100 тыс. тонн, потомство пары воробьёв за 35 лет покроет весь земной шар, 1 одуванчик за 10 лет займёт пространство в 15 раз больше суши земного шара. Происходит такое в природе? Почему? (Размножение особей в популяции безгранично, но жизненные ресурсы ограничены) что является причиной: (борьбы за существование), в результате которой выживают особи, наиболее приспособленные к условиям существования, а неприспособленные устраняются естественным отбором.

Учитель: таким образом, что же является результатом естественного отбора? (приспособленность организмов к окружающей среде, т.е. адаптации).

Учитель: раскройте, пожалуйста, сущность приспособленности живых организмов к среде обитания. Работа в группе.

(Слайд 3)

Учащимся предлагается несколько вариантов понятия адаптация, необходимо выбрать наиболее соответствующее определение, дать аргументированный ответ, записать в тетрадь это определение. (Слайд 4)

Адаптация-соответствие только физиологических функций организма условиям их обитания.

Адаптация-совокупность тех особенностей поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определённых условиях внешней среды.

Адаптация - это совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

3. Закрепление. Осмысление содержания.

Учитель: формирование приспособленности и многообразие видов до Дарвина объясняли по-разному. К.Линней, например, считал, что виды созданы Богом и уже приспособлены к среде обитания. Ж.Б.Ламарк объяснял формирование приспособленности стремлением организмов к самоусовершенствованию. И только Ч.Дарвину удалось выявить истинные причины формирования приспособленности и многообразия видов.

Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование длинной шеи у жирафа с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина. (Слайд 5)

Предположительные ответы учащихся:

По Линнею: приспособленность организмов - проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: жирафов, как и всех животных, создал Бог. Поэтому все жирафы с момента возникновения обладают длинной шеей.

По Ламарку: идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству в результате самоупражнения органов. Пример: жирафы при добывании пищи в засуху, когда травянистый покров выгорает, вынуждены питаться листьями деревьев, в результате чего они постоянно вытягивали свою шею, чтобы достать листья, таким образом, в результате упражнения и вытянулась шея. Этот признак передается по наследству. Так возникла длинная шея у жирафов.

По Дарвину: среди множества жирафов были животные с шеей разной длины. Те из них, у кого шея была немного длиннее, более успешно добывали себе пищу (листья с деревьев) и выживали, а животные с короткой шеей не получали пищу и устранялись действием естественного отбора. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возникла длинная шея у жирафа.

Учитель: Как вы считаете, какое значение имеет приспособленность для организмов? (приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства).

Классификация адаптаций.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю внимательно прочитать текст о классификации различных форм приспособлений у живых организмов (адаптаций) и полученные знания из текста структурировать, оформив их в виде таблицы. (Заполняется только 1 колонка таблицы)

Приём "Сюжетная таблица": 

Презентация Коленцовой Илоны

Формы адаптаций Примеры Описание адаптаций Преимущества

Форма тела

Покровительственная окраска (маскировка)

Предупреждающая окраска

Мимикрия

Защита от поедания

Поведенческие адаптации

Физиологические адаптации

Биохимические адаптации

Текст для таблицы: (Работа в печатных тетрадях)

Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания. Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предупреждающей. Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от нападения хищников. Это явление называется мимикрией. Защита от поедания свойственна многим животным и растениям. Они защищают себя сами. Поведенческие адаптации - это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма. Приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания называются физиологическими адаптациями: накопление жира пустынными животными, железы, избавляющие от избытка солей, теплолокация, эхолокация. Биохимические адаптации связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных

Учитель: Вы можете посоветоваться с соседом по парте.

Спустя 1-2 минуты проверяется заполнение 1 колонки таблицы фронтально со всем классом. Затем демонстрируется правильно заполненная таблица.

Физминутка

Игра (используется как обучающая часть урока и как физкультминутка). Игра с мячом для всех участников. Цель - дать возможность понять, что адаптация - крупный скачок, возникновение нового качества (здесь - способность и возможность принять новое решение, выработка группой нового подхода, нового способа действий для улучшения ситуации в целом). Время отмечается на доске в столбик.

Задание: бросить мячик другому и поднять руку вверх, далее мячик должен оказаться у тех, у кого не поднята рука. Конец упражнения - когда мячик побывал у всех. Справиться необходимо как можно быстрее.

Ходы для игры:

- Можно ли улучшить время? (Повтор упражнения с незначительными улучшениями).

- Провокация: некоторые группы справились за … 6 сек.

- Как можно добиться улучшения времени? (Пауза для совещания).

- Благодаря чему удалось улучшить результат? Вывод: адаптация - крупный скачок, возникновение нового качества (способность и возможность принять новое решение, выработка группой нового подхода, нового способа действий для улучшения ситуации в целом). Т. е. адаптация - это процесс, идущий скачкообразно.

Вспомните, что вы делали перед скачком? Перестали нервничать и ссориться, придумали новую идею, почувствовали цель, приспособились.

Учитель: а теперь, ребята, продолжим нашу таблицу, где я поместила классификацию адаптаций. Какие графы таблицы остались неосвещёнными?

Учитель: Дорабатывать свои таблицы вы будете в ходе просмотра презентации в течение сегодняшнего урока.

Презентация Матявиной Елены

Форма тела - (Слайд 1)

Покровительственная окраска (маскировка) - (Слайд2,3)

Предупреждающая окраска - (Слайд 4)

Мимикрия - (Слайд 5, 6)

Защита от поедания - (Слайд 7,8)

Поведенческие адаптации - (Слайд 9,10)

Физиологические адаптации - (Слайд 11,12)

Биохимические адаптации - (Слайд 13)

Относительный характер приспособлений.

Демонстрируется (Слайд 14)

Учитель: посмотрите на предложенные изображения, как вы думаете, всегда ли приспособления абсолютны и помогают выжить живому организму в различных условиях?

Предполагаемый ответ учащихся: адаптации организмов соответствуют лишь определенным условиям среды. При изменении условий они становятся бесполезными, а иногда и вредными. Примеры: заяц-беляк, незаметный на снегу в лесу, становится видным на фоне стволов, выбежав на опушку леса; выпал снег, а заяц ещё не сменил окраску меха; зеленая окраска кузнечика спасает его от птиц, только когда они находятся на зеленых частях растения, на другом фоне они становятся заметны и не защищены.

Учитель: таким образом, приспособления абсолютны или относительны?

Лабораторная работа "Изучение приспособленности организмов к среде обитания"  

Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, коллекции насекомых, рисунки различных организмов.

Ход работы

Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования.

Выявите черты приспособленности к среде обитания.

На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений.

Лабораторная работа оценочная.

Закрепление:

Индивидуальная работа с тестом.  Самооценка результатов работы по пятибалльной системе.

Поднимите руки те, кто получил сегодня на нашем занятии "5".

А кто - "4"? Молодцы. "3"? Неплохо. "2"? Не расстраивайтесь - у вас всё впереди.

4. Рефлексия. Подведение итогов урока.  

Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?

Почему? Что понравилось на уроке, что не понравилось?

Что бы вы хотели изменить, провести по - иному?

Параграф 7, записи в тетради выучить. Творческое задание по выбору: подготовить сообщения по теме «Забота о потомстве».

Таким образом, адаптация - это процесс, в ходе которого, организмы теряя одно, находят другое. Адаптация - это процесс, дающий результат. Приспособление - новый способ деятельности, качественный скачок развития.

Раздаточный материал

Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания.

Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предупреждающей. Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от нападения хищников. Это явление называется мимикрией. 

Приспособительное поведение - это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма.

Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания.

Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предупреждающей. Некоторые беззащитные и съедобные животные подражают видам, которые хорошо защищены от нападения хищников. Это явление называется мимикрией.

Приспособительное поведение - это изменения поведения животных в тех или иных условиях: забота о потомстве, образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту, отпугивающее поведение, замирание, имитация ранения или смерти, спячка, запасание корма.

Лабораторная работа "Изучение приспособленности организмов к среде обитания"

Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания; закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Ход работы

1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования.

2.Выявите черты приспособленности к среде обитания.

Образец

Среда обитания

Черты приспособленности

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Урок на тему «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер». Общая биология. 9 класс.

Урок можно использовать  на уроке в 9 классе и 10 классе (по программе Пономарёвой И. Н.)...

Конспект урока биологии в 5 классе "Три среды обитания живых организмов".

Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Три среды обитани живых организмов с приложениями: презентация и задания к уроку....

Разработка урока биологии "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"

Плпн-конспект крока биологии в 5 классе по теме "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"...

Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...

презентация урока биологии 11 класс по теме "Среда обитания"

Презентация к уроку биологии в 11 классе по теме "Среда обитания" содержит полную информацию  с элементами углубления материала. Использован значительный иллюстративный материал. Каждый...

презентация урока биологии 11 класс по теме "Среда обитания"

Презентация к уроку биологии в 11 классе по теме "Среда обитания" содержит полную информацию  с элементами углубления материала. Использован значительный иллюстративный материал. Каждый...