Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии
статья по биологии на тему

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_interesa_na_urokah_biologii.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии.

Интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении.

Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения.

 Влиянием на познавательный интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.

Стратегия  «Зигзаг».  Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

    1.Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

   2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

 3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".  Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

    Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.   Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

   Групповая дискуссия. Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

а) уважение к различным точкам зрения ее участников;

 б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

 Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Использование дискуссионных форм работы способствует выработке у учащихся навыков совместной деятельности, умения слушать и слышать, способности стать на точку зрения партнера или склонить собеседника к собственной. Целью дискуссии является не решение той или иной проблемы, а, наоборот, углубление ее. Здесь не только происходит обмен мнениями, но и формирование собственной точки зрения на основе множества альтернативных точек зрения. Поэтому проблема, которая выносится на дискуссию, должна быть спорной, неоднозначной, должна содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Однако для того, чтобы принимать

участие в дискуссии, учащиеся должны обладать соответствующими знаниями. Без знаний дискуссия становится беспредметной и бессодержательной. Поэтому прежде чем перейти к дискуссии, учащиеся работают с источниками информации, в которых приведены различные точки зрения по той или иной проблеме.

Правила ведения дискуссии:

Будьте открытыми и готовыми к обсуждению проблемы.

Высказывайте свое мнение свободно и давайте возможность высказываться другим.

Внимательно слушайте других. Стремитесь вникнуть в то, что они говорят.

Уважайте чужое мнение. Не говорите: «Вы не правы», а только – «Я с вами не согласен».

Споря об очевидном, вы теряете время.

Не стремитесь любым путем одержать победу в споре. Помните: истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.

Перекрестная  дискуссия  даёт возможность работать с текстом в целом – на уровне его идеи и проблематики.   Именно перекрестная дискуссия позволяет избежать однозначной трактовки событий, явлений. Она интересна еще и тем, что позволяет учащимся овладеть приемами аргументации, научного доказательства, умения отстаивать собственную точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям.

          Технология перекрестной дискуссии включает следующие этапы.

Формулировка дискуссионного вопроса. Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию, должен быть проблемным и не иметь однозначного ответа.

Формулировка аргументов «за» и «против».

Озвучивание аргументов: вначале «за», затем «против». Здесь необходимо внимательно слушать друг друга, чтобы не повторять уже сказанное.

  Учащимся предлагается  разбиться на пары  и начертить таблицу  и заполнить её.  После того, как оба списка готовы, эта пара присоединяется к другой паре. Они сравнивают записи  и приходят к определённому выводу, который вывешивается на доске, чтобы с ним могли ознакомиться другие группы.  Группа комментирует сделанные выводы, приводя примеры, цитаты из текста.

 

Аргументы за…

Вопросы для дискуссии

Аргументы против…

Польза и вред генномодифицированных продуктов

«Двухрядный круглый стол» имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников. В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение.

Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний.

Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения.

После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

  Другие  приёмы          ТРКМ, которые можно применять на уроках биологии

Прием «Верные и неверные суждения. Цель приёма: - стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме. Время выполнения: 7-8 минут. Учитель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает учащимся определить верно, оно или неверно. Данный приём эффективен на уроках в 5-8 классах, особенно на стадии вызова, но может быть использовании и на стадии рефлексии.  Например, при изучении темы «Класс Паукообразные» учащимся предлагается выбрать верные утверждения из предложенных:

Паукообразные относятся к  типу Членистоногие.

Тело паука состоит из трёх отделов.

Глаза паука сложные.

Паук – хищник.

Все паукообразные откладывают яйца.

Скорпионы и клещи относятся к паукообразным

Пауки плетут паутину.

У пауков  внеполосное  пищеварение

Все пауки гермафродиты

У паукообразных 4 пары конечностей.

Верно

Неверно

 

 Прием «Корзина» идей, понятий, имен. Цель: - вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме, обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс. Время выполнения: 7-8 минут.  Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.  На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, которые имеют отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации

Приём “Древо знаний”. Форма организации работы учащихся: индивидуальная. Предварительная работа: учитель готовит карточки трех цветов (красный, зеленый, желтый) в форме яблок и «развешивает» их на яблоне – древе знаний. На каждой карточке пишет вопрос одного из трех уровней сложности.

На уроке учитель предлагает ребятам проанализировать свою работу при изучении темы и, взвесив свои возможности, «собрать урожай», учитывая, что «красные яблоки уже созрели» – они висят высоко, сорвать их тяжело - вопросы на них самые трудные,«желтые яблоки» – висят ниже, сорвать легче – вопросы тоже легче, зеленые яблоки» – висят совсем низко, поэтому и вопросы самые простые.

Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;

В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;

Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики

Доклад  по теме:  Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики...

Выступление на ШМО естественно-математического цикла. Доклад на тему: «Развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии».

*Влияние на познавательный интерес  учащегося осуществляет влияние и на успеваемость обучения и на всю личность школьника в целом.Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании  ег...

Активизация познавательного интереса учащихся на уроках биологии

Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Однако проблема познавательного интереса в педагогике и методике биологии на сегодняш...

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии

Доклад на тему: «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии»...

Доклад «Формирование учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии»

laquo;Скажи мне, и я забуду;Покажи мне, и я, может быть, запомню,Вовлеки меня, и я пойму.»Конфуций (450 г. до н.э.)   В последнее время у современных учеников можно наблюдать изменени...

Доклад «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».

laquo;Методический семинар»«Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».Игра – это искра, зажигающая огонек пытливостии любознательности&r...