Тема: «Витамины».
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Кашпорова Татьяна Леонидовна

Цель урока:

Дать учащимся представление о витаминах.

Задачи урока:

Образовательные:

Дать представление о витаминах, как источнике необходимых элементов для правильного роста и развития организма (тканей, мышц, связок, нервных клеток, жировой клетчатки, мышечных волокон, оболочек суставов) и как об энергетическом материале для выполнения организмом необходимых жизненных функций (зрения, нервной системы, функции кишечника…)

Научить определять продукты с наибольшим содержанием тех или иных витаминов.

Коррекционно – развивающие.

Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия .

Работать над развитием речи, обогащением активного словарного запаса.

Воспитательные.

Формировать потребность в здоровом образе жизни, в частности в  правильном  питании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon tezisy_.doc20.5 КБ
PDF icon prezentatsiya_1.pdf611.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии.  Кашпорова Т Л ,  идентификатор: 103-004-289

Тема: «Витамины».

(Вид урока: урок изучения нового материала.)

1. Цель урока:

Дать учащимся представление о витаминах.

Задачи урока:

Образовательные:

Дать представление о витаминах, как источнике необходимых элементов для правильного роста и развития организма (тканей, мышц, связок, нервных клеток, жировой клетчатки, мышечных волокон, оболочек суставов) и как об энергетическом материале для выполнения организмом необходимых жизненных функций (зрения, нервной системы, функции кишечника…)

Научить определять продукты с наибольшим содержанием тех или иных витаминов.

Коррекционно – развивающие.

Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия .

Работать над развитием речи, обогащением активного словарного запаса.

Воспитательные.

Формировать потребность в здоровом образе жизни, в частности в  правильном  питании.

Наглядность: презентация, иллюстрационный материал.

Словарь: витамины, авитаминоз, аллергия.  

1. Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе».  Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

2.Проверка домашнего задания:

В какой пище нуждается человек? (в пище растительного и животного происхождения, чем разнообразнее пища, тем она лучше усваивается).

 От чего зависят нормы питания? (у детей на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий и количеством суточного объема калорий – надо разложить их по парам).

Как правильно подобрать продукты для вашего питания в будни и выходные? (в зависимости от времени года, от активности и физической нагрузки: выполнение уроков или занятия спортом, или работа в огородах).

3. Актуализация знаний к новой теме: В следующем задании найди понятия, отношения между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ - ЧАСТЬ (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов в зависимости от возможностей ребёнка).

Завтрак, белки, обед, жиры, углеводы, режим питания, полдник, ужин,

Должна получиться цепочка: Завтра, обед, полдник, ужин -  режим питания.

А что такое белки, жиры, углеводы?

Для чего нужны они?

Только ли они нужны для правильного роста и развития организма?

Много лет назад этим вопросом задался  русский врач Николай Иванович Лунин.

4.Сообщение темы урока.

На этом уроке мы познакомимся с веществами, которые также необходимы для правильного роста и развития. Это  витамины.

План урока (вывешивается на доске):

1. Что такое витамины?

2. История открытия витаминов.

3. Группы витаминов и их значение.

4. Содержание витаминов в продуктах.

5. Новый материал.

1.Витамины – это поступающие с пищей органические вещества, необходимые для правильного обмена веществ, роста и развития организма. Современной науке известно более 25 витаминов

2.В 1881 г. русского биохимика и врача Николая Ивановича Лунина (1853-1937) увлек вопрос: что если в нужной пропорции смешать белки, жиры и углеводы? Получится тогда полноценная пища или нет? Сказано – сделано, и вот уже две группы «мучеников науки» - мышей, готовы к эксперименту. Опытную группу Лунина снабжал составленным по образцу коровьего молока идеальным коктейлем из белков, жиров и углеводов, а контрольная лакомилась натуральным коровьим молоком. Результат был неутешительным. Контрольная набрала вес и обзавелась жизнерадостным потомством, а вот вся опытная погибла. Исследователь сделал вывод: одних белков, жиров и углеводов, по-видимому, организму недостаточно, в пище должно быть еще что-то очень важное для поддержания жизни. Дело Лунина продолжил польский биохимик Казимир Функ (1884-1967). Он долго кормил голубей очищенным рисом, и птицы захворали. Когда же ученый стал добавлять в корм рисовые отруби, голуби на удивление быстро выздоровели. В 1912 г. Функ провел химический анализ и выделил из рисовых отрубей первый витамин В1 или тиамин. Кстати, и ныне всем знакомое слово «витамин» придумал Функ – от латинского слова  vita – «жизнь».

Жизнь без витаминов невозможна. Их роль в обмене веществ сродни какой-нибудь маленькой гаечке в огромном самосвале: ее и не разглядишь, но если гаечка не на месте, многотонная махина не сдвинется с места. Так же и витамины. Нужно их совсем немного. Витамина В1 нужно не более 30 г за всю жизнь, но горе тому, кто эти граммы не доберет. В чем же здесь секрет?

Оказывается, витамины в микроскопических количествах встраиваются в молекулы ферментов и помогают им обеспечивать обмен веществ в организме. Нет витамина – и обмен веществ останавливается

3,4.. Витамины обозначаются буквами латинского алфавита. Познакомимся с некоторыми из них (в ходе ответа составляется таблица).

Витамин

В каких продуктах содержится

Роль в организме

Витамин А содержится в жире камбалы и палтуса, молоке, масле, куриных яйцах.

Он помогает организму бороться с инфекциями, улучшает зрение, регулирует работу гормональных желез, стимулирует обновление клеток кожи, поддерживает нервную систему и заставляет детские кости расти строго по графику, а зубы быть ровными и белыми. Его недостаток приводит к «куриной слепоте».

Физкультминутка: Конечно не надо забывать и о гимнастике для глаз. Смотрим на кружочек -  точку на окне и вдаль.

Витамин В – комплекс из 15 различных веществ. Важнейшие  В1, В6, В9, В12.

Прячутся эти витамины в оболочках и зародышах злаков, отрубях, печени и почках животных, зелени, мясе, яйцах, молоке.

Он помогает нервам передавать импульсы мышцам. Продолжи Функ свой опыт дальше, он довел бы несчастных птичек до болезни «бери-бери», которой раньше страдали жители Китая, питавшиеся лишь очищенным рисом. Признаки болезни – потеря сил, истончение и слабость мышц, боли и спазмы в конечностях.

        Физкультминутка: Выполнить несколько упражнений на движение руками и ногами. При этом вы не чувствуете усталости. Это благодаря витамину В.

Витамин С, или аскорбиновая кислота «прославлен» знакомыми каждому с детства сладко-кислыми «аскорбинками». Аскорбиновой кислотой богаты свежие фрукты и овощи: цитрусовые, смородина, клубника, дыня, помидоры, картофель, салат, перец. Он необходим и для роста зубов; и для образования клеток крови и для выработки иммунных антител. Недостаток витамина приводит к цинге – заболеванию, при котором выпадают зубы.

Д. Лондон. Золотоискателей во время долгой полярной зимы без свежих овощей и фруктов спас мешок картошки – всего по 1 картофелине в день на брата –  и им хватило, чтобы выжить.

Витамин К содержится в аппетитных овощах и зелени – капусте, шпинате, петрушке стережет наши сосуды, регулируя образование веществ, которые помогают крови сворачиваться, а не вытекать через маленькую ранку.

Витамин Д. Под его личиной прячутся сразу 5 родственников Д15.

Раньше для пополнения Д3 детям давали рыбий жир. Сейчас жировая ткань морских животных накапливает все то вредное, что сливает в Мировой океан промышленность. В организме человека этот витамин  может вырабатываться сам из холестерина в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Он отвечает за правильный рост костей. Если его не хватает, у детей возникает рахит.

Физкультминутка: Представим, что вышло солнышко, потянем к нему ручки.

Витамин Е или токоферол есть в зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, молоке, масле, яичном желтке. защищает человека от стрессов, т. е. он оказывает положительное влияние на  нервную систему, укрепляет её.

        Физкультминутка: Упражнение «Колечки» ( развитие межполушарного взаимодействия).

Для правильного роста и развития человек должен  получать с пищей необходимое количество витаминов. Для этого нужно знать, что витамины – очень неустойчивые вещества. Так, например, они разрушаются при термической обработке пищи. Поэтому надо соблюдать нормы термической обработки продуктов. Яблоки, собранные осенью, теряют витамины к новому году. Витамины разрушаются от соприкосновения с металлом и т.д.

Существует много витаминов синтезированных искусственным путем. Но специалисты ВОЗ считают, что свежие овощи и фрукты куда полезнее витаминных препаратов, ибо «природный витамин совсем не то же, что таблетка, рожденная в пробирке».

Например, чтобы получить необходимую суточную норму витамина В1 в 1,4 мг, нужно съедать 700-800 г хлеба из муки грубого помола или килограмм нежирного мяса. А сколько хлеба едите вы? Как вы думаете, получаете ли вы необходимое количество витаминов? Значит можно сделать вывод, что мы получаем их с пищей недостаточно.

 6. Закрепление. А теперь давайте выясним, какие витамины Вы получили сегодня съев завтрак в школе. (Меню завтрака записывается на доске. Напротив каждого блюда ставится буква, обозначающая витамин, который содержится в нём в наибольшем количестве).

Недостатком витаминов – авитаминоз. Он возникает в результате перегрузок, несоблюдении режима дня. Авитаминозом объясняют множество болезней, даже наркоманию. По данным некоторых американских экспертов у подростков, испытывающих витаминный голод, шанс «подсесть на иглу» в 3 раза выше, чем у их «витаминизированных» сверстников. Избыток витаминов приводит к аллергии.                                                                                                     Влияние курения и алкоголя на потребность в витаминах Вредные привычки увеличивают потребность в витаминах группы В (особенно B1, В6, B12), бета-каротине (провитамине А), фолиевой кислоте. Витамина С курильщикам требуется на 25 мг в день больше. Граждане, часто употребляющие алкогольные напитки, должны помнить, что витамин B6 в их организме практически отсутствует, а восполнить потери этого витамина им помогут... бананы.                                                                                                                    

7. Итог урока и выставление оценок (в виде викторины «Проверь себя»).                                                         Какие вещества необходимы организму человека для правильного роста и развития?                                                                                                                   Какие витамины вы знаете?                                                                                    

8. Домашнее задание: с 119 – 123.



Предварительный просмотр:

Тезисы к конспекту урока: «Витамины».

Автор представляет разработку по теме: «Витамины» с использованием информационных коммуникативных технологий.

Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. Презентация прилагается для удобства изучения материала коллегами. Автор работает в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Витамины"

Тема  нашего  урока  «Витамины – чудесные  вещества».На  уроке  мы  должны  познакомиться  с  основными  группами  витаминов, их...

разработка интегрированного урока по теме "Витамины"

Интегрированнный урок в рамках ТМО "Мотивация познавательного интереса учащихся на уроках биологии и химии путем примененния ИКТ технологий"...

Презентация к уроку в 10 классе по теме "Витамины"

Представлены классификация и химический состав витаминов. Даны понятия гиповитаминоз, гипервитаминоз, авитаминоз. Рекомендованы суточные нормы потребления витаминов. Экспериментально доказано наличие ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ТЕМЕ "ВИТАМИНЫ"

Презентация к уроку для 8 класса по теме "Витамины" . Можно применять во внеклассном мероприятии....

Презентация к уроку биологии 8 класс тема "Витамины"

Презентация используется при изучении темы "Витамины" в курсе биологии 8 класса...

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Витамины"

Конспект к уроку биологии в 8 классе...

Презентация по теме "Витамины"

Презентацию можно использовать при изучении темы "Витамины". В начале презентации помещены вопросы, которые помогают проверить знания учащихся по теме "Обмен веществ"...