разработка интегрированного урока по теме "Витамины"
методическая разработка по естествознанию (10 класс) по теме

Фуражкина Светлана Ивановна

Интегрированнный урок в рамках ТМО "Мотивация познавательного интереса учащихся на уроках биологии и химии путем примененния ИКТ технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_vitaminy.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»

Интегрированный урок

(химия + биология):

 «Витамины»

   Подготовили :

учитель химии Коржевская Оксана Владимировна

                                     учитель биологии Фуражкина Светлана Ивановна

П. Горноправдинск

2011год

Цели урока:

  1. дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с основными группами витаминов, экспериментально доказать наличие витаминов в продуктах питания

Задачи:

  1. Углубить и расширить биохимические знания учащихся о витаминах
  2. Развитие умений и навыков самостоятельной, творческой деятельности; Развитие познавательного интереса к предметам естественного цикла, через проектно-исследовательскую, экспериментальную деятельность.
  3. Формирование здорового образа жизни, экологическое воспитание.

Оборудование:

  1. Коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота (порошок), рыбий жир, подсолнечное масло, 1 % раствор хлорида железа(III), лимон, вода, крахмальный клейстер (1 грамм крахмала на 1 стакан кипятка) , 5% раствор йода, стаканчики, пипетки
  2. Учебные таблицы “Содержание витаминов в различных продуктах”, «Витамины», «Классификация витаминов»
  3. Инструктивные карты.
  4. ТСО – компьютеры, мультемедиа проектор
  5. Литература о витаминах.
  6. Продукты питания
  7. Муляжи плодов фруктов и овощей
  8. Опорные блок-схемы

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент (Погружение в тему)

Сегодня наш урок посвящен витаминам.

Цель урока: сформировать общее представление о витаминах, познакомиться с классификацией, представителями и значением  и научиться экспериментально определять содержание витаминов в продуктах питания.

О значении витаминов знают все ребята и я предлагаю Вам просмотреть видеоролик

Видеоролик «Вести из детского сада - здоровый образ жизни»

II. Объяснение нового материала.

Учитель химии: Так что же такое витамины? (вопросы к классу)

Витамины – это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме. 

История открытия витаминов 

Если заглянуть в книги, изданные в конце прошлого столетия, можно убедиться, что в то время наука о рациональном питании предусматривала включение в рацион белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что пища, содержащая эти вещества, полностью удовлетворяет все потребности организма, и таким образом, вопрос о рациональном питании казался разрешенным. Врачи-практики давно предполагали, что существует прямая связь между возникновением некоторых болезней (например, цинги, рахита, бери-бери, пеллагры) и характером питания.
Что же привело к открытию витаминов – этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни качественной пищевой недостаточности.
Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.
 В конце XIX века русский учёный Николай Лунин кормил одну группу мышей всеми известными элементами, из которых состоит молоко, по отдельности, а другую поил натуральным коровьим молоком. Мыши из первой группы умирали, и учёный сделал вывод, что цельный продукт содержит какие-то неизвестные, но необходимые для жизни элементы. Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь" и “амин” – содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, кальциферол,– соответственно А, В, С, D. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции.

С классификацией и физиологическим действием витаминов Вас познакомит учитель биологии

Учитель биологии: На столах у вас опорные схемы, которые вы по  ходу урока должны заполнить и сдать мне на проверку, в этих схемах есть пропуски, которые Вы по мере изучения материала должны найти правильное соответствие и правильно внести в блок- схему.

 Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов:
1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С,  группы В и другие.
2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е.

                                                       КЛАССИФИКАЦИЯ

                      Водорастворимые                                              Жирорастворимые  

                 (В1, В2 , В6 , РР, С, В5 , В9 , В12 )                                  (А, Д, Е, К)

Основным источником класса водорастворимых витаминов служат овощи и фрукты.

Водорастворимые витамины.

Витамин С. Рассмотрим витамин С (аскорбиновая кислота).
Недостаток витамина С вызывает заболевание цингу. С этим связана история его открытия.
Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, большей частью богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялась солониной. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.
Такая же судьба постигла многих участников экспедиции знаменитого русого мореплавателя В. Беринга в 1741г. Сам Беринг умер от цинги на берегу названного его именем острова Авага.
18 марта 1914 г. погиб от цинги герой – полярник Г.Л.Седов. Цинга была зловещей спутницей так же и воинов сухопутных армий. История войн насчитывает немало поражений, проигранных кампаний, неудавшихся походов в результате массового поражения войск цингой. Начиная с глубокой древности цинга подстерегала солдат в походах, на поле брани, под стенами осажденных крепостей, в осажденных городах. От нее жестоко пострадали крестоносцы, особенно в 1218г. на египетский портовый город Дамьетту. Плохо пришлось от цинги и войскам Людовика IX, осаждавшим Каир в 1268 г., когда Нил вышел из берегов, и разливом унесло провиант.

Учитель биологии: Витамин В. В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
В настоящее время установлено, что причина данного заболевания был недостаток витамина В. Различают несколько видов данной группы: В
1, В2, В6, В12.
Витамин В
1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.
При отсутствии в пище витамина В
1 возникает заболевание бери-бери, о котором мы уже говорили. Эта болезнь часто кончается смертью.
Отсутствие витамина В
2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.
Витамин В
12 необходим для продуцирования красных кровяных телец.
Отсутствие витамина В
6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.
Содержится витамин В в печени, мясе, молоке, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

4. Жирорастворимые витамины.

Учитель биологии: Витамин А (ретинол) участвует в биохимических процессах, связанных с деятельностью мембран клеток. При недостатке витамина А ухудшается зрение (ксерофтальмия – сухость роговых оболочек; “куриная” слепота). Замедляется рост молодого организма, особенно рост костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительных систем. Обнаружен только в продуктах животного происхождения, особенно его много в печени морских животных и рыб. В рыбьем жире – 15 мг %, печени трески – 4, .в сливочном масле 0,5, молоке – 0,025 мг %. Потребность человека в витамине А может быть удовлетворена и за счет растительной пищи, в которой содержатся его провитамины – каротины. Из молекулы р-каротина образуется две молекулы витамина А. Р-каротина больше всего в моркови – 9,0 мг %, красном перце – 2, помидорах – 1, сливочном масле – 0,2–0,4 мг %. Витамин А разрушается под действием света, кислорода воздуха, при кулинарной обработке (до 30 %).

Учитель биологии: Витамин D (кальциферол). Участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, содействует использованию этих важных веществ клетками и тканями нашего организма, обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета. Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка. Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D. У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов. Содержится витамин D почти исключительно в продуктах животного происхождения. Это печень трески, скумбрия сельдь, яичный желток, сливочное масло и другие.    Вы узнали теоретическую сторону материала о витаминах, а теперь перейдем к эксперименту                                 

 Учитель химии: проведем качественный анализ продуктов питания.

 3. Экспериментальная часть. Обнаружение витаминов

 На столах у Вас инструкционные карты, прочитайте их. Техника безопасности (работа со стеклянной посудой), если необходима консультация, то обращаемся за помощью. В конце работы необходимо сформулировать общий вывод.

1 группа. Определение витамина А в подсолнечном масле.

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Название продукта

Наличие витамина

2 группа. Обнаружение витамина С в ягодах малины.

Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет

Название продукта

Наличие витамина

3 группа. Определение витамина А в молоке

 В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Результаты исследования запишите в таблицу и проанализируйте.

Название продукта

Наличие витамина

  1. Подведение итога эксперимента
  2.  Сохранность витаминов в пище 

Учитель химии:

В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве.
Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения. Наименее устойчивы витамины А, В
1, В2. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. В варёной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Разрушение его происходит и при её сушке. Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60%, и продукты растительного происхождения – около 1/5 витамина группы В. Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Поэтому овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой. Лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго в закрытой кастрюле. Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С, поэтому для варки овощей лучше пользоваться эмалированной посудой. Овощные блюда нужно есть сразу же после их приготовления.

4. Сейчас я предлагаю Вам заслушать проекты и сделать вывод: что лучше употреблять в пищу свежие фрукты или соки, а если и употреблять, то какие? Слово ребятам.

5.Подведение итога.

Учитель биологии: чтобы проверить, насколько вы усвоили материал, я предлагаю Вам пройти за компьютеры и выполнить тест (компьютер выдаст результат).

6. Домашнее задание (разноуровневое).

7. Релаксация.

  1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

        А – да   Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

        А – да   Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

        А – да   Б – нет

4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?

         А – да  Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

         А – да  Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

         А – да  Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

         А – да  Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

         А – да  Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

         А – да  Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

         А – да  Б – нет

За каждый ответ «А» - 1 балл,

за каждый ответ «Б» - 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас  

                  следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод

                      налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ    

                          Жизни

8. Флеш ролик.

Надеемся, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!

Эвристическая беседа

1. Откуда эскимосы получают необходимые витамины: из рыбы, из рыбьего жира, из мяса белых медведей, из мяса тюленей

2. В шпинате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном

3. В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза?

4. Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх витаминов будет отсутствовать: витамин А, витамин Д, витамин В2, витамин В12.

5. Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин Е, витамин В6 .

6. Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем? Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами.

7. В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве? В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени.

8. Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С? 1,5 кг помидоров, 1,5 кг телятины, 1 кг апельсин

Интересные факты (памятки-буклеты гостям)

Одна выкуренная сигарета разрушает 25-100 мг витамина С!

Людям, проживающим в городах с загрязненной атмосферой, не хватает ультрафиолетовых лучей, поэтому в отличие от деревенских жителей они испытывают дефицит витамина D.

Врачи-онкологи из Массачусетского Института обнаружили, что витамины С и Е, а также некоторые химические соединения, так называемые индолы, содержащиеся в капусте, особенно брюссельской, а также в других овощах семейства крестоцветных, обладают выраженными ингибирующими свойствами по отношению к некоторым канцерогенам - вызывающим рак факторам, то есть противодействуют развитию рака.

Прием витамина В, помогает при морской болезни и плохой переносимости воздушных перелетов.

Правильные ответы

  1. Все четыре
  2. В сыром виде. Причём мыть шпинат надо как можно быстрее. Заморозка также хорошо сохраняет витамины, но замораживать его необходимо быстро. И консервированный шпинат богат витаминами, если время между срывом и консервированием непродолжительно. Кроме того, его необходимо варить в закрытой кастрюле и недолго.
  3. Летом. Молоко – очень важный продукт питания, оно содержит кальций, витамины. Потребление одного литра молока в день способствует хорошему витаминному «равновесию» в организме.
  4. Витамин В 12, который содержится в мясе.
  5. Витамин Д, который предохраняет от рахита.
  6. Яичным желтком.
  7. В печени. Ста граммов печени достаточно, чтобы покрыть ежедневную потребность взрослого человека в семи видах витаминов: А,С, витаминах группы
  8. Любой из этих продуктов.

-

3. Практическая работа. Обнаружение витаминов

 На столах у Вас инструкционные карты, прочитайте их. Техника безопасности (работа со стеклянной посудой)

1 группа. Определение витамина А в подсолнечном масле.

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Название продукта

Наличие витамина

2 группа. Обнаружение витамина С в ягодах малины.

Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет

Название продукта

Наличие витамина

3 группа. Определение витамина А в молоке

 В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Результаты исследования запишите в таблицу и проанализируйте.

Название продукта

Наличие витамина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...