рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Юрченко Светлана Вячеславовна

материал включает в себя пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_7_klass.docx74.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Большеалабухская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района Воронежской  области

Рабочая программа учебного предмета

 

« Биология »

7 класс

Разработана

Юрченко С.В.

учителем биологии

Большие Алабухи

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании Федерального Государственного стандарта,  Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 7 класса общеобразовательных учреждений (курс «Животные», авторы Константинов В.М., Кучменко В.С., Пономарева И.Н.). // Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф,2006.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 – го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (всего за год 70 часов 2 часа из них резервных, в том числе 12 лабораторных работ). Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные примерной программой. Все лабораторные являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности животных, их разнообразии в природе Земли в результате эволюции. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на разных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков.

В авторскую программу  И.Н. Пономаревой внесенные изменения:

  • Тема «Общие сведения о мире животных» расширена с 4 до 5 часов, за счёт введения урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных».
  • Тема «Строение тела животных» расширена с 2 до 3 часов, за счет разделения уроков на усвоение понятий «клетка» и «ткани».
  • Тема «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные» расширена с 2 до 3 часов, за счет введения урока контроля, оценки коррекции знаний учащихся.
  • Тема «Класс Земноводные, или Амфибии» расширена с 4 до 5 часов, за счет введения урока контроля, оценки коррекции знаний учащихся.
  • Тема «Класс Птицы» расширена с 6 до 8 часов, за счет разделения уроков на усвоение понятий «Размножение и развитие птиц» и «Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц»,  введения урока контроля, оценки коррекции знаний учащихся.
  • Тема «Класс Млекопитающие, или Звери» расширена с 8 до 10 часов, за счет разделения уроков на усвоение понятий «Происхождение и многообразие млекопитающих» и «Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл»,  введения урока контроля, оценки коррекции знаний учащихся..
  • Тема «Развитие животного мира на Земле» сокращена с 4 до 3 часов, за счет уплотнения программного материала и объединения тем уроков.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника для изучения в 7 классе средней общеобразовательной школы В.М Константинов, В.Г.Бабенко, В.С Кучменко. Биология:.-М.:Вентана-Графф, 2011. 

Содержание рабочей программы.

Тема 1.  Введение. Общие сведения о мире животных. (5 часов)

         Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций и учреждений Чувашии в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных Чувашии. Красная книга Чувашии.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.  Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Тема 2. Строение тела животных. (3 часа)

         Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные. (4 часа)

         Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

         Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

         Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы.

         Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

         Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека.

         Лабораторная работа №1. Строение инфузории-туфельки.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. (3 часа)

         Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

         Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. (6 часов)

         Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

         Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация. Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

         Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

         Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

         Значение червей и их место в истории развития животного мира.

         Лабораторная работа №2. Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.

Тема 6. Тип Моллюски. (4 часа)

         Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

         Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

         Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

         Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

         Лабораторная работа №3. Изучение раковин различных моллюсков.

Тема 7. Тип Членистоногие. (6 часов)

         Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

         Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

         Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.  Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

         Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.  Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

         Лабораторная работа №4. Изучение коллекций насекомых –вредителей сада, огорода, комнатных растений. Меры борьбы с ними».

Тема 8. Тип Хордовые. (33 часа)

         Краткая характеристика типа хордовых.

8.1.Подтип Бесчерепные.(1 час)

         Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

8.2. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. (5 часов)

         Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению. Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

  •  Лабораторная работа № 5 Изучение внешнего строения рыб.
  • Лабораторная работа № 6 Изучение  внутреннего строения рыб.

8.3. Класс Земноводные, или Амфибии. (5часов)

         Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.         Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

         Лабораторная работа № 7. Изучение скелета лягушки.

8.4. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (4 часа)

         Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека. Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

         Лабораторная работа №8. Сравнение скелетов лягушки и ящерицы.

8.5. Класс Птицы. (8 часов)

         Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц. Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

  • Лабораторная работа №9. Внешнее строение птицы.
  • Лабораторная работа №10 Строение скелета птицы.
  • Лабораторная работа №11 Изучение строения куриного яйца.

8.6. Класс Млекопитающие, или Звери. (11 часов)

         Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы. Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.         Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

         Лабораторная работа № 12. Изучение строения скелета млекопитающего.

Тема 9. Развитие животного мира на Земле. (3 часа)

         Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества. Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

Учебно –тематический план

№п/п

Тема

Всего часов

Лабораторные работы

1

 Введение. Общие сведения о мире животных

5

-

2

Строение тела животных

3

-

3

 Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные.

4

1

4

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.

3

-

5

Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви.

6

1

6

Тип Моллюски.

4

1

7

Тип Членистоногие.

6

1

8

Тип Хордовые.

8.1

8.2

8.3

8.4

8.5

8.6

Подтип Бесчерепные

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

Класс Земноводные, или Амфибии

Класс Пресмыкающиеся, или рептилии

Класс Птицы

Класс Млекопитающие, или Звери

1

5

5

4

8

11

-

2

1

1

1

1

33

8

9

 Развитие животного мира на Земле

3

-

10

Резерв

2

Итого

70

12

Перечень лабораторных работ

№ п/п

Тема лабораторных работ

1

Строение инфузории-туфельки.

2

Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.

3

Изучение раковин различных моллюсков.

4

Изучение коллекций насекомых –вредителей сада, огорода, комнатных растений. Меры борьбы с ними.

5

Изучение внешнего строения рыб.

6

Изучение  внутреннего строения рыб.

7

Изучение скелета лягушки.

8

Изучение скелета лягушки.

9

Внешнее строение птицы.

10

Строение скелета птицы.

11

Изучение строения куриного яйца.

12

Изучение строения скелета млекопитающего.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен

         знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

         уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  2. изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;
  4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  7. анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний животными;
  2. оказания первой помощи при укусах животных;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  4. выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Перечень учебно-методического обеспечение

  1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.
  2. Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарёва И.Н.. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2005 год.
  3. Кучменко В.С., Суматохин С.В. «Биология. Животные. Методическое пособие». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.
  • Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;
  •  ЦОР  

Видеоролики    Гидра; Бабочки; Лосось; Аллигатор; Брачный наряд птиц; Одомашнивание кошек; Млекопитающие открытых пространств  

Водные млекопитающие; Куница ; Гамадрилы; Лесные млекопитающие.

Презентации

  • Подцарство Одноклеточные или Простейшие; Тип Инфузории; Простейшие; Простейшие. Систематические группы
  • Игра «Определи класс Членистоногих»
  • Тип Плоские черви
  • Внутреннее строение лягушки; Амфибии (Земноводные); Земноводные;    Размножение и развитие Земноводных. Происхождение.
  • Особенности внешнего и внутреннего строения рыбы в связи со средой обитания
  • Рептилии; Виртуальное путешествие «Многообразие Пресмыкающихся»; Многообразие Пресмыкающихся; Древние пресмыкающиеся
  • Красная книга Чувашской Республики
  • Особенности строения и жизнедеятельности птиц; Важнейшие отряды птиц
  • Класс Млекопитающие; Отряд Насекомоядные; Отряд Грызуны; Отряд Рукокрылые; Отряд Хищные; Китообразные; Отряд Сумчатые Отряд Ластоногие; Хищные.
  • УМП с комплексом таблиц «Биология 7 класс. Животные»
  • Дидактические раздаточные карточки «Биология 7 класс. Животные»
  • Модели «Сердце»
  • Набор микропрепаратов по зоологии
  • СD Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные 7 класс

Список литературы для учащихся

Основная литература

1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С, 7 класс. Биология:  Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Дополнительная:

  1. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
  2. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982
  3. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
  4. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учебных заведений. – М. : Дрофа,2000.- 184 с.
  5. Уинфри А.Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
  6. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.

  1. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.;

Интернет-ресурсы

  1. http://www.varson.ru/biology.html сайт издательства ВАРСОН (учебно-наглядные пособия по биологии, таблицы по всем разделам биологии) полный комплект таблиц по биологии 120 таблиц
  2. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.22. Единое окно доступа к образовательным ресурсам по биологии. Каталог Интернет-ресурсов. Полнотекстовая библиотека учебных и учебно-методических материалов. Глоссарий педагогических терминов.
  3. http://www.pedsovet.org.ru – Всероссийский Интернет-педсовет. В разделе «Библиотека» имеются рубрики  «Методика и опыт», «Педсовет», «Технологии», и др., содержание которых может быть полезным учителю биологии.
  4. http://www.alleng.ru/edu/bio.htm Образовательные ресурсы Интернета  - Биология Рубрикатор сайта позволяет выйти на сайты с учебными и познавательными материалами по биологии, материалами к экзаменам, олимпиадам и тестами по предмету. Скачать учебники, справочники, пособия и популярные издания по биологии.
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Биология - сайт «Википедия» Электронная энциклопедия
  6. http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Биология»)
  7. http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «Биология»)                                                
  8. www.festival.1septmber.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  9. www.math.1 september.ru  - Сайт газеты «Первое сентября. Биология»
  10. http://biolog188.narod.ru/index.htm - Сайт учителя биологии Позднякова А.П. Содержит методические рекомендации, планирование уроков по биологии, конспекты, а также мультимедийные разработки уроков, которые можно скачать с сайта в демо-версии, а еще и готовые сообщения по интересным вопросам биологии.
  11.  http://kozlenkoa.narod.ru/ - Сайт учителя биологии Козленко А.Г.Содержит методические рекомендации, планирование уроков по биологии, конспекты, а также мультимедийные разработки уроков, которые можно скачать с сайта в демо-версии,  моделирование различных явлений из курса биологии.
  12. http://www.alins.ru/ - Энциклопедия опасных животных мира.
  13. http://natura.spb.ru/ - Познавательно-развлекательный сайт о животных.
  14. http://www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm - Сайт содержит профессионально подготовленную информацию обо всех редких и исчезающих животных России для организации их защиты и защиты среды обитания.
  15. www.nasekomie.h10.ru  "Насекомые" О насекомых для школьников - описание основных видов, рисунки.
  16. www.invertebrates.geoman.ru Насекомые. Популярная книга Акимушкина И.И. с множеством цветных рисунков и фотографий. 
  17.  www.bird.geoman.ru Птицы. Популярная книга Акимушкина И.И. с множеством цветных рисунков и фотографий. -  
  18.  www.animal.geoman.ru Мир животных. Популярная книга Акимушкина И.И. с множеством цветных рисунков и фотографий.
  19.  fish.geoman.ru  Рыбы. Иллюстрированная энциклопедия рыб.


Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

д/з

1

2

3

4

5

6

7

8

ТЕМА 1. Общие сведения о мире животных.

 (5часов)

1

Вводный инструктаж по ТБ.

Зоология – наука о животных.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Приводить примеры животных вредителей сельскохозяйственных растений. Называть предмет изучения зоологии.

Распознавать и описывать признаки животных.
Отличать животных от растений.
Выделять значение животных в природе и жизни человека.

§1

2

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Давать определение понятию место обитания животного

Называть основные среды жизни и приводить примеры животных, обитающих в них. Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными. Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания

§2

3

Классификация животных и основные систематические группы.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть систематические категории. Отличать классификацию растений от классификации животных. Объяснять значение классификации животных.

§3

4

Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных. Называть животных, исчезнувших в результате деятельности человека. Описывать меры охраны редких животных. Прогнозировать последствия исчезновения животных. Характеризовать этапы развития зоологии

§4,5

5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных»

1

урок контроля, оценки коррекции знаний учащихся

ТЕМА 2. Строение тела животных.

 (3 часа)

6

Клетка.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать и описывать основные органоиды животной клетки. Называть роль основных органоидов в клетке. Отличать клетки животных от клеток растений. Объяснять, почему животные могут питаться только готовыми органическими веществами.

§6

7

Ткани

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определение термину ткань
Приводить примеры и характеризовать основные виды тканей
Объяснять , почему у животных есть нервная ткань

§7

повт§1-6

8

Органы и системы органов. Обобщение знаний по теме «Строение тела животных»

1

комбинированный урок

Давать определение терминам орган, система органов. Называть системы органов. Характеризовать строение и функции систем органов. Доказывать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязан

§8

ТЕМА 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные.

 (4 часа)

9

Подцарство Простейшие. Класс Саркодовые.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть среду обитания и способ передвижения.
Описывать условия образования цисты. Распознавать и описывать по рисунку органоиды амёбы. Объяснять способ питания, выделения, дыхания, размножения. Доказывать, что клетка амёбы является самостоятельным организмом.

§9

10

Класс Жгутиконосцы

1

комбинированный урок

Называть среду обитания и способ передвижения.
Распознавать и описывать по рисунку органоиды эвглены зелёной. Объяснять способ питания, выделения, дыхания, размножения. Почему вольвокс относится к одноклеточным организмам. Сравнивать эвглену зелёную с растениями и животными. Выделять черты усложнения у эвглены зелёной.

§10

11

Тип Инфузории. Лабораторная работа №1 «Строение инфузории-туфельки».

комбинированный урок

Называть функции органоидов инфузории-туфельки.
Распознавать и описывать по рисунку строение инфузории-туфельки. Объяснять способ питания, выделения, дыхания, размножения. Выделять особенности размножения у инфузорий. Сравнивать различных представителей простейших.

§11

Повт

.§9-10

12

Многообразие простейших. Обобщение знаний по теме «Подцарство Простейшие или одноклеточные животные»

комбинированный урок

§12

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.

(3 часа)

13

Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть признаки типа Кишечнополостные. Объяснять значение термина Кишечнополостные. Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела. Называть образ жизни гидры. Распознавать строение гидры. Перечислять значение различных клеток. Описывать особенности жизнедеятельности гидры. Объяснять при помощи рисунка процесс регенерации пресноводной гидры. Сравнивать строение и жизнедеятельность гидры и инфузории-туфельки.

§13

14

Морские кишечнополостные. 

комбинированный урок

Распознавать животных типа Кишечнополостных.

Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.

§14

Повт§13

15

Обобщение знаний по теме «Тип Кишечнополостные».

1

урок контроля, оценки коррекции знаний учащихся

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. (6 часов)

16

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть системы органов

Плоских червей, органы и их функции.

Распознавать животных типа Плоские черви.

Выделять особенности строения.

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

§15

17

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

1

комбинированный урок

Называть меры защиты от паразитических червей. Узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика. Выявлять приспособления к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и жизни человека

§16

18

Тип Круглые черви.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Объяснять меры профилактики заражения.

Сравнивать плоских и круглых червей.

§17

19

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

1

комбинированный урок

Распознавать и описывать строение кольчатых червей.

Выделять особенности строения кольчатых червей.

Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

§18

20

Класс Малощетинковые черви.

 Лабораторная работа №2 «Изучение внешнего строения дождевого червя»._

1

комбинированный урок

Описывать приспособления для жизни в почве. Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании. Сравнивать классы кольчатых червей.

§19

Повт.

§15-18

21

Обобщение знаний  по теме: «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви». 

1

урок контроля, оценки коррекции знаний учащихся

Тема 6. Тип Моллюски. (4 часа)

22

Общая характеристика типа Моллюски

 

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать и описывать животных типа моллюсков.

Называть системы органов органы и их функции.

Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

§20

23

Класс Брюхоногие моллюски

1

комбинированный урок

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выявлять приспособления брюхоногих моллюсков к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль брюхоногих моллюсков в природе и жизни человека.

§21

24

Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа №3. «Изучение раковин различных моллюсков».

комбинированный урок

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Выявлять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль двустворчатых моллюсков в природе и жизни человека.

§22

25

Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме «Моллюски» 

комбинированный урок

Называть функции головоногих моллюсков. Выделять особенности строения  головоногих моллюсков. Характеризовать представителей классов моллюсков, сравнивать их, отмечать черты усложнения организации. Называть роль моллюсков в природе и жизни человека.

§23

26

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих, строение ракообразных.

Выделять признаки животных типа Членистоногие. Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

§24

27

Тема 7. Тип Членистоногие.

 (6 часов)

Класс Паукообразные. ()

1

комбинированный урок

Называть системы органов, органы и их функции.

Распознавать и описывать строение паука..

Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека

§25

28

Класс Насекомые.

1

комбинированный урок

Распознавать и описывать строение насекомых. Называть системы органов органы и их функции. Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.  Объяснять связь  типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.

Сравнивать  представителей классов членистоногих.

§26

29

Типы развития насекомых.

1

комбинированный урок

Приводить примеры насекомых с различными типами развития.

Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением. Перечислять признаки отрядов. Выделять особенности развития насекомых.

§27

30

Насекомые-вредители. Лабораторная работа №4.  «Изучение коллекций насекомых –вредителей сада, огорода, комнатных растений. Меры борьбы с ними».

 

1

комбинированный урок

§29

Повт.

§24-29

31

Обобщающий урок по теме: «Тип Членистоногие»

1

урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тема 8. Тип Хордовые.  (33   часа).

32

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

 

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать животных типа Хордовых. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности строения  ланцетника для жизни в воде. Характеризовать особенности строения ланцетника. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.

§30

33

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

(5 часов)

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения рыб».

 

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Определять по рисунку места обитания рыб. Характеризовать функции плавников рыб. Выделять особенности строения рыб, функции органов чувств

§31

34

Внутреннее строение костной рыбы. Лабораторная работа №6 «Изучение  внутреннего строения рыб».

1

комбинированный урок

Называть отделы,  органы систем и их функцию. Перечислять характерные черты внутреннего строения. Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб. Выделять особенности строения рыб.

§32

35

Особенности размножения рыб.

1

комбинированный урок

Называть тип оплодотворения у большинства рыб. Приводить примеры проходных рыб. Выделять особенности строения и функций органов размножения рыб.  Объяснять значение миграций  в жизни рыб.

§33

36

Основные систематические группы рыб

1

комбинированный урок

Распознавать и описывать представителей хрящевых и костных рыб, рыб обитающих в водоемах Чувашской Республики. Объяснять происхождение рыб. Выявлять приспособленность рыб к местам обитания. Перечислять особенности строения кистеперых и двоякодышащих рыб. Объяснять значение рыб в природе и жизни человека.

§34

37

Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по теме « Надкласс Рыбы»  

1

комбинированный урок

Называть представителей промысловых рыб;   рыб, разводимых в прудах Чувашии и описывать их практическое значение. Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека. Доказывать практическую  значимость прудоводства. Объяснять биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Обосновывать приемы рационального ведения рыболовства.

§35

8.3. Класс Земноводные, или Амфибии.

(5часов)

38

Места обитания и внешнее строение земноводных. Лабораторная работа № 7. «Изучение скелета лягушки».

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки. Узнавать отделы скелета земноводных.

Описывать приспособления к жизни на суше ив воде. Выделять особенности строения земноводных. Сравнивать скелет земноводных и костных рыб.

§36

39

Строение и деятельность внутренних органов земноводных.

1

комбинированный урок

Называть отделы,  органы систем и их функцию. Перечислять характерные черты внутреннего строения. Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Сравнивать строение систем внутренних органов. Объяснять, почему у земноводных хуже  развит мозжечок, чем у рыб.

§37

40

Годовой жизненный цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. 

1

комбинированный урок

Находить сходство  в размножении и развитии рыб и земноводных. Сравнивать  головастика и взрослую особь. Объяснять  проявление метаморфоза у головастиков. Сравнивать развитие рыбы и лягушки.

§38

41

Многообразие и значение земноводных.

1

комбинированный урок

Определять  принадлежность земноводных к отрядам Хвостатые, Бесхвостые. Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль земноводных в природе и жизни человека. Указывать причины сокращения и меры охраны.

§39

42

Обобщающий урок по темам: «Надкласс Рыбы. Класс Амфибии»

1

урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Повт.  

§36-39

8.4. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

(4 часа)

43

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся. Лабораторная работа №8. «Сравнение скелетов лягушки и ящерицы».

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни. Объяснять название класса – пресмыкающиеся. Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных.  

§40

44

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельность пресмыкающихся 

1

комбинированный урок

Перечислять  усложнения в строении систем органов. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Объяснять причины  более сложного поведения пресмыкающихся. Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства.

§41

45

Многообразие пресмыкающихся

1

комбинированный урок

Называть известные виды пресмыкающихся различных отрядов. Распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся. Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся.

§42

46

Значение и охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.  

1

урок обобщения и систематизации знаний

Приводить примеры ящеров и их среды жизни. Называть причины вымирания ящеров. Объяснять роль пресмыкающихся в жизни  человека и в природе, необходимость охраны пресмыкающихся. Называть редких пресмыкающихся

§43

8.5. Класс Пт ицы

 (8 часов)

47

Общая характеристика класса. Среда обитания и внешнее строение птиц Лабораторная работа №9 « Внешнее строение птицы».

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Описывать  приспособления внешнего строения для полёта.  Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц. Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц.

§44

48

Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа №10 «Строение скелета птицы».

1

комбинированный урок

Выделять особенности строения скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц  птиц. Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом

§45

49

Внутреннее строение птиц.

1

комбинированный урок

Узнавать по рисункам системы внутренних органов птиц. Называть  прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Выделять приспособленность систем внутренних органов птиц к полёту. Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Объяснять почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями, причины интенсивности обмена веществ

§46

50

Размножение и развитие птиц. Лабораторная работа №11 «Изучение строения куриного яйца».

1

комбинированный урок

Называть этапы развития яиц и зародыша.  Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом. Устанавливать соответствие между частями яйца и их функциями. Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами.

§47

51

Годовой жизненный цикл и сезонные явления. 

1

комбинированный урок

Называть причины появления у птиц инстинкта перелёта. Описывать сезонные явления в жизни птиц. Наблюдать за жизнью птиц  в различные сезоны. Характеризовать значение гнезд в жизни птиц

§48

52

Многообразие птиц.

1

комбинированный урок

Называть экологические группы птиц. Приводить примеры птиц различных экологических групп. Определять особенности строения птиц различных экологических групп.

§49

53

Значение, охрана  и происхождение птиц.

1

комбинированный урок

Перечислять роль птиц в природе и в жизни человека. Распознавать домашних птиц.

Приводить примеры домашних и промысловых птиц. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры  редких и охраняемых птиц Чувашии. Находить сходства в строении пресмыкающихся и птиц.

§50

Повт. §40-50

54

Обобщение по темам: «Класс Рептилии. Класс Птицы»

1

урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

8.6. Класс Млекопитающие, или Звери.

(11 часов)

55

Общая характеристика класса. Внешнее строение.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть общие признаки класса млекопитающие. Перечислять функции желез млекопитающих. Описывать строение кожи. Выделять особенности внешнего строения. Сравнивать внешнее строение млекопитающих и рептилий.

§51

56

Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 12. «Изучение строения скелета млекопитающего» 

1

комбинированный урок

Перечислять особенности строения скелета млекопитающих. Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих

§52

57

Внутреннее строение млекопитающих.

1

комбинированный урок

Узнавать по рисункам системы внутренних органов млекопитающих. Называть  прогрессивные черты организации млекопитающих по сравнению с другими изученными классами.

§52

58

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

1

комбинированный урок

Приводить примеры заботы о потомстве. Находить черты сходства в размножении рептилий и млекопитающих. Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком. Характеризовать размножение и развитие зародыша. Объяснять влияние на поведение сезонных изменений.

§53

59

Происхождение и многообразие млекопитающих. 

1

комбинированный урок

Назвать группу рептилий, от которых произошли млекопитающие. Перечислять  черты сходства млекопитающих и рептилий. Описывать строение и жизнедеятельность первозверей.

§54

60

Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.

1

комбинированный урок

Определять принадлежность млекопитающих к отрядам. Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Выделять  особенности отрядов. Доказывать принадлежность к классу млекопитающих

Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни.

§55

61

Отряды Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные.

1

комбинированный урок

§56

62

Отряд Приматы

1

комбинированный урок

Называть общие черты строения  приматов. Доказывать, что обезьяны – наиболее высокоорганизованные животные. Сравнивать человекообразных обезьян и человека. Перечислять основные экологические группы зверей. Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп

§57,58

63

Экологические группы млекопитающих

1

комбинированный урок

Перечислять основные экологические группы зверей

§59

Повт.

§51-58

64

Значение млекопитающих для человека

1

комбинированный урок

Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих. Распознавать и описывать домашних зверей. Называть промысловых зверей. Описывать меры по охране и приводить примеры редких и охраняемых млекопитающих. Объяснять роль млекопитающих в природе и жизни человека.

65

Обобщение знаний по теме «Класс Млекопитающие»

1

урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Тема 9. Развитие животного мира на Земле. (3 часа)

66

Доказательства эволюции животного мира на Земле.

1

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Называть факторы эволюции. Приводить доказательства эволюции животного мира.

§60

67

Основные этапы развития животного мира на Земле. 

1

комбинированный урок

§61

68

Обобщение, систематизация знаний по материалу курса биологии 7 класса.

1

69-70

Резерв

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...