«Учить – сохраняя здоровье»
статья по биологии на тему

«Здоровье – это еще не все, но все без здоровья – ничто». Проблема сохранения и развития здоровья в последнее время приобрела статус приоритетного направления. Еще в глубокой древности философы, ученые, медики пытались сформулировать основные признаки здоровья. Так в работах Аристотеля дано следующее определение здоровью: «Здоровье человека – счастье. Высшее счастье заключается в превосходной мудрости. Человеческое счастье  раскрывается в благоразумии и добродетели. Наслаждение человека – в деятельности, а физическое состояние должно сочетаться с душевной активностью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_zdorove.docx14.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Учить – сохраняя здоровье»

«Здоровье – это еще не все, но все без здоровья – ничто». Проблема сохранения и развития здоровья в последнее время приобрела статус приоритетного направления. Еще в глубокой древности философы, ученые, медики пытались сформулировать основные признаки здоровья. Так в работах Аристотеля дано следующее определение здоровью: «Здоровье человека – счастье. Высшее счастье заключается в превосходной мудрости. Человеческое счастье  раскрывается в благоразумии и добродетели. Наслаждение человека – в деятельности, а физическое состояние должно сочетаться с душевной активностью».

 Известный врач Гален дает такое определение здоровью: «Здоровье – это состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в нашей жизнедеятельности».

Суть средневековых представлений о здоровье отражена в Салернском кодексе здоровья: Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, покой и умеренность в пище».

Схожее понимание сути здоровья мы находим  в документах, относящихся к 18 веку: «все, разрушающее равновесие, производит неприятное и болезненное ощущение. Высшая степень беспорядочного удовольствия всегда превращается в скорбь».

По мнению академика И.П.Павлова, здоровье – «это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек».

А вот определение, которое дает Большая медицинская энциклопедия: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений». Согласно формулировке Всемирной организации здравоохранения, здоровье является «состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов». На сегодняшний день основным критерием здоровья  оказывается не только и даже не столько «нормальная температура», «отсутствие боли» и т.д., сколько социальная успешность и социальная реализованность человека.

Что же мы имеем на практике?  Статистика Минздрава России, настораживает и пугает: в настоящее время к так называемой «первой группе здоровья» (практически здоровых) может быть отнесено лишь 14% школьников. Остальные имеют те или иные отклонения от нормы, а почти у половины учащихся они перешли в хронические заболевания. Причин такой удручающей картины много.,  это психологические и учебные нагрузки, стрессы, экологические проблемы и т.п.

Наша задача, как специалистов, непосредственно связанных с детьми, состоит в поддержании и укреплении здоровья подрастающего поколения, помочь им  осознать важность данной проблемы. –Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. - Для решения этой проблемы, мы должны обеспечить учащихся качественными знаниями о сущности здоровья, об укрепляющих и ослабляющих его факторах, формирования у них отношения к здоровью как важнейшей жизненной   ценности. Простое декларирование здорового образа жизни недостаточно эффективно.  Учителям необходимо использовать оздоровительные технологии в обучении, здоровьесберегающие  методы и аспекты проводимых уроков.  

К  здоровьесберегающим  технологиям относятся –  технология проблемного обучения, технология ненасильственного обучения (содержащая информацию о психологических и педагогических средствах ненасильственного воздействия на человека), технология эффективной речевой деятельности (позволяет учителю управлять речью, постоянно отслеживать качество как своей речи, так и речи учащихся), технология диалогового обучения, технология рефлексивного обучения (содержит информацию о рефлексии, ее сущности, этапах, видах, а также об уровне понимания    учащимися учебного материала и выявляет отношение к изучаемому материалу и уроку в целом посредством обратной связи) и модульные технологии.

Задача учителя состоит в том, чтобы умело и грамотно  применять на своих уроках перечисленные педтехнологии, учитывая при этом психологические и интеллектуальные возможности обучаемых детей. Такой подход не только способствует сбережению здоровья детей, но и самих учителей.

Учитель биологии МБОУ «Школы №67»: Бравая Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохраняя здоровье учащихся в школе

Сохраняя здоровье учащихся в школе Вся система образования ориентирована на то, чтобы  сохранить и укрепить здоровье ребёнка – одной из уязвимых групп населения,  не только потому...

"Как есть, чтобы сохранить здоровье?". Программа элективного курса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа данного курса разработана для осуществления предпрофильной подготовки учащихся 9 классов гимназий и лицеев. Цель курса:создание благоприятных условий дл...

классное родительское собрание "Как сохранить здоровье ребенка"

В данном материале предоставлено родительское собрание на тему "Как сохранить здоровье ребенка". Так как эта тема стала еще актуальней в наше время....

Беседа "Сберечь зрение-сохранить здоровье"

Для формирования у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни...

Как сохранить здоровье педагога в условиях школы. Памятка для учителей

Рекомендации педагогам  по профилактике синдрома эмоционального выгорания...

Здоровье. Как сохранить здоровье школьника.

Когда на улице сильный мороз, врачи рекомендуют:Одеваться многослойно. Лучше надеть несколько легких кофт вместо одной теплой. Если станет жарко, один слой одежды можно снять. Это предупредит потливос...

Сохранить здоровье помогут задачи" Математика здоровья. 5 класс

Практическое значение работы обусловлено тем, что в ней разработаны задачи по математике, направленный на формирование у учащихся культуры здорового образа жизни. Данные разработки могут найти широкое...