Использование схем и таблиц на уроках биологии, как один из наиболее эффективных методов усвоения знаний учащимися
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Каждый учитель в процессе своей деятельности ищет наиболее приемлемые и результативные методы подачи информации. И в какой-то момент мы понимаем, что один из методов все-таки наиболее эффективен. Основываясь на свой недолговременный опыт работы в школе, я убедилась в том, что такое методы, к примеру, как использование схем и таблиц, помогают ученикам лучше запомнить материал урока, а нам добиться лучших результатов усвоения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx63.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование схем и таблиц на уроках биологии, как                                                               один из наиболее эффективных методов усвоения знаний учащимися»

   Мы – учителя, представители той профессии, которая требует вложения частички своей души. И, конечно, взамен мы тоже хотим получить некую награду от учеников, а именно, как можно больше знаний по нашему любимому предмету. Как же этого достичь? Я думаю, этот вопрос мучает многих учителей, особенно в наше богатое информацией время. К сожалению, большая часть наших учеников «не блещет» долговременной памятью, а наш предмет имеет особенности связывания и обобщения многих терминов. Задача учителей усложняется индивидуальными особенностями памяти учеников. Ученик может запомнить материал – зрительно, на слух или пользуясь движением (письмо). У одних детей больше развита образная память, позволяющая им сохранить в памяти точное изображение предмета, у других более развита двигательная память, помогающая им запоминать при письме, у третьих – слуховая, дающая им возможность воспринимать информацию на слух. А есть среди учеников и те, у которых смешанный тип памяти. Нам необходимо всегда учитывать возможности учеников для достижения лучших результатов в нашей работе.

   Конечно же, каждый учитель в процессе своей деятельности ищет наиболее приемлемые и результативные методы подачи информации. И в какой-то момент мы понимаем, что один из методов все-таки наиболее эффективен. Основываясь на свой недолговременный опыт работы в школе, я убедилась в том, что такое методы, к примеру, как использование схем и таблиц, помогают ученикам лучше запомнить материал урока, а нам добиться лучших результатов усвоения знаний.

   Построение схем уже с учениками пятого класса позволяет научить их работать с учебником и выделять главное в тексте. Кроме того, помогает им лучше усвоить ту или иную тему. Например, в теме «Вещества и явления в окружающем мире» можно использовать следующую схему:

Состояние веществ

        Твердое        Жидкое        Газообразное

                

                   Лёд                                              Вода                                           Пар

Эта схема указывает не только на агрегатное состояние веществ, но и на способность их взаимного превращения. Необходимо не только учить детей составлять схемы, но и правильно их читать. В данном случае мы можем говорить о законе осмысления нового материала. Использование этого метода, начиная с пятого класса, приводит к тому, что в шестых – седьмых классах дети сами начинают составлять схемы, то есть выделять главное из текста.

   В седьмом классе ученики часто испытывают затруднения при изучении тем размножения растений (особенно, если мы работаем по учебнику В.Б. Захарова, Н.И.Сонина Биология. Многообразие живых организмов). Пораздумав над этой проблемой, я пришла к выводу, что недостаточно просто изучать эту тему по рисункам жизненного цикла растений в учебнике. Дети, у которых слабо развита слуховая и образная память, не усваивают этот материал. Решаем эту проблему с учениками опять же при помощи записи схемы жизненного цикла в тетрадях. Например, тема «Размножение водорослей» может быть представлена в виде такой схемы:

Бесполое размножение хламидомонады

(в благоприятных условиях)

    Взрослая

Хламидомонада  митоз        2 зооспоры  митоз     4 зооспоры        4  взр.хл.

       (1n)                (1n)        (1n)        (1n)

Половое размножение хламидомонады

(при неблагоприятных условиях)

Взр.хл.  митоз  гаметы

 (1n)        (1n) изогамия  зигота  мейоз   4 зооспоры          4  взр.хл.

Взр.хл.  митоз  гаметы        (2n)           (1n)          (1n)

 (1n)        (1n)           зимует на дне

   В результате, рассказав по рисунку учебника жизненный цикл хламидомонады и еще записав в тетради схематично этот материал, наблюдается улучшение усвоения знаний у детей. На схеме можно проследить особенности деления и набор хромосом клеток водорослей.

При изучении темы «Жизненный цикл мхов» тоже можно составить схему размножения кукушкина льна.

Взрослое растение              Многокл.  митоз    Яйцеклетка

женский гаметофит            архегоний           (1n)

           (1n)                                 (1n)                             Оплодотворение в воде

Взрослое растение                 Многокл.  митоз    Сперматозоиды

Мужской гаметофит           антеридий                   (1n)

           (1n)                                 (1n)

       Зигота (2n)  митоз     Коробочка-   мейоз     Споры       митоз           Нить-

        на жен.                          спорофит        (1n)        протонема

      гаметофите        (2n)        (1n)

Молодое раст.          Взрослое растение

гаметофит                        гаметофит

(1n)        (1n)

   Из этой схемы четко видно, что у мхов преобладает гаметофит над спорофитом.

 Применимы схемы жизненного цикла и в области зоологии. Например, жизненный цикл свиного цепня:

Основной хозяин   половое размнож.    Яйца почва, трава    Промежут.хозяин  кишечник

(позв. животные,                                                            (свинья)

человек)

         Шестикрючная                  

              Личинка        с током крови   Мышца           Финна непровар.мясо   Основной

           (онкосфера)                         свиньи        хозяин

   Дети быстро привыкают к такому методу работы, он им нравится, даже в контрольных работах часто ответом на вопрос являются такие схемы. Кроме того, сравнивая схемы жизненных циклов представителей разных отделов растений и классов животных между собой, ученики сразу прослеживают отличительные особенности организмов.

Не зря говорится, что все познается в сравнении.

  Еще хотелось бы привести пример схемы по теме «Главные направления эволюции» ( 9 класс):

Направления эволюции

             Прогресс                                                                         Регресс

Увеличение числа особей                                           Уменьшение числа особей

Увеличение ареала обитания                                 Уменьшение площади ареала

    Процветание вида                                                            Угнетение вида

Образование новых семейств,                                         Вымирание видов

         классов, типов

Эту же тему девятого класса можно представить и в виде сравнительной таблице. Если схемы я, в основном использую в течение урока, то таблицы дети могут заполнять и в качестве домашнего задания. Такой метод (таблица) позволяет ученикам впоследствии вспоминать содержание темы. Особенно этот метод приемлем и результативен у детей пятых – шестых классов. Им легче таким образом запоминать особенности строения или жизнедеятельности организмов, они сами мне об этом говорят. В течение урока при изучении нового материала часто использую обобщающие и сравнительные таблицы. Материал таблиц обычно сжат и лаконичен, а содержание представляет собой основу биологических знаний.  Особенно эффективны сравнительные таблицы по какой-либо теме в качестве домашнего задания. Например, сравнительная таблица в седьмом классе «Отличительные особенности строения и жизнедеятельности классов Брюхоногие и Двустворчатые моллюски»

Признаки

Класс Брюхоногие моллюски

Класс Двустворчатые моллюски

1.Особенности строения тела

Голова, тело, нога в виде подошвы

Нога в виде киля

2. Наличие раковины

Есть

Есть

3. Дыхание

С помощью легких

С помощью жабр

4.Питание

В глотке - тёрка для перетирания и активного захвата пищи

Есть входной и выходной сифоны, питание путём фильтрации

5.Место обитания

В море, водоёмах, на суше

В море

6. Представители

Виноградная улитка, морской чёртик, слизень буроватый

Беззубка, мидия, гребешок, устрица

   В результате использования мною приведенных выше методов подачи материала обнаружились положительные результаты в усвоении знаний учащимися. Эта методика развивает мыслительные способности учеников, учит их анализировать, сравнивать и помогает сделать материал доступнее для понимания. Старшеклассники учатся самостоятельно моделировать таблицы и схемы, что способствует более успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

   Моя задача в процессе дальнейшей работы с детьми с помощью совершенствования этих методов улучшать качественные показатели успеваемости детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование схем и таблиц на уроках истории

Использование схем и таблиц на уроках истории...

Создание ситуации успеха на уроке математики как один из элементов "технологии полного усвоения знаний".

" Знание только тогда знание, когда оно преобретено усилиями своей мысли , а не памятью"....

Тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся».

Обобщение педагогического опытаТема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся»....

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ».

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ»....

Использование схем и таблиц на уроках истории в 5-7 классах при формировании познавательных универсальных учебных действий.

Данная статья написана была мною для участия в межрегиональной конференции «Реализация ФГОС общего и профессионального образования: проблемы, поиски, решения» в 2017 году. Данная статья может быть пол...