рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

savchenkosu

Рабочая программа курса биологии "живая природа" 6 класс. Автор Т.С. Сухова, Т.А.Дмитриева

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»  ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413111, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Минская, дом  29,  тел. (8453) 95-06-50,engschool32@mail.ru

Согласована

Заместитель директора по УВР ___________ /_________________/

Утверждена 

Директор школы

 ____________ /С.А. Рогачева/

Приказ   от _____________ №______

 Рабочая программа по учебному предмету                                        «Биология»                                                                                                        6 класс (ФГОС ООО)

(базовый уровень)

Автор-составитель рабочей программы:

Савченко Светлана Юрьевна, учитель биологии высшей категории

г. Энгельс, 2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Программа: программа по биологии для общеобразовательных школ, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304. Учебник: Биология: 6 класс Живая природа: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, Т.А. Дмитриева – М.: Вентана-Граф, 2015. – 253 с.

Планирование составлено в соответствии с учебным планом на 2016-2017 учебный год - 1 часов в неделю (34 часа в год).

Планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;
  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
  • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание учебного предмета

Разделы и темы

Содержание

Количество часов

Всего

Лабораторные и практические

работы

Письменные формы контроля

Уроки защиты проектов

1

Введение

Система и эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Методы биологической науки.


1

2

Древние обитатели Земли – бактерии.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Роль бактерий в природе и жизни человека. Отличительные признаки живых организмов. Клеточное строение организмов. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. Многообразие бактерий. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Методы биологической науки.

3

-/2

3

Грибы и лишайники – кто они?

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

3

2/-

4

Растительный мир Земли.

Эволюция растений и животных. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений в процессе эволюции. Эволюция растений и животных. Многообразие организмов, их классификация. Многообразие растительного мира. Водоросли — одноклеточные и многоклеточные, их строение и жизнедеятельность. Многообразие растительного мира. Водоросли. Размножение водорослей. Многообразие растительного мира. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Многообразие растительного мира. Папоротники, строение, жизнедеятельность. Многообразие растительного мира. Семенные растения. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, их использование человеком. Многообразие растительного мира. Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие.

7

1/2

1

5

Системная организация растительного организма.

Клеточное строение организмов. Строение клетки. Методы изучения клетки. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. Процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Клеточное строение организмов. Многообразие клеток.

3

3/-

6

Покрытосеменные – господствующая группа растений современной планеты.

Эволюция растений и животных. Многообразие растительного мира. Покрытосеменные растения: особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Система и эволюция органического мира. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Размножение, рост и развитие организмов. Покрытосеменные растения: особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Методы биологической науки. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. Растения. Процессы жизнедеятельности. Роль транспорта веществ в жизнедеятельности организма. Многообразие растений. Покрытосеменные растения: особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Размножение, рост и развитие организмов.

Методы биологической науки. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. Процессы жизнедеятельности организмов. Роль транспорта веществ в жизнедеятельности клетки и организма. Размножение, рост и развитие организмов. Методы изучения клетки. Покрытосеменные растения: особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Система и эволюция органического мира. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Растения. Процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, фотосинтез, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Клетки, ткани и органы растений. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Методы изучения живых организмов Размножение, рост и развитие организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Методы изучения живых организмов. Многообразие растений, принципы их классификации. Покрытосеменные растения: особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Размножение, рост и развитие организмов. Методы изучения живых организмов.

11

3/1

1

7

Классификация отдела покрытосеменные.

Многообразие организмов растений, принципы их классификации. Система и эволюция органического мира. Усложнение растений в процессе эволюции.
Вид — основная систематическая единица. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Методы изучения живых организмов. Многообразие растений, принципы их классификации. Важнейшие сельскохозяйственные культуры.

4

1/-

8

Растения, живущие рядом с нами.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана редких и исчезающих видов растений.

2

1

1

Всего

34

 При учебном плане 35 ч в год отдельные уроки на обобщение не планируются. Необходимый для обобщения и контроля знаний материал приводится в учебнике в рубрике «Подведём итоги» и может быть использован по усмотрению учителя в классе или как домашнее задание.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Учебные действия

Дата

Коррек-тиров-ка

1.Введение

1

Система и эволюция органического мира.

1

Использовать знания, полученные при изучении вводного курса в 5 классе:

называть царства живой природы;

объяснять содержание понятий «эволюция», «фотосинтез»; называть свойства всего живого.

  1. Древние обитатели Земли – бактерии.

2

Приспособились ли бактерии
к жизни на  планете?

Практическая работа № 1

«Составление схем возможной передачи болезнетворных бактерий»

1

Находить информацию, пользуясь словарём терминов.
Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок учебника как источник информации.

Давать определение знакомых по курсу 5 класса.
Применять в повседневной жизни знания о предупреждении возможного заражения человека болезнетворными бактериями.

3

Можно ли бактерию назвать клеткой-организмом?

1

Выделять в тексте необходимые для
формирования системного мышления базовые понятия «прокариоты», «эукариоты», «гетеротрофы», «автотрофы» и давать определение этих понятий.

Объяснять разницу в способах питания бактерий-сапротрофов и бактерий-паразитов.

Применять ранее полученные знания о свойствах живого.

4

Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий?

Практическая работа № 2
«Тренировочные упражнения по оказанию п.п. при травмах»

1

Использовать теоретические знания в повседневной жизни:

  • называть способы борьбы с бактериями;
  • соблюдать правила гигиены, предупреждающие заболевания столбняком, дизентерией, туберкулёзом.

ознакомиться с приемами оказания первой помощи при травмах.

3. Грибы и лишайники — кто они?

5

Что такое гриб. Лабораторная работа № 1
«Рассматривание плесневого гриба».

1

Выделять в тексте базовые понятия «эукариоты», «гетеротрофы», «сапротрофы», «паразиты», способствующие формированию системного мышления.

Работать с рисунками учебника как с источником информации.

Развивать навыки исследовательской работы, проводя опыт с дрожжами в домашних условиях.

Выделять общие признаки царства Грибы

6

Почему о грибах полезно знать всем.

 Лабораторная работа № 2

«Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами»

1

Используя ранее полученные знания, составлять схему пищевой цепи с участием грибов для формирования системного мышления.

Объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Приводить примеры использования знаний о грибах в биотехнологии.

7

Лишайники — кто они?

1

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников.
Использовать знания о лишайниках как биоиндикаторах для характеристики степени загрязнённости воздуха своей местности

4. Растительный мир Земли.

8

Растительный мир в истории нашей планеты.

Практическая работа № 3

«Красота и гармония в природе»

1

Объяснять разницу между понятиями «сорт» и «вид».

Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира.

Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, использовать ресурсы Интернета.

Готовить минипроекты для одноклассников об истории культурных растений.

9

Водоросли — низшие растения.

1

Преобразовывать информацию, представленную в рисунке, в устную речь.

Давать сравнительную характеристику отделов, выделяемых в царстве Растения, используя иллюстративный материал учебника и пояснительный текст к нему.

Приводить доказательства приспособленности водорослей к разным условиям водной среды.

Выделять признаки, характерные для водорослей — низших растений.

10

Размножение водорослей.

1

Использовать знания, полученные во вводном курсе, для определения понятий «бесполое размножение» и «половое размножение».

Комментировать рисунок учебника, содержащий информацию о способах размножения водорослей.

Выделять преимущества полового размножения.

Проводить самоконтроль своего умения работать со схемами.

11

Мхи — высшие споровые растения.

1

Объяснять общебиологические понятия, значимые для всего курса биологии, на примере мхов:

  • усложнение растений в процессе эволюции;
  • взаимосвязь организмов со средой обитания;
  • клеточное строение растений, взаимосвязь строения клеток, тканей, органов с выполняемой ими функцией;


Выделять общие признаки, свойственные мхам.

Объяснять роль мхов в природе, их хозяйственное значение

12

Папоротники, хвощи, плауны — высшие споровые растения.

Лабораторная работа № 3

«Сравнение строения папоротника и мха».

1

Обосновывать принадлежность хвощей, плаунов, папоротников к высшим споровым растениям.

Находить на рисунках и в таблицах учебника органы высших споровых растений.


Выделять признаки растений, доказывающие усложнение растительного мира в процессе эволюции.

Выявлять особенности внешнего строения папоротника, его отличие от мха в ходе лабораторной работы.

Преобразовывать информацию, представленную в рисунке, поясняющем процесс размножения папоротника, в устную речь.

Выделять признаки, общие для хвощей, плаунов, папоротников.

13

Голосеменные — высшие семенные
растения.

Практическая работа № 4

«Размножение хвойных растений своей местности».

1

Выделять признаки голосеменных, доказывающие усложнение растений в процессе эволюции.

Доказывать приспособленность голосеменных к обитанию в наземно-воздушной среде.

Заполнять схему, используя текст учебника.

Пользоваться символами, принятыми для обозначения мужских и женских гамет.

Давать определение понятий «спермий», «семязачаток», «зигота», «зародыш».

Работать со словарём, пополняя свой словарный запас.

Применять на практике теоретические знания для распознавания хвойных растений своей местности, минипроекты.

14

Покрытосеменные — высшие семенные растения.

Контроль знаний по теме.

1

Приводить примеры цветковых растений различных природных зон.
Доказывать освоение покрытосеменными разных сред обитания, в том числе на примере растений своей местности.
Находить и показывать части цветка
на живых объектах, макетах или в таблицах.

Называть особенности покрытосеменных, доказывающие усложнение растений в процессе эволюции.
Проводить самоконтроль усвоения материала по теме.

5. Системная организация растительного организма.

15

Строение растительной клетки.

Лабораторная работа № 4
«Изучение устройства микроскопа» (повторение).
 Лабораторная работа № 5
«Приготовление препарата кожицы лука».

1

Выделять существенные признаки растительной клетки, используя в качестве опорных знания, полученные при изучении вводного курса.

Различать на рисунках и в таблицах учебника основные части и органоиды клетки.
Выделять в тексте используемые в целостном курсе биологии базовые понятия, «ядро», «цитоплазма», «хлоропласты», «хлорофилл» и др.

Выявлять взаимосвязь строения и функций клеток.

Применять методы изучения живых организмов: наблюдение, описание, измерение.

Овладевать методами исследовательской работы с использованием увеличительных приборов.

16

Что такое ткань.

1

Высказывать и обосновывать свои предположения о преимуществе многоклеточного организма перед одноклеточным.

Определять понятие «ткань».

Выделять существенные признаки образовательной, покровной и проводящей тканей.

Приводить доказательства взаимосвязи особенностей строения тканей и их функций.

Работать с рисунками учебника как источниками информации

17

Ткани растительного организма.

Лабораторная работа № 6
«Изучение тканей растения под микроскопом».

1

Использовать ранее полученные знания о функции хлоропластов для объяснения функции фотосинтезирующей ткани.

Выделять существенные признаки в строении тканей, пользуясь рисунками учебника.

Приводить примеры, доказывающие разделение функций клеток в многоклеточном организме.

Преобразовывать информацию, представленную в рисунке, в комментарий об отложении в растениях запасных питательных веществ

6. Покрытосеменные — господствующая группа растений современной планеты.

18

Эволюционные «достижения»
покрытосеменных растений.

1

Называть главные эволюционные «достижения» цветковых растений.

Приводить доказательства приспособленности покрытосеменных растений к разным средам обитания, используя рисунки учебника.

Объяснять значение понятий «вегетативные органы» и «репродуктивные органы», «вегетативное размножение» и «семенное размножение».


Комментировать приведённые в тексте выводы.

19

Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений.

1

Работать с рисунками учебника как источниками информации.

Пополнять свой словарный запас, работая со словарём и базовыми понятиями, выделенными в тексте.

Ознакомиться с разнообразием семян цветковых растений своей местности.

20

Корень — вегетативный орган растения.

1

Приводить доказательства того, что любая корневая система — это целое, состоящее из взаимосвязанных частей.
Различать типы корневых систем.
Называть функции корневых систем.
Составлять правила ухода за культурными растениями, используя информацию, представленную на рисунке учебника.
Использовать теоретические знания в повседневной жизни.

21

Клеточное строение корня.

1

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток корня и их функциями.

Сравнивать строение клеток разных зон корня, делать выводы на основе сравнения.

Подтверждать рисунком доказательство связи строения клеток различных зон с их функцией.

22

Побег — сложный орган высшего растения.

1

Выявлять существенные признаки биологических процессов: роста, развития.

Проводить исследование, доказывающее, что из почки развивается побег.

Применять теоретические знания в повседневной жизни, приводя примеры растений своей местности, имеющих подземные побеги.

Давать определение понятия «побег», опираясь на результаты собственных исследований.

23

Клеточное строение стебля.

1

Называть функции стебля.

Приводить примеры разнообразия стеблей растений, в том числе растений своей местности.

Использовать дополнительную информацию о разнообразии стеблей, приведённую в учебнике, научно-популярной литературе, Интернете.

Доказывать взаимосвязь строения клеток стебля с выполняемой ими функцией.

Формировать навыки исследовательской работы при выполнении опыта в домашних условиях. Минипроекты.

24

Лист — часть побега.

1

Различать на живых растениях и гербарном материале простые и сложные листья, типы их жилкования и расположения на стебле.

Называть функции листа, объяснять их значение в жизни всего растения.

25

Клеточное строение листа.

 Лабораторная работа № 7

«Рассматривание готовых микропрепаратов клеточного строения корня, стебля, листа».

1

Использовать ранее приобретённые знания для объяснения функций хлоропластов и хлорофилла.

Аргументировать вывод о космической роли зелёных растений.

Доказывать взаимосвязь строения клеток листа с выполняемой ими функцией.

Находить общие признаки в строении клеток корня, стебля, листа, выполняющих сходную защитную функцию.

Отрабатывать навыки исследовательской работы при постановке опыта в домашних условиях.

26

Процессы жизнедеятельности единого организма.

Практическая работа № 5

«Вегетативное размножение комнатных растений».

1

Доказывать, что растительный организм — единое целое;

сравнивать процесс клеточного дыхания с газообменом.

Комментировать рисунки учебника, содержащие информацию обобщающего характера.

Приводить доказательства зависимости процессов жизнедеятельности одних органов растения от работы других его органов.

Делать вывод об организме, состоящем из клеток, тканей, органов, как о едином целом.

Использовать на практике теоретические знания и свой опыт по размножению растений без помощи семян, полученный при изучении вводного курса.

27

Внешнее строение и состав семян.

Лабораторная работа № 8
«Внешнее строение семян».

1

Объяснять роль семян, несущих зародыш нового растения, в размножении и расселении растений, используя знания, полученные при изучении вводного курса.

Использовать результаты демонстрационного опыта для доказательства наличия в семенах воды, органических и минеральных солей.

Анализировать опыт, определять его цель, ход исследования, делать вывод на основе полученных результатов.

Совершенствовать навыки самостоятельной исследовательской работы при обнаружении опытным путём органических веществ в семенах растений.

28

Внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений.

Лабораторная работа №9

«Внутреннее строение семян».

1

Называть вегетативные органы зародыша семени, находить их на рисунках и натуральных объектах.

Сравнивать строение семян однодольных и двудольных растений в ходе лабораторной работы.

Формировать навыки исследовательской работы, овладевать методами наблюдения, описания, эксперимента. Минипроекты.

7. Классификация отдела Покрытосеменные.

29

Близкие и дальние «родственники» в отделе Цветковые растения.

1

Использовать знания о классификации живых организмов, полученные в курсе 5 класса.

Находить необходимые определения, изучавшиеся ранее, в словаре учебника.

Называть систематические группы, выделяемые при классификации цветковых растений.

Комментировать рисунок, иллюстрирующий деление отдела Покрытосеменные на группы.

Сравнивать признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные, пользуясь таблицей учебника.

30

Признаки классов Однодольные
и Двудольные.

Лабораторная работа № 10
«Определение принадлежности цветковых растений к классу».

1

Определять принадлежность растения к определённой группе (классу покрытосеменных).

Выявлять признаки класса, используя гербарные растения с указанием названия растения и класса, к которому оно отнесено.
Устанавливать принадлежность неизвестного растения к одному из классов покрытосеменных по изученным признакам.

31

Разнообразие двудольных растений.

1

Приводить примеры бобовых растений своей местности.

Называть общие признаки семейства.

Преобразовывать информацию обобщающего характера, представленную в рисунке, в устную речь.

Находить на рисунке признаки, соответствующие характеристике растений семейства Бобовые.

Готовить минипроекты о разнообразии двудольных растений, пользуясь дополнительной информацией из учебника, научно-популярной литературой, ресурсами Интернета.

32

Разнообразие однодольных растений. Контроль знаний  по теме.

1

Использовать ранее приобретённые знания о вегетативном размножении растений, строении видоизменённых подземных побегов, о запасающей ткани и вставочном росте у злаков.

Называть общие признаки класса Однодольные и общие признаки каждого из семейств.

Работать с рисунками учебника как с источниками новой информации.

8. Растения, живущие рядом с нами.

33

Природные сообщества

Повторение и обобщение знаний курса биологии.

* Экскурсия

«Выявление приспособлений цветковых растений к условиям обитания»

1

Использовать знания из вводного курса о приспособленности живых организмов к перенесению неблагоприятных условий.

Комментировать информацию о влиянии одних растений на другие, представленную в рисунках учебника.

Приводить примеры различных взаимоотношений организмов в природном сообществе.

Пояснять значение для растений и животных их ярусного расположения.

Выявлять в ходе экскурсии приспособления цветковых растений к условиям обитания.

34

Влияние деятельности человека
на окружающую среду. Защита проектов.

1

Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил поведения в живой природе.

Оценивать последствия деятельности человека для природы в своей местности.

Давать свою оценку значения экономической грамотности и эстетической культуры в деле охраны окружающей среды.

Всего

34

*Экскурсия может быть проведена на усмотрение учителя во время урока, либо как домашняя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...