Программа элективного курса «Биология животных» 11 класс
элективный курс по биологии (11 класс) на тему

Покровская Евгения Владимировна

Элективный курс авторов: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов «Биология животных» составлен они для 10-11 классов средних школ, гимназий и лицеев биолого-географического, химико-биологического, агротехнологического, медико-биологического и других направлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Биология животных»

11 класс

 

Пояснительная записка

                     В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.

                   Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.

                   Элективный курс авторов: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов «Биология животных» составлен они для 10-11 классов средних школ, гимназий и лицеев биолого-географического, химико-биологического, агротехнологического, медико-биологического и других направлений. В старших классах учащиеся уже обладают достаточным багажом биологических знаний, что позволяет изучать биологию животных  на более глубоком и детальном уровне. Данный курс содержат большой объём дополнительной информации.

                Данный элективный курс расширяет и систематизирует знания обучающихся по зоологии. Материал программы дает возможность подготовиться к сдаче ЕГЭ, к участию в олимпиадах, к поступлению в вузы биологического и медицинского профилей.

               Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ЕГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом,  научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым  материалом и микропрепаратами, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

      Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

     Отработка  навыка работы с кодификаторами в форме ЕГЭ,  умение отбирать  материал и  составлять отчёт о проделанной лабораторной  работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

              Программа содержит две главы «Подцарство Одноклеточные» и «Подцарство Многоклеточные».

             Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 11 классах средней школы.

Цель курса:

     Систематизация знаний  учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы и  подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).

        Задачи курса:

   1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках царств  живой природы: животных и простейших организмов.

   2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности  живых организмов.

   3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности  организмов.

   4. Развить коммуникативные способности учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • Классификацию животных и простейших организмов;
  • Особенности строения клеток животных простейших организмов;
  • Особенности строения бактериальной клетки;
  • Особенности строения тканей   животных;
  • Основные процессы жизнедеятельности;
  • Многообразие и распространение основных систематических групп животных, простейших организмов;
  • Происхождение основных типов и классов животных;
  • Значение животных. бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
  • определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к                   определенной систематической категории;
  • распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
  • характеризовать роль животных, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
  • изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной  и научно-популярной литературе, сети Интернет;
  • составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Содержание курса

Общее количество часов – 34ч.

Введение    (1 ч )

Систематика живой природы. Положение прокариотических  и эукариотических  организмов системе живой природы. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.

Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.

                                       

Раздел 1. Подцарство Одноклеточные. (Простейшие)      (5 ч.)

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и  жизнедеятельности человека.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения   простейших организмов.

Лабораторные и практические работы

  1. Многообразие простейших.
  2. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ.

                                         Раздел 2. Подцарство Многоклеточные.(28 ч.)

Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных.  Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые  черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • особенности строения клетки и тканей животного организма;
  • многообразие и особенности строения  основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые  черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
  • многообразие и особенности строения  основных классов типа Хордовые.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение животной клетки и  тканей животного организма..
  2. Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
  3.  Особенности строения рыб.
  4. Особенности строения птиц связанные с полётом.
  5. Особенности строения млекопитающих.
  6. Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ.

Методические рекомендации по проведению занятий

Использовать следующие методы – лекции, лабораторные работы, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ, заслушивание сообщений и докладов учащихся.

Ожидаемые результаты

Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств  живой природы: животных  и простейших организмов;  успешно пройти государственную  итоговую аттестацию (ГИА).

Рекомендуемая литература для обучающихся:

  1. Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1998.
  2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,2001.
  3. Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.
  4. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.
  5. Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.
  6. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992.
  7. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 2001.

                   

Рекомендуемая литература для учителей:

1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).

   2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М. : Большая              Российская энциклопедия,2001.

  3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.

  4.  Жизнь растений Т. 1-6. М. : Просвещение, 1974 - 1982.

  5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. – М. : ВАКО,  2005. (В помощь школьному учителю).

6. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М. : Дрофа, 2008.

  1. Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М. : Дрофа, 2008.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс.Универсальные поурочные разработки. – М. :ВАКО, 2006. (В помощь школьному учителю).

10. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).

 11. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М. :  Мир, 1992.

    12. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М. : Мир, 2001.

Тематическое планирование элективного курса

«Биология животных».

Тема

Дата

Демонстрации  

Фома  занятия

Форма контроля

Введение    (1 ч )

1.

Зоология – наука о животных

эволюция живой природы

лекция

Раздел 1. Подцарство Одноклеточные. (Простейшие)      (5 ч.)

2.

Особенности строения простейших.

Многообразие простейших

Л.р. №4

Многообразие простейших.

Отчет о лаб.раб.

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ.

3.

Тип Саркомастигофоры. Класс Жгутиковые

4.

Тип Саркомастигофоры. Класс Саркодовые

П.р. №3

Тренинги.

5.

Тип Инфузории

6.

Тип Апикомплексы

Раздел 2. Подцарство Многоклеточные.(28 ч.)

7.

Многоклеточные: происхождение и особенности строения. Тип кишечнополостные: общая характеристика

лекция

8.

Многообразие кишечнополостных

Многообразие кишечнополостных

9.

Тип Плоские черви: общая характеристика. Класс Ресничные черви

Многообразие плоских червей

лекция

10.

Класс Сосальщики (Трематоды)

11.

Класс Ленточные черви (Цестоды)

12.

Класс Круглые, или Первичнополостные, черви. Класс Собственно круглые черви (Нематоды)

Многообразие круглых червей

лекция

13.

Паразитические нематоды

14.

Тип Кольчатые  черви: общая характеристика

лекция

15.

Многообразие кольчатых червей

Многообразие кольчатых червей

16.

Тип Членистоногие: общая характеристика

Многообразие членистоногих.

Л.р. №6  Внешнее строение представителей типа Членистоногие.

Отчет о лаб.раб.

17.

Класс Ракообразные

18.

Класс Паукообразные

19.

Класс Насекомые

20.

Многообразие и значение насекомых

Многообразие насекомых

21.

Тип Моллюски

22.

Тип Хордовые: общая характеристика. Подтип Личиночно-хордовые

Многообразие хордовых.

лекция

23.

Подтип Бесчерепные

24.

Подтип Позвоночные, или Черепные: общая характеристика. Класс Круглоротые

25.

Надкласс Рыбы: общая характеристика. Класс Хрящевые рыбы

Многообразие рыб.

Л.р. №7 Особенности строения рыб.

Отчет о лаб.раб.

26.

Класс Костные рыбы

27-28.

Класс земноводные, или Амфибии. Общая характеристика и многообразие

Многообразие и развитие земноводных.

Сообщения учащихся, лекция

29-30.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика и многообразие

Многообразие пресмыкающихся.

Сообщения учащихся, лекция

31.

Класс птицы: общая характеристика

Особенности строения скелета птиц.

Л.р. №8 Особенности строения птиц связанные с полётом.

Отчет о лаб.раб.

32.

Многообразие птиц.

Многообразие класса птицы.

33.

Класс млекопитающиеОбщая характеристика

.

Л.р. №9 Особенности строения млекопитающих.

Отчет  о лаб.раб.

Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ЕГЭ.

34.

Многообразие млекопитающих

Многообразие млекопитающих

Прр. №4

Тренинги.

Итого :             34 часа;        Л.р. – 9,  Тренинги – 4.

 Используемая литература:

1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).

2. ГИА -2010 : Экзамен в новой форме : Биология: 9-й кл.: Тренировочные  варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2010 – ФИПИ.

3. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).

   4. Ресурсы Интернета      http://www.fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Биология" (животные) 7 класс, линия В.В.Пасечника.

Вданной программе изложены: темы уроков, согласно государственной программе по линии учебников В.В.Пасечника,  определены задачи каждого урока, сформулирован комплекс знаний и умений, которых дол...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС БИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

Элективный курс «Биология животных» предназначен для учащихся 10-11 классов химико-биологического профиля. При проведении занятий по элективному курсу возможно использование вузовских форм учебной дея...

Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"

   Программа элективного курса  «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...

Программа элективного курса "Экология животных"

Данная программа по биологическому образованию пронизана единой целью: совершенствование биологической культуры учащихся, приобретение ими прочных умений и навыков в области экологии и охраны окружающ...

Программа элективного курса биологии "Многообразие животного мира" 7 класс

Программа ориентирована на учащихся 7 классов, изучающих курс зоологии. Она предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроках. В программу включены ...

Рабочая программа элективного курса "Экология животных"

В рабочей программе  заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся экологических умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В ...