Авторская программа элективного курса по выбору для 9 класса по биологии "Использование знаний биологии в нефтехимической промышленности, медицине, экологии и микробиологии"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Юровская Лариса Леонидовна

Данная программа позволяет учащимся 9 классов орпеделиться с выбором будующей профессии, связанной сос знаниями в области биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_kursa_po_biologii.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство народного образования РБ

Аксаковская гимназия №11

Авторская программа

курса по выбору по биологии для 9 класса

«Использование знаний биологии в нефтехимической промышленности, медицине, экологии и микробиологии».

Автор – составитель

Юровская Л.Л.

учитель биологии

Аксаковской гимназии №11.

Уфа-2014 г.


Пояснительная записка

В современных условиях научно-технического прогресса, когда много технологий внедрено в производство, разработано огромное количество методик в разных отраслях народного хозяйства -  в основном среди работников в разных сферах встречаются исполнители, а требуются работники, использующий свой потенциал, которые могут дальше двигать направление производства в котором работают. Данная программа помогает учащимся адаптироваться в современных условиях, реализовать свои знания в успехе, помогает сориентироваться в выборе будущей профессии, особенно в условиях большого промышленного города Уфы, помогает раскрытию их способностей и склонностей к той или иной отрасли производства, медицине, а так же проявить творчество и инициативу в исследовательской деятельности намеченной самими учащимися в выбранной ими области.

Главное отличие этой программы от других состоит в раскрытии биологии как науки перспективной, задействованной в других науках, а также в индивидуальном подходе к учащимся.

Цели и задачи этой программы направлены на:

-Ознакомление учащихся с большим количеством профессий, в основе которых лежат биологические знания, выяснение связи биологии с химией, экологией и другими науками;

  • Воспитательной задачей является раскрытие у учащихся интересов к будущей профессии, основанных на осознанном выборе и значимости данного вида деятельности.
  • Важной задачей программы также является развития творческой познавательной активности учащихся, основанной на поиске новых, более эффективных методов, средств и организационных форм развития интересов учащихся к познавательной деятельности.

Социальной идеей в программе является внесение вклада в формирование у подрастающего поколения современной картины технологического прогресса, умение реализовать себя и свои возможности во все возрастающем многообразии направлений отраслей производства, медицине, спорта и других сферах общества.

Прогнозируемые результаты:

  1. учащиеся должны знать основные профессии, связанные с применением биологических  знаний, уметь пользоваться специфичной терминологией;
  2. Учащиеся должны определиться в каком направлении себя реализовать;
  3. Учащиеся должны уметь составлять свои модели будущей профессии и их защищать;

4)После окончания курса выбрать элективный курс в 10-11 кл, или обучение в профильном классе.

Критерии замера результатов:

  • прочность знаний;
  • умение анализировать, планировать, предвидеть, обобщать, сопоставлять знания;

-умение проводить исследовательскую работу и моделирование.

Данные критерии основаны на тестировании учащихся, моделировании проектов, исследовательской деятельности.

Программа рассчитана на учащихся 9-х классов (12-15 человек) 8 часов – 1 час в неделю. Программа рассчитана на учащихся, которые не определились с будущей профессией, но испытывают влечение к биологическим знаниям, помогает им в информационном плане составить представление о профессиях, связанных с биологией, дает возможность развить элементарные практические навыки той или иной профессии, а так же закрепление этих знаний в исследовательской работе по выбранному профилю. Образование учащиеся могут продолжить в мед. заведениях  среднего и высшего звена, Нефтяном институте, БГУ, БГПУ (биологические факультеты, физкультурный), спортивные (СУЗы).

Программа составлена для гимназии с филологическим направлением и рассчитана на учащихся из разных классов, интересующихся биологией. Данная программа апробируется.

Основными методами работы с детьми в программе являются объяснительно-иллюстративными, исследовательский, практическо-поисковый, моделирования, тестирования. Эти основные методы реализуются в разнообразных формах работы с учащимися – лекция (позволяет учащимся с первых шагов вникнуть в суть излагаемой проблемы, ознакомиться с положениями данных курсов, ориентировать учащегося на исследовательскую деятельность, формирует представления о возможных областях применения биологических знаний), экскурсии (позволяют получить представление о различных профессиях), практические занятия (позволяют теоретически осмыслить и обобщить полученные знания, провести исследовательскую работу), конференция (где учащиеся предоставляют свои модели выбранной профессии, защищают проекты, делают выборы и обобщения из полученного курса). Все эти методы и формы позволяют учащимся максимально проявить свою активность, развивают их эмоциональное восприятие и помогают выбору будущей профессии


Тема

Общее количество часов

Теоритич.

Практич.

Экскурсия

Индивид. работа

1

Введение. Роль биологии в современном производстве, медицине, спорте, экологии. Многообразие профессий и их социальная значимость.

1 ч

2

Значение медицины в современном обществе, мед. профессии, связь здоровья населения с экологией. Занятия спортом – главный показатель ЗОЖ.

1 ч

3

Мед. профессии, учебные заведения города, подготавливающих мед. работников.

Экскурсия в анатомический музей при мед. университете (1ч)

4

Связь биологии с химией. Нефтехимическое производство, микробиология(основные профессии работников в сфере нефтепереработки и микробиологии)

1 ч

5

Роль микроорганизмов в разложении хим. соединений в воде, их экологическая значимость. Профессии в микробиологии.

Экскурсия в филиал РАН, лабораторию микробиологии (1ч)

6

Исследования в области социальной значимости разных профессий, в области индивидуальных склонностей учащихся к определенному виду деятельности.

1 ч

7

Работа с учащимися над проектами (моделированием) будущей профессии, составление схем и планов творческих моделей.

8

Зачетная форма. Конференция «Защита моделей будущей профессии».

1 ч

9

Индивидуальная работа с учащимися по созданию творческих проектов.

6 ч

                                      Итого:       3ч               3ч                      2ч        

                                      Всего:       8ч + 6ч индивидуальная работа

Содержание программы

Тема 1

Введение. Раскрывается роль биологических знаний в современных профессиях, особенно актуальных для такого промышленного города, как Уфа - медицине, нефтехимическом производстве, экологии, микробиологии, спорте и др, раскрывается их социальная значимость, связь биологии с другими науками. Ориентация на практическую и исследовательскую деятельность по данному профилю. Составляются схемы, отражающие производства и профессии. Привлекается наглядность – фотографии людей разных профессий. Объяснительно-иллюстративный метод обеспечивает хорошее восприятие и усвоение готовой учебной информации.

Тема 2

Значение медицины в современном обществе, мед. профессии. На этом занятии конкретно рассматриваются медицинские профессии, учебные заведения, готовящие мед. работников, связь здоровья населения с экономическим состоянием окружающей среды и занятиями спортом. Экологические профессии и спортивная ориентация. Учебные заведения, готовящие экологов и спортивных деятелей. Основными использованными методами на этом занятии являются рассказ учителя, беседа, демонстрация наглядных пособий (схем, фотографий и т.п.), работа учащегося с литературой, выясняющей связь состояние окружающей среды, занятиями спортом и здоровьем населения. Интересно подобранные факты создают атмосферу эмоционального подъема у учащегося и интереса к данным вопросам.

Тема 3

После теоретических занятий запланирована экскурсия в анатомический музей при Мед. университете, где учащиеся знакомятся с мед. профессиями, а так же наглядно убеждаются в связи здоровья и образа жизни человека на примерах экспонатов здоровых и аномальных органов человеческого тела.

Тема 4

Связь биологии с химией. На этом занятии из цикла теоретических учащиеся знакомятся с профессиями нефтехимического производства такого актуального для нашей республики. На этом занятии раскрывается роль обслуживающего персонала на нефтеперегонных заводах, экологических профессий на территории хим. пром. зоны, роль микробиологии для процесса образования полезных ископаемых и очищение окружающей среды от химических отходов. Поднимающими интерес у учащихся по этой теме методами являются: рассказ учителя с хорошо подобранным фактическим материалом, демонстрацией фотографий, картин с изображением нефтеперегонных установок, коллекций полезных ископаемых, беседа с учащимися, приглашение людей (родственников) рассматриваемых профессий.

Тема 5

После теоретического занятия проводиться экскурсия, продолжающая начатую тему, в филиал биологии РАН, в лабораторию микробиологии. Здесь учащиеся знакомятся с деятельностью уфимских ученых по созданию бактерий – деструкторов фенола и его хлорированных производных, т.е. биологическим способом очистки питьевой воды. Таким образом значение данной науки для здоровья человека у учащихся уже не вызывает сомнений и остается ярким впечатлением на долгое время.

Тема 6

После проведенных теоретических и экскурсионных занятий учащиеся приступают к исследовательской деятельности в области социальной значимости рассмотренных профессий. Из подобранной учителем литературы учащиеся выявляют какие профессии более востребованы в настоящее время, их значимость, распределения на рынке труда, составляют схемы зависимости необходимости данной профессии и количества рабочих мест. На этом же занятии выясняются склонности учащегося к тому или иному профилю, проводится тестирование. В связи с намеченным профилем каждому учащемуся даётся задание - построить проект (модель) будущей профессии, подобрать литературу по данному вопросу.

Тема 7

На следующем занятии учитель проводит с каждым учащимся построение модели выбранной им профессии (консультации), помогает оформить работу в наглядном варианте.

Тема 8

На следующем итоговом занятии - зачетном проводится конференция «Защита моделей будущей профессии». Каждый учащийся должен изложить суть своей профессии, уметь пользоваться специальной терминологией, показать связь своей профессии с другими профессиями, уметь сравнивать результаты выбранной профессии с другими результатами, уметь и предвидеть развитие данной профессии в будущем, определять её социальную значимость.

Затем выступающему задаются вопросы другими учащимися, на которые он должен полно ответить.

По итогам конференции каждый учащийся аттестуется и говорит о своих планах на следующий год: будет ли он выбирать элективный курс в10-11 классах по биологии или другим предметам, если да, зачем он ему нужен, выберет ли он специальный класс и какой?, пойдет ли после 9-го класса поступать в СУЗ и какое.

В течении всего курса с учащимися проводится индивидуальная работа, не включенная в тематический план, в рамках которой проводятся консультации с каждым учащимся по созданию модели той или иной профессии, методом защиты своих проектов.      


Методические указания, замечания.

Данная программа может быть использована в гимназиях, лицеях и общеобразовательных школах, т.к. ориентирована на учащихся разных уровней подготовки, но проявляющей интерес к биологии. Для достижения наибольшего эффекта желательно адаптировать ее к местным условиям – производствам, экологической обстановке, развитию спорткомплексов и др, выделить наиболее актуальные профессии, изучить рынок труда востребованных профессий и согласно этому определить содержание программы. Особую трудность может вызвать организация экскурсий на производство, особенно это связано с оплатой труда лицу, проводящему экскурсию, пропуском на предприятие и т.п. организационные моменты. Этим вопросом может помочь администрация учебного заведения, а так же родители учащихся, работающие на данном предприятии.

Методы и формы данного элективного курса могут быть расширены, изменены по усмотрению авторов, но главное – они должны поддерживать неугасающий интерес учащихся к предмету. Исследовательские работы так же могут иметь другое направление, например, конкретные темы «Изменение артериального давления под влиянием продуктов, которые мы едим».

Данный курс может быть расширен до 16 часов, тогда могут быть включены и лабораторные работы, больше времени уделить исследовательской работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса

Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА элективного курса "Дизайн костюма" 9 класс

Авторская программа элективного курса для 9 класса...

Авторская программа элективного курса для 6-го класса "Секреты орфографии"

Программа спецкурса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня  в соответствии с программами по русском...

Авторская программа элективного курса "Природа Дона" 6 класс

Авторская программа элективного курса "Природа Дона" 6 класс...

Авторская программа элективного курса по математике 9 класс «Математика: подготовка к ОГЭ».

Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по математике выпускников 9 классов. В нее входят задания трех модулей ("Алгебра", "Геометрия", "Реальная математика"), подобные экза...

Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"

Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...

Авторская программа элективного курса по выбору "Три причины стать фармацевтом"

Программа элективного курса по выбору «Три причины – стать фармацевтом» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Программа данного курса по выбору дополняет и разви...