Урок " Растительные ткани"
презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему

Мещерякова Алла Наильевна

Сонин Н.И. Биология 6 класс. Презентация к уроку по теме:"Растительные ткани". Яркая презентация позволяет обучающимся легко усвоить предложенный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок №5 «Понятие «ткань». Растительные ткани. (слайд №1)

6 октября 2010год. 6 «А» класс.

Связь с другими предметами: информатика, технология.

Цели: познакомиться с особенностями строения и функции тканей растений как результатом их приспособленности к наземно-воздушной среде. (слайд №2)

Задачи:

1.Образовательные:

  • выяснить расположение, строение, значение механических и проводящих тканей; сформировать первое представление о передвижении веществ в растении;
  • установить взаимосвязь строения и функций изучаемых тканей;
  • сформулировать умения анализировать.

2.Развивающие:

  • развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
  • продолжить работу по формированию умения определять ткани по микрофотографиям;
  • развивать коммуникативные умения и навыки.
  • формирование у учащихся осознания того, что он изучает, как он может это делать результативно и зачем ему это нужно сейчас и в будущем.

      3.Воспитательные:

  • продолжить работу по формированию научного мировоззрения;
  • вовлечь учащихся в процесс оценивания;
  • формирование готовности аргументировано защищать свою позицию. (слайд №3)

Планируемый результат: называть, определять и описывать ткани растений, уметь устанавливать взаимосвязь строения с функцией.

 

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Форма урока: урок с внедрением ФГОС в средней школе (самооценивание, взаимооценивание уч-ся).

Оборудование: 

  • компьютер,
  • проектор,
  • таблицы,
  • фотографии тканей растений
  • рисунки учебника по данной теме (стр.29-31).

Методы обучения: частично – поисковый, проблемный, групповая работа, самостоятельная работа, творческая работа.

Основные понятия и термины урока:

Ткань, её виды (образовательная, основная, покровная, механическая, проводящая). Межклеточное вещество.

 Ход урока

  1. Организационный момент: 2 мин.

приветствие учителя;

      проверка готовности учащихся к уроку;

      сообщение темы и цели урока.  

II. Проверка домашнего задания: 7 мин.

1. Работа по карточкам (разноуровневые задания)

2. Творческое задание: «Какой бутерброд я съем в первую очередь?»; выставка работ учащихся: «Творческий митоз» (слайд №4,5)

III. Изучение нового материала: тема урока: Ткани растений.

Проблемный вопрос: над кем можно так издеваться: теребить (выдернуть с корнем), сушить, очёсывать, молотить, размочить в росе, поднять, мять, трепать, расчёсывать, вытягивать, прясть? (слайд №6)

Целеполагание: Чтобы ответить на этот вопрос мы должны узнать:

Какие ткани имеют растения?

Какова связь между строением и функциями тканей?

Где находится в растении данная ткань? (слайд №7)

Эвристическая беседа с элементами игры:

- Найдите, пожалуйста, в 5 разделе учебника (стр.29) информацию о том, в чём заключается отличие многоклеточных организмов от одноклеточных. (Работа с текстом учебника). (слайд №8,9)

- Где родились первые одноклеточные и многоклеточные организмы? (Жизнь зародилась в океане) (слайд №10)

- Значит, растения и животные были приспособлены к жизни в воде.  Какие самые известные растения в океане? (водоросли) (слайд №11)

- Почему никто не дарит водоросли на День рождения? (водоросли не стоят в вазе, им нужно плавать в воде) (слайд №12)

- Есть ли скелет у наземных растений? (нет) (слайд №13)

- Почему наземные растения находятся в прямостоячем положении? (у наземных растений есть специализированные клетки, выполняющие эту функцию)

- А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись этими клетками. Запишем определение «ткань», «межклеточное вещество» в тетрадь. (слайд №14) Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем,  для чего они ей нужны будут на суше (работа в группе).

- Для каждой потребности в растении есть специальные ткани. Фотографии растительных тканей лежат у вас на партах. Они пронумерованы. Как они называются, вы сами узнаете, если бегло прочитаете материал на стр. 30-31, обращая внимание на выделенные слова(индивидуальная работа). В каждой группе у нас есть эксперты, которые вам помогут(групповая работа). Результат работы: заполнение таблицы «Сравнительная характеристика тканей растений»(разноуровневое задание). В первой колонке проставить номера фотографий, соответствующих данному типу ткани.

Тип тканей

Где расположена

Форма и размеры клеток

Внутреннее строение

Особенности жизнедеятельности

Функции

1.Образовательная

Верхушка корня, стебля

Округлые, мелкие

Крупные ядра, нет вакуолей

Постоянное деление

Рост корня и стебля.

2.Покровная

Кожица листа, кора дерева

Мелкие и средние

Плотно примыкают друг к другу

Клетки могут быть живые и мертвые.

 Оболочки  толстые, прочные.

1) Защита.

2) Связь растения с внешней средой:

а) устьица,

б) чечевички (дыхание, испарение воды).

3.Механическая

Жилки листа, волокна стебля.

Скорлупа грецкого ореха, косточка абрикоса

Вытянутые клетки

Каменистые клетки

Оболочка утолщена, одревесневела. Живое содержимое часто отсутствует.

Мёртвые клетки.

Опора.

Защита.

4.Проводящая

Корень, стебель, лист.

Напоминают трубочки.

Остались оболочки клеток, между ними есть отверстия.

Живые клетки – лубяные волокна, ситовидные трубки.

Мёртвые клетки – сосуды древесины.

Передвижение веществ.

5.Основная

Мякоть листа, плодов.

Сердцевина стебля и корня, мягкие части цветка, главная масса коры

Округлые.

Крупные и средние

Есть хлоропласты.

Ядро у стенки, крупные вакуоли, хорошо развито межклеточное вещество.

Образуются органические вещества из неорганических.

Превращение и накопление веществ.

Фотосинтез.

Запас питательных веществ.

Афиширование результатов: (слайд №15) (сколько всего тканей?).

-Что нужно растениям для жизни на суше?

Вывод: Для жизни на суше нужны ткани. (слайды №16, 17, 18, 19, 20, 21, 22)

- И наша водоросль, если и приобретёт эти ткани, то сможет жить на суше. Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет) Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения , которые вышли на сушу называются - Псилофиты. (слайд №23)

- Сможем мы сейчас ответить на вопрос: над кем можно так издеваться: теребить (выдернуть с корнем)? Сушить, очёсывать, молотить? Размочить в росе? Поднять, мять, трепать, расчёсывать, вытягивать, прясть? (над каким-то растением).

- Совершенно верно. Это растение – лён. (слайд №24)  С какой тканью этого растения всё это можно проделать? (с механической. Потому, что она самая прочная) (слайд №25)

- Учитель предлагает каждому учащемуся оценить свою работу в группе.

- Сегодня мы попробуем новую систему оценивания.

 Работа по карточкам – мах 3 балла;

Творческое задание группы - мах 3 балла;

Заполнение таблицы - мах 3 балла;

Самооценивание в группах - мах 5 баллов.

Взаимооценка – мах 3 балла.

Оценка учителя – мах 5 баллов.

Оценка «5» - 22-17 баллов

Оценка «4» - 16-11 баллов

Оценка «3» - 10 баллов (слайд №26)

Итоги вашей деятельности вы можете найти на сайте школы. Там будет размещена таблица продвижения результатов. Вы и ваши родители смогут познакомиться сегодня с оценками за урок.

IV. Закрепление:

1. Демонстрация фотографий с цифрового микроскопа.

Задание: Попробуйте узнать, какие типы тканей на экране.(фронтально) (слайд №27-34)

2. Работа с раздаточным материалом (в паре):

Определить тип тканей у следующих объектов: (слайд №35)

  • Берёста -
  • Мякоть томата -
  • Кедровые орешки -
  • Верхушка стебля -
  • Жилка листа -

V. Домашнее задание: стр. 30-31для всех. Экспертам составить таблицу «Ткани животных» в тетради (каждому эксперту – своя ткань).

* мини-сочинение: I вариант: «Путешествие внутри растения»? II вариант: «Как в жизни человека используются ткани растений?» (на дополнительную оценку). (слайд №36)

Источники информации: (слайд №37)

  1. http://ecoera.ucoz.ua/publ/20-1-0-107
  2. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/papina/bolprak/R_3_1.html
  3. http://www.help-rus-student.ru/icon/icon38080.htm
  4. http://www.geology.wisc.edu/homepages/g100s2/public_html/history_of_life.htm
  5. http://myalbums.ya1.ru/site/album/id/22016.html
  6. http://botweb.uwsp.edu/Anatomy/
  7. http://festival.1september.ru
  8. http://stranazdorovie.com.ua/articles.php?news_id=714
  9. http://marketing.rbc.ru/news_research/25/06/2008/562949953428856.shtml
  10. http://maggricom.ru/product2/detail.php?ID=17
  11. http://www.narashvat.ru/advert/detailed/182080/
  12. http://www.livemaster.ru/item/122918-odezhda-shal-lnyanaya-ruchnoe-kruzhevo
  13. Н.И.Сонин, Биология живой организм, 6 класс, Дрофа, М.,
  14. Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” Ярославль. Академия развития. 2002г.
  15.  http://aquariophiliedquebec.forumactif.com/a-vendre-f15/grande-vente-t671.htm
  16. http://www.coolgraf.ru/tags/psd/
  17. http://www.newsdozor.ru/index.php?topic=18322.0;prev_next=next

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология лабораторной работы: извлечение ДНК из растительных тканей

Занятие для профильной группы, позволяющее повысить интерес к предмету и способствующий профориентации....

Реферат "Представление о растительной ткани. Классификация тканей."

В данном реферате будут  даны  представления и классификация  растительной ткани;  особенности различных её видов....

План конспект урока Основные растительные ткани и их функции

Основные растительные ткани и их функции...

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"  к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...

Растительные ткани_Подготовка к ГИА

Растительные ткани_Подготовка к ГИА...

Методическая разработка по теме «Микромир растительных тканей» для организации проектно-исследовательской деятельности с учащимися 5-7 классов с применением фолдскопов.

Использование фолдскопа со смартфоном дает возможность получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата), рассмотреть его на экране монитора (при работе в группе или в классах с мал...

Тема урока: Виды тканей: растительного, животного, синтетическое волокно.

Вид урока: сообщение новых знанийЦель урока: Способствовать формированию хозяйственно-бытовых компетенцийЗадачи:   Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные е...


 

Комментарии

Кривоногова Юлия Анатольевна

yesАлла Наильевна, спасибо за такой подробный и понятный план урока. Успеха Вам в работе и творческих идей.