Урок " Растительные ткани"
презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему
Сонин Н.И. Биология 6 класс. Презентация к уроку по теме:"Растительные ткани". Яркая презентация позволяет обучающимся легко усвоить предложенный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок №5 «Понятие «ткань». Растительные ткани. (слайд №1)
6 октября 2010год. 6 «А» класс.
Связь с другими предметами: информатика, технология.
Цели: познакомиться с особенностями строения и функции тканей растений как результатом их приспособленности к наземно-воздушной среде. (слайд №2)
Задачи:
1.Образовательные:
- выяснить расположение, строение, значение механических и проводящих тканей; сформировать первое представление о передвижении веществ в растении;
- установить взаимосвязь строения и функций изучаемых тканей;
- сформулировать умения анализировать.
2.Развивающие:
- развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
- продолжить работу по формированию умения определять ткани по микрофотографиям;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
- формирование у учащихся осознания того, что он изучает, как он может это делать результативно и зачем ему это нужно сейчас и в будущем.
3.Воспитательные:
- продолжить работу по формированию научного мировоззрения;
- вовлечь учащихся в процесс оценивания;
- формирование готовности аргументировано защищать свою позицию. (слайд №3)
Планируемый результат: называть, определять и описывать ткани растений, уметь устанавливать взаимосвязь строения с функцией.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Форма урока: урок с внедрением ФГОС в средней школе (самооценивание, взаимооценивание уч-ся).
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- таблицы,
- фотографии тканей растений
- рисунки учебника по данной теме (стр.29-31).
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный, групповая работа, самостоятельная работа, творческая работа.
Основные понятия и термины урока:
Ткань, её виды (образовательная, основная, покровная, механическая, проводящая). Межклеточное вещество.
Ход урока
- Организационный момент: 2 мин.
приветствие учителя;
проверка готовности учащихся к уроку;
сообщение темы и цели урока.
II. Проверка домашнего задания: 7 мин.
1. Работа по карточкам (разноуровневые задания)
2. Творческое задание: «Какой бутерброд я съем в первую очередь?»; выставка работ учащихся: «Творческий митоз» (слайд №4,5)
III. Изучение нового материала: тема урока: Ткани растений.
Проблемный вопрос: над кем можно так издеваться: теребить (выдернуть с корнем), сушить, очёсывать, молотить, размочить в росе, поднять, мять, трепать, расчёсывать, вытягивать, прясть? (слайд №6)
Целеполагание: Чтобы ответить на этот вопрос мы должны узнать:
Какие ткани имеют растения?
Какова связь между строением и функциями тканей?
Где находится в растении данная ткань? (слайд №7)
Эвристическая беседа с элементами игры:
- Найдите, пожалуйста, в 5 разделе учебника (стр.29) информацию о том, в чём заключается отличие многоклеточных организмов от одноклеточных. (Работа с текстом учебника). (слайд №8,9)
- Где родились первые одноклеточные и многоклеточные организмы? (Жизнь зародилась в океане) (слайд №10)
- Значит, растения и животные были приспособлены к жизни в воде. Какие самые известные растения в океане? (водоросли) (слайд №11)
- Почему никто не дарит водоросли на День рождения? (водоросли не стоят в вазе, им нужно плавать в воде) (слайд №12)
- Есть ли скелет у наземных растений? (нет) (слайд №13)
- Почему наземные растения находятся в прямостоячем положении? (у наземных растений есть специализированные клетки, выполняющие эту функцию)
- А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись этими клетками. Запишем определение «ткань», «межклеточное вещество» в тетрадь. (слайд №14) Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем, для чего они ей нужны будут на суше (работа в группе).
- Для каждой потребности в растении есть специальные ткани. Фотографии растительных тканей лежат у вас на партах. Они пронумерованы. Как они называются, вы сами узнаете, если бегло прочитаете материал на стр. 30-31, обращая внимание на выделенные слова(индивидуальная работа). В каждой группе у нас есть эксперты, которые вам помогут(групповая работа). Результат работы: заполнение таблицы «Сравнительная характеристика тканей растений»(разноуровневое задание). В первой колонке проставить номера фотографий, соответствующих данному типу ткани.
Тип тканей | Где расположена | Форма и размеры клеток | Внутреннее строение | Особенности жизнедеятельности | Функции |
1.Образовательная | Верхушка корня, стебля | Округлые, мелкие | Крупные ядра, нет вакуолей | Постоянное деление | Рост корня и стебля. |
2.Покровная | Кожица листа, кора дерева | Мелкие и средние | Плотно примыкают друг к другу | Клетки могут быть живые и мертвые. Оболочки толстые, прочные. | 1) Защита. 2) Связь растения с внешней средой: а) устьица, б) чечевички (дыхание, испарение воды). |
3.Механическая | Жилки листа, волокна стебля. Скорлупа грецкого ореха, косточка абрикоса | Вытянутые клетки Каменистые клетки | Оболочка утолщена, одревесневела. Живое содержимое часто отсутствует. | Мёртвые клетки. | Опора. Защита. |
4.Проводящая | Корень, стебель, лист. | Напоминают трубочки. | Остались оболочки клеток, между ними есть отверстия. | Живые клетки – лубяные волокна, ситовидные трубки. Мёртвые клетки – сосуды древесины. | Передвижение веществ. |
5.Основная | Мякоть листа, плодов. Сердцевина стебля и корня, мягкие части цветка, главная масса коры | Округлые. Крупные и средние | Есть хлоропласты. Ядро у стенки, крупные вакуоли, хорошо развито межклеточное вещество. | Образуются органические вещества из неорганических. Превращение и накопление веществ. | Фотосинтез. Запас питательных веществ. |
Афиширование результатов: (слайд №15) (сколько всего тканей?).
-Что нужно растениям для жизни на суше?
Вывод: Для жизни на суше нужны ткани. (слайды №16, 17, 18, 19, 20, 21, 22)
- И наша водоросль, если и приобретёт эти ткани, то сможет жить на суше. Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет) Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения , которые вышли на сушу называются - Псилофиты. (слайд №23)
- Сможем мы сейчас ответить на вопрос: над кем можно так издеваться: теребить (выдернуть с корнем)? Сушить, очёсывать, молотить? Размочить в росе? Поднять, мять, трепать, расчёсывать, вытягивать, прясть? (над каким-то растением).
- Совершенно верно. Это растение – лён. (слайд №24) С какой тканью этого растения всё это можно проделать? (с механической. Потому, что она самая прочная) (слайд №25)
- Учитель предлагает каждому учащемуся оценить свою работу в группе.
- Сегодня мы попробуем новую систему оценивания.
Работа по карточкам – мах 3 балла;
Творческое задание группы - мах 3 балла;
Заполнение таблицы - мах 3 балла;
Самооценивание в группах - мах 5 баллов.
Взаимооценка – мах 3 балла.
Оценка учителя – мах 5 баллов.
Оценка «5» - 22-17 баллов
Оценка «4» - 16-11 баллов
Оценка «3» - 10 баллов (слайд №26)
Итоги вашей деятельности вы можете найти на сайте школы. Там будет размещена таблица продвижения результатов. Вы и ваши родители смогут познакомиться сегодня с оценками за урок.
IV. Закрепление:
1. Демонстрация фотографий с цифрового микроскопа.
Задание: Попробуйте узнать, какие типы тканей на экране.(фронтально) (слайд №27-34)
2. Работа с раздаточным материалом (в паре):
Определить тип тканей у следующих объектов: (слайд №35)
- Берёста -
- Мякоть томата -
- Кедровые орешки -
- Верхушка стебля -
- Жилка листа -
V. Домашнее задание: стр. 30-31для всех. Экспертам составить таблицу «Ткани животных» в тетради (каждому эксперту – своя ткань).
* мини-сочинение: I вариант: «Путешествие внутри растения»? II вариант: «Как в жизни человека используются ткани растений?» (на дополнительную оценку). (слайд №36)
Источники информации: (слайд №37)
- http://ecoera.ucoz.ua/publ/20-1-0-107
- http://e-lib.gasu.ru/eposobia/papina/bolprak/R_3_1.html
- http://www.help-rus-student.ru/icon/icon38080.htm
- http://www.geology.wisc.edu/homepages/g100s2/public_html/history_of_life.htm
- http://myalbums.ya1.ru/site/album/id/22016.html
- http://botweb.uwsp.edu/Anatomy/
- http://festival.1september.ru
- http://stranazdorovie.com.ua/articles.php?news_id=714
- http://marketing.rbc.ru/news_research/25/06/2008/562949953428856.shtml
- http://maggricom.ru/product2/detail.php?ID=17
- http://www.narashvat.ru/advert/detailed/182080/
- http://www.livemaster.ru/item/122918-odezhda-shal-lnyanaya-ruchnoe-kruzhevo
- Н.И.Сонин, Биология живой организм, 6 класс, Дрофа, М.,
- Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” Ярославль. Академия развития. 2002г.
- http://aquariophiliedquebec.forumactif.com/a-vendre-f15/grande-vente-t671.htm
- http://www.coolgraf.ru/tags/psd/
- http://www.newsdozor.ru/index.php?topic=18322.0;prev_next=next
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология лабораторной работы: извлечение ДНК из растительных тканей
Занятие для профильной группы, позволяющее повысить интерес к предмету и способствующий профориентации....
Реферат "Представление о растительной ткани. Классификация тканей."
В данном реферате будут даны представления и классификация растительной ткани; особенности различных её видов....
План конспект урока Основные растительные ткани и их функции
Основные растительные ткани и их функции...
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани" к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...
Растительные ткани_Подготовка к ГИА
Растительные ткани_Подготовка к ГИА...
Методическая разработка по теме «Микромир растительных тканей» для организации проектно-исследовательской деятельности с учащимися 5-7 классов с применением фолдскопов.
Использование фолдскопа со смартфоном дает возможность получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата), рассмотреть его на экране монитора (при работе в группе или в классах с мал...
Тема урока: Виды тканей: растительного, животного, синтетическое волокно.
Вид урока: сообщение новых знанийЦель урока: Способствовать формированию хозяйственно-бытовых компетенцийЗадачи: Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные е...
Комментарии
Урок растительные ткани
Алла Наильевна, спасибо за такой подробный и понятный план урока. Успеха Вам в работе и творческих идей.