Тема урока: Виды тканей: растительного, животного, синтетическое волокно.
план-конспект занятия по технологии (5 класс)

Вид урока: сообщение новых знаний

Цель урока:

Способствовать формированию хозяйственно-бытовых компетенций

Задачи:  

  • Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные её свойства, с назначением вещей; развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение; воспитывать бережное отношение к одежде, интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.
  • Познакомить детей с видами тканей, их свойствами, с профессиями, связанными с производством тканей и одежды. Ознакомить учащихся с условными обозначениями на ярлыках одежды.
  • Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде.
  • Расширять кругозор, словарный запас, познавательные интересы, коррегировать внимание.

Методы и формы обучения:  АМО «Светофор», фронтальное объяснение, упражнение на коррекцию внимания

Оборудование:  м/медийный проектор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._vidy_tkaney.docx948.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:    Виды тканей: растительного, животного, синтетическое волокно.

Вид урока: сообщение новых знаний

Цель урока:

Способствовать формированию хозяйственно-бытовых компетенций

Задачи:  

  • Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные её свойства, с назначением вещей; развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение; воспитывать бережное отношение к одежде, интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.
  • Познакомить детей с видами тканей, их свойствами, с профессиями, связанными с производством тканей и одежды. Ознакомить учащихся с условными обозначениями на ярлыках одежды.
  • Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде.
  • Расширять кругозор, словарный запас, познавательные интересы, коррегировать внимание.

Методы и формы обучения:  АМО «Светофор», фронтальное объяснение, упражнение на коррекцию внимания

Оборудование:  м/медийный проектор

 

Ход  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

Организация начала урока

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Настраиваются на работу.

Коррекция поведения, умения переключаться с отдыха на учебную работу, коррекция внимания.

        2.   Актуализация знаний

Цель:  установить уровень усвоения материала предыдущих знаний, знаний по теме; привлечь внимание и вызвать интерес к теме.

*Просмотреть видеоряд и ответить на вопросы

 - Назовите названия  предметов одежды

- на какие группы по назначению их можно разделить?

- из каких тканей шьют эти предметы одежды?

Индивидуальный подход:

Помощь при формулировке ответов.

Вовлечение в беседу.

Итак, запишем тему:

Виды тканей

Дают ответы на вопросы учителя.

 

Просматривают видеоряд, задают вопросы.

Коррекция зрительного внимания, памяти через просмотр презентации.

Коррекция произвольного внимания через слушание ответов товарищей, дополнение.

 

3. Физминутка/ Гимнастика для глаз  

Цель: смена деятельности; отдых для глаз, снятие напряжения

Сейчас мы с вами отдохнём от работы, выполним упражнения.

Упражнения для верхнего отдела позвоночника, упражнения для глаз

Обучающиеся выполняют упражнения

Коррекция поведения, умения переключаться с учебной работы на отдых.

4. Новые знания

Цель: дать новые сведения

 Информация по новой теме:

История возникновения тканей.

История возникновения ткани прослеживается с самого начала развития человечества.   Первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Первобытные люди так же, сплетая волокна конопли, осоки, крапивы, льна, начали создавать тканое полотно.  С годами мастера по производству ткани усовершенствовались, применяли различные методики, пробовали новые технологии.   Более качественные и сложные типы ткачи изготавливали уже на первых ткацких станках, которые изначально появились в азиатских странах. Около 5 веков до нашей эры появляется первое ткацкое устройство, которое состоит из большой деревянной рамы, на которую закрепляли нити и плели ткань. В закрепленные на раме нити ткач при помощи челнока вплетал поперечные нитки. Работа по созданию тканого полотна была очень трудоемкой и занимала большое количество времени, но, полотно получалось довольно плотным и толстым. Такая ткань среди людей пользовалась большим спросом. Со временем ткацкие станки стали появляться практически в каждом доме. На них изготавливали постельное белье, полотенца и одежду.

* Знакомство с видами тканей (таблицы 1, 2)

1. Хлопок. Хлопок представляет собой натуральное волокно растительного происхождения. Хлопчатобумажные ткани являются очень прочными, теплыми и мягкими на ощупь, хорошо впитывают влагу. Они допускают частую стирку, кипячение, устойчивы к воздействию высоких температур, во влажном состоянии хорошо поддаются влажно-тепловой о6роботке (в литературе для ее обозначения часто используется аббревиация — ВТО.

Хлопчатобумажные ткани очень различны по внешнему виду - от тонких и нежных (маркиз батист) до плотных и прочных (джинсовая, брезент).

Хлопок почти не греет, т. е. он идеально подходит для летней одежды, так же он хор для:

  • постельного, столового, детского белья;
  • занавесок;
  • декоративных целей.

2. Лен. Это натуральное волокно растительного происхождения (из стеблей льна). Он очень прочный, его можно часто стирать. На ощупь ткани изо льна скользкие и холодные, поэтому их используют для летней одежды. Они хорошо впитывают влагу. Если льняная ткань не содержит примесей каких - либо других волокон, она сильно мнется при эксплуатации. Поэтому она не подходит для фасонов со складками и сложного кроя - такую одежду придется слишком часто гладить. Добавление других волокон в состав льняных тканей делает их более стойкими. Кипятить лен в щелочных растворах не рекомендуется, так как при этом наблюдается потеря прочности волокон.

Они прекрасно подходят для:

  • столового, постельного белья;
  • летней одежды;
  • вышивания;
  • декоративных целей и обивки мебели.

3. Шерсть. Шерстяные ткани производятся из шерсти овец, коз, верблюдов, кроличьего пуха.

Шерстяные ткани - мягкие, эластичные, обеспечивают теплоизоляцию и обладают упругостью, поддаются формообразованию, позволяя надолго закреплять складки при ВТО и выполнять плиссировку. Отличительными свойствами шерстяных тканей являются гигроскопичность, а также стойкость к сминанию.

 Недостатком шерстяных тканей является чувствительность к стирке и кипячению, а также слабая прочность на истирание и разрыв. Неумелая стирка этих тканей может вызвать их сволакивание и усадку. Стирают их только вручную, стиральным порошком для тонких шерстяных тканей и подвергают утюжке с изнаночной стороны через хлопчатобумажную ткань. Кроме того, шерсть нельзя сушить в сушильном устройстве, на радиаторах и на солнце.

 Добавка к шерсти других волокон делает ее боя упругой и несминаемой, а также уменьшает ее сволачиваемость.

4. Натуральный шелк. Это натуральное волокно животного происхождения (из нитей кокона гусеницы).

Ткани из натурального шелка на ощупь гладкие, мягкие и приятно ощущаются на теле. На вид они блестящие, поддаются укладыванию в складки, хорошо и красиво драпируются.

Они прочные и обладают большой упругостью. Шелковые ткани чувствительны к нагреванию и становятся ломкими, хрупкими и жесткими. Одежду из шелка нельзя сушить на солнце и отопительных радиаторах. Производить ВТО следует во влажном состоянии, умеренно нагретым утюгом. При стирке любой шелк сильно линяет, его нельзя тереть, выжимать и выкручивать, а следует хорошо прополоскать в теплой, а затем в холодной воде. При последнем полоскании можно добавить немного С/4 чашки) уксуса, это освежает цвет.  

* Записать в тетради таблицу (приложение  2)

Оформление записи в тетрадях.

 

 

Расширение словарного запаса через включение в речь новых слов

Индивидуальный подход при сообщении новых знаний.

 

5. Закрепление полученных знаний

Цель: закрепить полученные знания

  Упражнение на коррекцию внимания выдаётся индивидуально каждому ученику: 

* Зачеркнуть в заданном тексте (текст о видах ткани) буквы «а – красным, о- синим,  и – чёрным цветом» и своими словами кратко рассказать о чём прочитали (приложение 3)

* Отгадать загадки:

  1. Летают пальцы птицами –
    Поток струится ситцевый.
    Летают пальцы пчёлками –
    Поток струится шёлковый.
    (Ткачиха.)
  2. Рубашку сможет он пошить 

              Из ткани вам льняной.

              К ней пуговки затем пришить-

               На то он и 

                                     портной).
 * Записать в тетрадях названия профессий:

Швея  - ______________            _________

Портной –   ________________          _______________

Ткач –   ________________          _______________

Прядильщица  –   ________________          _______________

Закройщица  –   ________________          _______________

Подобрать из списка соответствующие слова, обозначющие действия,  выполняемые этими работниками и предметы действий

Шьёт, пишет, выпекает, ткёт, строит, прядёт, продаёт, лечит, стрижёт, выкраивает.

Одежда, юбка, пирог, причёска, продукты, пациент, полотно, пряжа

выполняют инструкцию учителя

выполняют инструкцию учителя

 Использование привлекательности игровой деятельности  для поддержания интереса и концентрации внимания на задании.

Индивидуальный подход:

Помощь   по необходимости. Поощрение за активную работу

Развитие словесно-логического мышления

 6. Подведение итогов  урока.

АМО

«Светофор»

Цель и задачи: оценить свою работу на уроке и вклад в работу группы, создать ситуации успеха.

АМО

Название: «Светофор»

Материалы:  ватман, кружки бумаги красного, желтого и зеленого цветов (по 3 на каждого ученика)

Технология проведения: Педагог предлагает каждому оценить свой вклад в работу группы и оценить свою работу на уроке: красный – не доволен собой, так как   сделал не все, что мог; желтый – доволен наполовину, так как мог бы поработать лучше; зеленый – молодец, совсем справился и сделал все что мог для того, чтобы группа справилась с заданиями. Кружки наклеиваются на плакат с изображением светофора.  

Индивидуальный подход:

Помощь при формулировке ответов.

Вовлечение в беседу

Поощрение за активную работу

 Оценивают свою работу

Развитие регулирующей функции речи через объяснение, рассуждение.

7. Рефлексия  

 - Что вам запомнилось на уроке?

 - Как вы думаете, эти знания пригодятся вам в повседневной жизни?

- Понравился ли вам урок?

- Какой момент урока понравился больше всех?

Индивидуальный подход:

Помощь при формулировке ответов.

Вовлечение в беседу

Дают ответы на вопросы учителя.

Развитие регулирующей функции речи через объяснение, рассуждение.

Создание благоприятного эмоционального фона занятия, ощущения удовлетворенности собственной деятельностью.

Приложение 1

Screenshot_1.png

Приложение 2

          Screenshot_2.png

Приложение 3

Хлопок. Хлопок представляет собой натуральное волокно растительного происхождения. Хлопчатобумажные ткани являются очень прочными, теплыми и мягкими на ощупь, хорошо впитывают влагу. Они допускают частую стирку, кипячение, устойчивы к воздействию высоких температур, во влажном состоянии хорошо поддаются влажно-тепловой о6роботке (в литературе для ее обозначения часто используется аббревиация — ВТО.

Хлопчатобумажные ткани очень различны по внешнему виду - от тонких и нежных (маркиз батист) до плотных и прочных (джинсовая, брезент).

Хлопок почти не греет, т. е. он идеально подходит для летней одежды, так же он хор для:

  • постельного, столового, детского белья;
  • занавесок;
  • декоративных целей.

Лен. Это натуральное волокно растительного происхождения (из стеблей льна). Он очень прочный, его можно часто стирать. На ощупь ткани изо льна скользкие и холодные, поэтому их используют для летней одежды. Они хорошо впитывают влагу. Если льняная ткань не содержит примесей каких - либо других волокон, она сильно мнется при эксплуатации. Поэтому она не подходит для фасонов со складками и сложного кроя - такую одежду придется слишком часто гладить. Добавление других волокон в состав льняных тканей делает их более стойкими. Кипятить лен в щелочных растворах не рекомендуется, так как при этом наблюдается потеря прочности волокон.

Они прекрасно подходят для:

  • столового, постельного белья;
  • летней одежды;
  • вышивания;
  • декоративных целей и обивки мебели.

Шерсть. Шерстяные ткани производятся из шерсти овец, коз, верблюдов, кроличьего пуха.

Шерстяные ткани - мягкие, эластичные, обеспечивают теплоизоляцию и обладают упругостью, поддаются формообразованию, позволяя надолго закреплять складки при ВТО и выполнять плиссировку. Отличительными свойствами шерстяных тканей являются гигроскопичность, а также стойкость к сминанию.

Недостатком шерстяных тканей является чувствительность к стирке и кипячению, а также слабая прочность на истирание и разрыв. Неумелая стирка этих тканей может вызвать их сволакивание и усадку. Стирают их только вручную, стиральным порошком для тонких шерстяных тканей и подвергают утюжке с изнаночной стороны через хлопчатобумажную ткань. Кроме того, шерсть нельзя сушить в сушильном устройстве, на радиаторах и на солнце. Добавка к шерсти других волокон делает ее боя упругой и несминаемой, а также уменьшает ее сволачиваемость.

Натуральный шелк. Это натуральное волокно животного происхождения (из нитей кокона гусеницы).

Ткани из натурального шелка на ощупь гладкие, мягкие и приятно ощущаются на теле. На вид они блестящие, поддаются укладыванию в складки, хорошо и красиво драпируются.

Они прочные и обладают большой упругостью. Шелковые ткани чувствительны к нагреванию и становятся ломкими, хрупкими и жесткими. Одежду из шелка нельзя сушить на солнце и отопительных радиаторах. Производить ВТО следует во влажном состоянии, умеренно нагретым утюгом. При стирке любой шелк сильно линяет, его нельзя тереть, выжимать и выкручивать, а следует хорошо прополоскать в теплой, а затем в холодной воде. При последнем полоскании можно добавить немного С/4 чашки) уксуса, это освежает цвет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....

«Плавание в океане сил» Тема урока: «Виды сил»

выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, обобщить материал как систему знаний;  формирование самостоятельности  мышления учащи...

технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."

технологическая карта урока по теме : "Многообразие клеток. Ткани растительного организма."...

Урок по профильному труду (столярное дело) 9 класс. Тема урока: Виды пиломатериала: брусья, доски, бруски, обапол, рейки, дощечки, планки.

Цели урока:обучающие:·         научить учащихся разбираться в пиломатериалах,коррекционная:развить трудовые навыки и умения обучающихся;развивать воображ...

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»

Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9  классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...

Открытый урок ПМ.01 «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов». Тема урока: «ВИДЫ ПРОРЕЗНЫХ КАРМАНОВ» от 25.04.2023 г.

Урок профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов» МДК.01.01. «Технология обработки текстильных изделий» на тему: ...