Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
методическая разработка по русскому языку по теме

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1odnosostavnye_predlozheniya.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       -1-

            Тема урока:  Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы.

        Методы и приемы, используемые на уроке:

Методы: репродуктивный, практический.

Приемы: беседа по вопросам, речевая ситуация, комплексный анализ текста, тестирование.

Виды деятельности учащихся на уроке: анализ текста и предложений, монолог на лингвистическую тему, творческая работа, связанная с воспитательной задачей, различные виды грамматических разборов.

Виды речевой деятельности:  1.Слушание. 2.Говорение. З.Чтение. 4.Письмо

Оборудование, наглядность: таблица-схема «Виды односоставных предложений», раздаточный материал.

Цели для учащихся:

1 .Усвоить понятия об односоставных предложениях.

2.Уметь различать односоставные и двусоставные предложения.

3 .Уметь находить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в

речи определенно-личные предложения. 4.Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях, одна часть

которого - односоставное предложение.

Цели для учителя:

1.Развивать умение определять виды односоставных предложений. 2.Формировать навык постановки запятой в сложном предложении.

3 .Развивать умение характеристики текстов, различных стилей и типов

речи.

4.Совершенствовать умение комплексного анализа текста с целью

подготовки к экзамену в форме ЕГЭ.

5.Продолжить работу по духовно-нравственном

- 2-

ХОД УРОКА

1.Этап актуализации.

     1. Вступительное слово учителя.

     2. Проверка домашнего задания.

3. Синтаксическая разминка.

         Вспомните и запишите эпиграф к «Капитанской дочке»

                    Береги честь смолоду.

Анализ предложения в форме теста да-нет

- простое предложение

- повествовательное

- побудительное

- нераспространенное

- односоставное

- неполное

Проверка: да-нет-да-нет-да-нет.

4.По следам выполненных упражнений. Повторим пунктуацию. Объяснительный диктант.

а\ Оформить в виде диалога:

Батюшка сказал:

- Хватит Петрушке бегать по девичьим да лазить на голубятни. Пошлю его на службу.

- Не забудь, Андрей Петрович, поклониться от меня князю, - промолвила матушка.

б\ Оформить в виде прямой речи.

Батюшка сказал: «Прощай, Петр! Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». 2.Изучение нового материала

-Найди среди записанных предложений односоставные. -По каким признакам вы определили? -Работа с таблицей.

-Найдите среди записанных предложений определенно- личные. 3. Закрепление новой темы.

1. Работа с учебником. Расскажите об определенно-личном предложении (дома учащиеся самостоятельно знакомятся с параграфом 18) Приведите пример из любого упражнения на стр.76-78.

2. Работа с раздаточным материалом в парах (отрывки из стихотворений А.С. Пушкина). Нахождение односоставных определенно-личных предложений, в некоторых случаях в составе сложных.

-з-

а\ Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы

                          б\ Взыграйте, ветры, взройте воды,

                              Разрушьте гибельный оплот-

                              Где ты, гроза - символ свободы?

                              Промчись поверх невольных вод.

в\ Гляжу, как безумный, на черную шаль,

И хладную душу терзает печаль.

                                          г\ Храни меня, мой талисман,

                                              Храни меня во дни гоненья,

                                              Во дни раскаянья, волненья.

Что объединяет все примеры? (Стихи принадлежат А.С. Пушкину) 4.Комплексный анализ текста

Выразительное чтение текста

             Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитаешь листьев. И все, что делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни, которые питают его, связывают с землей. Корни - это наша история, дела дедов и пращуров, славные имена полководцев, поэтов и ученых. Человеку надо знать свои корни, и тогда все, что он делает, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках. Помните о своих корнях.

                                                                        Виктор Песков

 2.Беседа.

- Какая связь между данным текстом и содержанием «Капитанской дочки»?

(духовная связь между поколениями)

 3. Тест

1\ Определите тему текста:

а\ о корнях дерева;

б\ об истории России;

в\ о связи прошлого и будущего

2\ Основная мысль текста заключена: а\ в 1 предложении

б\ во 2 предложении

в\ в 4 предложении

г\ в 5 предложении

-4-

3\ Способ связи предложений:

а\ параллельный,

 б\ последовательный.

4\ Стиль текста:

а\ художественный;

 б\ публицистический;

в\ научно-популярный;

г\ деловой;

5\ Тип речи:

а\ повествование;

 б\ описание места;

 в\ описание состояния;

г\ рассуждение;

6\ Языковые средства выразительности:

а\ эпитеты;

б\ инверсия;

в\ ряды вопросительных предложений;

г\ ряды однородных членов.

Проверка теста. Ответ        1в 2 г 36 46 5г 6 г 4.

4.Найти предложения по схемам:

а\ [двусоставное], (определенно-личное).

б\   [      , (определенно-личное),                                                                                                                                                                     ] .

в\ [определенно-личное].

5.Подведение итога урока. Выставление оценок.

Домашнее задание параграф 18 упражнение №11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."

Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."...

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Урок усвоения новых знаний к учебнику М.М.Разумовской....

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Урок для учащися 8 класса. Программа М.М.Разумовской. Урок выполнен в системно-деятельностном подходе....

Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.

Первый урок по односоставным предложениям...

Открытый урок по табасаранскому языку Тема: «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.»

Дарснан тема: Саб составнан предложенйир.                           Са...