Разработка открытого урока по биологии 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Хасанова Наталья Владимировна

Биология 6 класс. тема: Строение цветка. УМК. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.- 3-е издание, стереотип.-М.: Дрофа, 2014.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии в 6 классе

Тема: Строение цветка.

Цель: Узнать о строении цветка.

Задачи урока:

  1. Изучить части цветка.
  2. Научиться определять части цветка.
  3. Узнать как обозначаются части цветка.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала

Опережающее задание для учащихся: подготовить стихи о цветках, интересные факты о цветках- рекордсменах.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный

Приёмы деятельности: актуализация знаний учащихся, выполнение заданий по теме «Строение цветка» - проводится  с помощью учащихся (зарисовывают с помощью цветных карандашей части цветов), организация беседы, опережающие творческие задания, обобщение изученного на уроке.

Межпредметные связи: литература, ИЗО, математика, история

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие.  Проверка численности учащихся и их готовность к уроку.

     2. Организация внимания и постановка проблемы

Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданием №1, в течение 1-2 мин. Попробуйте подписать части цветка которые вам знакомы.

Сейчас, немного подумав, вам необходимо решить проблему нашего урока.

 Какую тему мы будем изучать?

- Правильно, СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА.

Для того, чтобы справиться с  изучением этой темы мы поставим перед собой задачи:

1.Изучить части цветка.

2.Научиться определять части цветка.

3.Узнать, как обозначаются части цветка.

Цветочный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из нас

Чтоб сегодня отличиться,

Надо очень потрудиться

Уметь мыслить, рассуждать,

Почаще руку поднимать

Вам, я думаю, всё по плечу

И верю, что каждого ждет свой успех,

Душою болею за всех.

3. Повторение пройденного материала

 Но прежде, чем начать изучение нового материала, сейчас мы вспомним, какие органы  растений мы уже с вами изучили? За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу в виде цветка.

Побег, почка, лист, вегетативные, генеративные, корни и корневые системы.

(Дети называют по очереди органы  растений и дают им определения)

4. Изучение нового материала

Они прекраснее всего,

Что нам даёт природа на Земле,

Но дар её бесценный,

Для всех искусств цветок –

Образчик неизменный

Жак Делиль

- Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов. Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.  

Дома вы должны были подготовить интересные факты  о цветках…(рассказывают о цветках)

Где вы нашли эту информацию? А на уроке какими источниками информации мы можем воспользоваться? (учебник, рисунки, схемы)

- Кто же знает, что такое цветок? (дети отвечают)

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветок развивается из генеративной почки. Но как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка…

На доске помещается макет цветка. Учащиеся называют по рисунку как называется каждая часть цветка.

Цветок имеет главные и второстепенные органы. Главные органы цветка – пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение.

Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. Обозначаем его П. Пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Обозначаем Т.  Пыльник расположен на тычиночной нити.

Цветоножка-  тонкие стебли на которых развиваются цветки. Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе, на котором размещаются все части цветка. У некоторых цветков этих органов нет. И цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка.

Далее расположены чашелистики, обозначают Ч, они вместе составляют чашечку. Цветок также обычно состоит из венчика, образованного из лепестков, обозначают Л.

ВЕНЧИК + ЧАШЕЧКА = ОКОЛОЦВЕТНИК

У многих растений (лилия, тюльпан) все листочки околоцветника одинаковые (нет чашечки или венчика).

Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик называется простым, а в котором есть чашечка и венчик  называется двойным.

Околоцветник защищает главные части цветка, тычинки и пестик.

Цветок, у которого есть и тычинки и пестик, называется обоеполыми (картофель), если цветок имеет только тычинки  или только пестик , то такой цветок называется однополым (береза). Существуют также и бесполые цветы. У них не развиваются органы полового размножения (тычинки и пестик). К таким относятся: подсолнечник и василёк. Цветы бывают правильные и неправильные. Давайте вместе составим формулы данных цветов. (ромашка и анютины глазки)

Сейчас для закрепления изученного материала, хочу предложить вам выполнить  работу в парах. На каждой парте лежит карточка с заданием №2. за каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу

 

 «Строение цветка»

Цель: Изучение строения цветка.

Оборудование: цветные карандаши, бумага, схема цветка

                                     Инструктивная карточка

1. Рассмотрите цветок на рисунке 45 в учебнике на стр.59

2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.

3. Расшифруйте формулу цветка и запишите количество частей цветка в таблицу.

4. С помощью цветных карандашей зарисуйте цветок по вашей формуле.

Строение цветка

Части цветка

Число частей цветка

Цветоножка

Цветоложе

Чашелистики

Лепестки венчика

Тычинки

Пестики

5. У доски покажите свой цветок и расшифруйте его формулу.

Учащиеся выполняют задание и у доски представляют свой цветок с расшифровкой формулы.

Мы выполнили задачи которые ставили перед собой?

1.Изучить части цветка.

2.Научиться определять части цветка.

3.Узнать, как обозначаются части цветка.

5. Рефлексия

А теперь мы сможем правильно выполнить задание №1? Указываем на части цветка на доске и учащиеся дают им определение и называют их назначение.

 Кто выполнил его правильно поставьте 1 балл в лист самооценки.

6. Домашнее задание: Параграф в учебнике «Строение цветка» и  в рабочей тетради  п.11 (для сильных учеников выполнить  задания с 1 по 6, для слабых с 1 по 3 задание, для всех остальных с 1 по 5 задания)

Ну и закончить наш красивый цветочный урок мне хотелось бы такими словами:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Лишь коснешься ты земли

Быть по моему вели!

Вели, чтобы у нас все получалось!...

Ну а теперь урок окончен. Всем спасибо большое!!! Любите и берегите нашу природу!!!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет ____биология__________________

Класс_________________6_______________________

УМК _____________Школа XXI века______________

Тема урока ____Строение цветка__________

Тип урока  _Изучение нового материала___

Учитель ______Хасанова Наталья Владимировна________

Тема

Строение цветка

Планируемый результат

Предметные:

Находить основные части цветка. Распознавать виды цветков и расшифровывать формулы цветка.

Умения:

  • Называть части цветка;
  • Распознавать отдельные части цветка ;
  • Различать цветки в зависимости от их строения ;

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать учебную задачу с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. (Регулятивные УУД).

- Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли,

  - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; -

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.        (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; использовать знаково–символические средства, в том числе схемы; поводить сравнение  и классификацию по заданным критериям; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. (Познавательные УУД).

Межпредметные связи

Русский язык, технология, биология.

Ресурсы:

- бланк самооценки

- раздаточный материал

Организация пространства

Работа в парах

Этап урока/учебная ситуация

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

ЛУУД

ПУУД

МПУУД

1. Орг. Момент

Цель:

Формирование ЦО к умению оценивать готовность  к предстоящей деятельности.

(1 мин)

Организует ситуацию самооценки и самоконтроля обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Выполняют самооценку и контроль готовности по критериям:

Правильность выбора учебных принадлежностей,

правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок.

Проверить наличие 3 конвертов с заданиями, клей, ножницы, оценочный лист, рабочую тетрадь, ручку, дневник.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль, оценка, самооценка. Формальная готовность к уроку.

РУУД

2.Актуализация знаний, мотивация.

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для систематизации полученных знаний.

Определение границ знания и незнания.

(5 мин)

Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов действий для систематизации полученных знаний. Определение границ знания и незнания (что значит систематизировать знания, как это можно сделать, какой продукт можно получить в результате?)

Слушают, отвечают на вопросы, обсуждают в парах, представляют результат

Фронтальный опрос:

1) Три вида корней?

2) Какой корень называют главным?

3) Какие корни называют боковыми?

4) Какие корни называют придаточными?

5) Какие два вида корневых систем вы знаете?

6) Характеристика мочковатой корневой системы?

7) Характеристика стержневой корневой системы?

8) К какому классу относятся растения с мочковатой (однодольные) и стержневой (двудольные) корневой системами?

9) Где на рисунке находится зона деления? Что это за зона?

10) Где на рисунке находится зона роста? Что это за зона?

11) Где на рисунке находится зона всасывания? Что это за зона?

12) Корневой чехлик

13) Почему зона всасывания постоянно меняется?

14) Где на рисунке находится зона проведения? Что это за зона?

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Отвечать на вопросы, находить ответы, пользуясь учебником и рабочей тетрадью

РУУД планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

ПУУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; поводить сравнение  и классификацию по заданным критериям; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

КУУД

- готовность слушать собеседника;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

3.Постановка учебной задачи и темы урока.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать учебную задачу и тему урока (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем)

(2 мин)

Организует ситуацию формулирования проблемы, учебной задачи и темы урока, через выяснение какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирует учебную задачу.

Проговаривают проблему, отделяя знания от незнания. Самостоятельно или с помощью учителя учебную задачу и тему урока, в соответствии предполагают свои действия.

Как вы думаете, почему  оценивание ваших ответов я производила с помощью цветов? Целью урока будет являться: Изучение строения цветка. Тема: Строение цветка

Для определения темы урока  учащихся предлагается выполнить задание №1

Формировать эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

РУУД

Уметь определять и формулировать учебную задачу с помощью учителя.

ПУУД

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

КУУД

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли,

  - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.        

4. Решение учебной задачи.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по систематизации и обобщении знаний, понятий, правил и способов деятельности.

(12 мин)

Организует ситуацию решения учебной задачи, используя систему вопросов и заданий, позволяющих найти нужное правило, понятие. Просит проговаривать теоретическую формулировку.

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной  деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации. Проговаривают правило, понятие, способ деятельности. Определяют действия и их последовательность, строят и проговаривают алгоритм пошагово.

Для выполнения задачи урока  учащимся предлагается совместно с учителем указать части цветка на наглядном пособии. Используя учебник изучить строение цветка и определить функции частей цветка.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Применять правила правописания  глаголов на письме: мягкий знак после шипящих, -тся- и –ться-, не с глаголами, приставки с глаголами.

Находить орфограммы в словах;

соотносить орфограмму в слове;

находить слова с определенной орфограммой;

группировать слова с одинаковой орфограммой;

находить и исправлять орфографические ошибки; определять грамматические признаки существительных и глаголов;

заменять транскрипцию буквенной записью.

РУУД

оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

ПУУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; поводить сравнение  и классификацию по заданным критериям; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

КУУД

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли,

  - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; -

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

5. Самостоятельная работа по закреплению знаний.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, систематизация ранее усвоенных знаний воплощая их в схему- подсказку

(8 мин)

Предлагает выполнить самостоятельно задание, его защиту,  оценить результаты и способы их достижения.

Выполняют предложенную работу, у доски показывают и рассказывают о строении цветка. Оценивают результаты и способы их достижения.

Для закрепления знаний парам учащихся предлагается выполнить задание №2

Каждой из пар предлагается лист с заданием. Задание содержит 5 пунктов, которые необходимо будет выполнить, при этом учащимся необходимо будет ознакомиться с различными источниками информации:

1) печатный носитель,

2) учебник по биологии для 6 класса с указанием параграфа и страниц, необходимых для  выполнения этого задания,

3)  наглядные пособия

Используя все  источника информации учащиеся должны будут заполнить все пункты задания. Зарисовать цветок и его строения.

После заполнения предоставленных пунктов пары учащихся производят презентацию выполненной работы. Работа закрепляется на доске и учащийся четко рассказывает о характерных особенностях строения цветка по пунктам задания. Учащиеся сидящие в классе проверяют правильность ответа по учебнику, а так же производят оценивание работы по критериям оценивания  задания.

Строение цветка.

Зарисовать с помощью цветных карандашей части цветка и обозначить их в соответствии с формулой

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Анализировать и изготавливать несложные конструкции изделий  по доступным заданным условиям.

РУУД

оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

ПУУД

использовать знаково–символические средства, в том числе схемы; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

КУУД

готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; -

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;        

6. Итог занятий, рефлексия деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

(2 мин)

Организует дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по обобщению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

Участвует в диалоге с учителем (организованной дискуссии). Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.

Подводят итог.

Домашнее задание: Параграф в учебнике «Строение цветка» и  в рабочей тетради  п.11 (для сильных учеников выполнить  задания с 1 по 6, для слабых с 1 по 3 задание, для всех остальных с 1 по 5 задания)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ПУУД

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

РУУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

КУУД

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли,

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; -

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по биологии на тему: "Профилактика заболеваний. СПИД".

Материал включает разработку урока, презентацию, образцы раздаточных карточек для проведения открытого урока по биологии на тему: "Профилактика заболеваний. СПИД"....

Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"

Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме....

Методическая разработка открытого урока по биологии в 8 классе"Строение и функции кожи"

Методическая разработка открытого урока по биологии в 8 классе "Строение и функции кожи". В ходе урока используются современные технологии: проблемное обучениие, ИКТ, а также исследовательские методы,...

Разработка открытого урока по биологии митоз

В данной разработке урока представлен материал по теме митоз в клетке, основные этапы и фазы митоза, к чему может привести в организме нарушения митоза....

Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."

Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по биологии Тема: «Соцветия»

Данная разработка урока по теме «Соцветие»  составлена по УМК Пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Тема урока: Соцветия.Тип урока: Урок отк...