МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по биологии Тема: «Соцветия»
методическая разработка по биологии (6 класс)

Протасова Жанна Владимировна

Данная разработка урока по теме «Соцветие»  составлена по УМК Пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения.

Тема урока: Соцветия.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, технология групповой деятельности.

Цель:  изучение нового материала с использованием технологий критического мышления на примере изучения соцветий растений

Задачи:

Образовательные:

  • создавать условия для активного повторения строения цветка;
  • формировать знания о соцветии, его биологической роли;
  • познакомить с видами соцветий и признаками, отличающими одно соцветие от другого;
  • научить определять соцветия у растений по фотографиям и гербарным материалам.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения в разных видах коллективного взаимодействия;
  • воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.

Развивающие:

  • развивать память, внимание;
  • развивать у учащихся интерес к изучению биологии;
  • способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
  • развивать умения видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы;
  • развивать умение быстро, грамотно и точно выражать свои мысли, получать информацию из разных источников и анализировать ее.

Планируемые  результаты:

Предметные:  

- знать  что такое соцветие и какова его биологическая роль;

- иметь представление о разнообразии соцветий;

- уметь работать со схемами соцветий;

- уметь определять вид соцветия по фотографиям и гербарным материалам.

Метапредметные УУД:

 регулятивные:

- принимать решения в про­блемной си­туации;

- уметь самостоятельно кон­тролировать своё время и управ­лять им во время прак­тической работы;

- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

 коммуникативные:

- уметь получать информацию от одноклассников; 

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- адекватно использовать рече­вые сред­ства для решения ком­муникативных задач.

познавательные:

 - уметь получать информацию из учебника;

- уметь составлять определения;

 - уметь читать схемы;

- осуществлять сравнение раз­ных соцветий на основе ана­лиза их строения;

- осуществлять классификацию соцветий;

- сопоставлять гербарные образцы со схемами соцветий.

ИКТ - компетентности: уметь получать информа­цию из пре­зентации, электронных ресурсов

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- формирование адекватной позитивной самооценки;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация с материалом урока, электронное приложение к учебнику, гербарные материалы, модель цветка яблони, инструкции к лабораторной работе, инструктивная карточка урока.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, работа в группах.

Основные термины и понятия: соцветие, простые и сложные соцветия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка104 КБ
PDF icon презентация1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

Ванинского муниципального района Хабаровского края

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по биологии

Тема: «Соцветия»

Разработал урок

   Протасова Жанна Владимировна

         учитель биологии

                   

Ванино

2018        

Урок № 12 по биологии 6 класс в рамках ФГОС «Соцветия»

Данная разработка урока по теме «Соцветие»  составлена по УМК Пасечник В.В. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения.

Тема урока: Соцветия.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, технология групповой деятельности.

Цель:  изучение нового материала с использованием технологий критического мышления на примере изучения соцветий растений

Задачи:

Образовательные:

  • создавать условия для активного повторения строения цветка;
  • формировать знания о соцветии, его биологической роли;
  • познакомить с видами соцветий и признаками, отличающими одно соцветие от другого;
  • научить определять соцветия у растений по фотографиям и гербарным материалам.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения в разных видах коллективного взаимодействия;
  • воспитывать чувство бережного отношения к природе, умение видеть красоту природы.

Развивающие:

  • развивать память, внимание;
  • развивать у учащихся интерес к изучению биологии;
  • способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
  • развивать умения видеть проблему и находить пути её решения, искать ответы на поставленные вопросы;
  • развивать умение быстро, грамотно и точно выражать свои мысли, получать информацию из разных источников и анализировать ее.

Планируемые  результаты:

Предметные:  

- знать  что такое соцветие и какова его биологическая роль;

- иметь представление о разнообразии соцветий;

- уметь работать со схемами соцветий;

- уметь определять вид соцветия по фотографиям и гербарным материалам.

Метапредметные УУД:

 регулятивные: 

- принимать решения в проблемной ситуации;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им во время практической работы;

- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

 коммуникативные:

- уметь получать информацию от одноклассников; 

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

познавательные:

 уметь получать информацию из учебника;

- уметь составлять определения;

 - уметь читать схемы;

- осуществлять сравнение разных соцветий на основе анализа их строения;

- осуществлять классификацию соцветий;

- сопоставлять гербарные образцы со схемами соцветий.

ИКТ - компетентности: уметь получать информацию из презентации, электронных ресурсов

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- формирование адекватной позитивной самооценки;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация с материалом урока, электронное приложение к учебнику, гербарные материалы, модель цветка яблони, инструкции к лабораторной работе, инструктивная карточка урока.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, работа в группах.

Основные термины и понятия: соцветие, простые и сложные соцветия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент (1-2 мин)

Учитель проверяет готовность к уроку.

Р: уметь организовать себя для работы на уроке

II. Повторение пройденного; (4-5 мин)

Зачитывает вопросы, предлагает собрать модель цветка

Отвечают на поставленные вопросы, собирают модель цветка

Р: уметь самостоятельно контролировать свое время;

К: уметь понять поставленную задачу;

П: уметь воспроизводить полученные знания;

Л: формирование адекватной позитивной самооценки.

III. Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Подводит учащихся к формулированию темы урока "Соцветие"

Через ответы на проблемные вопросы учащиеся формулируют тему урока

Р: уметь принимать решение в проблемной ситуации;

К: уметь получать информацию от одноклассников;

П: уметь воспроизводить самостоятельно приобретенные знания;

Л: осознавать неполноту знаний.

IV. Открытие нового знания (10 мин)

Организует знакомство с соцветиями через сравнение схем, показ видиофрагмента электронного учебника

Составляют кластер «Типы соцветий», сравнивают, классифицируют

К: уметь точно и грамотно отвечать на вопросы;

П: уметь сравнивать, обобщать, делать выводы;

Л: осознавать неполноту знаний.

V. Физкультминутка

Электронный видеоролик

Релаксация

VI. Первичное закрепление (5 – 8 мин)

Показ фотографий соцветий через электронное приложение к учебнику

Сопоставление фотографий и схем соцветий и определение типа соцветия

Р: уметь контролировать мыслительную деятельность;

К: уметь воспроизводить полученные знания;

П: уметь сопоставлять и применять полученные знания  в новой деятельности;

Л: развивать мотивацию к познавательной деятельности

VII. Лабораторная  работа (8-10 мин)

Организует выполнение лабораторной работы в группах

Соотносят по схемам виды соцветий и гербарный материал, характеризуют соцветия

Р: уметь самостоятельно контролировать свое время;

К: уметь понять поставленную задачу;

П: уметь применять полученные знания в новых условиях;

Л: формирование адекватной позитивной самооценки.

VIII. Домашнее задание (2 мин)

Объяснение домашнего задания

Запись в дневник

Р: уметь самостоятельно контролировать свое время;

IХ. Итог урока, рефлексия деятельности

(3 мин)

Создает условия для осуществления учащимися рефлексии своей деятельности на уроке

Осознают, чему научились, что узнали на уроке

П: осознание тог, насколько расширились знания на уроке

К: уметь выразить свои чувства;

Л: осознание значимости полученных знаний для себя.

Подробный конспект урока

I.  Организационный момент. Презентация включена на 1 слайде.

Учитель: - Добрый день всем! У нас сегодня очередной урок биологии. У меня прекрасное настроение, надеюсь и у вас оно сегодня хорошее. Давайте постараемся настроиться на учебный лад и пожелаем друг другу удачи! Но прежде чем начать урок, дежурный скажет кого сегодня нет (перекличка)

II. Повторение пройденного.

На прошлом уроке мы изучили строение цветка, давайте посмотрим , что вы усвоили . Сейчас я буду зачитывать определения, а вы будите называть мне термин подходящий по смыслу.

1. Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. (ЦВЕТОК)

2. Самая яркая и заметная часть цветка, которая чаще всего бывает окрашена в различные цвета (ВЕНЧИК)

3. Венчик, как правило , окружен окрашенной в зеленый цвет (ЧАШЕЧКОЙ)

4. Вокруг тычинок и пестика расположен…. (ОКОЛОЦВЕТНИК)

5. Если у цветка присутствует и чашечка, и венчик, такой околоцветник называют (ДВОЙНЫМ)

6. Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик, такой околоцветник называют (ПРОСТЫМ)

7. Главные части цветка (ПЕСТИК и ТЫЧИНКИ)

8. Цветки растений, в которых имеются как тычинки , так и пестики (ОБОЕПОЛЫЕ)

9. Растения, мужские и женские цветки которых расположены на разных особях (ДВУДОМНЫЕ)

- Модель цветка какого растения перед вами? (яблони)

Прошу одного из ученика пройти к доске и собрать данную модель

У доски один ученик собирает модель цветка

III. Постановка учебной задачи. Стадия вызова

Девиз нашего урока сегодня: (Деятельность – единственный путь к знанию» (английский писатель Б.Шоу)

Учитель: Ребята у вас на столах лежат инструктивные карты. Они помогут разобраться, что мы будем сегодня изучать.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мне  бы хотелось начать его с рассказа сказки, но не простой, а биологической. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – выявить, что в этой сказке вымысел, а что правда. Помогут Вам в этом следующие вопросы. (на слайде появляются вопросы) 

- О каком царстве-государстве говорится в сказке? (Царство растений.)

- Кто его жители? (Цветковые растения.)

- Какие заморские гости прилетели в это царство? (Насекомые.)

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)

IV. Актуализация знаний

           Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди этих жители знатные представители – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто  к ним прилетали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может, вместе они заметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней, чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.

А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке вымысел, а что правда? (В результате беседы, отвечая на вопросы,  учащиеся определяют тему урока.

На экране появляется слайд-тема урока  - «Соцветия»)

Цель сегодняшнего урока: изучение нового материала с использованием технологий критического мышления на примере изучения соцветий растений

Вопросы у изучению:

  1. Что же такое – соцветие?
  2. С какой целью природа создала их?
  3. Почему цветки сгруппированы в соцветие?
  4.  Какое биологическое значение имеют соцветия?

Вот на эти ключевые вопросы  вы должны ответить в конце урока. (Вопросы у вас указанны в инструктивной карте, которая лежит на ваших столах)

Откройте классные тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Соцветия». Сегодня 30 ноября 2018 г

V. Открытие нового знания.

Большинство современных растений имеют мелкие цветки. Это оказалось более выгодно (быстрее развиваются, меньше затрат органических веществ)

Но возникает проблема, маленький цветок плохо заметен.

- Как растения смогли решить эту проблему?

(Группы цветков, расположенные близко, образуют соцветие.)

1. Откройте учебник на странице _____Прочитайте определение соцветия, о чем мы еще не сказали? (….в определенном порядке)

2. У разных растений свои правила расположения цветков. Поэтому существуют разные соцветия. Посмотрите на рис. _____ на стр. _____учебника, где представлена схема соцветий.

- Что изображено красными кружочками? (виды соцветий)

Самое распространенное соцветие в природе, это – кисть. Достаточно редкое – колос.

- Что общего у этих соцветий? Чем отличаются? (Общее- цветки образуют соцветия, отличаются- расположением на стебле)

3. В зависимости от степени разветвления оси соцветия  бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без неё (сидячие).              Для того, чтобы определить какие из изображенных соцветий простые, а какие сложные посмотрим видиоматериал

Просмотр видиофрагмента из электронного приложения к учебнику

-Попробуйте объяснить, чем простое соцветие отличается от сложного. (У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без неё)

А теперь давайте составим кластер «Простые и сложные соцветия». Прошу выйти к доске одного ученика

Составляют кластер

- Какие сложные соцветия здесь изображены? (сложный зонтик, сложный колос)

- Какое еще сложное соцветие есть, но не подписано, что оно сложное? (метелка)

- На какое простое соцветие оно похоже? Метелка по-другому называется – сложная кисть.

VI. Физкультминутка

А теперь пришло время немного отдохнуть….

Поблагодарим себя!!!!!

VII. Первичное закрепление

Мы немного отдохнули и теперь мы закрепим изученный материал. Перед вами интерактивное задание. Необходимо разложить по папкам соцветия на простые и сложные. Прошу выйти одного желающего и попробуем рассортировать простые и сложные соцветия

Выходит ученик и работает с электронным приложением к учебнику

Теперь выполним лабораторную работу. Объединитесь в группы по двое. У вас на партах лежат гербарные материалы и инструкции к лабораторной работе. Вам необходимо изучить гербарные экземпляры и определите тип соцветия и заполнить таблицу

 Лабораторная  работа

Определение соцветий у гербарных экземпляров растений.

Объединитесь в группы по двое.

Лабораторная  работа

Виды соцветий.

Цель: научиться определять соцветия

Оборудование: гербарные экземпляры

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарные экземпляры и, используя учебник, определите тип соцветий.
  2. Начертите и заполните таблицу.

Название соцветия

Простое или сложное

соцветие

Цветок сидячий или с цветоножкой

Примеры растений (2)

В качестве итога нашего занятия ответьте пожалуйста на вопрос Какое биологическое значение имеют соцветия? (Биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок)

VIII. Домашнее задание

Параграф  12 , по желанию: нарисовать на альбомном листе схему соцветия и с обратной стороны растение, имеющее данное соцветие.

IХ. Итог урока, рефлексия деятельности

- Что узнали сегодня для себя нового?

- Чему удивились?

- Что понравилось?

Оценки

ФИО ученика (цы)___________________________

Лабораторная  работа

Виды соцветий.

Цель: научиться определять соцветия

Оборудование: гербарные экземпляры

Ход работы:

1.Рассмотрите гербарные экземпляры и, используя учебник, определите тип соцветий.

2.Заполните таблицу.

Название соцветия

Простое или сложное

соцветие

Цветок сидячий или с цветоножкой

Примеры растений (2)

ФИО ученика (цы)___________________________

Лабораторная  работа

Виды соцветий.

Цель: научиться определять соцветия

Оборудование: гербарные экземпляры

Ход работы:

        1.Рассмотрите гербарные экземпляры и, используя учебник, определите тип соцветий.

        2.Заполните таблицу.

Название соцветия

Простое или сложное

соцветие

Цветок сидячий или с цветоножкой

Примеры растений (2)

ФИО ученика (цы)___________________________

Лабораторная  работа

Виды соцветий.

Цель: научиться определять соцветия

Оборудование: гербарные экземпляры

Ход работы:

1.Рассмотрите гербарные экземпляры и, используя учебник, определите тип соцветий.

2.Заполните таблицу.

Название соцветия

Простое или сложное

соцветие

Цветок сидячий или с цветоножкой

Примеры растений (2)

Приложение № 1

Инструктивная карточка урока

1. Вам предлагается прослушать  сказку и ответить на вопросы.

- О каком царстве-государстве говорится в сказке? (                                          )

- Кто его жители? (                                                  )

- Какие заморские гости прилетели в это царство? (                                            )

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (                                                          )

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых?(                           ).

2.  На слайде вы видите вопросы, на которые вы сможете ответить после изучения темы урока.

  1. Что же такое – соцветие?
  2. С какой целью природа создала их?
  3. Почему цветки сгруппированы в соцветие?
  4.  Какое биологическое значение имеют соцветия?

3.Основные понятия урока:

Соцветие это…………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

Простые соцветия - цветки располагаются  на главной оси (кисть, колос,            

зонтик, завиток, початок, головка, корзинка, щиток).

Сложные соцветия -   цветки располагаются на главной и боковых осях (сложная кисть – метелка,  сложный зонтик, сложный колос).

4.Лабораторная  работа виды соцветий.

Цель работы: познакомиться с видами соцветий и их биологической ролью в жизни цветковых растений.

Ход работы.

1.Рассмотрите соцветия на гербарном материале.

2. Определите, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь схемой на рисунке, выясните, как называют эти соцветия.

3. Заполните таблицу

Домашнее задание: Параграф 12 , по желанию: нарисовать на альбомном листе схему соцветия и с обратной стороны растение, имеющее данное соцветие.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Методическая разработка урока по биологии тема "Сколиоз"

Конспект разработан для 9 класса в коррекционной школе...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"...