программа факультатива "Экология парка"
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Программа предназначена для проведения факультативных занятий по биологии и экологии с учащимися 7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_parka_2.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

-   Направленность дополнительной образовательной программы –

эколого-биологическая

-   Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.  Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

- Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования ,нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников

-  Педагогическая целесообразность:

  • Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями
  • Формирование на базе этих знаний  и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры
  • Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению  физического и нравственного здоровья человека
  • Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия
  • Установление гармоничных отношений с природой, обществом ,самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле

Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения  и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных  исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

 Все это можно решить  путем создания условий для формирования   устойчивого интереса к предмету, так  и к процессу обучения. При возникновении этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную  значимость учения.

Биология – наука о живой природе. А изучать живое очень трудно , но и интересно.

 Цель программы- дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражению и творчеству в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву  для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.

Задачи: 

  1. Образовательные - систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений и животных в природе и жизни человека, познакомить учащихся со строение и составлением бонсаи и икебан,
  2. Воспитательные – продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям и животных, трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, биологических карт по растениям, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних и многолетних растений.
  3. Развивающие – продолжить умение работать с книгой, текстом учебника, с микропрепаратами, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, животными, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе, работа на пришкольном участке, с целью сделать красивой школу.

-  Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих:   охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

-   Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:  13-15 лет.

- Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы): программа кружка рассчитана на  1 год  

-   Формы и режим занятий: экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой, 1 ч в неделю.

-  Ожидаемые результаты и способы их проверки; Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
  • ведение здорового образа жизни.

-   Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки. фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

 1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

Учебно-тематический план  

N

П\п

Тема

Всего

часов

В том числе

теория

практика

Вводное занятие

1

1

2.

Осень в природе парков города Владимира

2

1

1

3.

Осенние работы в цветнике

2

1

1

4.

Осенние работы с комнатными растениями

2

1

1

5.

Природа парка зимой

3

1

2

6.

Охрана и привлечение зимующих птиц

2

1

1

7.

Работа с комнатными растениями зимой

2

1

1

8.

Весна в природе парковых зон Владимирского края

3

1

2

9.

Охрана и привлечение птиц

2

1

1

10

Весенние работы с комнатными растениями

2

1

1

11

Весна в природе парков Владимирской области

3

1

2

12

Уход за овощами и цветочными растениями

3

1

2

13

Сорные растения

2

1

1

14.

Полезные и вредные животные огорода

2

1

1

15

Сельскохозяйственные растения и домашние животные

1

1

                   Итого                                                

34

15

17  

Практические работы.

1.Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях.

2.Наблюдения за поспеванием овощных культур. Образованием плодов, их созреванием.

3.Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений.

4.Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно.

5.Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений, имеющихся в уголке живой природы.

6.Определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах, защищенных деревьями и кустарниками.

7.Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек ( пакетов из-под молока).

8. Наблюдение за погодными изменениями в природе весной.

9.Наблюдение за прилетом и поведением птиц, заселением ими гнездовий.

10. Наблюдение за появлением всходов культурных растений, их подкормка, проведение опытов.

11.Рыхление почвы, полив цветочных и овощных растений, их подкормка, проведение опытов.

12. Борьба с вредными насекомыми (ручной сбор).

Методическое обеспечение.

В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.

Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, пресс-конференции, ролевые игры, заседания «круглого» стола, экскурсии, рейды на природу и т.п..

Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся.

Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).

В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы

Результатом творческой работы объединения «Юный натуралист» становится создание экологической выставки поделок из природных материалов, организация и проведение конкурса, природоохранная деятельность, участие в научно-практической конференции.

В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил:

  • не навязывать готового решения;
  • не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
  • подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем;
  • предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.


Все перечисленные методы организации творческой работы в объединении «Юный натуралист» способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.

Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.

  1. Развитие творческих способностей в формировании образов «живой природы»;
  2. Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности.
  3. Развитие навыков исследовательской деятельности.
  4. Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.

Экскурсии

1.В природу (лес, парк, сад) осенью, зимой, летом, весной.

2.На поля в колхоз или совхоз (по возможности).

3.По возможности на животноводческие фермы.

 Список литературы:

  1. Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1998 – 230 с.
  2. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2004 – 350 с.
  3. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1999 – 120 с.
  4. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2002 – 112 с.
  5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1995 – 230 с.
  6. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М.: Просвещение, 2003 – 240 с.
  7. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – Мн.: Издательство ООО «Красико-Принт», 2002 – 234 с.
  8. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2001 – 186 с.
  9. Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. – М.: Высшая школа, 1992 – 243 с.
  10. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.: Просвещение, 2005 – 146 с.
  11. Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1996 – 190 с.
  12. Поплянова Е.М. А мы на уроке – играем: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1994 – 227 с.
  13. Рахманов А.И. Птицы – наши друзья: учеб. пособие. – М.: Росагропромиздат, 1989 – 286 с.
  14. Танасийчук В. Г. Экология в картинках: практическое пособие. – М.: Детская литература, 1989 – 240 с.
  15. Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. – Арзамас: Ирис, 2000. – 113 с.
  16. П.Агесс. Ключи к экологии. Гидрометиздат, 1982г.
  17. Ю.В.Линник. Книга трав. Петрозаводск: Карелия, 1986 г.
  18. Ю.А.Школенко. Эта хрупкая планета. М., Мысль, 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парки Лондона - Гайд парк, Риджен Парк

Презентации учащихся к урокам в 5 классе по учебнику М.З.Биболетовой,Н.Н.Трубаневой...

Внеклассное мероприятие "22 апреля - День заповедников и национальных парков (Марш парков)"

Внеклассное мероприятие, посвященное особо охраняемым природным территориям. В ходе занятия раскрывается понятие ООПТ, рассматриваются катеогрии охраняемых земель. Показаны примеры ООПТ на территории ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИЯ  Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка...

"Путешествие в Сказочный парк"(Английский парк в Петергофе)

Интегрированный урок-путешествие для 7 класса (литература,история,музыка,изо,английский язык) с презентацией. Знакомство с удивительным парком Петергофа-Английским,  с его историей,прошлым и наст...