рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Карелина Ярослава Анатольевна

рабочая программа по биологии в 6 классе ФГОС, авт. Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко. - М, Просвещение, 2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.docx213.49 КБ

Предварительный просмотр:

F:\титульные\б6.jpeg


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе программы « Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы» : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.: Просвещение, 2011,  составленой на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программ развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

Рабочая программа линии УМК «Биология. Сферы» (5–9 классы) разработана в соответствии с Базисным учебным планом. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения — 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в        

6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. В данной рабочей программе для6 класса количество часов распределено в соответствии с Программой «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы»: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.: Просвещение, 2011.

Данную рабочую программу реализуют следующие учебно-методические комплекты «Сферы»:

- Биология. Живой организм. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко,                         И.Я. Колесникова

-  Биология. Живой организм. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014

- Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажёр. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014

- Биология. Живой организм. Тетрадь-практикум. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014

Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального

российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое

отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

тема раздела

кол-во часов

1

Введение

1 ч

2

Органы и системы органов живых организмов

11 ч

3

Строение и жизнедеятельность живых организмов

23 ч

ИТОГО

35 ч

№ п/п

дата

тема урока

основное содержание

по темам

характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

ресурсы урока

формы контроля

Введение (1 ч)

1

Организм — единое целое.

Взаимосвязь клеток и тканей в организме. Ткани -компоненты органов,органы — части систем органов и системы органов в организме. Регуляция

деятельности организма: нервная и гуморальная.

:

Устанавливать взаимосвязь клеток и тканей.

Называть и определять органы и системы органов растительного и животного организмов.

Приводить примеры взаимосвязи органов и систем органов в организме.

Высказывать предположения о последствиях нарушения целостности организма, повреждения тканей и органов, взаимосвязи органов и систем органов растений и животных

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Устный опрос

Органы и системы органов живых организмов (11 ч)

2

Органы и системы органов растений. Побег.

Вегетативные и генеративные органы растений. Побег как система органов. Почка — зачаточный побег. Развёртывание почек.

Называть составные части побега.

Описывать строение побега и почек.

Сравнивать вегетативные и генеративные почки.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения побега и его функциями

учебник, тетрадь-тренажёр,электронное приложение к учебнику

Комбиниро-

ванный опрос

3

Строение побега и почек.

Строение побега, генеративной и вегетативной почек. Взаимосвязь строения побега и почек с их функциями. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Исследовать строение побега на натуральных объектах.

Распознавать части побега, вегетативные и генеративные почки.Устанавливать связь строения вегетативных и генеративных почек с их функциями.

Делать выводы о значении побега, роли почек в жизни растения.

Использовать ресурсы электронного приложения для извлечения необходимой информации.

Демонстрировать умение пользоваться лупой в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

4

Строение и функции стебля.

Основные функции стебля. Внутреннее строение. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. Поперечный и продольный срезы стеблей. Строение коры, древесины, сердцевины. Определение возраста деревьев по спилам. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Описывать внутреннее строение стебля, его функции.

Определять возраст дерева по спилу.Объяснять причины образования годичных колец и роста стебля в длину, толщину.

Прогнозировать последствия обрезки деревьев, повреждения коры плодовых деревьев.

Высказывать своё мнение о бережном отношении к деревьям.

Исследовать строение стебля в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

5

Внешнее строение листа.

Лист как составная часть побега.

Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листорас-положение. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть и определять части листа.

Различать простые и сложные

листья.

Характеризовать типы листорасположения.

Определять типы листорасположения на натуральных объектах.

Анализировать, сравнивать строение листа, используя натуральные объекты.

Проводить наблюдения с помощью увеличительных приборов в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

6

Клеточное строение листа.

Клеточное строение кожицы и мякоти листа. Жилки листа, их строение и функции. Типы жилкования. Световые и теневые листья.

Описывать строение кожицы и мякоти листа.

Объяснять взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций.

Различать световые и теневые

листья.

Исследовать строение кожицы листа на микропрепаратах.

Фиксировать результаты наблюдений

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-

ванный опрос

7

Строение и функции корня.

Строение корня. Зоны корня: расположение, строение, функции. Строение корневых волосков. Корневые системы. Практическое значение знаний о строении корня. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть зоны корня, их функции.

Распознавать типы корневых систем, боковые и придаточные корни.

Устанавливать связь строения и функций зон корня.

Применять на практике знания о зонах корня, корневых волосках.

Исследовать зоны корня на микропрепаратах в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику

Лабораторная работа

8

Видоизменения надземных побегов.

Причины видоизменения побегов. Теория метаморфоза. Видоизменения стебля и листьев (сочные побеги, колючки, усики). Кочан — видоизменен-ная почка.

Называть видоизменённые надземные побеги, приводить примеры.

Устанавливать причины разнообразия побегов на основе наблюдений взаимосвязи строения надземных побегов с условиями среды обитания.

Использовать гербарные экземпляры, живые объекты, дополнительные источники информации при подготовке сообщения о разнообразии побегов. Оценивать значение разнообразия растений для сохранения природы родного края

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-ванный опрос

9

Видоизменения подземных побегов и корней.

Разнообразие подземных побегов, их значение. Строение корневища, клубней, луковицы. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Видоизменения корней, их приспособи-

тельное значение.

Называть видоизменения подземных побегов и корней.

Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов.

Наблюдать видоизменённые побеги и корни.

Объяснять особенности их строения в связи с приспособ-ленностью к условиям среды обитания.

Определять видоизменённые подземные побеги на натуральных объектах в процессе лабораторной работы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное

приложение к учебнику

Лабораторная работа

10

11

Органы и системы органов животных

Опорно-двигательная система. Наружный и внутренний скелет, его функции. Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их функции. Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы. Значение выделительной и половой систем. Нервная и эндокринная системы, их роль в обеспечении целостности организма. Органы чувств. Значение органов и систем органов для обеспечения целостности животного, связи со средой обитания.

Называть системы органов животных.

Определять функции систем органов.

Обосновывать важность взаимосвязи всех систем органов для обеспечения целостности организма.

Объяснять наличие наружного и внутреннего скелетов, замкнутой и незамкнутой кровеносных систем,

примитивное и сложное строение нервной системы с позиций идеи об эволюции органического мира

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-ванный опрос

12

Обобщающий.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы и системы органов живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Сравнивать и классифицировать

листья, корневые системы, видоизменённые побеги.

Связывать строение листа, стебля, корня, органов и систем органов животных с выполняемыми функциями.

Обосновывать значение органов и систем органов для обеспечения процессов жизнедеятельности многоклеточного организма.

Доказывать единство растительного и животного мира, используя информацию разных источников

учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение

к учебнику

Письменная работа

Строение и жизнедеятельность живых организмов (23 ч)

13

Движение живых организмов.

Способы передвижения одноклеточных организмов. Движение отдельных органов растений. Органы передвижения животных в различных средах жизни.

Называть и описывать способы передвижения некоторых одноклеточных организмов.

Приводить примеры движения органов растений.

Обосновывать необходимость передвижения животных в пространстве.

Наблюдать за движением листьев к свету у комнатных растений, способами перемещения животных в различных средах.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о

приспособленности органов движения животных к жизни в определённой среде

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинирован

ный опрос

14

Почвенное питание растений.

Почвенное питание, его зависимость от условий внешней среды. Корневое давление. Внесение удобрений. Особые способы питания растений. Плотоядные растения и растения-паразиты.

Определять сущность почвенного питания растений.

Приводить примеры плотоядных и паразитических видов растений.

Объяснять явления, обусловленные корневым давлением, зависимость

почвенного питания от условий

внешней среды.

Доказывать с помощью эксперимента роль корневого давления в передвижении воды с минеральными веществами

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-ванный опрос

15

16

Фотосинтез — воздушное питание растений.

История изучения воздушного питания растений: Я. Гельмонт, Дж. Пристли, Ю. Сакс. Фотосинтез.Экспериментальные доказательства образования крахмала и выделения кислорода в процессе фотосинтеза. Космическая роль

зелёных растений.

Называть и описывать условия и результаты процесса фотосинтеза.

Ставить биологический эксперимент, доказывающий образование крахмала в зелёных листьях на свету, выделение кислорода.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Выдвигать предположения об условиях, способствующих эффективности фотосинтеза и повышению урожайности растений.

Извлекать и анализировать информацию о фотосинтезе из различных источников

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-ванный опрос

17

Испарение воды листьями. Листопад.

Доказательства испарения воды листьями. Условия, влияющие на испарение. Биологическая роль испарения. Листопад — приспособление растений к

уменьшению испарения осенью и зимой. Листопадные и вечнозелёные растения.

Описывать сущность процесса испарения воды листьями.

Выявлять условия, влияющие на интенсивность испарения воды листьями.

Приводить доказательства роли листьев в испарении растений.

Распознавать листопадные и вечнозелёные растения, приводить

примеры, используя гербарные экземпляры, рисунки

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинирован

ный опрос

18

Питание животных.

Захват и заглатывание пищи — отличительная особенность питания животных. Пищеварительная система многоклеточных животных, её отделы. Роль эпителия кишечника и кровеносной системы в процессе пищеварения. Растительноядные животные, особенности строения пищеварительной системы. Хищные и паразитические животные, их приспособления к добыванию

и перевариванию пищи. Всеядные животные.

Называть и описывать отделы пищеварительной системы животных.

Выявлять существенные признаки растительноядных, хищных, паразитических животных, приводить при

меры.

Обосновывать связь кровеносной и дыхательной систем с процессом пищеварения

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинирован

ный опрос

19

Питание бактерий и грибов.

Бактерии — гетеротрофы (сапротрофы и паразиты) и автотрофы. Бактерии,

усваивающие азот воздуха. Особенности питания грибов. Грибы-сапротрофы,

паразиты и симбионты. Роль живых организмов в природе.

Называть и описывать способы питания бактерий и грибов, приводить примеры.

Объяснять роль в природе бактерий и грибов как разрушителей органического вещества.

Сравнивать автотрофные и гетеротрофные, сапротрофные и паразитические формы среди бактерий и грибов.

Обосновывать биосферное значение цианобактерий, бактерий азотфиксаторов, раскрывать роль микоризы

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-ванный опрос

20

Дыхание растений, бактерий и грибов.

Сущность процесса дыхания. Дыхание и фотосинтез. Дыхание и брожение у бактерий и грибов.

Определять сущность процесса дыхания.

Сравнивать дыхание и фотосинтез, дыхание и брожение, устанавливать

взаимосвязь этих процессов. Обосновывать значение знаний о процессах дыхания и брожения для практической деятельности человека

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-ванный опрос

21

Дыхание и кровообращение животных.

Разнообразие органов дыхания животных, их функции. Связь дыхания и кровообращения. Круги кровообращения.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и кровообращения у животных.

Описывать круги кровообра-щения, строение органов дыхания животных в связи со средой обитания.

Приводить примеры животных, органы дыхания которых представлены жабрами, трахеями, лёгкими

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-ванный опрос

22

Транспорт веществ в организме.

Передвижение воды, минераль-ных и органических веществ в растении. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные.

Сравнивать проводящую систему растений и кровеносную систему

животных, делать выводы о причинах их сходства.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций проводящей системы растений и транспортной системы животных.

Доказывать с помощью биологического эксперимента передвижение воды и минеральных веществ

по сосудам древесины, а органических веществ — по ситовидным трубкам коры.

Приводить примеры холоднокровных и теплокровных животных

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-ванный опрос

23

Выделение. Обмен веществ.

Выделение, его связь с процессами питания и дыхания. Особенности процесса выделения у растений, животных. Обмен веществ организма с окружающей средой — основа биологического

круговорота.

Выявлять существенные особенности процесса выделения и обмена веществ.

Устанавливать взаимосвязь пищеварительной, дыхательной, выделительной систем в процессе обмена

веществ.

Делать выводы об обмене веществ как характерном признаке живых организмов, зависимости интенсивности обмена веществ от прогрессив-

ного развития кровеносной и дыхательной систем.

Приводить примеры органов выделения животных

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-ванный опрос

24

Размножение организмов. Бесполое размножение.

Размножение живых организмов, его биологическое значение. Способы размножения. Особенности бесполого

и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Размножение многоклеточных растений и

грибов с помощью спор.

Выявлять существенные отличия

бесполого размножения от полового.

Называть и описывать различные

способы бесполого размножения,

приводить их примеры.

Делать выводы о биологическом зна

чении бесполого размножения

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинирован

ный опрос

25

Вегетативное размножение растений.

Вегетативное размножение в природе. Использование знаний о вегетативном размножении для выращивания культурных растений. Способы вегетатив-ного размножения растений.

Размножение плодово-ягодных культур с помощью прививки. Современные методы. Цели и задачи, организация практической работы.

Называть, описывать и сравнивать разные способы вегетативного размножения растений.

Применять знания в практических ситуациях: размножать растения черенками, луковицами, почками, усами.

Делать выводы о значении вегетативного размножения в природе и жизни человека.

Фиксировать результаты практической работы.

Соблюдать правила поведения в теплице, кабинете биологии

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное

приложение к учебнику

Практическая работа

26

Половое размножение растений. Строение цветка.

Цветок — генеративный орган, его строение и функции. Завязь, её части. Строение семязачатка. Соцветия, их биологическое значение. Основные части цветка. Строение завязи. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Называть и определять части цветка, соцветия, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения.

Выделять главные и второ-степенные части цветка, цветки с простым и двойным околоцветником,

иллюстрировать их примерами.

Делать выводы о биологическом значении цветка в жизни растения.

Исследовать строение цветка в процессе лабораторной работы, фиксировать её результаты в форме схема тических рисунков.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное

приложение к учебнику

Лабораторная работа

27

Опыление.

Процесс опыления. Типы опыления: самоопыление, перекрёстное опыление, искусственное опыление. Особенности насекомо-опыляемых и ветроопыляемых растений. Использование

перекрёстного и искусственного опыления при выращивании культурных растений.

Называть и описывать различные типы опыления, приводить примеры растений, у которых они встречаются, части семени и плода.

Сравнивать строение цветков, пыльцу насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Делать выводы о значении опыления, неразрывной связи растений с их опылителями — животными.

Выявлять основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Прогнозировать опасность сокращения численности пчёл, шмелей, других насекомых-опылителей, птиц

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное

приложение к учебнику

Комбинирован

ный опрос

28

Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена.

Оплодотворение у цветковых растений. Строение семян. Плоды, их разнообразие. Определение сухих и сочных, односемянных и многосемянных плодов. Цели и задачи, организация лабораторной работы.

Описывать основные особенности оплодотворения у цветковых растений.

Сравнивать и классифицировать

сочные и сухие, односемянные и многосемянные плоды.

Устанавливать взаимосвязь между цветением, опылением и оплодотворением.

Определять сочные и сухие плоды в процессе выполнения лабораторной работы.

Фиксировать результаты в виде таблиц, рисунков.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное

приложение к учебнику

Лабораторная работа

29

Размножение многоклеточные животных

Бесполое и половое размножение у животных. Наружное и внутреннее

оплодотворение. Закономерности развития нового организма.

Описывать способы бесполого размножения животных.

Сравнивать бесполое размножение животных с половым, приводить примеры.

Выявлять основные закономерности развития животных, используя иллюстрации и электронное приложение.

Делать вывод об эволюционном преимуществе животных с внутриутробным развитием

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбиниро-ванный опрос

30

Индивидуальное развитие растений.

Развитие растений из семени. Рост растений, возрастные периоды растений после образования семени. Цели и задачи, организация практической работы.

Описывать периоды индивидуального развития растений.

Объяснять роль зародыша семени в развитии растений.

Сравнивать процессы роста и развития растений.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное

приложение к учебнику

Практическая работа

31

Индивидуальное развитие животных.

Зародышевый период животных. Период формирования и роста организма. Типы развития. Периоды зрелости и старости.

Описывать периоды индивидуального развития животных.

Выявлять особенности эмбрионального развития животных.

Сравнивать непрямое и прямое развитие, развитие с полным и неполным превращением

учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное

приложение к учебнику

Комбинирован

ный опрос

32

 Расселение и распространение живых организмов.

Расселение бактерий, грибов и растений. Расселение животных. Нерегулярные перемещения и миграции животных.

Описывать различные способы расселения и распространения живых организмов.

Выяснять особенности распространения растений.

Объяснять способность к расселению и освоению новых территорий как общее свойство живых организмов.

Понимать причины и значение миграций для животных.

Прогнозировать последствия изменений в природе для распространения живых организмов

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинирован

ный опрос

33

Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов.

Годовые ритмы. Фотопериодизм. Длина светового дня как предвестник изменения годовых температур, сигнальный фактор сезонных изменений в живой природе. Приспособления организмов к сезонным изменениям в природе. Состояние покоя или скрытой жизни у растений. Спячка, зимний сон у теплокровных животных. Сезонные миграции птиц и насекомых. Фенологичес-

кие наблюдения и народные приметы, их практическое значение.

Устанавливать взаимосвязь между длиной светового дня и приспособительными реакциями живых организмов.

Обосновывать значение листопада,видоизменённых надземных и подземных побегов, корней для перенесения растениями неблагоприятных сезонных изменений; значение явлений анабиоза, зимнего сна в жизни животных.

Понимать практическое значение фенологических наблюдений.

Наблюдать за сезонными изменениями в природе, описывать, делать выводы

учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику

Комбинирован

ный опрос

34

Обобщающий.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнедея-тельность живых организмов». Выявление уровня

сформированности основных видов учебной деятельности.

Устанавливать взаимосвязь дыхания, фотосинтеза и почвенного питания растений.

Обосновывать участие процессов питания, дыхания, выделения в обмене веществ.

Понимать роль процесса деления клеток для роста и развития организма.

Находить черты сходства в размножении и развитии растений, животных.

Делать выводы о средообра-зующей роли живых орган., единстве живого мира

учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение

к учебнику

Комбинирован

ный опрос

35

 Итоговый контроль.

Контроль и систематизация знаний о строении и жизнедеятельности живых организмов как целостных систем. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.

Сравнивать дыхание и фотосинтез, транспорт веществ у растений и животных, способы полового и бесполого размножения.

Понимать сущность и значение опыления и оплодотворения растений. Обосновывать универсальность для

всех живых организмов процессов дыхания, пищеварения, выделения,

размножения, развития.

Применять знания о процессах жизнедеят. живых организмов в практических ситуациях

учебник, тетрадь-экзаменатор

Письменная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...