ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И В СИСТЕМЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
статья по биологии на тему

Гуськова Диана Владимировна

Организация и проведение исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования

«Приморский краевой институт развития образования»

ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОЕ, ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, СТРАТЕГИИ

Материалы Всероссийской научно-практической конференции

16–17 сентября 2015 г.

Владивосток, 2015

2


ББК 74.262+74.262.21

Е 86

Е 86

Естественно-научное, географическое и математическое образование в условиях реализации ФГОС в основной школе: опыт, проблемы, стратегии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. г. Владивосток: 16–17 сентября 2015 г. – Владивосток: Издательство ПК ИРО, 2015. – 199 с.

ISBN 978-5-98892-032-8

В сборнике представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции «Естественно-научное, географическое и математическое образование в условиях реализации ФГОС: опыт, проблемы, стратегии», посвященной проблемам теории, методики и практики развития естественно-научного, географического и математического образования в условиях реформирования российской школы.

Сборник представляет интерес для учителей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, научных работников естественно-научного профиля.

ББК 74.262+74.262.21

Под общей редакцией

кандидата культурологии, зав. каф. ЕМО Е.В. Меделян

и кандидата биологических наук, доцента кафедры ЕМО С.А. Шабалина

Издано по решению Редакционно-издательского совета

Приморского краевого института развития образования

ISBN 978-5-98892-032-8 © Изд-во ПК ИРО, 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И В СИСТЕМЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Д.В. Гуськова

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» пгт Ярославский

Хорольского муниципального района Приморского края

В современной школе развитие исследовательской деятельности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы со школьниками. Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке и, конечно же, во внеклассной работе. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает интерес к самостоятельной исследовательской работе. Как тогда организовать работу, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме?

В нашей практике из сложившейся ситуации выходим путём вовлечения учеников в самостоятельную поисковую деятельность. На уроках ребята старших классов занимаются теоретическим и практическим (лабораторные работы) исследованием. Школьники 6–9 классов в соответствии с их интересами проводят различные исследования, например, в 6 классе при изучении темы «Лист» обучающиеся сравнивают листья, определяют, чем они отличаются друг от друга и самостоятельно приходят к выводу о листьях простых и сложных, формах листьев, видах жилкования. А в 9 классе на основании имеющихся знаний учащиеся выполняют лабораторную работу «Изучение изменчивости у организмов», где исследуют изменения, имеющиеся у животных и растений, в том числе и листьев древесных растений. Они проводят исследования более сложного характера, так как измеряют ширину листовой пластинки, размер листьев, число зубчиков и т.д. Так же исследования учащиеся проводят по теме «Насекомые». Это один из крупных классов (более 1 млн. видов). У ребят есть возможность выбора для изучения и сравнения насекомых. Например, чёрный таракан и рыжий таракан; жук-плавунец и майский жук и другие.

Главной целью нашей деятельности мы считаем развитие творческих способностей каждого ребенка, оказание помощи личности в познании себя, воспитание у них лучших качеств, развитие интереса к исследовательской деятельности по биологии.

В нашей практике по развитию исследовательских способностей школьников сложилась следующая система работы: 

- организация исследовательской деятельности на уроке;

- проведение наблюдений или эксперимента дома, на пришкольном участке, в лесу, на водоёме;

- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, поиск информации, в том числе в Интернете и т.д.);

- целенаправленная подготовка к защите работы во время урока.

Исследовательскую деятельность школьников во внеурочное время мы организуем с учетом их возраста, времени, необходимого для работы. Для эффективной работы по формированию исследовательских навыков важно, чтобы исследование не воспринималось как разовое мероприятие. Оно должно проводиться по отработанной схеме.

При организации учебного исследования мы обычно включаем такие основные элементы:

- выбор темы исследования (выделение и постановка проблемы);

- определение гипотезы (предположения);

- постановка цели, задач и методов исследования;

- выявление актуальности поставленной темы;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала (привлечение специалистов различного уровня);

- анализ и обобщение полученных данных;

- подготовка и защита работы в научно-практической конференции школьников (презентация).

Особенность организации исследовательской деятельности заключается в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и учащиеся со средними способностями. Просто уровень исследования будет другим.

В нашей практической деятельности мы работаем с ребятами как начальных, так и старших классов. Начиная работать с учащимися начальной школы, выявляем способности и интерес к предмету, а затем развиваем их дальше. Для успешного развития способностей активно применяю различные педагогические технологии: игровую, проблемную, личностно ориентированную, новые информационные. Главное в обучении в форме исследования – увлечь детей, вселить им уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, журналом, словарём, интернетом. В результате учащиеся начальной школы учатся самостоятельно выполнять все этапы исследования: начиная с постановки и рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему, делать выводы. Далее, переходя в среднее и старшее звено, учащиеся уже самостоятельно успешно находят информацию, проводят эксперименты, оформляют результаты наблюдений. Роль учителя заключается в направляющих действиях и консультации.

Таким образом, нами были апробированы такие темы, как «Нужна ли моркови ботва» (2 класс), «Влияние размера семядолей на рост и развитие фасоли» (4 класс), «Влияние цветения картофеля на его урожайность» (6 класс), «Моллюски пресных водоёмов пгт. Ярославский» (9 класс). Данные работы заняли призовые места как на районном, краевом (г. Владивосток), так и Всероссийском уровнях (г. Анапа). В нашей школе установлены доверительные отношения между учениками и учителем, между родителями и школой. Родители участвуют в различных мероприятиях, содействуют участию детей в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах и т.д.

Наша современная жизнь заставляет педагогов научить детей находить выход из разных ситуаций. Не секрет, что молодых специалистов оценивают на производстве не только по профессиональным качествам, но и за умения применить свои знания в нестандартной ситуации, договориться, предложить новую версию чего-то. И если учителю удастся привить ученикам вкус к исследовательской деятельности, к решению открытых задач, то они смогут быть успешными, активно адаптируются в современном мире.

В ходе учебного исследования школьники не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, используют различные источники информации. Школьные исследования отличаются тематикой, которая определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной информации – достоверного результата, обладающего новизной не только для данного исследователя, но и для окружающих. Следовательно, исследования, проводимые во время уроков и внеклассной деятельности, имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе школы и должны занять важное место в работе каждого учителя биологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.

В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правил...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии

Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя о...

Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

«Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии»

Выступление на МО по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии.

Учебно-исследовательская деятельность –  это деятельность, главной целью  которой является образовательный  результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них  исследов...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (методические рекомендации)

Важнейшим условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только...

Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

 В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...