Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."
учебно-методический материал по биологии на тему
Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_biologii.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образование и молодежной политики Чувашской Республики
БОУ ДПО(ПК)С Чувашский республиканский институт образование Министерства образование Чувашии».
Проектная работа на тему:
Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии.
Выполнила: учитель биологии
МБОУ «Андреево-Базарская СОШ»,
Козловского района
Турганова Алена Петровна.
Чебоксары, 2013 г.
Содержание
Ведение…………………………………………………………………………2
I Теоретические основы исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии…………………………………………............................3-8
1 Классификация исследовательской деятельности.
- Исследовательская деятельность на уроках ………………………………..3- 5
- Внеурочное исследовательская детальность ……………...........................6- 8
II Из опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии……………………………………….9- 15
III Выводы……………………………………………………………………16
IV Список использованной литературы………………………………….17
Ведение
Основная задача современной школы – включить ребенка в активный процесс познания мира, себя, и себя в мире. Ключевыми показателями успешности образования выступают самостоятельность и активность познания со стороны ученика. Для развития такой самостоятельности ученика в процессе познания важной проблемой становится вопрос о мотивации школьников к познавательной деятельности. Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность в образовании является одним из универсальных способов познания действительности, способствующим развитию личности в современном изменяющемся мире.
При изучении предметов естественного цикла появляется реальная возможность приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, наблюдениям, увеличивает интерес к изучению данных предметов. Исследовательская работа становится одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности в рамках образовательного процесса
Цель проекта:
Обосновать и доказать целесообразность использования исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии.
Задачи проекта:
- Охарактеризовать исследовательские методы;
- Определить роль исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии.
- Совершенствовать учебно-воспитательный процесс через внедрения различных методов исследовательской деятельности;
- Обобщить опыт работы по внедрению данной технологии.
Виды исследовательской деятельности учащихся
1 В урочное время:
- Реферат - творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме.
- Учебное исследование — работа, целью которой является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация его личностной позиции. Учебное исследование не предполагает получение объективно нового результата.
- Лабораторные работы
В курсе биологии исследовательский метод может применяться практически во всех лабораторных работах, при решении задач, при самостоятельном проведении полевых или лабораторных экспериментов. Каждая из этих форм исследовательской работы требует обязательного прохождения большей части или всех необходимых этапов исследования:
– наблюдения фактов и явлений;
– постановки проблем;
– выдвижения гипотез;
– планирования этапов исследования;
– выявления связей данного явления или проблемы с другими;
– формулирования и объяснения решения;
– проверки решения;
– практических выводов о возможном применении полученных знаний.
Важно, что перечисленные пункты в той или иной степени касаются решения любой творческой задачи — от написания сценария фильма или пьесы по биологии до серьезного академического исследования. В самом деле, разве не должен ученик, решивший написать сценарий пьесы о фотосинтезе, выяснить, что написано по этому поводу до него, поставить проблему нового подхода к материалу, воплотить замысел в постановке, проверить реакцию читателя и зрителя.
- Нетрадиционные уроки (урок-презентация ,урок – дискуссия )
Презентация отличается чёткой структурой, грамотным и доступным изложением материала, наличием большого наглядного материала – всё будет способствовать его углублённому и более эффективному усвоению. Презентации могут готовить учащиеся, при этом надо требовать самостоятельности при их подготовке.
К дискуссии учащиеся готовятся самостоятельно. По теме обсуждения они исследуют не только учебную литературу, но и дополнительную, для того, чтобы показать свою значимость в обсуждаемом вопросе. При подготовке сообщений, учащиеся часто выискивают «каверзные» вопросы для участия в дискуссии.
Домашние задания также могут носить исследовательский характер:
Наблюдения за животными, описание растений, мини-сочинения и т.д.
- Проект - творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т.д.). Метод проекта можно использовать как на уроках, так и внеурочное время.
Этапы организации научно-исследовательской деятельности школьника
Выделяется 7 основных этапов на которых четко прослеживаются деятельность учителя и ученика
1. Этап мотивации
Учитель занимается разработкой планов уроков-экскурсий.
Созданием условий для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней заданий
Ученик выбирает уровень заданий согласно своим способностям.
Выбирает тему научно-исследовательской работы
2.Этап корректировки и конкретизации темы исследовательской работы
Учитель знакомит с основополагающими принципами научного исследования. Определяет проблемное поле исследования.
Помогает корректировать и конкретизировать тему. Совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи .
Ученик формулирует тему научно-исследовательской работы,
совместно с учителем корректирует и конкретизирует тему.
Знакомится с принципами научного исследования
З. Этап определение круга изучаемых источников
Учитель знакомит с методами исследования. Помогает определить круг изучаемых источников. Знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой
Ученик знакомится с методами исследования. Совместно с учителем определяет круг изучаемых источников. Знакомится с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой
4. Этап сбора материала по теме исследования и его систематизация
Роль учителя заключается в том ,чтобы помочь организовать работу по сбору материалов в архивах, музеях, библиотеках.
Помочь составить вопросы для анкет.
Совместно с учеником систематизировать материал для научно-исследовательской работы. А ученик должен научиться работать с фондами библиотек. Учится правильно конспектировать, составлять тезисы по изучаемому материалу Совместно с учителем составлять вопросы и проводить сбор устных источников. Совместно с учителем систематизировать собранный материал по теме исследования
5. Этап оформления исследовательских работ
Учитель знакомит с требованиями к оформлению исследовательской работы, корректирует написанный текст работы. Помогает решить спорные вопросы при написании текста .
Ученик знакомится с требованиями оформления научно-исследовательской работы Совместно с учителем корректирует написанный текст
6. Этап публичного выступления (защита исследовательской работы)
Учитель объясняет принципы публичного выступления. Проводит тренинг. Слушает и корректирует выступление, Выступает на защите исследовательской работы .
Ученик изучает принципы публичного выступления.
Совместно с учителем готовит письменный вариант публичного выступления. Отрабатывает навыки публичного выступления. Учитывая предложения учителя, корректирует публичное выступление. Выступает с докладом на защите исследовательской работы
7. Этап анализа научно- исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы
Совместно с учеником учитель проводит анализ его научно- исследовательской деятельности. Помогает определить направления дальнейших исследований. Совместно с учеником составляет план дальнейших исследований.
Ученик совместно с учителем проводит анализ своей научно-исследовательской деятельности. Совместно с учителем корректирует на правления дальнейших исследований. Совместно с учителем составляет план дальнейших исследований
2Основные формы внеурочной деятельности.
- Экскурсия
Одной из важнейших задач образовательной школы является ознакомление с явлениями природы в целом, включая основные явления и законы живой и неживой природы. Все эти области должны в большей или меньшей мере подлежать изучению в школе, причем в конечном результате необходимо создать представление о неразрывной связи между всеми доступными исследованию областями о целокупности окружающего нас мира явлений. В этом отношении экскурсии, конечно, стоят на первом месте как могучие средство для создания полных, всесторонних предметных представлений об окружающих нас явлениях. Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию у учащихся первых и, главное, правильных представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах и их значении в народном хозяйстве
Структура учебной экскурсии и методика ее проведения.
Учебная, как и любая другая экскурсия, включает несколько этапов:
- подготовка,
- проведение,
- заключение.
Но необходимо отметить, что важной особенностью школьной экскурсии является еще один этап – использование ее результатов на последующих уроках и в других формах обучения биологии. Условия эффективности учебной экскурсии в основном совпадают с требованиями, предъявленными к уроку, и зависят от согласованности всех ее элементов.
Каждая экскурсия требует тщательной подготовки плана проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов.
Составляя годовой план, учитель намечает сроки проведения экскурсий, связывает их содержание с материалом предыдущих уроков. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе.
Вместе с тем, учитель планирует использование результатов наблюдений школьников в природе на многих последующих уроках. Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимает определенное время и место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их значение. Нельзя забывать, сто только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.
На экскурсии могут и должны быть использованы различные методы обучения:
а) Словесные:
- описание – это подробное изложение материала об объекте, последовательное перечисление основных его свойств и качеств, а также определение наиболее существенных сторон и явлений, процессов, событий, связанных с объектом;
- объяснение – это прием, с помощью которого освещаются внутренние связи объекта, выясняются причины события, явления, факта, при этом рассказ носит доказательный характер;
- комментирование – используется в тех экскурсиях, в которых объект показывается в движении, изменяется во время наблюдения.
б) Наглядные
В качестве источника знаний выступают различные наглядные объекты. Эти методы обучения играют главенствующую роль на экскурсиях.
- наблюдение – это целенаправленное восприятие объектов или явлений с последующим фиксированием материала;
- рассматривание объекта – детальное наблюдение за фиксированным материалом;
- демонстрация натуральных средств наглядности;
- демонстрация экранных пособий – учитель должен заранее составить задание для учащихся по просмотру фильма. Демонстрация может быть проведена до и после экскурсии, в школьном кабинете или в зале музея.
Учебно-исследовательские экспедиции, в которых принимают участие обучающиеся проводятся ежегодно. Большинство методик, реализуемых при проведении исследовательской деятельности школьников по предметам естественнонаучного цикла вообще и по биологии в частности, ориентировано именно на полевую, экспедиционную работу, поэтому школьные исследовательские экспедиции нами проводятся ежегодно. Главная цель экспедиции — сбор экспериментального материала в полевых условиях. Помимо этой цели мы обычно в ходе проведения экспедиций стараемся дать учащимся простейшие навыки полевой исследовательской деятельности, воспитать у них ответственное отношение к природе, формировать навыки самостоятельной творческой деятельности. Тематика экспедиционных исследований обычно охватывает такие области, как геология, гидрология, почвоведение, ботаника, зоология, экология. В проводимых нами учебно-исследовательских экспедициях мы выдёляем несколько этапов:
-подготовительный этап (ознакомление со специальной литературой, овладение методами полевых исследований, постановка проблем);
-определение целей, хода, содержания экспедиции, распределение заданий между группами школьников или отдельными учащимися;
- проведение экспедиции;
- обобщение, анализ материалов, выводы по результатам экспедиции;
- итоговая конференция по результатам экспедиции.
Полевые практики, в ходе которых учащиеся получают первые навыки работы исследователя в поле, проводятся нами для школьников7,8,9 класс. Они являются для них серьезной подготовкой к будущим исследовательским экспедициям. Полевые практики также помогают школьникам правильно сориентироваться в выборе будущей профессии. Полевые практики по биологии, в отличие от экспедиций, непосредственно связаны с изученным в течение года материалом. Они обычно заключаются в выполнении учащимися тематических заданий, о результатах которых школьники докладывают в начале следующего учебного года на конференции по итогам летней полевой практики. Полевые практики проводятся нами в окрестностях города в течение десяти дней. В методике проведения практик мы выделяем три этапа:
- подготовка практики (получение учащимися заданий, подготовка оборудования и др.);
- выход учащихся к изучаемым объектам (каждодневные маршруты с изучением различных биоценозов и самостоятельная работа по выбранным учащимися темам);
- обработка материалов практики и подведение итогов.
Школьные научно-практические конференции. являющиеся итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности старшеклассников под руководством учителей.15
II Из опыта работы.
Я работаю в школе 22 год. Преподаю биологию и географию. Эти два предмета объединяет многое. Многие приемы исследовательской работы применяю в ходе преподавания этих предметов.
Рефераты в основном практикую в старших классах. У учащихся достаточный опыт по оформлению и методике данных работ. В начале предлагаются темы рефератов, дети выбирают, учитель дает инструкцию.
Но в последнее время, есть серьезные проблемы: многие сейчас пользуются Интернет-ресурсами, некоторые просто скачивают, данные материалы даже не знают содержание.
Проведение учебного эксперимента
Сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу, ученик получает субъективно новые знания.
При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки наблюдения , фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.
В 6 классе при проведении лабораторных работ организую небольшое исследование с помощью микроскопа.
Придерживаюсь того, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышат. Собрала при помощи ребят коллекцию семян, листьев, побегов. Когда изучаем строения цветка, пользуемся разборочными моделями. При обобщения семейств цветковых растений пользуемся гербариями. Учащиеся сами должны классифицировать растения по семействам.
Например, изучение строения плесневого гриба мукора. Проблемным вопросом при изучении плесневого гриба может быть нахождение разницы и выявление ее причины между рассмотренными временными микропрепаратами плесневого гриба, развивающегося на субстрате в начальном периоде развития и во время созревания спор. Учащиеся выполняют работу на своих рабочих местах с использованием светового микроскопа. Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения.
В 7 классах большое внимание уделяем лабораторным работам. Например: «Внешнего и внутреннее строение рыб» учащиеся сами разрезают и изучают строение рыб по инструктивным картам. Такие работы учащимся нравятся.
-Нетрадиционные уроки (урок-презентация «Древние пресмыкающиеся», «Отряды птиц», «Разнообразие насекомых», «Интересные факты о животных и т. д.)
Готовлю презентации сама и требую от учащихся самостоятельности..
- Домашние задание:
1. Описание растений и животных по плану
Задание: Охарактеризуйте растения сада по следующему плану.
1.Жизненная форма растения
2. Продолжительность жизни растения.
3. Цветковое или нецветковое.
4. Высшее или низшее.
5. Имеет вегетативный подземный орган (какой?)
6. Орган полового размножения, заключенный в плод.
7. Осевой вегетативный орган, несущий на себе листья и почки.
8. Генеративный орган, в котором развивается семя.
2. Наблюдение за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)
3. Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)
4. Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов).
Например: Выработка условного рефлекса у рыб.
При проведении опыта учащиеся пользуются инструктивной карточкой.
Инструктивная карточка
Тема: «Нервная система рыб»
Цель: Изучить особенности формирования условных рефлексов у рыб»
Оборудование: аквариум с рыбами, бусинка на нитке, рыбий корм.
Ход работы:
1. Подойдите к аквариуму с рыбами и осторожно опустите в него бусинку, подвешенную на нитке. Наблюдайте за поведением рыб.
2. Повторите данные действия несколько раз.
3. Во время опускания бусинки в воду дайте рыбам корм.
4. Повторите данные действия 3-4 дня.
5. Опустите в аквариум бусинку, не давая корма. Наблюдайте за поведением рыб в аквариуме.
6. Сделайте вывод по результатам данного опыта.
5. Творческие задания – стихи, сочинения «Путешествие с капелькой воды по зеленому растению», «Путешествие с молекулой кислорода по организму», «Путешествие по клетке», кроссворды, викторины, презентации.
- Исследовательские проекты
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. Однако, для выполнения учебного проекта одного урока недостаточно. Метод проектов - это пример использования современных педагогических технологий. Он популярен среди преподавателей предметов естественных наук для этого есть ряд причин.
1. Ни в одной науке нет такого наплыва фактических знаний о мире, как в биологии, экологии, географии, физике, химии.
2. Эти знания быстро растут в объеме, изменяются содержательно, появляются новые разделы, такие как сенергетика, нанотехнологии и так далее. Их распространению способствует развитие глобальной сети Интернет.
Пример проекта.
В своей работе я чаще использую межмпредметные информационные проекты (биология-география, биология-информатика). По договоренности с учителем информатики учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета. Польза такого сотрудничества весьма очевидна.
Для учеников:
возможность к литературным источникам добавить Интернет-ресурсы
отработать приемы и задачи ИКТ на конкретном учебном материале по биологии
выполнить проектное задание в учебное время
Для учителей:
Учащиеся на уроках информатики не просто отрабатывают необходимые навыки и приемы, решают необходимые задачи, а на конкретном биологическом материале.
Возможность выполнения и оформления информационных проектов в учебное время.
Проект «Растения нашего края» (межпредметный информационный проект) .
Цель проекта:
создать книгу о растениях нашего края (для конкретного семейства).
Задачи проекта:
собрать материал о 15 представителях данного семейства ,
подобрать иллюстрации,
найти загадки, предания, стихи ,
составить ребусы или кроссворд ,
оформить книгу .
Ребята всегда очень активно включаются в эту работу. В этом проекте учитель выполняет роль скрытого координатора помогая советами и направляя работу групп. Оформляют свои книги они на уроках информатики, отрабатывая навыки печатания текста, сканирования картинок, составления таблиц и т. д.
Последние 2 урока идет презентация книг (защита проектных работ) и рефлексия.
Темы проектов по общей биологии.
10 класс:
- История развития биологии и методы исследования в биологии ;
- Цитология наука о клетке;
- Неорганические вещества в клетке;
- Органические вещества в клетке;
- Органоиды в клетке ;
- Неклеточные формы жизни, прокариоты, эукариоты;
- Энергетический обмен в клетке;
- Пластический обмен в клетке;
- Формы размножения в клетке;
- Онтогенез;
- История развития генетики и ее методы;
- Изменчивость;
- Методы исследования генетики человека;
- Наследственные болезни.
11 класс:
- Эволюционные учения ,
- Движущие силы эволюции;
- Биотехнологии;
- Гипотезы о происхождении человека ;
- Антропогенез;
- Расы, расоведение и расизм ;
- Основы экологии;
- Современные представления о происхождении жизни;
- Основные этапы происхождения жизни на Земле;
- Эволюция биосферы.
С проектной деятельностью к этому времени они хорошо знакомы и четко понимают, что от них требуется. В зависимости от объема информации проектную работу могут выполнять от 1 до 3 человек. Получается, что за курс каждый ученик принимает участие в проекте. Ребята с интересом относятся к работе, внимательно слушают и конспектируют выступления, задают вопросы выступающим, критично оценивают работу и выступление, зная, что завтра на этом месте выступать им.
Цель проекта:
раскрыть тему проекта, собрав и проанализировав информационные источники.
Задачи проекта:
- собрать информацию на заданную тему,
- проанализировав информацию составить необходимые схемы и таблицы
построить выступление и материал таким образом, чтобы одноклассники могли подготовиться к проверочной работе по данной теме.
Также можно использовать метод проектов и непосредственно на уроках биологии. Например, в 6 классе при изучении ботаники учащиеся должны выполнять лабораторные работы по систематике растений, но как правило времени на это катастрофически не хватает. Решить эту проблему может помочь метод проектов. После того как учащиеся знакомятся с основными признаками семейств цветковых растений и правилами работы с определительными карточками можно провести урок «Узнай кто перед тобой». В начале урока класс делится на 5 групп (по 3-5 человек), которые занимают подготовленные столы в классе. Каждая группа получает 5 гербарных образцов с карточками для определения растений. На отдельном столе находиться информация об этих растениях (готовится заранее учителем).
Цель мини-проекта:
- определить название растения;
Задачи мини-проекта:
- отработать навыки работы с определительными карточками;
- собрать материал о растениях, с которыми работал
подготовить отчет (письменный и устный),
Учащиеся работают в течение 30 минут. За тем каждая группа выступает с отчетом (по 3 мин.). Оценка за урок складывается из оценок за письменный и устные отчеты.
Игровые проекты
Традиционно каждый курс биологии (ботаника, зоология, анатомия) можно закончить уроком-игрой «Прощание с …». В этом могут помочь учащиеся, которым нравится проектная деятельность и сам предмет. В апреле в параллелях 7, 8, 9 классов формируются группы учащихся готовых выполнить игровой проект для учащихся 6, 7, 8 классов.
Цель проекта:
Создать сценарий и провести игру.
Задачи проекта:
Определить форму проведения игры ;
Подобрать и составить вопросы и задания;
Распределить роли для проведения игры ;
Каждый год эти проекты очень отличаются друг от друга, это и викторины, и брейн-ринги, и «Своя игра», и игры по станциям и т.д. Выполнение таких проектов всегда приносит учащимся радость и удовольствие от проделанной работы.
Из опыта исследовательской деятельности во внеурочное время: .
Участие в образовательных экспедициях (экскурсиях по экологической тропе, походах по родному краю)
Организую в конце учебного года полевую практику с целью изучения родного края. При этом использую межпредметную связь биологии и географии.
В 2009-2010 учебном году прошли маршрут по реке Аниш (д. Олмалуй - Янтиково - с. Байгулово). Заранее учащиеся были разделены на группы и получили задания:
-Биологи - изучение и сбор растений и описание животных;
- Геоморфологи: описание рельефа, сбор горных пород и описание обнажений,
- Гидрологи - описание реки;
- Фотографы;
- Экологи - изучали влияние реки на рельеф, антропогенное влияние на реку, изучение воды в разных точках маршрута. ( Приложение 1)
В 2010-2011 учебном году Центр внешкольной работы «Эткер» проводила экологическую программу «Усынови заказник» мы участвовали в данном проекте. Был организован поход в памятник природы нашего района «Чарду».
От этого похода остались большие впечатления, ребята своими глазами увидели много растений из Красной книги. Научились описывать и оформлять растительные сообщества.( Приложение 2)
2011-2012 учебном году мы посетили одно из самых красивых мест нашего района –«Птичий Полет». Мы много слышали об этом месте, некоторые участники нашей «малой экспедиции» уже побывали здесь. Мы сделали первичное обследование территории. План взяли из методического пособия «Усынови заказник» ( Приложение 3) в ходе маршрута мы обнаружили очень редкое растение – Ятрышник шлемненосный. Посмотрев в Красную книгу Чувашии ,обнаружили, что оно не зафиксировано в нашем районе. Мы составили паспорт памятника природы и считаем, что это место заслуживает данного статуса. (Приложение 4)
Школьные научно-практические конференции.
Образовательные экспедиции дали нам материал для участие в научно-практических конференциях на районном и республиканском уровне. Каждый год мои учащиеся занимают призовые места в районе, а в 2011-2012 учебном году работа «Проблемы и перспективы «Птичьего полета» заняла 2 место в республиканской конференции по экологии организуемой Центром внешкольной работы «Эткер».
Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях .
Ежегодно участвуем в акциях: «Чистые берега», «Посади дерево и сохрани его»,«Усынови заказник», «Больше кислорода». В 2011 году в школе появился лесопитомник, 2 года учащиеся ухаживали за лиственницами и вели наблюдение за их ростом и развитием. В прошлом году Центр внешкольной работы «Эткер» проводила экологическую программу «Экоразведка» . Которая включала ряд операций «Грачи прилетели», «Красная книга», «Весна пришла». Любители природы , участники кружка «Юный геолог» приняли участие в этих операциях и заняли призовые места. («Красная Книга»-1 место).
Выводы.
Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
(Древнекитайская мудрость)
На основании изложенного, можно сделать следующие выводы:
1.Исследовательская работа учащихся способствует высокой творческой активности, развитию самостоятельности мышления при условии овладения учащимися алгоритмом исследовательской работы.
2.Развитию интереса к исследованиям, экспериментальной работе способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности разнообразных опытов и практических работ, предлагаемых в литературных источниках коллегами – преподавателями биологии.
3.Исследовательская работа необходима для приобретения новых знаний и навыков, в том числе навыков постановки и проведения эксперимента, фиксируемых наблюдений, обработки полученного материала, публичных выступлений и участия в конкурсах и олимпиадах.
4.Навыки, приобретенные учащимися при выполнении исследовательских работ, окажутся необходимыми им при проведении самостоятельных научно – исследовательских работ в старших классах и в ВУЗах.
5.Исследовательская деятельность дает ученику не только практические умения и навыки, необходимые в выборе профессии, но и помогает овладевать методами получения новых знаний. Вырабатывает необходимость для каждого человека зрелого возраста уже уметь осваивать принципиально новые специальности, потому что по современным оценкам 80% тех, кто сегодня заканчивает институты, должны будут еще дважды за свою жизнь переучиваться и менять профессию .
Список использованной литературы.
1Егоров Л.В. «Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися Школьный экологический мониторинг. Чебоксары 2002, ст. 92-94.
2Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы // Биология в школе, 1999, № 6 – с. 42 –45.
3 Могильнер А.А. «Усынови заказник» Москва, Издательство Центра охраны дикой природы, 2006г.
4 Ананьева С.В., Хотунцева Ю.Л. Творческие экологические проекты в образовательной области «Технология»// Экологическое образование , 2001, №3. – с. 21-25.
5 Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании // Экологическое образование, 2001, № 1. – с. 56 – 60.\
6 Боголюбов А.С. Полевые практикумы: их место и роль в образовании школьников // Биология в школе, 1999, №3. – с. 41-46.
6 Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001, – 48 с.
7 Добрецова Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельности // Биология в школе, 1991, № 4. – с. 59 – 62.
8 Электронные ресурсы
9 Чуракова С.М «Исследовательская работа на уроках биологии
Липецк, 2004.
Приложение 1
I Описание типичных растительных сообществ
Цель: Описать типичные растительные сообщества
Задачи: - Выделить типичные растительные сообщества; Описать составляющие их растения и условия их обитания; Собрать гербарий самых распространенных растений.
Порядок выполнения работы:
В полевых условиях:
1 выделить характер растительности, обратить внимание на зависимость ее от климата, почв, рельефа и почвы, а также на влияние в свою очередь растительности на рельеф и почвы (подтвердить подобную взаимообусловленность конкретными примерами)
2 Хозяйственное использование растительности
3 Собрать коллекцию растительности,
Обработка собранного материала: Определить растения, оформить гербарий.
II Описание рельефа
Цель: описать некоторые наиболее часто встречающиеся формы рельефа, изучить минералы и горные породы встречающиеся на маршруте.
Задачи: Описать внешний вид рельефа;Описать горные породы в их естественном залегании. Собрать коллекцию горных пород.
Порядок выполнения работы:
1Дать общую характеристику рельефа: какие формы рельефа есть на местности,
- какие горные породы видны на поверхности.
2) Как меняется рельеф, выявить какие процессы влияют на ее изменение.
3) Использование рельефа и горных пород человеком.
Описать изменение в рельефе, связанных с хозяйственной деятельностью населения. Оценить, не нарушаются ли при этом требования к его охране.
III Изучение речной долины
Цель: Научиться описывать реку
План описания:
1 Происхождение название реки, 2 Характеристика реки:
- Направление течения (определяется компасом)
- Ширина русла и глубина, определяют характер и извилистость русла, размыв берегов, отложение водой пород и образование отмелей, наличие притоков.
-Описание дна: состав осадков (галька, песок), наличие ила.
-Описание качества воды, запах, температура; хозяйственное использование реки.
Приложение 2
Обсуждение результатов : Отчет геоботанического исследования
Государственный памятник природы республиканского значения памятника природы «Чарду
Расположен на правом берегу реки Средний Аниш возле трассы М- 7 близ д. Еметкино.
Площадь 65,8 га. Представляет собой сохранившиеся участки коренных дубрав, чередующиеся с участками производных лиственных сообществ: кленов, осин, акаций. На склоне представлены степные растения.
Пробная площадь № 1 (100 м от трассы м 7)
Дубрава.
Древесный ярус. Сомкнутость крон: общая — 0,8—0,9.
Порода | Подъярус | Доля в составе подъяруса | Возраст, лет | Средняя высота, м | Средний диаметр, см |
Дуб Клен ам. Осина | I II II | 8 2 Ед. | 50-60 30-40 50 | 18-20 15 24 | 20 10 26 |
Подлесок. Общее проективное покрытые — 20%.
Названия вида | Средняя высота, м | Обилие |
Лещина обыкновенная Черемуха обыкновенная Вишня степная | 1,0 1,0 1,5—2,0 1,3 | + 1 1 2 |
Травяно-кустарничковый ярус. Общее проективное покрытие — 50%.
Название вида | обилие | Ярус |
Сныть обыкновенная Копытень европейский Ландыш майский Звездчатка жестколистная | + + + + | 1 3 2 2 |
Пробная площадь №2
Степной склон
Преобладает таволга обыкновенная, шалфей мутовчатый, астра ромашковая, пятна зарослей ветреницы лесной, земляника.
Жизненность деревьев как показатель состояния среды обитания
1 балл, нормальная жизненность
Дерево в хорошем состоянии, с признаками хорошего роста и развития. На стволе и крупных скелетных ветвях кора без трещин, морозобоин и без пятен грибковых или вирусных заболеваний. В кроне молодых и взрослых деревьев крупные мертвые ветви отсутствуют (у старых есть). Взрослые деревья нормально цветут и плодоносят, цветки и плоды развиты нормально, они имеют характерную для данного вида форму и окраску. Листва хорошо развита, поражений, наростов, галл, грибков и т. д. на ней нет. В кроне отсутствуют «ведьмины метлы», то есть пучки молодых побегов, развивающиеся из спящих почек; нет их и у основания ствола.
Оценка деградации лесной растительности
Состояние | Признаки изменения растительности | Положение участка в лесу |
Удовлетворительное | Изменения отдельных деревьев (суховершинность, усыхание листьев) | На большей части лесных кварталов всей площади леса |
Степень перерождения леса
Стадия | Характеристика | Положение участков в лесу |
1 | С появлением человека возникла редкая сеть тропинок, среди травянистых растений появились светолюбивые виды, начала разрушаться подстилка | В лесных кварталах вблизи дорог, рек и мест отдыха |
Приложение 3
План первичного исследования.
1) основные биотопы. Лучше всего делать стандартные геоботанические описания по упрощенной методике — то есть указывать формулу состава древостоя, набор пород в подлеске и подросте, сомкнутость крон, проективное покрытие травяно-кустарничкового яруса, доминирующие в нем виды, а также остальные виды травостоя;
2) состояние территории. Здесь нужно отмечать следы пребывания людей (кострища, степень вытоптанности и замусоренности и т. д.). Очень полезно указывать степень перерождения леса (методика такой оценки приведена в нашей брошюре) — тогда ваши выводы о состоянии территории будут гораздо более обоснованны. Если сможете, посчитайте рекреационную нагрузку на территорию (то есть сколько человек в день в среднем посещает ООПТ в пересчете на 1 га, в какие дни и с какими целями). В этой же части работы отметьте различные постройки, дороги и т. п. Необходима будет и информация о наличии на границах ООПТ информационных щитов и аншлагов (специальных табличек, где должны быть написаны сведения о названии ООПТ, ее площади и основных правилах поведения: например, «Памятник природы “Родники”, площадь — 170 га, разведение костров и устройство стоянок запрещено»);
3) особого внимания заслуживают редкие виды растений и животных. Прежде всего, их нужно найти, что далеко не всегда бывает просто (на то они и редкие). Затем следует как можно точнее «привязать» их к карте или плану, отметить их численность, занимаемую ими площадь, состояние популяции и т. д. Все это следует делать крайне осторожно, чтобы случайно не повредить охраняемому существу. Если на вашей ООПТ гнездятся редкие виды птиц, то достаточно просто это зафиксировать. Искать гнезда — дело очень опасное: можно спугнуть птицу и погубить выводок. Если вы увидели, что птица проявляет беспокойство, тревожно летает вокруг вас — немедленно уходите. Из этих же соображений не следует сообщать случайным людям сведения о точных местонахождениях редких растений и животных (особенно таких, которые можно как-то использовать для личной наживы);
4) если на территории ООПТ есть водоемы, желательно взять из них пробы воды и определить ее качество не только на глаз. Для этого имеется довольно много достаточно простых и доступных методик (широко применяемая у нас методика Вудивисса, методика Казанникова; кроме того, можно пользоваться очень простым способом, который разработан М. Клепиковым и успешно применен в Ярославской области). Если есть возможность, лучше взять несколько проб — тогда вы сможете более точно определить источники возможных загрязнений (например, до и после какой-нибудь трубы, поселка или водопоя и т. п.);
5) если вы столкнулись со случаями явного нарушения природоохранного режима (браконьерства, незаконных порубок и т. п.) — нужно зафиксировать эти безобразия как можно точнее и подробнее: где, когда, кем (если это возможно) и как совершено нарушение, сфотографировать его последствия и срочно сообщить об этом в ближайший комитет по природным ресурсам или специализированную инспекцию (рыбоохраны, охотнадзора и т. п.). Если нарушение совершается на ваших глазах и в группе есть взрослые — общественные инспектора охраны природы, можно попытаться пресечь подобные нарушения (если это, конечно, возможно и достаточно безопасно);
6) если вы обследуете старинный парк, описание должно быть несколько другим. Здесь следует подсчитать количество деревьев различных пород, их состояние (наличие сухих и усыхающих ветвей, сломанных и поврежденных стволов и т. д.), количество троп, наличие мусора, наличие парковых построек и их состояние;
7) если есть возможность поговорить с местными жителями, живущими рядом с ООПТ, не упускайте ее. Эти люди иногда могут рассказать много интересного о том, «что было и что стало». (Методическое пособие для юных защитников природы УСЫНОВИ ЗАКАЗНИК
Составители А. А. Могильнер и Е. Л. Яхонтов)
Приложение 4
ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА «ПТИЧИЙ ПОЛЕТ»
НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТА – «Птичий Полет»
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ - Чувашская Республика, Козловский район, д. Новородионовка).
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛИ – Козловскому поселению (точную площадь мы не определили)
ЗНАЧЕНИЕ ОХРАНЯЕМОГО ОБЪЕКТА - (республиканский, биологический интерес представляет -ботанический, ландшафтный..
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОХРАННОЙ ТЕРРИТОРИИ - найден редкое растение Ятрышник - шлемненосный, занесенный в красную книгу РФ, красивый ландшафт, сотваренной природой.
ПЛОЩАДЬ И КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ГРАНИЦ – (надо согласовать с органами власти.)
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОХРАНЯЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ - краткое, но достаточно емкое описание растительности, почв, болот, рек, ручьев и пр.
СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ – почти не используетс, только место посещение туристов.
СОСТОЯНИЕ ТЕРРИТОРИИ - удовлетворительное
УГРОЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ – Засорение мусором.
ОХРАНА - это очень важная часть документа, где указывается, что следует запретить, а что можно разрешить, чтобы ООПТ выполняла свою задачу. Чаще всего запрещаются вырубка (оставляется только выборочная санитарная), мелиорация, строительство и прокладка коммуникаций, может быть - выпас скота или организация туристических стоянок.
МЕРОПРИЯТИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ - обычно в этой части пишут - маркировка границ, обозначение границ на материалах земле-лесоустройства и учет режима ООПТ при составление хозяйственных планов.
ОРГАНИЗАЦИЯ НА КОТОРУЮ ВОЗЛОЖЕНА - охранять формально должны сами землепользователи (т.е лесничество, колхозы-совхозы, фермеры, если их земля попадает в границы ООПТ)
ДАТА СОСТАВЛЕНИЯ ПАСПОРТА.- 20 октябрь
ПАСПОРТ СОСТАВЛЕН – Турганова Алена Петровна – учитель географии и биологии, Лукинова Надежда Веньяминова – бывший учитель истории, Турганова Анфиса – ученица 7 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт организации исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественного цикла (из опыта работы)
В статье представлено значение исследовательской деятельности учащихся. Рассмотрена роль учителя и методика организации исследовательской деятельности на примере конкретных работ....
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии
обобщение опыта по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...
Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению качества природных вод г. Новокузнецка
В статье представлен опыт работы по организации исследований школьников по проведению экологического мониторинга уровня загрянения рек в черте города Новокузнецка по нескольким показателям качества во...
Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению видового разнообразия домашних животных в городе Новокузнецке
Представленный опыт работы по организации исследовательской деятельности детей естественнонаучной направленности может быть интересен педагогам и учителям при организации мониторинговых исследов...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению растений в городской среде
Материал содержит описание методик для организации экологического мониторинга состояния флоры в городской среде....
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению животных в городской среде
Материал содержит методики проведения экологических исследований и наблюдений за миром животных в городской среде....
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению экологических факторов в городской среде
Материал содержит методики организации школьного экологического мониторинга состояния окружающей среды в городе....