Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии
статья по биологии на тему

Данилова Ирина Адольфовна

обобщение опыта по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии»

Автор:  Данилова Ирина Адольфовна,

учитель биологии МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 4» г. Котласа

При изучении нового материала учебная деятельность направлена на решение исследовательских задач:

- задачи на поиск условий и факторов функционирования живых систем;

- задачи на обоснование причинно-следственных связей в биологических процессах и явлениях;

- задачи на поиск и обоснование наилучшего из нескольких решений проблемы;

- экспериментальные задачи, лабораторные практикумы

Развитию познавательного интереса учащихся, навыков постановке эксперимента способствует организация опытно-экспериментальной деятельности на пришкольном участке:

- Влияние теплового обогрева семян кабачков

- Удаление пасынков (боковых побегов) и урожай томатов

- Влияние численности глазков на урожай клубней картофеля

- Влияние повышенной влажности на развитие растений настурции

- Влияние антропогенного фактора (вытаптывание) на развитие растений

- Исследование загрязнения воздуха городским транспортом в микрорайоне школы № 4

- Влияние частоты окучивания на урожай картофеля.

Научно-исследовательская деятельность школьников – мощное средство развития познавательной самостоятельности старших школьников.

Можно выделить следующие этапы работы:

- выбор темы исследования

- изучение литературы

- планирование и проведение исследования

- оформление и защита результатов исследования

- применение на практике результатов исследования

Работы учащихся, призеров и победителей городских научно-практических конференций:

2005 г. «Цвет и эмоциональное состояние человека» - Горынцев Юрий

2006 г. «Влияние музыки на эмоциональное состояние человека» - Савкунова Тамара

«Влияние пищевых добавок на организм человека» - Колупаева Анна

2007 г. «Влияние тревожности на слуховую и зрительную память учащихся старшего школьного возраста» - Савкунова Тамара

2008 г. «Проявление признаков ВСД у подростков с разным типом нервной системы» - Ноговицина Екатерина

2009 г. «Влияние йододефицита на состояние здоровья подростков МОУ «СОШ № 4» г. Котласа» - Докшина Лина

Результатами работы в данном направлении можно считать:

  1. Возрастание познавательного интереса школьников с 67% до 71%, от общего числа учащихся, изучающих биологию.
  2. Активное участие школьников в экологических акциях: «Волнуется природа неспроста», «Зеленый дом для школьника», «Город через объектив», «Наш школьный дворик», «Зеленая школа!», «Здоровье горожанина».

Обобщение опыта:

Выступление на городской конференции с докладом «Организация исследовательской деятельности как форма развития познавательного интереса школьников» декабрь 2007 г.

Участие в областном семинаре по теме «Организация исследовательской деятельности школьников в условиях профильного обучения» апрель 2008 г.

Работа Савкуновой Тамары «Влияние тревожности на зрительную и слуховую память учащихся старшего школьного возраста» (3 место на Х областной исследовательской конференции школьников).

Цель работы: выявить зависимость между уровнем тревожности и  уровнем  развития слуховой и зрительной памяти старших школьников.

Задачи:

- определить уровень развития зрительной и слуховой памяти старших школьников;

- определить уровень тревожности старшеклассников;

- выявить существование зависимости между уровнем тревожности и уровнем зрительной и слуховой памяти.

Объект исследования: уровень развития зрительной и слуховой памяти учащихся 10-11 классов.

Гипотеза: повышение личностной тревожности приводит к снижению продуктивности запоминания (И.Ю.Кулагин, В.Н. Колюцкий «Возрастная психология»)

Методы исследования:

- определение уровня развития зрительной и слуховой памяти

- компьютерная диагностика по методике Ч.Д.Спилбергера

Практическое значение исследования:

1. Оказание помощи учащимся 10 - 11 классов с высоким уровнем тревожности для преодоления эмоционального неблагополучия и повышения результативности своей учебной деятельности.

2. Составление рекомендаций для учащихся с целью максимального использования ведущего вида памяти при подготовке к экзаменам и дальнейшей учебе.

Этапы исследования:

  1. Компьютерная диагностика учащихся по методике: «Шкала реактивной  (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина».

В тесте по определению уровня личностной и ситуативной тревожности учащихся участвовало 24 человека 10 класса и 20 человек 11 класса. У 8 и 11 учащихся 10 и 11 классов  – высокий уровень личностной тревожности, у 15 и 9 человек – средний уровень, у 1 десятиклассника – низкий уровень личностной тревожности.

  1. Тестовые задания для определения уровня зрительной и слуховой памяти учащихся.

Для проверки зрительной и слуховой памяти учащимся были предложены 20 слов и чисел, разделённых на группы по 10 в каждой. За определённое количество времени (30 секунд) необходимо запомнить и воспроизвести наибольшее число этих слов и чисел.  По итогам работы вычислялось среднее значение зрительной и слуховой памяти по следующей формуле: а+б+в+г /4, где а,б,в,г – группы заданий. Уровень развития зрительной памяти: низкий – 0 (10 класс) и 3 (11 класс), средний – 8 и 11 человек, высокий – 16 и 6 человек. Уровень развития слуховой памяти: низкий – 3 и 12, средний – 16 и 8, высокий – 5 и 0 человек.

  1. Выявление закономерности влияния повышенной личностной тревожности на уровень развития зрительной и слуховой памяти.

В результате компьютерной диагностики по методике Ч.Д.Спилбергера среди учащихся 10-11 классов было выявлено 19 человек с высоким уровнем личностной тревожности и 24 человека со средним и низким уровнем личностной тревожности, которые являлись контрольной группой при установлении зависимости.

Влияние высокого уровня тревожности на зрительную память (10 - 11 класс). 

Показатели уровня зрительной памяти, в основном, находятся на среднем и высоком уровне, что доказывает незначительное влияние высокого уровня личностной тревожности на зрительную память.

Влияние высокого уровня тревожности на слуховую память (10 - 11 класс). 

Показатели уровня слуховой памяти, находятся на среднем и низком уровне, что доказывает значительное влияние высокого уровня личностной тревожности на слуховую память.

В контрольной группе учащихся, со средним и низким уровнем тревожности, зрительная и слуховая память имеют высокие и средние показатели.

При анализе результатов проведённых тестов видно, что повышенная личностная тревожность влияет, в основном, на слуховую память, так как её коэффициент значительно ниже, чем коэффициент уровня зрительной памяти. У большинства участников с высоким уровнем личностной тревожности - низкий уровень развития слуховой памяти. На зрительную память высокая тревожность оказывает не столь значительное влияние. Следовательно, мы можем сделать вывод о влиянии высокой личностной тревожности на степень развития слуховой и зрительной памяти учащихся старшего школьного возраста.

  1. Выводы: Исследование подтвердило гипотезу о влиянии высокого уровня личностной тревожности на слуховую память учащихся старшего школьного возраста. Чем выше уровень тревожности, тем ниже качество слуховой памяти, на зрительную память высокий уровень личностной тревожности практически не влияет.

Снижению тревожности способствует правильная деятельность по достижению целей. Для улучшения результатов учебной деятельности необходимо обучение приемам и методам овладения своим волнением, повышение самооценки и мотивации, тренировка зрительной и слуховой памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья...

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

Статья "Исследовательская деятельность учащихся при изучении биологии"

В статье описан опыт работы автора  при организации исследовательской учащихся....

Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ

Сегодня совершенствование учебного процесса идет в направлении увеличения методов обучения, которые обеспечивают глубокое проникновение учащимися в сущность изучаемой проблемы и повышают интерес к уче...

Активизация деятельности учащихся при изучении биологии.

   Как сформировать  интерес к урокам?  Какие приемы методы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким?     Не в...

Организация научно-исследовательской работы с учащимися

Современная школа и образовательные учреждения в настойчивом стремлении качественного изменения содержания и развития ищут новые пути в работе с учеником. Одним из таких плодотворных путей в работе со...