Активизация деятельности учащихся при изучении биологии.
методическая разработка по биологии на тему

Тарнавская Марина Дмитриевна

     Как сформировать  интерес к урокам?  Какие приемы методы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким?

     Не возможно научить ребенка, если ему не интересно, если он не увлечен процессом познания. Думаю, что каждый учитель согласится, что первый постулат удачного взаимодействия на уроке - заинтересуй ребенка.

      Развитии интереса к учебному предмету  нельзя  полагаться только  на содержание  изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются  в процесс познавания.

      Подросток тянется к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающееся  положительными эмоциями самоуважения, который столь необходим  для формирования личности.

      Но такие виды деятельности бывают мало представлены в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация деятельности учащихся  при изучении биологии.

Тарнавская М.Д. – учитель биологии.

Выступление на МО естественно – научного цикла.

           Активная деятельность на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше , чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать их интерес?  Какие приемы методы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким? Не возможно научить ребенка, если ему не интересно, если он не увлечен процессом познания. Думаю, что каждый учитель согласится, что первый постулат удачного взаимодействия на уроке- заинтересуй ребенка.

      Развитии интереса к учебному предмету  нельзя  полагаться только  на содержание  изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются  в процесс познавания.

      Подросток тянется к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающееся  положительными эмоциями самоуважения, который столь необходим  для формирования личности.

 Но такие виды деятельности бывают мало представлены в школе.

       1. Одним из таких методов, используемых мною является  игра.  

 Дидактические игры  используют в работе многие педагоги. Предлагаю несколько работ в этом направлении.

Облегчает работу учителя и применение на уроке опорных схем.

Часто на уроках можно применять метод от простого к сложному. Это дает возможность слабому ученику  понять сложную тему, а затем добавлять знания на  имеющийся «каркас».

 Особое место необходимо отдать экскурсии, здесь можно и повторить  пройденные темы, рассказать новую тему, показать что то новое и интересное .

 В старших классах  необходимо проведение конференций, диспутов и  КВН, круглых столов. Здесь ученик должен научиться говорить и отстаивать свою точку зрения, для этого требуется изучения  дополнительной литературы.

 Практические занятия   по  биологии   являются особой формой работы на уроке ведущей к  повышению интереса.

     Основная цель современной школы -  создание условий для самореализации личности  и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика  в соответствии  с его наклонностями, интересами и возможностями.  Все дети разные и надо дать  возможность каждому развиваться с  собственной скоростью. А для этого надо дать право каждому ученику  право выбирать уровень обучения   предметам, т. е. осуществлять уровневую дифференциацию. Учитель, как правило, реализует это условие, предлагая учащимся задания, отличающиеся  объемом заложенного в них материала. В настоящее время  федеральный компонент государственного стандарта определил минимальный объем содержания учебного предмета. Но какую оценку ставить ученику,  если он усвоил минимум? «Удовлетворительно»? Тогда у учащихся  не будет стимула к изучению предмета. Может быть «отлично»?  Но какую оценку ставить ученику,  который знает больше? И опять учитель невольно ориентируется на объем содержания. Но не надо  забывать о том, что изучение каждого предмета, в том числе и биологии, в общеобразовательной школе - не цель, а средство развития ребенка. Важнейшим фактором оценки  успехов учащихся считаю  не то,  что усвоил ученик ( стандарт), а как он усвоил, т.е его мыслительный уровень.      Часто учителя  оценку используют  не в целях поощрения,  награды, оценивания знаний, а как  наказание  за пропуски , за плохое поведение на уроках и т. д. Мне кажется, что   этим учитель показывает свою не компетентность.

   В последние годы в активно обсуждаются вопросы здоровье сберегающей работы образовательных учреждений, направленные на сохранение и  укрепления здоровья  подростков.

     На первое место в работе я ставлю любовь и заботу о своих учениках. Они это чувствуют и платят стараниями в учебе.  У учеников создается

 положительная  атмосфера,  которая побуждает  их учиться, стремление узнавать новое,   побуждает  стремление  проявлять  интеллектуальную активность,  рассуждать, решать задачи, То есть ребенка увлекает сам процесс решения поставленных задач, а не только полученные  результаты.

Понимание учащимися необходимости учения для дальнейшей жизни,  стремление узнать больше, быть лучше –  девиз и результат моей работы.

  Все годы работы с учащимися  работала над формированием исследовательского мышления у учащихся

  Учебная деятельность согласно концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, направлена на развитие предметного исследовательского мышления. Занятия научной деятельности  научной деятельности требует определенной культуры научного мышления, фундамент которого – система научных знаний, представленных наиболее общими понятиями, законами, концепциями, теориями. В своей работе считаю главным чтобы ученик мог быть участником научного поиска, должен знать методы научного познания, логику научной деятельности.

   К сожалению, содержании школьного образования наука отражена главным образом как система знаний. Без выстраивания учащимися совместно с учителем методов и процессов научного познания нельзя добиться полного усвоения знаний основ наук, не говоря уже о целенаправленном формировании научного мышления.

C:\Users\Admin\Desktop\20180417_124851.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемная ситуация на уроках биологии для активизации деятельности учащихся»

Активизация мышления играет большую роль в повышении качества знаний учащихся, в интеллектуальном развитии и формировании у них научного мировоззрения, в воспитании активности как положительной черты ...

Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.

Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...

Исследовательская деятельность при изучении биологии (из опыта работы)

Одним из основных результатов деятельности  каждого учителя должна стать не просто система знаний, умений, навыков выпускника, а формирование ряда ключевых компетенций, умение творчески использов...

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

Статья " Организация исследовательской деятельности при изучении биологии."

Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомню,Дай мне действовать самому,И я научусь...

Активизация познавательной деятельности при изучении географии.

Анализ своего  опыта работы по внедрению нестандартных форм деятельности учащихся в процессе обучения....