Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья
элективный курс по литературе (9 класс) по теме

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Программа

курса по выбору «Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья».

                                       

Пояснительная записка.

  Программа курса по выбору «Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья» по содержательной тематической направленности является надпредметной;

             по функциональному предназначению учебно - познавательной;

             по форме организации – групповой и индивидуальной в зависимости от выбора учащихся;

             по времени реализации – краткосрочной, по своему виду – модифицированной.

   Главная цель курса заключается в следующем: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

   Программа курса по выбору «Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья» предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, а также одарённых учащихся и направлена на формирование организационно - деятельностных (методологических) качеств учащихся - способность осознания целей учебно - исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать её достижения, а также креативных (творческих) качеств - вдохновлённость, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

   Данный элективный курс призван решать важную задачу – развитие коммуникативных умений через освоение социокультурного значения слова.

   Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учётом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально – смысловых типов осмысляются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности.

   В этих условиях особую роль играет культурно – развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, и, причём, важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение  в практику освоения школьниками социо – культурного пласта текстов, связанных с литературными местами.

   Не все школьники имеют возможность посещать литературные музеи.

   Данный элективный курс поможет учащимся заочно ознакомиться с рядом литературных музеев. Он может привлечь внимание не только детей, которые предполагают выбрать гуманитарный профиль. Интересно и полезно будет и тем, кто любит и успешно работает на компьютере, занимается фотографией, делает видеофильмы.

   Данный элективный курс практико – ориентированный.

   Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, создают различные экспонаты для школьного музея.

   Программа ориентировочно рассчитана на 34 часа в год, время проведения - 1 час в неделю.

   Важный аспект в работе – разработка и проведение экскурсии в местный литературный музей.

   В основе формирования умений информационной и учебно – познавательной компетенции учащихся лежит три главных вида учебно – познавательной деятельности учащихся:

  1) Проектная деятельность в микрогруппе;

  2) Практическая работа в библиотечном фонде;

  3) Изучение рекомендаций по организации учебно – исследовательской деятельности.

         Содержание курса объединено в три тематических модуля:

  1)Структура учебно – исследовательской деятельности учащихся;

  2) Этапы организации;

  3) Презентации результатов.

       Все образовательные модули не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельно – практический характер. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

В результате работы по программе «Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья» учащиеся должны знать:

    - структуру учебно - исследовательской деятельности учащихся;

    - основное отличие цели и задач учебно – исследовательской работы, объекта и предмета исследования;

    - структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

    -    основные информационные источники поиска не обходимой информации;

    - правила оформления списка используемой  литературы;

    -     способы обработки и презентации результатов.

                       

                                       Учащиеся должны уметь:

    - определять характеристику объекта познания;

    - разделять учебно – исследовательскую деятельность на этапы;

   - самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно – исследовательских проектов (постановка цели, определения оптимального соотношения цели и средств);

   - планировать и координировать совместную учебно – исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учёт особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчинённый);

   - пользоваться библиотечными каталогами специальными справочниками, различными словарями, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о литературных местах России и русского Зарубежья.

                Учебно - тематическое планирование элективного курса.

№ п/п

      Содержание учебных разделов

Общее кол-во часов

          В том числе

   теория

    практика

  1

                               2

           3

        4

           5

1

Введение. Правила организации занятий и их специфика.

1 час

1час

2

Структура учебно – исследовательской деятельности. Актуальность. Цель и задачи учебно – исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Музей как сохранённое и сохраняющее пространство культуры.

3 часа

1 час

2 часа

3

Информационный поиск. Этапы информационного поиска.

3 часа

1  час

2 час

4

Презентация результатов учебно – исследовательской деятельности. Из истории становления и развития музеев.

5 часов

5 часов

5

Первые музейные коллекции в России. ( Троицко – Сергиева и Киево – Печерская Лавры, Софийский собор в Новгороде).

2 часа

2 часа

6

Основание кунсткамеры Петром Первым в 1714 году.

2 час

2 час

7

Произведения искусства в Царских дворцах. Царское Село, Петергоф, Павловское.

2 часа

2 часа

8

Дворцы в подземелье (Останкино, Кусково, Архангельское).

2 часа

2 часа

9

Роль литературных музеев в пропаганде истории литературы, жизни и творчества писателей.

1 час

1 час

10

Музей Л.Н. Толстого в Москве.

1 час

1 час

11

Мемориальные музеи и музеи – заповедники. Пушкинский заповедник в Псковской области (Михайловское, Тригорское).

2 часа

1 час

1 час

12

Музей – усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна под Тулой и Хамовники в Москве.

2 часа

2 часа

13

Дома – музеи А.П. Чехова в Москве и Ялте.

1 час

1 час

14

Дом - музей С.А. Есенина в Константинове Рязанской области.

1 час

1 час

15

Литературные музеи под открытым небом.

1 час

1 час

16

Школьный литературный музей Лермонтова.

3 часа

1 час

2 часа

17

Музеи Ставрополя. Экскурсия в краеведческий музей Праве.

2 часа

2 часа

18

ИТОГО:

34 часа

6 часов

28 часов

                       

Содержание программы элективного курса

«Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в  изучении литературных мест России и Русского Зарубежья».

 

   Введение.

Цели и задачи. Правила организации занятий и их специфика.

    Тема № 1. 

Структура учебно – исследовательской деятельности. Актуальность. Цель и задачи учебно – исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Музей как сохранённое и сохраняющее пространство культуры.

    Теория. Музей (от греч. muzion – храм муз), научно - исследовательские учреждения. Функции музея (комплектование, хранение изучение, популяризация материальной и духовной композиции. Экспонаты музея. Архивные и литературные источники – основа оформления и описания экспонатов. Консервация и реставрация музейных экспонатов. Музейные фонды. Кто такой реставратор?

   Реставрационные и муляжные мастерские и их роль в развитии музеев. Современные технологии и музееведении.

   Подготовка и проведение выставки. Экскурсовод и его функции в развитии интереса к музею.

    Практика. Посещение выставки музея села Арзгир. Знакомство с деятельностью экскурсовода Лаценниковой Марины Конноновны.

                     Актуализация музейной лексики и понятий, подготовка докладов, сообщений и презентаций.

 

     Тема № 2.

Информационный поиск. Этапы информационного поиска.

     Теория. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники, словарики – путеводители. Поиск информации в Интернете по ключевому слову.

 Поиск адреса необходимого сайта.

      Практика. Информационный поиск. Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники, словарики – путеводители. Поиск информации в Интернете по ключевому слову.

 Поиск адреса необходимого сайта.

   

   Тема № 3.

Презентация результатов учебно – исследовательской деятельности. Из истории становления и развития музеев.   

   Теория. Накопление памятников искусства при храмах в древней Греции и Риме. Первые музейные коллекции (Александрийский музей). Интенсивная систематизация  и коллекционирование памятников искусства и науки в эпоху Возрождения.

Открытие Британского музея и Лувра (18 век).

   Практика. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Подготовка рефератов и презентаций.

   

   Тема № 4.

Первые музейные коллекции в России. ( Троицко – Сергиева и Киево – Печерская Лавры, Софийский собор в Новгороде). 

   Теория. Накопление и собирание сокровищ у русских князей, в монастырях, церквях. 

    Практика. Работа с фотоальбомом «Киево - Печерский государственный историко – культурный заповедник». Индивидуальное задание по группам. Создание презентаций по темам: «Архитектура и монументальная живопись Киево - Печерского государственного историко – культурного заповедника», «Ткани, шитьё, металл из фондовых коллекций заповедника», «Старопечатные книги, народно – декоративное искусство заповедника», «Золотая кладовая Киево - Печерского заповедника».

   

    Тема № 5.

Основание кунсткамеры Петром Первым.

    Теория. 1714 год - основание крупнейшей в мире кунсткамеры (научного музея).

    Практика. Обзор фотоальбома «Кунсткамера. 1714 год». Из запасников кунсткамеры. Работа с иллюстративным материалом, собранным детьми. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Подготовка рефератов и презентаций. Внесение в презентации фотоматериала, связанного с пребыванием арзгирчан в кунсткамере.

   

    Тема № 6.

Произведения искусства в Царских дворцах. Царское Село, Петергоф, Павловское.

    Теория. Царское Село как парадная летняя резиденция русских царей.

   Царскосельские парки и дворцы. Екатерининский дворец – музей. (1744 – 1756 гг.).

   Екатерининский и Александровский парки.

   Павильон Эрмитаж.

   Камеронова галерея (1780 – 1785 гг.)

   Фонтаны Петергофа.

   Неповторимая красота Павловского.

    Практика. Работа с иллюстративным материалом. Составление презентации «Выпускники МОУ СОШ №1. любуются красотами Петергофа»

   

    Тема № 7.

Дворцы в подземелье (Останкино, Кусково, Архангельское).

    Теория. Останкино и Кусково - владения Шереметевых, Архангельское – Юсуповых.

    Практика. Русские усадьбы… Кусково, Архангельское, Останкино – это самые известные, а безвестным нет числа. (работа с материалами Интернета http://www.domsovetov.ru/Family/a/35341_214_russkie_us.html).

    Тема № 8. 

Роль литературных музеев в пропаганде истории литературы, жизни и творчества писателей.

    Теория. Литературные музеи общего типа – Государственный литературный музей в Москве, Литературный музей Пушкинского дома в Санкт – Петербурге. Историко - литературные музеи , посвящённые отдельным писателям – Музей А.С. Пушкина в Москве;

    Практика. Изучение литературных архивных источников; составление музейных видов, их оценка. Виртуальные экскурсии.

   

    Тема № 9.

Музей Л.Н. Толстого в Москве.

    Теория. Музей Л.Н. Толстого Литературный музей государственного музея Л.Н. Толстого - один из старейших литературно-мемориальных комплексов мира, крупный международный научный центр по хранению, изучению и пропаганде наследия писателя. Толстовский музей в Москве, создан по инициативе известных деятелей культуры и искусства.

    Практика. Виртуальная экскурсия по музею: «Здравствуй, музей!»

    Тема № 10.

Мемориальные музеи и музеи – заповедники.

    Теория. Заповедники, в состав которых, помимо экспозиций, входят расположенные на территории заповедника, архитектурные или литературные памятники. Пушкинский заповедник в Псковской области (Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь).

    Практика.  Презентация, выполненная учителем: «Пушкинский заповедник в Псковской области». Создание детьми презентации на темы: «Растительный и животный мир Михайловского», «Пушкинский музей в годы войны. Хранители музея». Работа с тестом. Выставка книг.

   

   Тема № 11.

Музеи – усадьбы Л.Н. Толстого Ясная Поляна под Тулой и Хамовники в Москве. 

    Теория. Превращение Ясной Поляны в музей - сложный и длительный процесс.

    30-е годы XX века - восстановление и сохранение Ясной Поляны в исторически неприкосновенном виде. Изучение истории Ясной Поляны по документам и опросам современников Толстого; восстановление пасеки, садов.

   1941 г. - над Ясной Поляной нависла угроза оккупации. Эвакуацию организовала внучка Л. Н. Толстого Софья Андреевна Толстая – Есенина, которая в 1941 г. стала директором объединенных толстовских музеев.          

   1951 г. - серьезная реставрация дома Толстого; восстановлен яблоневый сад, вымерзший во время войны, по воспоминаниям жителей деревни и фотографиям - реконструированы хозяйственные постройки (кучерская изба, житня).

   1953 г. - реставрационные работы в музее. 

    Ясная Поляна - крупнейший мемориальный и природный музей-заповедник мирового значения.

   Практика. Виртуальная экскурсия по музею – заповеднику «Ясная Поляна».

   Тема № 12.

Дома – музеи А.П. Чехова в Москве и Ялте.

   Теория. Жизнь писателя в доме по улице Садовой в городе Москве с осени 1886 года по весну 1890 года. Время  стремительного творческого роста писателя. Первые значительные произведения. В музее восстановлены кабинет и спальня А.П. Чехова, комната брата Михаила, гостиная и комната сестры Марии; в остальных залах - литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя. В основе ее - материалы личного архива А.П.Чехова, переданного в дар государству семьей писателя.

   Дом-музей Чехова в Ялте (Белая дача)

   Практика. (работа с материалами Интернета  http://www.my-chekhov.com/ru/museum.shtml).

 

   Тема № 13.

Дом - музей С.А. Есенина в Константинове Рязанской области.

   Теория.  Государственный музей - заповедник С.А. Есенина является уникальным природно-ландшафтным комплексом, отражающим определенный этап в жизни С.А. Есенина в Константинове: годы детства, юности и ранней зрелости поэта.

   Практика. (работа с материалами Интернета http://esenin.niv.ru/esenin/museum/konstantinovo.htm),  работа с иллюстративным материалом, собранным детьми.

   Тема № 14.

Литературные музеи под открытым небом.

   Теория. Летний сад в Петербурге, Невский проспект в Петербурге, кладбище для русских эмигрантов в местечке Сент  -  Женевьев – де - Буа под Парижем. 

   Практика. Презентации «Невский проспект», «Летний сад в Петербурге», подготовленные учителем.

   Создание презентации к повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».

(индивидуальное задание для первой группы учащихся).

   Индивидуальное задание для второй группы учащихся. «Оживить картину» Г.Г. Чернецова. «И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.И. Гнедич в Летнем саду» (Использование на занятии элементов дидактического театра.

Создание презентации: «Летний сад в живописи и кино».

 

   Тема № 15.

Школьный литературный музей Лермонтова.

   Теория. Знакомство с путеводителем по государственному музею – заповеднику М.Ю. Лермонтова «Заповедный лермонтовский край». Автор П.Е. Селегей.

   Практика. Сбор,  подготовка и описание материалов. Экскурсия в домик – музей Лермонтова в Пятигорске. Создание презентации: «Наша поездка в заповедный лермонтовский край».

   

   Тема № 16.

Музеи Ставрополя. Экскурсия в краеведческий музей Праве.

Литература для учащихся.

Авдеев Ю.К. В чеховском Мелихове: Путеводитель. - М., 1984. 

Балабанова Е.З. Из жизни А.П. Чехова: Дом в Кудрине. – М., 1976.

Бозырев В.С. и др. Пушкинские места России. – М., 1984.

Васильев М.Е. Музей «Святогорский монастырь».

 -2- изд., перераб.- Л., 1984.

Грановская Н.И. Всесоюзный музей А.С. Пушкина: Очерк-путеводитель. - Л., 1985

Дом-музей А.П. Чехова: Ялта.- Симферополь,1971.

Дом-музей А.С. Пушкина. Кишенев: Краткий путеводитель.- Кишенев,1969.

Дымов А.С. Таганрог – родина Чехова. - М.,1978.

Жемайтис Л.С., Рублева З.И. Литературные музеи Москвы: Методические рекомендации – М., 1985.

Иванова Т.А. Лермонтов на Кавказе: Эссе. – М., 1975.

Кезина Т.Н. Болдино: Путеводитель. – Горький, 1989.

Лемус ВВ., Емина Л.В., Гладкова Е.С., Валог Г.П. Музей парки Пушкина. – Л., 1980.

Лакшин В. Судьбы: От Пушкина до Блока. Телевизионные опыты. – М.,1990.

Логинова В.И. «Домик станционного смотрителя «Музей дорожного быта начало 19 века. Д. Выра  (Ленингр. обл.): Альбом-Путеводитель. – Л., 1974.

Мельникова Т.М. Музей-заповедник Тарханы. Пенза, 1990.

Миллер О.В. По лермонтовским местам: Москва и Подмосковье. Пензенский край. Ленинграда окрестности. Кавказ: Путеводитель. – М., 1985.

Муза А.В., Овчинникова С.Т. В залах московского пушкинского музея: Путеводитель. – М., 1982.

Музей - заповедник А.С. Пушкина (Псковская обл.): Государственный музей заповедник А.С. Пушкина. М.,1978.

Островская Н.К. Я жил тогда В Одессе: Путеводитель по музею-квартире А.С.Пушкина. – Одесса, 1987.

    Пермякова В.ф. Дом-музей А.П. Чехова в Ялте. – Симферополь,1984.

Попова Н.И. Музей-квартира А.С. Пушкина на Мойке. – Л., 1989.

Пушкинские места России: Путеводитель. – М.,1984.

Литература для учителя.

Обернихина Г.А. Развитие речи учащихся старших классов. Литературные места России и ближнего зарубежья.  – М.: Классика Стиль, 2002.

Селегей П.Е. Между Машуком и Бешту…Путеводитель по государственному музею - заповеднику М.Ю. Лермонтова. -  Ставрополь,1975.

Селегей П.Е. Музей «Домик Лермонтова». – Минеральные воды,1989.

Селегей П.Е. В краю синих гор: Альбом. – М.,1987.

Тропа к Пушкину: Книга-справочник о жизни и творчестве А.С. Пушкина. – М., 1974

Чекалин С.В. Наедине с тобою брат… - Ставрополь, 1988.

Чудаков А.Д. Чехов в Ялте: Лит. хроника. – М., 1987.

Яковкина  Е.И. Последний приют поэта: Домик М.Ю. Лермонтова. – Ставрополь, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии

Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя о...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся

Данный материал представляет собой содержание годичного семинара, проведенного Пчелинцевой Т.А. для учителей математики г. Владимира. Необходимость проведения такого семинара созрела  после анали...

Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.

В статье приводится  опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт  применения экологических знаний  в конкретных жиз...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе

Неотъемлемой частью учебного процесса является организация научно-исследовательской деятельности учащихся, которая повышает интерес к изучаемым предметам. Работа над исследовательскими проектами форми...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

обобщение опыта по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ

Сегодня совершенствование учебного процесса идет в направлении увеличения методов обучения, которые обеспечивают глубокое проникновение учащимися в сущность изучаемой проблемы и повышают интерес к уче...