Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению растений в городской среде
опыты и эксперименты (8, 9, 10, 11 класс)
Материал содержит описание методик для организации экологического мониторинга состояния флоры в городской среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ РАСТЕНИЙ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Исследовательский проект № 1.
Изучение видового состава древесных растений на территории города
Оборудование: блокнот, карандаш, фотоаппарат.
Ход выполнения исследования:
- Проложите линейный маршрут по улицам вашего города, можно выбрать маршрут в окрестностях своего учебного заведения, протяженностью 500 метров вдоль автомобильной дороги.
- Пересчитайте количество деревьев на вашем маршруте.
- Определите видовой состав деревьев.
- Составьте таблицу, занесите в нее полученные данные.
- Вычислите процентное соотношение деревьев разных видов.
- Подсчитайте процент местных видов и интродуцированных.
- Нарисуйте маршрут на картосхеме района, используя карты города, района.
- Изложите полученные результаты в форме письменного сообщения, статьи с приложением картосхемы исследования и таблиц данных.
Исследовательский проект № 2.
Изучение видового состава древесных растений городских дворов
Оборудование: блокнот, карандаш, 8 металлических или деревянных колышков, фотоаппарат.
Ход выполнения исследования:
- Заложите две учетные площадки в 1 га (100×100 м) каждая, одну площадку необходимо заложить в школьном дворе, другую – во дворе между жилыми дворами (можно выбрать свой двор). Углы площадки отмечают колышками.
- Подсчитайте количество деревьев, растущих на каждой учетной площадке, и определите их видовой состав.
- Составьте две таблицы, внесите в них полученные данные.
- Выясните, какая древесная порода наиболее часто встречается (доминирует) на каждой учетной площадке.
- Подсчитайте, какой процент среди деревьев занимают местные виды и какой процент приходится на интродуцированные растения.
- Сравните учетные площадки между собой по количеству и видовому составу деревьев, сформулируйте выводы.
- Обозначьте на карте района ваши учетные площадки.
- Изложите полученные результаты в форме письменного сообщения, статьи с приложением картосхемы исследования и таблиц данных.
Исследовательский проект № 3.
Изучение видового состава древесных растений городского парка
Оборудование: блокнот, карандаш, 8 металлических или деревянных колышков, яркие ленточки, фотоаппарат.
Ход выполнения исследования:
- Заложите учетную площадку в 1 га (100×100 м) в парке, отметьте углы площадки колышками или ленточками, привязанными к ветвям угловых деревьев.
- Подсчитайте количество растущих на учетной площадке взрослых деревьев и определите их видовой состав.
- Составьте таблицу, занесите в нее полученные данные.
- Вычислите процентное соотношение деревьев разных видов.
- Подсчитайте процент местных видов и интродуцированных.
- Обозначьте на карте района вашу учетную площадку.
- Изложите полученные результаты в форме письменного сообщения, статьи с приложением картосхемы исследования и таблицы данных.
Исследовательский проект № 4.
Изучение видового разнообразия травянистых растений в городской среде
Травянистые растения более многочисленны и разнообразны по сравнению с другими формами, как в природной среде, так и в городской. Деревья в городе в большинстве случаев посажены человеком. Однако травянистые растения, за исключением центральных газонов и цветников, растут самостоятельно. Флора городов средней полосы отличается схожим видовым разнообразием. Часто в городах встречаются рудеральные (мусорные) растения, луговые травы, полевые сорняки, пионерные виды, которые первыми заселили нарушенные земли в ходе экологической сукцессии. Большинство растений городских экосистем засухоустойчивы, имеют приспособления для успешного распространения семян, жесткие стебли и листья, которые спасают от вытаптывания и некоторые другие приспособления к городской среде. Очень редко приживаются в городе влаголюбивые лесные растения.
Оборудование: блокнот, карандаш, определитель растений, фотоаппарат.
Ход выполнения исследования:
- Заложите по одной пробной площадке размером 1×1 м в модельных экосистемах на улице, во дворе школы, во дворе дома, в парке и на окраине парка (в самой нетронутой части), всего 5 площадок.
- Определите на каждой пробной площадке видовой состав травянистых растений с помощью определителя.
- В таблицу занесите все определенные вами виды травянистых растений.
- Укажите, какие виды являются доминантами и субдоминантами.
- Сравните площадки по видовому разнообразию и сделайте выводы.
- Укажите, какие приспособления помогают растениям выживать в городской среде.
- Обозначьте на карте района ваши учетные площадки.
- Изложите полученные результаты в форме письменного сообщения, статьи с приложением картосхемы исследования и таблиц данных.
Исследовательский проект № 5.
Определение жизненности растений в городе
Показатель жизненности растений отражает их реакции на среду обитания в растительном сообществе (фитоценозе). Для оценки жизненности растений используют следующую трехбалльную шкалу:
1 – жизненность хорошая (полная) – растение нормально цветет и плодоносит. В фитоценозе присутствуют особи разных возрастных групп. Взрослые особи достигают нормального для данного вида размера.
2 – жизненность удовлетворительная (угнетенная) – растение угнетено, что выражается в меньших размерах. Семенное размножение возможно, но необильно.
3 – жизненность неудовлетворительная (сильно угнетенная) – растение угнетено так сильно, что наблюдается резкое отклонение в морфологическом облике взрослых экземпляров (искривление, изменение формы и размеров листьев и т.д.). Семенное размножение отсутствует, так как нет цветущих и плодоносящих побегов.
Оборудование: блокнот, карандаш, определитель растений, фотоаппарат.
Ход выполнения исследования:
- Заложите по одной пробной площадке размером 1×1 м в модельных экосистемах на улице, во дворе школы, во дворе дома, в парке и на окраине парка (в самой нетронутой части), всего 5 площадок.
- Определите на каждой пробной площадке видовой состав травянистых растений с помощью определителя.
- Определите жизненность тех видов растений, которые встречаются на всех пробных площадках.
- В таблицу занесите все определенные вами виды травянистых растений и их жизненность.
- Сформулируйте выводы о причинах угнетенности изученных видов.
- Обозначьте на карте района ваши учетные площадки.
- Изложите полученные результаты в форме письменного сообщения, статьи с приложением картосхемы исследования и таблиц данных.
Исследовательский проект № 6.
Определение функционального состояния здоровья древесных растений в городской среде
Человек в городской среде часто испытывает дискомфорт, чаще болеет. В экологически неблагополучных городах сокращается средняя продолжительность жизни, люди гибнут в автомобильных авариях, пожарах, при отравлениях или вследствие криминогенной обстановки в обществе. Каково же самочувствие других живых организмов в городской среде, например, деревьев? В городских дворах и парках деревья часто получают повреждения. Молодые деревца ломают, на стволах взрослых растений вырезают имена, надрубают березы в весенний период для получения березового сока, по небрежности калечат деревья машинами и проведении ремонтных работ коммунальными службами.
Оборудование: блокнот, карандаш, медицинский бинт в качестве опознавательных ленточек для обозначения выбранных деревьев, фотоаппарат.
Ход выполнения исследования:
- Выберите 10 деревьев одного вида, растущих вдоль автомобильных дорог. Такое же количество деревьев того же вида и приблизительно такого же возраста выберите во дворе и в парке.
- Отметьте деревья ленточками, привязанными на одну из нижних ветвей дерева, чтобы не путать и не терять отобранные для исследования объекты. Обозначьте каждое дерево номером и занесите в таблицу.
- Осмотрите каждое дерево и занесите в таблицу:
- состояние ствола (механические повреждения, искривления, трещины, наличие гнили, поражение грибами-сапрофитами);
- состояние кроны (густая, жидкая, имеется ли стрижка кроны, повреждения);
- состояние листвы (средние размеры, запыление, повреждение листьев, усыхание, свертывание),
- наличие насекомых-вредителей: тлей, гусениц, других насекомых.
- Понаблюдайте, какие птицы прилетают к выбранным деревьям, определите их виды. Определите цели, для которых прилетают птицы. Это может быть гнездование, нахождение пропитания, отдых.
- Оцените роль деревьев на улице, в парке и во дворе.
- Оцените самочувствие и функциональное состояние здоровья исследованных деревьев.
- Сделайте выводы.
- Предложите свои решения по улучшению экологической ситуации.
Исследовательский проект № 7.
Изучение видового разнообразия и численности комнатных растений у жителей города
Оборудование: тетрадь, авторучка или карандаш, фотоаппарат.
Ход выполнения исследования:
- Составьте список комнатных растений в вашем доме.
- Проведите опрос одноклассников, друзей и знакомых. Составьте список видов комнатных растений и приблизительную численность популяции каждого вида.
- Спросите, знают ли ваши респонденты научные названия своих комнатных растений, правила ухода за ними.
- В ходе проведения опроса рекомендуется узнать, кто «хозяин» комнатных растений, кто их завел в доме, кто занимается уходом за комнатными растениями. Если в доме нет комнатных растений, узнайте причину.
- Проанализируйте результаты опроса и определите, сколько горшков с комнатными растениями в среднем приходится на одну семью, максимальное количество, количество респондентов, не имеющих комнатные растения в доме.
- Сформулируйте выводы о видовом разнообразии комнатных растений, составьте рейтинг популярности видов комнатных растений у жителей района, города.
- Сделайте выводы об отношении жителей города к комнатным растениям.
Исследовательский проект № 8.
Изучение экологических проблем современного города с помощью методики проведения социологического опроса населения
Оборудование: тетрадь, авторучка, принтер, бумага для принтера в количестве 40-100 листов.
Ход выполнения исследования:
- Под руководством педагога разработайте анкету, которая позволит вам выяснить мнение жителей города по интересующим вопросам.
- Анкета имеет свои правила оформления.
- Анкета начинается с вежливого обращения к респондентам с просьбой о помощи в проведении исследования.
- В анкете указывается, кто проводит исследование и с какой целью.
- Респондент указывает пол и возраст.
- Анкета может содержать открытые вопросы, когда респондент сам выражает свое мнение в оформленных высказываниях, и закрытые вопросы, когда исследователь предлагает выбрать подходящий вариант ответа из предложенных.
- После размещения опросника исследователь выражает благодарность за помощь в проведении исследования.
- Анкета должна быть напечатана на чистой бумаге.
- Наметьте группу респондентов, охваченных исследованием. Для ученических исследований рекомендуемая выборка составляет 40 – 100 человек. Это могут быть люди разных возрастов, профессий или просто ученики вашего учебного учреждения.
- Проведите социологический опрос.
- Проанализируйте результаты, сформулируйте выводы.
- Оформите результаты в форме доклада или статьи.
- Если материалы исследования собраны и проанализированы грамотно и добросовестно, они могут стать основой исследовательской работы и быть представлены на научно-практических конференциях различных уровней, опубликованы в средствах массовой информации.
Исследовательский проект № 9.
Озеленение города глазами его жителей
Оборудование: тетрадь, авторучка, принтер, бумага для принтера в количестве 40-100 листов.
Ход выполнения исследования:
- Составьте анкету.
- Проведите социологический опрос.
- Проведите социологический опрос.
- Проанализируйте результаты, сформулируйте выводы.
- Оформите результаты в форме доклада или статьи.
Анкета «Озеленение города глазами его жителей»
Уважаемые жители города!
Учащиеся (учебное учреждение, класс, творческое объединение) проводят социологическое исследование с целью выяснить, как жители города оценивают озеленение его территории и пожелания горожан по решению указанной проблемы.
Просим Вас ответить на вопросы анкеты!
- Укажите, пожалуйста, свой пол____________________________
- Укажите, пожалуйста, свой возраст________________________
- Волнует ли Вас проблема озеленения города:
а) да б) нет.
- Довольны ли Вы озеленением центральных улиц города:
а) да б) нет.
- Довольны ли Вы озеленением улицы, на которой живете:
а) да б) нет.
- Довольны ли Вы озеленением своего двора:
а) да б) нет
- Довольны ли Вы озеленением территории своей школы или места работы:
а) да б) нет
- Какие деревья Вы хотели бы видеть на улицах нашего города:
__________________________________________________________________________________________________________________________
- Укажите Ваши любимые места для прогулок в выходные дни, после школы или работы:
_____________________________________________________________
- Изложите, пожалуйста, Ваши основные предложения по озеленению нашего города:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим Вас за помощь в проведении исследования!
ЛИТЕРАТУРА
- Гусейнов А.Н., Александрова В.П., Нифантьева Е.А. Изучение водных экосистем в урбанизированной среде: практикум с основами экологического проектирования. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 112 с.
- Скалон Н.В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно - методическое пособие/ Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П. – Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2006 – с.74.
- Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению качества природных вод в городе Новокузнецке [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu kachestva prirodnih vod v gor 3714855.html
- Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению видового разнообразия домашних животных в городе Новокузнецке Кемеровской области [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu vidovogo raznoobraziya domash 3713735.html
- Лапина Т.П. Комплексная оценка показателей качества родниковой и водопроводной воды в Заводском районе г. Новокузнецка. / [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: https://rosprosvet.ru/material/pub-15362/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)
Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/05/picture-922138-1493971829.png)
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Методические рекомендации содержат рабочую программу кружка, который работает на экологической...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-795234-1585029059.png)
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению животных в городской среде
Материал содержит методики проведения экологических исследований и наблюдений за миром животных в городской среде....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-795234-1585029059.png)
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению экологических факторов в городской среде
Материал содержит методики организации школьного экологического мониторинга состояния окружающей среды в городе....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-795234-1585029059.png)
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению физических и химических свойств водных объектов
Материал содержит методики организации экологических исследований школьников по изучению водных объектов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/24/picture-795234-1585029059.png)
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению здоровья человека в современном городе
Материал содержит методики изучения самочувствия и здоровья человека в городской среде...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/14/picture-1388-1481701439.jpg)
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению самочувствия и здоровья человека
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению самочувствия и здоровья человека...