Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению растений в городской среде
опыты и эксперименты (8, 9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Материал содержит описание методик для организации экологического мониторинга состояния флоры в городской среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekom._po_issl._deyat-ti-20212.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ РАСТЕНИЙ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Исследовательский проект № 1.

Изучение видового состава древесных растений на территории города

Оборудование: блокнот, карандаш, фотоаппарат.

Ход выполнения исследования:

  1. Проложите линейный маршрут по улицам вашего города, можно выбрать маршрут в окрестностях своего учебного заведения, протяженностью 500 метров вдоль автомобильной дороги.
  2. Пересчитайте количество деревьев на вашем маршруте.
  3. Определите видовой состав деревьев.
  4. Составьте таблицу, занесите в нее полученные данные.
  5. Вычислите процентное соотношение деревьев разных видов.
  6. Подсчитайте процент местных видов и интродуцированных.
  7. Нарисуйте маршрут на картосхеме района, используя карты города, района.
  8. Изложите полученные результаты в форме письменного сообщения, статьи с приложением картосхемы исследования и таблиц данных.

Исследовательский проект № 2.

Изучение видового состава древесных растений городских дворов

Оборудование: блокнот, карандаш, 8 металлических или деревянных колышков, фотоаппарат.

Ход выполнения исследования:

  1. Заложите две учетные площадки в 1 га (100×100 м) каждая, одну площадку необходимо заложить в школьном дворе, другую – во дворе между жилыми дворами (можно выбрать свой двор). Углы площадки отмечают колышками.
  2. Подсчитайте количество деревьев, растущих на каждой учетной площадке, и определите их видовой состав.
  3. Составьте две таблицы, внесите в них полученные данные.
  4. Выясните, какая древесная порода наиболее часто встречается (доминирует) на каждой учетной площадке.
  5. Подсчитайте, какой процент среди деревьев занимают местные виды и какой процент приходится на интродуцированные растения.
  6. Сравните учетные площадки между собой по количеству и видовому составу деревьев, сформулируйте выводы.
  7. Обозначьте на карте района ваши учетные площадки.
  8. Изложите полученные результаты в форме письменного сообщения, статьи с приложением картосхемы исследования и таблиц данных.

Исследовательский проект № 3.

Изучение видового состава древесных растений городского парка

Оборудование: блокнот, карандаш, 8 металлических или деревянных колышков, яркие ленточки, фотоаппарат.

Ход выполнения исследования:

  1. Заложите учетную площадку в 1 га (100×100 м) в парке, отметьте углы площадки колышками или ленточками, привязанными к ветвям угловых деревьев.
  2. Подсчитайте количество растущих на учетной площадке взрослых деревьев и определите их видовой состав.
  3. Составьте таблицу, занесите в нее полученные данные.
  4. Вычислите процентное соотношение деревьев разных видов.
  5. Подсчитайте процент местных видов и интродуцированных.
  6. Обозначьте на карте района вашу учетную площадку.
  7. Изложите полученные результаты в форме письменного сообщения, статьи с приложением картосхемы исследования и таблицы данных.

Исследовательский проект № 4.

Изучение видового разнообразия травянистых растений в городской среде

Травянистые растения более многочисленны и разнообразны по сравнению с другими формами, как в природной среде, так и в городской. Деревья в городе в большинстве случаев посажены человеком. Однако травянистые растения, за исключением центральных газонов и цветников, растут самостоятельно. Флора городов средней полосы отличается схожим видовым разнообразием. Часто в городах встречаются рудеральные (мусорные) растения, луговые травы, полевые сорняки, пионерные виды, которые первыми заселили нарушенные земли в ходе экологической сукцессии. Большинство растений городских экосистем засухоустойчивы, имеют приспособления для успешного распространения семян, жесткие стебли и листья, которые спасают от вытаптывания и некоторые другие приспособления к городской среде. Очень редко приживаются в городе влаголюбивые лесные растения.

Оборудование: блокнот, карандаш, определитель растений, фотоаппарат.

Ход выполнения исследования:

  1. Заложите по одной пробной площадке размером 1×1 м в модельных экосистемах на улице, во дворе школы, во дворе дома, в парке и на окраине парка (в самой нетронутой части), всего 5 площадок.
  2. Определите на каждой пробной площадке видовой состав травянистых растений с помощью определителя.
  3. В таблицу занесите все определенные вами виды травянистых растений.
  4. Укажите, какие виды являются доминантами и субдоминантами.
  5. Сравните площадки по видовому разнообразию и сделайте выводы.
  6. Укажите, какие приспособления помогают растениям выживать в городской среде.
  7. Обозначьте на карте района ваши учетные площадки.
  8. Изложите полученные результаты в форме письменного сообщения, статьи с приложением картосхемы исследования и таблиц данных.

Исследовательский проект № 5.

Определение жизненности растений в городе

Показатель жизненности растений отражает их реакции на среду обитания в растительном сообществе (фитоценозе). Для оценки жизненности растений используют следующую трехбалльную шкалу:

1 – жизненность хорошая (полная) – растение нормально цветет и плодоносит. В фитоценозе присутствуют особи разных возрастных групп. Взрослые особи достигают нормального для данного вида размера.

2 – жизненность удовлетворительная (угнетенная) – растение угнетено, что выражается в меньших размерах. Семенное размножение возможно, но необильно.

3 – жизненность неудовлетворительная (сильно угнетенная) – растение угнетено так сильно, что наблюдается резкое отклонение в морфологическом облике взрослых экземпляров (искривление, изменение формы и размеров листьев и т.д.). Семенное размножение отсутствует, так как нет цветущих и плодоносящих побегов.

Оборудование: блокнот, карандаш, определитель растений, фотоаппарат.

Ход выполнения исследования:

  1. Заложите по одной пробной площадке размером 1×1 м в модельных экосистемах на улице, во дворе школы, во дворе дома, в парке и на окраине парка (в самой нетронутой части), всего 5 площадок.
  2. Определите на каждой пробной площадке видовой состав травянистых растений с помощью определителя.
  3. Определите жизненность тех видов растений, которые встречаются на всех пробных площадках.
  4. В таблицу занесите все определенные вами виды травянистых растений и их жизненность.
  5. Сформулируйте выводы о причинах угнетенности изученных видов.
  6. Обозначьте на карте района ваши учетные площадки.
  7. Изложите полученные результаты в форме письменного сообщения, статьи с приложением картосхемы исследования и таблиц данных.

Исследовательский проект № 6.

Определение функционального состояния здоровья древесных растений в городской среде

        

        Человек в городской среде часто испытывает дискомфорт, чаще болеет. В экологически неблагополучных городах сокращается средняя продолжительность жизни, люди гибнут в автомобильных авариях, пожарах, при отравлениях или вследствие криминогенной обстановки в обществе. Каково же самочувствие других живых организмов в городской среде,  например, деревьев? В городских дворах и парках деревья часто получают повреждения. Молодые деревца ломают, на стволах взрослых растений вырезают имена, надрубают березы в весенний период для получения березового сока, по небрежности калечат деревья машинами и проведении ремонтных работ коммунальными службами.

Оборудование: блокнот, карандаш, медицинский бинт в качестве опознавательных ленточек для обозначения выбранных деревьев, фотоаппарат.

Ход выполнения исследования:

  1. Выберите 10 деревьев одного вида, растущих вдоль автомобильных дорог. Такое же количество деревьев того же вида и приблизительно такого же возраста выберите во дворе и в парке.
  2. Отметьте деревья ленточками, привязанными на одну из нижних ветвей дерева, чтобы не путать и не терять отобранные для исследования объекты. Обозначьте каждое дерево номером и занесите в таблицу.
  3. Осмотрите каждое дерево и занесите в таблицу:
  • состояние ствола (механические повреждения, искривления, трещины, наличие гнили, поражение грибами-сапрофитами);
  • состояние кроны (густая, жидкая, имеется ли стрижка кроны, повреждения);
  • состояние листвы (средние размеры, запыление, повреждение листьев, усыхание, свертывание),
  • наличие насекомых-вредителей: тлей, гусениц, других насекомых.
  1. Понаблюдайте, какие птицы прилетают к выбранным деревьям, определите их виды. Определите цели, для которых прилетают птицы. Это может быть гнездование, нахождение пропитания, отдых.
  2. Оцените роль деревьев на улице, в парке и во дворе.
  3. Оцените самочувствие и функциональное состояние здоровья исследованных деревьев.
  4. Сделайте выводы.
  5. Предложите свои решения по улучшению экологической ситуации.

Исследовательский проект № 7.

Изучение видового разнообразия и численности комнатных растений у жителей города

Оборудование: тетрадь, авторучка или карандаш, фотоаппарат.

Ход выполнения исследования:

  1. Составьте список комнатных растений в вашем доме.
  2. Проведите опрос одноклассников, друзей и знакомых. Составьте список видов комнатных растений и приблизительную численность популяции каждого вида.
  3. Спросите, знают ли ваши респонденты научные названия своих комнатных растений, правила ухода за ними.
  4. В ходе проведения опроса рекомендуется узнать, кто «хозяин» комнатных растений, кто их завел в доме, кто занимается уходом за комнатными растениями. Если в доме нет комнатных растений, узнайте причину.
  5. Проанализируйте результаты опроса и определите, сколько горшков с комнатными растениями в среднем приходится на одну семью, максимальное количество, количество респондентов, не имеющих комнатные растения в доме.
  6. Сформулируйте выводы о видовом разнообразии комнатных растений, составьте рейтинг популярности видов комнатных растений у жителей района, города.
  7. Сделайте выводы об отношении жителей города к комнатным растениям.

Исследовательский проект № 8.

Изучение экологических проблем современного города с помощью методики проведения социологического опроса населения

Оборудование: тетрадь, авторучка, принтер, бумага для принтера в количестве 40-100 листов.

Ход выполнения исследования:

  1. Под руководством педагога разработайте анкету, которая позволит вам выяснить мнение жителей города по интересующим вопросам.
  2. Анкета имеет свои правила оформления.
  • Анкета начинается с вежливого обращения к респондентам с просьбой о помощи в проведении исследования.
  • В анкете указывается, кто проводит исследование и с какой целью.
  • Респондент указывает пол и возраст.
  • Анкета может содержать открытые вопросы, когда респондент сам выражает свое мнение в оформленных высказываниях, и закрытые вопросы, когда исследователь предлагает выбрать подходящий вариант ответа из предложенных.
  • После размещения опросника исследователь выражает благодарность за помощь в проведении исследования.
  • Анкета должна быть напечатана на чистой бумаге.
  1. Наметьте группу респондентов, охваченных исследованием. Для ученических исследований рекомендуемая выборка составляет 40 – 100 человек. Это могут быть люди разных возрастов, профессий или просто ученики вашего учебного учреждения.
  2. Проведите социологический опрос.
  3. Проанализируйте результаты, сформулируйте выводы.
  4. Оформите результаты в форме доклада или статьи.
  5. Если материалы исследования собраны и проанализированы грамотно и добросовестно, они могут стать основой исследовательской работы и быть представлены на научно-практических конференциях различных уровней, опубликованы в средствах массовой информации.

Исследовательский проект № 9.

Озеленение города глазами его жителей

Оборудование: тетрадь, авторучка, принтер, бумага для принтера в количестве 40-100 листов.

Ход выполнения исследования:

  1. Составьте анкету.
  2. Проведите социологический опрос.
  3. Проведите социологический опрос.
  4. Проанализируйте результаты, сформулируйте выводы.
  5. Оформите результаты в форме доклада или статьи.

Анкета «Озеленение города глазами его жителей»

Уважаемые жители города!

Учащиеся (учебное учреждение, класс, творческое объединение) проводят социологическое исследование с целью выяснить, как жители города оценивают озеленение его территории и пожелания горожан по решению указанной проблемы.              

Просим Вас ответить на вопросы анкеты!

  1. Укажите, пожалуйста, свой пол____________________________
  2. Укажите, пожалуйста, свой возраст________________________

  1. Волнует ли Вас проблема озеленения города:    

 а) да                   б) нет.

  1. Довольны ли Вы озеленением центральных улиц города:  

а) да   б) нет.

  1. Довольны ли Вы озеленением улицы, на которой живете:  

а) да    б) нет.

  1. Довольны ли Вы озеленением своего двора:  

а) да                     б) нет

  1. Довольны ли Вы озеленением территории своей школы или места работы:

а) да                     б) нет

  1. Какие деревья Вы хотели бы видеть на улицах нашего города:

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Укажите Ваши любимые места для прогулок в выходные дни, после школы или работы:

_____________________________________________________________

  1.  Изложите, пожалуйста, Ваши основные предложения по озеленению нашего города:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за помощь в проведении исследования!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гусейнов А.Н., Александрова В.П., Нифантьева Е.А. Изучение водных экосистем в урбанизированной среде: практикум с основами экологического проектирования. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 112 с.
  2. Скалон Н.В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно - методическое пособие/ Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П. – Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2006 – с.74.
  3. Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению качества природных вод в городе Новокузнецке [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu kachestva prirodnih vod v gor 3714855.html 
  4. Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению видового разнообразия домашних животных в городе Новокузнецке Кемеровской области [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu vidovogo raznoobraziya domash 3713735.html
  5. Лапина Т.П. Комплексная оценка показателей качества родниковой и водопроводной воды в Заводском районе г. Новокузнецка. / [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: https://rosprosvet.ru/material/pub-15362/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)

Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Методические рекомендации содержат рабочую программу кружка, который работает на экологической...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению животных в городской среде

Материал содержит методики проведения экологических исследований и наблюдений за миром животных в городской среде....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению экологических факторов в городской среде

Материал содержит методики организации школьного экологического мониторинга состояния окружающей среды в городе....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению физических и химических свойств водных объектов

Материал содержит методики организации экологических исследований школьников по изучению водных объектов...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению самочувствия и здоровья человека

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению самочувствия и здоровья человека...