Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению физических и химических свойств водных объектов
учебно-методический материал (9, 10, 11 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Материал содержит методики организации экологических исследований школьников по изучению водных объектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekom._po_issl._deyat-ti-20215.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Исследовательский проект №1.

Изучение физических свойств природных вод

1.1 Определение цветности воды

        В природных водоемах цветность может быть обусловлена наличием гуматов железа, то есть солями железа гуминовых кислот. Повышенную цветность обладает вода рек, имеющих болотный тип питания – реки северных областей.

        Оборудование: стеклянные стаканы, лист белой бумаги, блокнот, карандаш.

        Ход выполнения исследования.         

Качественную оценку цветности производят, сравнивая ее с дистиллированной водой. В стаканы из прозрачного стекла наливают исследуемую воду и дистиллированную. На фоне листа белой бумаги при дневном освещении воду рассматривают сверху и сбоку. Цвет воды описывается по сравнению с белым цветом бумаги: желтоватый, сероватый и т.д. При отсутствии окраски вода считается бесцветной.

После проведения оценки цветности проб воды занесите в блокнот (полевой дневник) результаты исследования.

1.2 Определение прозрачности (мутности) воды

        Наличие в природной воде грубодисперстных частиц обуславливает ее мутность (прозрачность). Мутность – обратная величина прозрачности. Мутность воды – мера содержания в воде взвешенных частиц, различных по происхождению. Это могут быть частицы глины, ила, промышленных и сельскохозяйственных стоков, планктонные организмы. Высокая мутность может быть следствием почвенной эрозии, большого количества экскрементов крупной популяции рыб, например, карпов.

        Внимательно понаблюдайте за тем явлением, когда после сильного дождя вода в реке или пруду изменяет свой цвет и становится коричневой. Почему мутнеет вода? Прежде всего, потому, что дождевые потоки смывают частицы верхнего слоя почвы и сносят их в водоем. Это происходит не только в сельской местности, но и городах, где на асфальте находится достаточное количество почвенных частиц, песка, мусора.

        Независимо от причины помутнения результатом является возникновение препятствий для проникновения солнечных лучей на дно водоема, из-за чего затрудняется жизнедеятельность растений и выработка ими кислорода. Высокая мутность за счет высокой концентрации твердых частиц во взвешенном состоянии способствует повышению температуры воды и снижает уровень кислорода в ней. В мутной воде затруднено дыхание у рыб и других водных животных. Чтобы получить необходимое количество кислорода в условиях пониженного содержания водным обитателям приходится прокачивать через жабры большое количество воды. Твердые частицы могут «забивать» жабры, ослабляя организм, тормозя развитие и рост.         Степень прозрачности – мутности воды влияет на флору и фауну водоема не меньше, чем другие физические факторы.

        Опалесценция – радужная игра цветов, синоним слова «рассеяние».

Оборудование: стеклянные стаканы, лист черной бумаги, блокнот, карандаш.

        Ход выполнения исследования.

Способ №1. Определение прозрачности воды по шрифту

        Определение прозрачности воды по шрифту основано на нахождении максимальной высоты столба воды, через который можно прочитать стандартный шрифт (Times New Roman: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10).

Под цилиндр из стекла диаметром 3,0 – 3,5 см и высотой 60 см подкладывают стандартный шрифт с высотой букв 3,5 мм. Затем изменяют количество воды в цилиндре и определяют предельную высоту столба в сантиметрах, при которой можно прочитать стандартный шрифт.

Согласно ГОСТ 2874-64 прозрачность питьевой воды по шрифту не должна быть менее 30 см.

Способ №2. Определение мутности воды по контрастности с черным фоном

Пробы воды налейте в химические стаканы или колбы. Установите за колбой с пробой воды черный фон. Визуально оцените степень прозрачности-мутности воды, опираясь на таблицу. Результаты запишите.

Таблица. Оценка мутности воды визуальным контролем

Степень мутности

Характеристика

Прозрачная

Хорошо виден черный фон

Слабо опалесцирующая

Едва видимый белесый оттенок

Опалесцирующая

Довольно заметный белесый оттенок

Слабо мутная

Четко видимый белесый оттенок

Мутная

Белесый оттенок, напоминающий туман

Очень мутная

Белесый оттенок как густой туман

1.3 Определение запаха воды

        Запах воды обусловлен наличием пахучих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Наличие и интенсивность запаха определяют при естественной температуре воды. Рекомендуется, чтобы наличие запаха у воды проверяли сразу несколько человек.

        По характеру запахи разделяют на две группы:

  1. Запахи естественного происхождения (от живущих в воде и отмерших организмов, от влияния почв и т.п.) находят по классификации, приведенной в таблице.

Таблица. Характер и запах воды естественного происхождения

Характер запаха

Примерный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Гнилостный

Фекальный, запах сточной воды

Древесный

Запах древесной коры, мокрой щепы

Землистый

Прелый, запах вспаханной земли

Плесневелый

Затхлый, застойный

Рыбный

Запах рыбы, рыбьего жира

Сероводородный

Запах тухлых яиц

Травянистый

Запах скошенной травы, сена

Неопределенный

Запах, не подходящий под определения

  1. Запахи искусственного происхождения от промышленных выбросов, от реагентов очистных сооружений. Такие запахи называются соответствующим веществом: хлорфенольный, камфорный, бензиновый, хлорный и т.д.
  2. Интенсивность запаха определяется в соответствии с балльной системой, приведенной в таблице.

Таблица. Интенсивность запаха воды

Балл

Интенсивность запаха

Качественная характеристика

0

Никакой

Отсутствие ощутимого запаха

1

Очень слабая

Запах, не поддающийся определению рецепторами человека, но определяется в лаборатории

2

Слабая

Запах, не привлекающий внимания, слабый

3

Заметная

Запах, который легко почувствовать

4

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание, делает воду непригодной для питья

5

Очень сильная

Очень сильный запах, вода непригодна для питья.

        В пробирку с пробкой налить исследуемую воду (2/3 объема пробирки) и сильно встряхнуть в закрытом состоянии. Затем снять пробку и сразу отметить характер и интенсивность запаха. Интенсивность запаха питьевой воды при температуре 20̊ С не должна превышать 2 балла.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Исследовательский проект №1.

Изучение химических свойств природных вод

Методы исследования

На исследуемой территории выбрать контрольные точки для отбора проб воды или атмосферных осадков.

Для сбора осадков используется следующее оборудование: стеклянные емкости с крышкой, емкость для забора проб природных вод, совочек для сбора и емкости для растапливания твердых осадков. Пробы осадков перелить в стеклянную банку с крышкой и доставить в лабораторию.

Пробы с осадками замеряют на приборе pH-метр с автоматической калибровкой, например, можно использовать ИВА-ТЕСТ – прибор с цифровым табло и термокомпенсатором. Диапазон измерения от 0-14. Шаг измерений рН составляет 0,01. Точность измерения рН равна 0,01. Температура измеряемого раствора: 0 ̊С – 50 ̊С.

В колбу с пробой опустить электрод. Отсчет pH проводить после того, как показатели приняли установившееся значение. Обычно это время составляет от 2 до 3 минут.

Результаты всех замеров заносить в дневник наблюдений. Затем все данные тщательно проанализировать в соответствии со шкалой кислотности осадков.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гусейнов А.Н., Александрова В.П., Нифантьева Е.А. Изучение водных экосистем в урбанизированной среде: практикум с основами экологического проектирования. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 112 с.
  2. Скалон Н.В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно - методическое пособие/ Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П. – Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2006 – с.74.
  3. Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению качества природных вод в городе Новокузнецке [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu kachestva prirodnih vod v gor 3714855.html 
  4. Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению видового разнообразия домашних животных в городе Новокузнецке Кемеровской области [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu vidovogo raznoobraziya domash 3713735.html
  5. Лапина Т.П. Комплексная оценка показателей качества родниковой и водопроводной воды в Заводском районе г. Новокузнецка. / [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: https://rosprosvet.ru/material/pub-15362/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)

Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Методические рекомендации содержат рабочую программу кружка, который работает на экологической...

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению растений в городской среде

Материал содержит описание методик для организации экологического мониторинга состояния флоры в городской среде....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению животных в городской среде

Материал содержит методики проведения экологических исследований и наблюдений за миром животных в городской среде....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению экологических факторов в городской среде

Материал содержит методики организации школьного экологического мониторинга состояния окружающей среды в городе....

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению самочувствия и здоровья человека

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению самочувствия и здоровья человека...