Мастер-класс по теме «Формирование УУД при работе с текстом на уроках биологии в 5 классе»
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Данный материал демонстрирует основные приемы, которые можно использовать на уроках биологии в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_smirnova_yu.a.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме «Формирование УУД при работе с текстом на уроках биологии в 5 классе»
Учитель географии и биологии МБОУ СОШ №21 г. Белгорода
Смирнова Юлия Александровна
Цель: показать основные приемы формирования УУД при работе с текстом на уроках биологии в 5 классе.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формируется умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В настоящее время в педагогической науке выделяют следующие виды УУД:
- познавательные: общеучебные и логические действия, обеспечивающие процесс познания и усвоения нового;
- регулятивные – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности;
- личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;
- коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность.
От теории к практике…
Приемы формирования познавательных общеучебных УУД
В предметах естественного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность,
поэтому организация образовательного процесса на уроках биологии, прежде всего, направлена на
развитие познавательных учебных действий, первое из которых – формулирование цели.
Задание 1
Мне в детстве говорила мама:
Нельзя пить воду из-под крана,
Согласно множеству поверий,
В ней масса водится бактерий,
Они – тебе это не шутки –
В твоем поселятся желудке
И не заметишь ты ни разу
Их невооруженным глазом.
-Как вы думаете, кого сегодня на уроке мы будем изучать?
-Какую цель мы с вами поставим?
-Какие задачи мы с вами наметим?
Не менее важным учебным действием является поиск информации, а надежным источником информации служит учебник, поэтому в ходе обучения биологии используются разные приемы работы с учебником.
Прием 1 «Чтение с пометками, или INSERT»
В таблицу заносятся КРАТКИЕ сведения из текста, что позволяет провести работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект.
v (Я это знал) | + (Новое для меня) | - Я думал иначе) | ? (Интересно, непонятно, нужно разобраться) |
Прием 2 «Синквейн».
Общеизвестный прием, полезный в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, развивающий умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Структура синквейна:
1 строка – 1 существительное,
2 строка – 2 прилагательных,
3 строка – 3 глагола,
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме (понятию, объекту)
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).
Прием 3 Составьте предложения…
По любой теме «Жизнедеятельность организмов» предлагаю выполнить задание: изучив текст учебника, составить предложения, используя следующие конструкции:
……….………., поэтому……………….
……………….., потому что ………….
………………., следовательно, ……….
………………., так как……………….
Прием 4 «Ролевая игра»
Каково значение бактерий в природе и для человека?
Ответить, предлагаю, в форме ролевой игры “Суд над бактериями”.
1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль бактерий
2 группа – “защитники” указывают на положительную роль бактерий
3 группа – “судьи” выносят решение
- Оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме.
Прием 5 «Заполнить пропуски в тексте…»
1. В клетках бактерий нет оформлнного __________, поэтому бактерии относятся к ___________.
2. Клетка бактерии снаружи покрыта ___________, котрорая выполняет ____________ и ______________ функции.
3. Иногда бактерии выделяют ещё один защитный слой снаружи, его называют ________________.
(В клетках бактерий нет оформленного ядра поэтому бактерии относятся к прокариотам. Клетка бактерии снаружи покрыта клеточной стенкой, выполняющей защитные, формирующие и транспортные функции. Иногда бактерии выделяют ещё один защитный слой снаружи, его называют капсулой.)
Рефлексия
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сериации, объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом на уроках биологии как один из способов подготовки к успешной сдаче ГИА.
Экзамен по биологии, не является обязательными. Как правило, его выбор обусловлен решением родителей учащихся, положительными результатами обучения предмету, сложившимися отношениям...
Работа с текстом на уроках биологии.
Работа с текстом на уроках биологии....
Выступление на МО гуманитарного цикла на тему: "Формирование УУД при работе с текстом учебника истории в пятом классе".
Выступление на МО гуманитарного цикла....
Мастер-класс на тему “Методические приемы работы с текстом на уроках биологии в основой и старшей школе ”
Работа содержит методические приемы работы с текстом...
Статья "Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии".
Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование ...
Мастер-класс на тему “Методические приемы работы с текстом на уроках биологии”
Мы всегда с вами говорили о такой проблеме: дети не умеют работать с текстом, не умеют читать, невнимательно читают. Сейчас в условиях новых ФГОС – эта проблема еще более актуальна....
Приемы формирования навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии.
Смысловое чтение отличается от другого чтения тем, что происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста....