Мастер-класс по теме «Формирование УУД при работе с текстом на уроках биологии в 5 классе»
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Смирнова Юлия Александровна

Данный материал демонстрирует основные приемы, которые можно использовать на уроках биологии в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_smirnova_yu.a.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме «Формирование УУД при работе с текстом на уроках биологии в 5 классе»

Учитель географии и биологии МБОУ СОШ №21 г. Белгорода

 Смирнова Юлия Александровна

Цель: показать основные приемы формирования УУД при работе с текстом на уроках биологии в 5 классе.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формируется умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более  узком  - совокупность  способов действия  учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    В настоящее время в педагогической науке выделяют следующие виды УУД:

- познавательные: общеучебные и логические действия, обеспечивающие процесс познания и усвоения нового;

- регулятивные – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности;

- личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;

- коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность.

От теории к практике…

Приемы формирования познавательных общеучебных УУД

В  предметах  естественного  цикла  ведущую  роль  играет  познавательная  деятельность,

поэтому организация образовательного процесса на уроках биологии, прежде всего, направлена на

развитие познавательных учебных действий, первое из которых – формулирование цели.

 

Задание 1

Мне в детстве говорила мама:

Нельзя пить воду из-под крана,

Согласно множеству поверий,

В ней масса водится бактерий,

 

Они – тебе это не шутки –  

В твоем поселятся желудке

И не заметишь ты ни разу

Их невооруженным глазом.

 

-Как вы думаете, кого сегодня на уроке мы будем изучать?

-Какую цель мы с вами поставим?  

-Какие задачи мы с вами наметим?

 

Не менее важным учебным действием является поиск информации, а надежным источником информации служит учебник, поэтому в ходе обучения биологии используются разные приемы работы с учебником.

Прием 1 «Чтение с пометками, или INSERT»

В таблицу заносятся КРАТКИЕ сведения из текста, что позволяет провести работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект.

v

(Я это знал)

+

(Новое для меня)

-

Я думал иначе)

?

(Интересно, непонятно, нужно разобраться)

Прием 2 «Синквейн».

Общеизвестный прием, полезный в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, развивающий умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Структура синквейна:

1 строка – 1 существительное, 

2 строка – 2 прилагательных, 

3 строка – 3 глагола, 

4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме (понятию, объекту)

5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).

Прием 3 Составьте предложения…

По любой теме «Жизнедеятельность организмов» предлагаю выполнить задание: изучив текст учебника,  составить предложения, используя следующие конструкции:

……….………., поэтому……………….

……………….., потому что ………….

………………., следовательно, ……….

………………., так как……………….

Прием 4 «Ролевая игра»

Каково значение бактерий в природе и для человека?

Ответить, предлагаю, в форме ролевой игры “Суд над бактериями”.

1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль бактерий

2 группа – “защитники” указывают на положительную роль бактерий

3 группа – “судьи” выносят решение

- Оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме.

Прием 5 «Заполнить пропуски в тексте…»

1. В клетках бактерий нет оформлнного  __________, поэтому бактерии относятся к ___________.

2. Клетка бактерии снаружи покрыта ___________, котрорая выполняет ____________ и ______________ функции.

3. Иногда бактерии выделяют ещё один защитный слой снаружи, его называют ________________.

(В клетках бактерий нет оформленного ядра поэтому бактерии относятся к прокариотам. Клетка бактерии снаружи покрыта клеточной стенкой, выполняющей защитные, формирующие и транспортные функции. Иногда бактерии выделяют ещё один защитный слой снаружи, его называют капсулой.)

        

Рефлексия 

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сериации, объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом на уроках биологии как один из способов подготовки к успешной сдаче ГИА.

Экзамен по биологии, не является обязательными.  Как правило, его выбор обусловлен решением родителей учащихся, положительными результатами обучения предмету, сложившимися отношениям...

Работа с текстом на уроках биологии.

Работа с текстом на уроках биологии....

Статья "Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии".

Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование ...

Мастер-класс на тему “Методические приемы работы с текстом на уроках биологии”

Мы всегда с вами говорили о такой проблеме: дети не умеют работать с текстом, не умеют читать, невнимательно читают. Сейчас в условиях новых ФГОС – эта проблема еще более актуальна....

Приемы формирования навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках биологии.

Смысловое чтение  отличается от другого чтения тем, что происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста....