Выступление на МО гуманитарного цикла на тему: "Формирование УУД при работе с текстом учебника истории в пятом классе".
творческая работа учащихся по истории

Тюлькина Надежда Александровна

Выступление на МО гуманитарного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_18-19.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа № 2 имени Героя Социалистического Труда И. В. Комзина»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД ПРИ  РАБОТЕ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА  ИСТОРИИ В ПЯТОМ КЛАССЕ».

ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ТЮЛЬКИНА Н. А.

г. ТОЛЬЯТТИ, 2018-2019 учебный год

Выступление на методическом объединении гуманитарного цикла:

«Формирование УУД при работе с текстом учебника  истории в пятом классе».

       Успешная познавательная деятельность обучающихся во многом определяется сформированностью УУД, в том числе и умения работать с печатным текстом. Всякий текст, и в первую очередь текст учебника, выступает при этом, во-первых, как объект приложения умений (т.е. в качестве источника информации), а во-вторых, как средство их формирования.

       Исследования специалистов показывают, однако, что развивающей функцией учебной книги на уроке отводится не более 3 % учебного времени; в результате обучающиеся понимают текст учебника в пределах 50-65 %, что явно недостаточно. Это одна из причин отсутствия интереса к истории, пассивности ребят на уроках.

       Проведенное мной анкетирование и анализ работ обучающихся 5 «Б» класса свидетельствует, что многим ребятам трудно составлять план текста, формулировать выводы, сделанные на основе прочитанного. Возникают проблемы и со сравнением различных текстов.

       Поэтому я представляю целесообразным уже в пятом классе, на уроках истории Древнего мира, регулярно заниматься формированием и развитием умений, позволяющих эффективно работать с текстом на уроках. При этом следует помнить, что при изучении первого систематического курса истории закладывается основа научного понимания прошлого человечества.

       Большинство учителей истории уделяют внимание исключительно методике работы с текстом параграфа. В литературе очень мало упоминаний о приемах работы обучающихся пятых классов с документальным и иным дополнительным материалом. Исследователи чаще изучают формирование необходимых для этого умений у старшеклассников. Поэтому учителя истории, в том числе и я, преподающие в пятых классах, не располагают и практическими рекомендациями, облегчающими анализ исторических текстов на уроках.

       Мой опыт показывает, что в 5 «Б» классе в первую очередь надо обучать с понимания основного текста параграфа, опираясь на уже сформированные в начальной школе УУД. Постепенно учить ребят работать с фрагментами документов. При этом учить ребят подвергать тексты критическому анализу. Разумеется, необходимо учитывать, что документы по истории Древнего мира трудны для восприятия.

       Далее, я хочу описать формирования УУД в 5 «Б» классе при составлении простого плана. В основе этого умения  лежит прием выделения или формулирования главной мысли.

       В курсе истории Древнего мира особым богатством текстовых материалов отличается раздел «Древняя Греция», поэтому обучать детей составлению планов целесообразно именно на уроках, посвященных Эллады.

       Для формирования умения я предлагаю соответственно четыре этапа работы:

- подготовительный;

- этап усвоения действий;

- тренировочный;

- закрепляющий.

       Учащиеся 5 «Б» класса учатся составлять планы исторических текстов в ходе ряда уроков. На подготовительном этапе я беседую с ребятами о том, зачем необходимо это учебное умение, пятиклассники высказывают ряд предложений:

- чтобы лучше запомнить материал;

- чтобы выделить самое главное в тексте;

- чтобы логично излагать материал.

       Далее я перечисляю основные требования, предъявляемые к составлению плана:

- план должен полностью охватывать содержание текста;

- в заголовках плана не должны повторяться сходные формулировки.

       Затем ребята в тетрадях записывают памятку «Как составить план к тексту», разработанную мной. Памятка выглядит так:

1. Прочитайте текст.

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте  части, подбирая заголовки, заменяйте глаголы именами существительными.

4. Прочитайте текст второй раз, и проверти, все ли главные мысли отражены в плане.

5. Запишите получившийся план в тетрадь.

6. Помните требования к плану.

       На мой взгляд, роль подобных памяток-предписаний при формировании УУД очень высока, так как они определяют мыслительные шаги, т.е. содержат четкие указания на желательный способ деятельности.

       На втором этапе формирования УУД ребята под моим руководством составляют простой план текста. Работа рассчитана на 30 минут. Перед ее началом я предлагаю вспомнить основные правила составления плана. Затем следует мое вводное слово.

       Далее я предлагаю название плана. Ребятам поручается прочитать первый подраздел параграфа и разделить его на части. Пятиклассники без особого труда делят текст на четыре части, каждая из которых соответствует одному абзацу.

       Далее нужно определить главные мысли, определяющие содержание четырех фрагментов текста.

       Ребятам предлагаю дать название каждой части так, чтобы все глаголы были заменены существительными.

       В конце урока я предлагаю домашнее задание: по составленному плану подготовить пересказ параграфа.

       На третьем этапе работы ребята пытаются самостоятельно составить план одного из подразделов параграфа.

       Задание выполняется в течение 10 минут. Ребята самостоятельно читают текст, разбивают его на части, выделяют главные мысли и озаглавливают пункты плана. Затем я прошу двух-трех обучающихся прочитать получившиеся планы. Остальные ребята участвуют в корректировке плана: предлагают свои формулировки, заменяют глаголы именами существительными и т.п. Исправленный вариант записывается на доске.

       Тренировочная работа по составлению плана составляется и на следующих уроках.    

       Проделав подобную работу, у пятиклассников формируются УУД:

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации в составлении плана;

Коммуникативные: умеют работать в группе, задают вопросы от простых к более сложным, определяют главную мысль, делают выводы, умеют сравнивать, слушают и понимают речь других;

Регулятивные: оценивают уровень владения учебным материалом, учатся работать по предложенному плану.

       На завершающем этапе формирования умения составлять план текста я предлагаю ребятам сравнить содержание текстов по составленным на их  основе планам. Задача сравнения – установить изменения в сравниваемых объектах, установить общее и специфическое в общественных явлениях, взглядах, позициях.

       С заданиями на сравнение ребята познакомились еще в начальной школе, поэтому нужно только напомнить классу основные действия, лежащие в основе этого приема.

       Подобная работа направлена на решение нескольких задач: закрепление умения составлять план к тексту, проверку качества ранее полученных знаний, формирование умений сравнивать и делать собственные выводы.

       Работа по формированию и развитию УУД у обучающихся, позволяющих анализировать текст, уже в пятом классе дает положительные результаты. При этом повышается уровень понимания текста, что способствует овладению прочными знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Формирование УУД на уроках русского языка»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися кон...

Выступление на РМО учителей гуманитарного цикла на тему: "Формирование орфографических умений и навыков школьников 5-9 классов"

Содержание1.     Введение2.     Содержание работы по орфографии в школе3.     Предпосылки работы по орфографии в школе4....

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы».

Выступление на МО гуманитарного цикла на тему : «Формирование духовно-нравственной основы личности на уроках русского языка и литературы»....