Выступление на МО гуманитарного цикла: "Формирование умения работать с текстом учебника в 5 классе".
статья по истории

Тюлькина Надежда Александровна

Выступление на МО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_m._o._no_1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  Р. Ф.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ  № 75

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

ВЫСТУПЛЕНИЕ  НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА В ПЯТОМ КЛАССЕ».

ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ТЮЛЬКИНА Н. А.

г. ТОЛЬЯТТИ, 2007-2008 учебный

Выступление на методическом объединении: «Формирование умения работать с текстом учебника в пятом классе».

 Успешная познавательная деятельность школьников во многом определяется сформированностью учебных умений, в том числе и умения, работать с печатным текстом. Всякий текст, и в первую очередь текст учебника, выступает при этом, во-первых, как объект приложения умений (т.е. в качестве источника информации), а во-вторых, как средство их формирования.

   Исследования специалистов показывают, однако, что развивающей функцией учебной книги на уроке отводится не более 2,5% учебного времени; в результате школьники понимают текст учебника в пределах 50-65%, что явно недостаточно (см.: Микк Я.А. О проверке эффективности повышения понятности учебного текста // Проблемы школьного учебника. Выпуск 9. Москва, 1981год, страница 151). Это одна из причин отсутствия интереса к истории, пассивности учеников на уроках.

  Проведенное мной анкетирование и анализ работ школьников свидетельствуют, что многим учащимся пятых классов трудно составлять план текста, формулировать выводы, сделанные на основе прочитанного. Возникают проблемы и со сравнением различных текстов, с сообщением извлеченных из них сведений.

   Поэтому представляется целесообразным уже в пятом классе, на уроках истории Древнего мира, регулярно заниматься формированием и развитием умений, позволяющих эффективно работать с текстом на уроках. При этом следует помнить, что при изучении первого систематического курса истории закладывается основа научного понимания прошлого человечества.

   В отечественной литературе нашли отражение только некоторые вопросы, связанные с формированием у учащихся умения работать с текстом на уроках истории. Отдельными аспектами рассматриваемой проблемы занимались Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Громцева А.К., Карницкая В.П., Концевая Л.А., Колбаско И.И. и другие. Большинство дидактов и  методистов уделяли внимание исключительно методике работы с текстом параграфа. В литературе очень мало упоминаний о приемах  работы учащихся пятых  классов с документальным и иным дополнительным материалом. Исследователи чаще изучали формирование необходимых для этого умений у старшеклассников (см., например, работы Лернера И.Я., Стреловой О. Ю., Шаши А. И.).  Поэтому учителя истории, в том числе я, преподающие в пятых классах, не располагают и практическими рекомендациями, облегчающими анализ исторических текстов на уроках.

   Опыт показывает, что пятиклассников в первую очередь надо обучать с основным текстом параграфа, опираясь на уже сформированные в начальной школе навыки. Затем школьники начнут работать с фрагментами документов.

При этом дети учатся подвергать тексты критическому анализу. Разумеется, необходимо учитывать, что документы по истории Древнего мира трудны для восприятия.  Далее, я описываю вариант формирования у пятиклассников умения составлять простой план. В основе этого умения лежит прием выделения или Формулирования главной мысли.

   В курсе истории Древнего мира особым богатством текстовых материалов отличается раздел «Древняя Греция», поэтому обучать детей составлению планов целесообразно именно на уроках, посвященных истории Эллады.

   Формирование всякого умения предполагает соответственно четыре этапа работы:

   -подготовительный;

   -этап усвоения действия;

   -тренировочный;

   -закрепляющий.

   Пятиклассники учатся составлять планы исторических текстов в ходе ряда уроков. На подготовительном этапе учитель беседует с ребятами о том, зачем необходимо это учебное умение, Пятиклассники высказывают ряд предложений:

   -чтобы лучше запомнить материал;

   -чтобы выделить самое главное в тексте;

   -чтобы логично излагать материал.

   Учитель перечисляет основные требования, предъявляемые к составлению плана:

  1. план должен полностью охватывать содержание текста;
  2.  в заголовках (пунктах) плана не должны повторятся сходные формулировки.

   Затем учащиеся в рабочих тетрадях записывают памятку «Как составить план к тексту», разработанную учителями на основе работы Запорожец Н. И. «Развитие умений и навыков, учащихся в процессе преподавания истории. 4-8 классы». (Москва: Просвещение,1978 год). Памятка выглядит так.

  1. Прочитайте текст.
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части, подбирая заголовки, заменяйте глаголы именами существительными.
  4. Прочитайте текст второй раз, и проверти, все ли главные мысли отражены в плане.
  5. Запишите получившийся план в тетрадь
  6. Помните требования к плану.

  На мой взгляд, роль подобных памяток-предписаний при формировании учебных умений очень высока, так как они определяют мыслительные шаги, т.е. содержат четкие указания на желательный способ деятельности.

   На втором этапе формирования умения ребята под руководством учителя составляют простой план текста. Работа рассчитана на 30 минут. Перед ее началом учитель предлагает вспомнить основные правила составления плана (пункты памятки). Затем следует вводное слово учителя.

   Далее учитель предлагает название плана. Ребятам поручается прочитать первый подраздел параграфа и разделить его на части. Пятиклассники без особого труда делят текст на четыре части, каждая из которых соответствует одному абзацу.

   Далее нужно определить главные мысли, определяющие содержание четырех фрагментов текста.

   Ученикам предлагается дать название каждой части так, чтобы все глаголы были  заменены существительными.

   В конце урока учитель предлагает домашнее задание: по составленному плану подготовить пересказ параграфа.

   На третьем этапе работы над умением учащиеся пытаются самостоятельно составить план одного из подразделов параграфа.

   Задание выполняется в течение 10 минут. Учащиеся самостоятельно читают текст, разбивают его на части, выделяют главные мысли и озаглавливают пункты плана. Затем учитель просит двух-трех школьников прочитать получившиеся планы. Остальные ученики участвуют в корректировке плана: предлагают свои формулировки, заменяют глаголы именами существительными и т.п. Исправленный вариант записывается на доске.

   Тренировочная работа по составлению плана составляется и на следующих уроках.

   Проделав подобную работу, пятиклассники не только тренируются в составлении плана, но и предпринимают попытку сделать выводы из прочитанного.

Формирование умений предполагает постоянное продвижение от простых заданий к более сложным.

   На завершающем этапе формирования умения составлять план текста детям предлагается сравнить содержание текстов по составленным на их основе планам. Задача сравнения - установить изменения в сравниваемых объектах, установить общее и специфическое в общественных явлениях, взглядах, позициях.

   С заданиями на сравнение дети познакомились еще в начальной школе,

поэтому нужно только напомнить классу основные действия, лежащие в основе этого приема работы.

   Подобная работа направлена на решение нескольких задач: закрепление умения составлять план к тексту, проверку качества ранее полученных знаний, формирование умений сравнивать и делать собственные выводы.

   Работа по формированию и развитию у школьников умений, позволяющих анализировать текст, уже в пятом классе дает положительные результаты. При этом повышается уровень понимания текста, что способствует овладению прочными знаниями.

Список используемой литературы:

1. // « Преподавание истории в школе», 1998 год, № 4

 

 

                                       

                                     

               

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...