Выступление на заседании МО учителей гуманитарного цикла «Формирование социальной компетентности подростков в процессе внеурочной воспитательной работы»
материал по теме

внеурочной деятельности сейчас уделяется особое значение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социальной компетентности подростков в процессе внеурочной воспитательной работы

                                                                                        Работу выполнила

                                                                                    Лукашина Инна Викторовна

                                                                         учитель истории и обществознания

                                                         

                                                 

                                                     

                                 Самара, 2012

                                             Содержание.

 Введение………………………………………………………………… 3 стр.

1. Основная часть

1.1.Определение социальной   компетентности ……………………… 4 стр.

1.2. Особенности учебной деятельности школьников подросткового

возраста …..………………………………………………………………..7 стр.

1.3. Средства формирования социальной компетентности в процессе внеурочной      деятельности ………………………………………….. 17 стр.

Заключение………………………………………………………………32 стр.

Список  литературы…………………………………………………….33 стр.

Введение.

        За последние  десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Социально-экономические перемены в стране и мире сегодня однозначно меняют характер общественной жизни человека. Связанные с этим преобразования в обществе в значительной степени опираются на использование образования как инструмента социализации личности. Сегодня перед образованием поставлена задача - не просто вооружить молодых людей знаниями, умениями и навыками по основам наук, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально - значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

        Необходимость и актуальность формирования социальной компетентности учащихся определяют на наш взгляд следующие положения:

  • Запросы современного общества. Социальная компетентность учащихся приобретает все большее значение в связи с усложнением и расширением социального опыта, возникновением все новых и весьма разнообразных  форм предъявления и переработки информации, с все возрастающим уровнем тех запросов, которые предъявляет подростку общество.
  • Низкая социальная активность. Исследования показывают, что в настоящее время дети проявляют ярко выраженные симптомы социальной дезадаптации: они не владеют социально приемлемыми способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а уровень овладения основными видами деятельности (учебной, трудовой, игровой, продуктивной) у них ниже возрастной нормы. У учащихся отсутствует социальный опыт, в результате имеет место низкая социальная активность. Нынешняя ситуация такова, что школьники имеют скудный набор образцов для подражания, усвоения социального поведения.

Необходимость педагогического сопровождения процесса социализации. В условиях, когда такой институт социализации как семья играет все меньшую роль, необходима специальная педагогическая деятельность,  направленная на формирование культуры социальной компетентности, которая содействовала бы развитию каждого ребенка.

 Цель работы: выявление условий формирования социальной компетентности подростков через организацию внеурочной деятельности.

 Предмет исследования — формирование социальной компетентности у учащихся в воспитательном процессе ОУ.

 В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Познакомится с литературой по теме.

2. Сформулировать определение социальной компетентности.

3. Определить пути формирования социальной компетентности учащихся.

1. Основная часть.

1.1. Понятие социальной компетентности.

В выборе путей реализации данного направления, мы исходим из анализа составляющих социальной компетентности. Социальная компетентность – понятие сложное. Оно только входит в педагогическую науку (термин социальной педагогики).

Анализ существующих подходов позволяет нам определить его основное содержание.

Компетенция - (лат. сompetentia – принадлежность по праву)- возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру (знание+действие), необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации. Другими словами – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.[8]

Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Значение данного результата образования состоит в том, что:

  • овладевая каким–либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности (говоря о «способе деятельности», а не о «способности совершать действия», мы имеем в виду, что должны происходить: 1) присвоение цели учащимися, а значит ситуация, позволяющая осознать процесс управления своей деятельности, и 2) интеграция различных результатов образования (знаний, умений, навыков, установок, ценностей и т. п.), - поскольку освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно);
  • формируется персональный «ресурсный пакет», который  составляет второй после самоуправления «слой», необходимый для формирования компетенции;
  • компетентности ценны как результат образования сами по себе – набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям;
  • именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметом запроса работодателей, который может быть актуален на протяжении определенного времени, а затем должен корректироваться в связи с изменением социально – экономической ситуации.[2]

Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий. Понятие «социальная» определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем.

Социальная компетенция – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

 Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем. Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и о другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Поэтому, одним из важных путей развития социальной компетенции считаем формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений. Эту работу нельзя ограничить разовыми мероприятиями. Она должна носить систематический характер, поэтому в своей работе мы представим варианты тематического планирования по организации проектной деятельности в школе. Учитель должен вести целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, привлекать детей к выработке правил взаимодействия, обсуждать с детьми различные ситуации взаимодействия и стратегии, поведения в них. Ознакомление со способами и правилами поведения и взаимодействия осуществляется в процессе специально организованного наблюдения, обсуждения литературных произведений, информирования, разбора конкретных ситуаций и т. д.

Отдавая должное набору социальных знаний, умений и навыков в структуре социальной компетентности, необходимо подчеркнуть, что этот набор сам по себе не обеспечивает социально компетентного поведения. Компетентность надо рассматривать шире набора знаний и умений как возможность устанавливать связи  между знаниями и ситуацией, как способность обнаруживать процедуру, подходящую для проблемы. Социальная умелость не может состояться без сформированности у ребенка личностных образований, способствующих социальной адаптации.

Выделить эти образования можно на основе анализа задач и особенностей возраста учащихся.

1.2. Особенности учебной деятельности школьников подросткового возраста

Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача педагога.

Но несформированность у учащихся навыков учебной деятельности не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста – потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу. [4, С. 104]

Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения.

Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка – познавательная потребность. При ее удовлетворении у него формируется устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи.

Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным предметам». При этом для подростка в равной степени имеет значение как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями.

 Интересы подростков различаются и по направленности их познавательной деятельности. Одни учащиеся предпочитают описательный материал, их привлекают отдельные факты, другие стремятся разобраться в сущности изучаемых явлений, объяснить их с точки зрения теории, третьи проявляют большую активность при использовании знаний в практической деятельности, другие – к творческой, исследовательской деятельности.[2,  С.14]

Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростков очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего, их значение для развития личности. Связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подростку потому, что они отвечают его потребностям всесторонне развитого человека. Надо поддерживать убеждения подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учению.[10,  С.  43]

Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформировать негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Так, некоторые учащиеся не учат правила грамматики, так как они считают, что и без знания правил пишут грамотно. Существенно значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное учебное задание. И если неуспех повторяется, то у подростков закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражение порой приводит подростков к поиску благовидных причин, чтобы не пойти в школу или уйти с урока.

Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.

Оценки для подростка имеют различный смысл. В одних случаях оценка дает возможность подростку выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, в других – заслужить уважение учителей и родителей. Нередко же смысл оценки для подростка выступает в стремлении добиться  успеха в учебном процессе и тем самым получить уверенность в своих способностях и возможностях. Это связано с такой доминирующей потребностью возраста, как потребность осознать, оценить себя как личность, свои сильные и слабые стороны. И в этом плане существенное значение имеет не только оценка деятельности учащегося и его умственных возможностей со стороны других, но и самооценка. Как показывают исследования, именно в подростковом возрасте доминирующую роль играет самооценка. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут совпадать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт. [2, С. 44]

  Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показали, что отношение подростка к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к учащимся. Многие учащиеся при ответах на вопрос: «При каких условиях учащиеся учились бы в полную меру своих способностей?» указывали на умение учителя заинтересовать своим предметом, на его уважение к учащимся. Вот типичный ответ: «Если бы учителя обращались с нами, как хорошими друзьями, заинтересовывали нас, если бы ученики не боялись плохо ответить, то они учились бы в полную меру своих способностей». При этом подростки считают, что многое зависит и от них самих, и, прежде всего, от их настойчивости. Но настойчивость, по их мнению, легче проявляется тогда, «когда учитель хотя и требовательный, но добрый», когда он «справедливый и чуткий».[1, С. 31]

В средних классах учащиеся приступают к изучению и освоению основ наук. Учащимися предстоит овладеть большим объемом знаний. Материал, подлежащий усвоение, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой стороны направлен на их развитие. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий и терминов. Поэтому новые учебные предметы предъявляют новые требования к способам усвоения знаний и направлены на развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления. Такое мышление характерно для юношеского возраста, но начинает оно развиваться у младших подростков. [8, С.135]

Новое в развитии мышления подростка заключается в его отношении к интеллектуальным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного решения. Подросток, в отличие от ребёнка, начинает анализ задачи с попыток заявить все возможные отношения в имеющихся данных, создаёт различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач – важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления заключается не только в развитии абстракции, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называется рефлексивным.

Хотя усвоение научных понятий в школе уже само по себе создаёт ряд объективных условий для формирования у школьников теоретического мышления, однако, оно формируется не у всех. У разных учащихся может быть разным уровень и качество его реальной сформированности. Теоретическое мышление может формироваться не только при овладении школьными знаниями. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. Этот процесс становится характерным и для других психических функций. Контролируемой и управляемой становится речь, причём в некоторых лично значимых ситуациях подростки особенно стремятся говорить красиво, правильно. Всё это – новые и важные сдвиги в развитии подростка по сравнению с младшим школьником.

Для подростков характерно сознательное, намеренное использование опосредованных приёмов в самом процессе запоминания, а также поиск специфических для каждого материала приёмов. Центральное место начинает занимать анализ содержания материала, его своеобразия и внутренней логики. Для одних подростков характерна гибкость в выборе путей заучивания, другие предпочитают какой-либо один способ, а некоторые стараются упорядочить и логически обработать любой материал. Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать задачей учителя. От этого зависит не только успеваемость, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и способностей подростка. [4, С. 137 -139]

1.3.Определение ведущих качеств личности, составляющих социальную компетентность.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.[1]

В составе основных видов универсальных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.[1]

        Каждый блок отвечают за формирование социальных компетентностей в той или иной степени.

             Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность  и учет позиции других людей, партнеров по обращению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные действия: (нравственно – этическая ориентация, самоопределение) обеспечивают: 1) формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести); развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе; развитие эмпатии и сопереживания; формирование установки на здоровый, безопасный образ жизни. 2) Формирование  основ гражданской идентичности личности.  Развитие Я-концепции и самооценки личности: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Регулятивные действия обеспечивают организацию деятельности. К ним относятся:  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата  с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы

 Таблица ведущих качеств личности, составляющих социальную компетентность.

        

Базовые виды универсальных учебных действий

Перечень умений, составляющих УУД

Показатели развития качества

Коммуникативные:

1.коммуникация как взаимодействие (интеракция).

2.коммуникация как кооперация.

-потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по общению;

-умение слушать собеседника.

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос;                                  -ориентацию на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;

-умение договариваться, находить общее решение;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные:

1.нравственно-этическая ориентация

2.самоопределение

-выделение морального содержания ситуации, нарушения моральной нормы/следование моральной норме;

-оценка действий с точки зрения нарушения/ соблюдения моральной нормы;

-самооценка-когнитивный компонент (дифференцированность, рефлексивность);

-регулятивный компонент;

-умение ориентироваться на моральную норму;

-учет ребенком объективных последствий нарушения нормы;                -принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм;

- уровень развития моральных суждений;

-когнитивный компонент: -широта диапазона оценок; представленность в Я –концепции социальной роли ученика; осознание своих возможностей; осознание необходимости самосовершенствования;

-регулятивный компонент: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.

Регулятивные

-умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);

-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей;

 - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной и др. деятельности;

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

-преодоление импульсивности непроизвольности;

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

-умение взаимодействовать  со взрослыми и со сверстниками;

-целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Познавательные

(действия постановки и решения проблем)

- умение формулировать проблему;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

-умение решать проблемы и задачи;

       Таким образом, мы определили содержание, основные направления работы по формированию  социальных компетенций  школьников.

1.4. Средства формирования социальной компетентности в процессе внеурочной      деятельности.

Социальная компетентность – это, прежде всего, социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность. Поэтому в процессе обучения важно использовать следующие методические средства:

  • мотивация учебной деятельности;
  • создание ситуации успеха;
  • создание обстановки, вызывающей положительные эмоции;
  • организация положительных эмоций в общении «учитель-ученик-учитель»;
  • организация самоанализа собственной деятельности.

А перед современным учителем стоит задача – использовать самые современные коллективные способы обучения, создать для своих учеников разнообразные условия для расширения социума. Например:

  • участие в ученических конференциях – классных, школьных, муниципальных, областных, региональных;
  • организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентации творческих и самостоятельных работ;
  • реализация проектной деятельности в масштабе как одного урока, так и цикла уроков;
  • проведение группой учащихся экскурсий для родителей, младших школьников с использованием программного материала, что повышает стремление учащихся к самостоятельности, самореализации, успешности;
  • участие в районных, городских, областных олимпиадах.

Поэтому, одной классно – урочной деятельности недостаточно для формирования социальных компетентностей. Мы видим, что этот процесс выходит за пределы обучения. Гораздо больше возможностей для этого имеются  во внеурочной деятельности.

Внеурочная работа соответствует требованиям к содержанию, целям и задачам воспитания, установленным в федеральных нормативных документах. Кружки, секции и другие формы организации внеурочной работы по своему содержанию, целям и задачам соответствуют социально-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям развития личности.

Цель внеурочной деятельности: обеспечить активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности,  с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Формами и методами формирования социальной компетентности учащихся во внеурочной деятельности являются:

  • участие в органах школьного самоуправления, творческих коллективах;
  • проведение акций гражданской и патриотической направленности;
  • участие в благотворительной деятельности;
  • тренинги социальной компетентности: дискуссии, анализ социальных ситуаций, решение ситуационных задач, ролевые и деловые игры, спич-дебаты.

Но наиболее эффективными формами считаются

  • проектная деятельность;
  • групповая деятельность.

Конечно, групповая  и проектная деятельность формирует и другие ключевые компетенции, но задачей данных рекомендаций является показать способы формирования социальной компетенции.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектная деятельность формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. Ответственность является основой для развития социальной компетентности. С формированием ответственности тесно связано развитие воли и произвольности поведения, сознательное целеполагание, которое является обязательным в проективной деятельности.

       Сегодня в отдельную категорию проектов выделяют социальное проектирование. Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее перспективным направлением проектирования. Здесь имеются самые богатые возможности для реализации себя как личности. Это объясняется тем, что главными условиями (не столько целями, сколько именно условиями) для продуктивной работы над социальными проектами являются следующие умения и навыки школьников:

-видение проблемы, ее значимости и актуальности для себя и для социума;

-нахождение оптимальных способов ее решения, не противоречащих существующим социальным нормам;

-освоение позитивных способов общения и взаимопомощи;

-объективная оценка своего личного вклада в коллективное дело;

-понимание значимости и взаимодополняемости каждого участника проекта;

-осознание значимости реализации проекта, его конечного продукта для социума.

Для учителя социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации.[3]

      Социальное проектирование помогает решить многие психологические проблемы становления личности ребенка, присвоения правил и норм поведения взрослого полноправного субъекта общества. Через проектную деятельность, социальное проектирование и формируется социальная компетентность школьника. Социальное проектирование следует определять как социальное творчество. Такая деятельность помогает осваивать и усваивать такую составляющую правового государства, как права человека. И если ребенок знает права человека и умеет ими пользоваться, то, значит, он социально компетентен.

Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит формирование таких социальных качеств личности как ответственность, умение взаимодействовать, умение оценивать свою и чужую деятельность.

Примерный план действий учителя по организации групповой  работы:

  • определить цели и задачи работы (тема мероприятия может не отражать  какого-то социального опыта, навыка, задачу формирования социальной компетентности здесь играет способ организации деятельности);
  • отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся;
  • определить задания для групп учащихся в соответствии с целями мероприятия;
  • продумать методы создания групп. Выбрать помощников (руководителей групп);
  • определить этапы работы групп;
  • продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов;
  • продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.);
  • продумать систему оценки группы и каждого члена группы.

Одной из эффективных технологий  работы в группе является WorldCafe.

WorldCafé (Мировое кафе) – это технология организации обсуждения в малых группах.

В моделируемом кафе (само название говорит о желании создания условий для непринужденной и в тоже время продуктивной беседы) создается, например,  три столика с целью обсудить в узком кругу имеющийся опыт и сформулировать приоритеты. За каждым столиком закрепляется «хозяин кафе», аккумулирующий идеи «посетителей» по определенной проблеме.

 «Гости» переходят от столика к столику, обсуждая предметные поля проблем. В конечном итоге каждому участника проекта предоставляется возможность принять участие в обсуждении всего спектра проблем, поделиться опытом и высказать предпочтения.

Задача «хозяина кафе» задать контекст обсуждения, ориентировать его на продуктивное взаимодействие «гостей», чтобы результаты обсуждения вопросов каждой из этих групп дополняли друг друга, а обсуждение становилось личностно значимым для каждого участников проекта.

Такого рода обсуждение может стать еще более эффективным, если в процессе его проведения используется какая-то техника визуализации для «протоколирования» идей участников (ментальная карта, фишбоун, кластеры и т.п.). В этом случае для «посетителей кафе» результаты работы предыдущей группы становятся более прозрачными и обсуждение проходит уже  с учетом накопленного опыта.

И это только один из этапов. На каждом этапе проектной деятельности мы имеем возможность плодотворной работы, об эффективности которой можно судить по степени развития универсальных учебных действий, отслеживая такие показатели развития качества как:

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос;

-ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение  к иной точке зрения;

-умение договариваться, находить общее решение;

-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

-умение ориентироваться на моральную норму;

-способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха;

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

-умение решать проблемы и задачи.

Во внеурочной форме работе хорошие результаты по формированию социальной компетентности  дают социально-значимые проекты, осуществление которых, возможно в рамках акции «Я - гражданин России».

Социальное проектирование в школе необходимо:

  • для получения школьником опыта самостоятельного социального действия.
  • социальные проекты обогащают личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость их использования во внеурочной деятельности. В проектировании ребенок может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет. Таким образом, социальное проектирование в школе – это фактор социализации учащихся.
  • социальное проектирование нужно для формирования у учащихся ключевых компетенций, умения работать в команде, практического использования теоретических знаний, полученных в школе.
  • социальное проектирование необходимо для организации образовательного пространства, где учащиеся могут проявить себя, пробовать разные виды деятельности, принять участие в разных полезных делах, получить с поддержкой взрослых опыт реализации собственного или группового дела (проекта), опыт взаимодействия с другими детьми, взрослыми.
  • социальное проектирование играет ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», выпускника, способного самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации» (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").
  • одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС - интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Организационным механизмом такой интеграции может быть разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, как учебное и социальное проектирование, которое является одним из интенсивных методов включения детей в жизнь. Таким образом, социальное проектирование – это модель организации внеурочной деятельности.
  • социальные проекты обогащают личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость их использования во внеурочной деятельности. В проектировании ребенок может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.
  • при взаимодействии ребенок-ребенок рождается продукт деятельности, усваивается информация о мире, формируются УУД, дети приобретают социальные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учат решать жизненные сложности; формируется гражданственность, патриотизм учащихся.

Проектная деятельность в ходе учебной деятельности формирует в основном предметные знания, умения и навыки; общеучебные умения и навыки; опыт практической предметной деятельности.

Каждый учебный предмет (а история и обществознание особенно) в зависимости от  содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования социальных компетенций. Современные учебные программы позволяют включать метод проектов в образовательный процесс.        Проектная деятельность во внеучебной деятельности преимущественно формирует: ценности деятельности, общения, самообразования; привычку быть         мобилизованным; личностные умения – рефлексивные, оценочные; личностные качества – самостоятельность, ответственность; опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.

Успешной социализации учащихся в немалой степени способствует опыт самостоятельных социальных проб, опыт публичных выступлений, освоение школьниками способов реализации собственных инициатив, опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности. Приобретению такого рода опыта в немалой степени способствуют такие формы организации внеурочной деятельности как «круглый стол» в программе по обществознанию.

        Заключение.

Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы:

В связи с необходимостью обновления содержания образования повышаются требования к выпускникам; недостаточно обладание знаниями, умениями и навыками, необходимо уметь решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, т.е. обладать компетентностью.

Для подростков особенно важно обладание социальной компетентностью, т.е. способностью действовать в обществе, умение полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде.

Благодаря социальной компетентности человек приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Приобретение знаний, умений, опыта, желания действовать в области межличностных отношений предопределяет будущий успех или неудачу в жизненных ситуациях.  

Педагогическими условиями, способствующими успешному формированию социальной компетентности у учащихся в воспитательной деятельности, являются:

  • усиление воспитательной составляющей образовательного учреждения;
  • реализация компетентностного подхода к организации образовательного процесса;
  • учет возрастных особенностей учащихся в воспитательном процессе;
  • мониторинг социального развития учащихся;
  • подготовка педагогов к организации воспитательной деятельности с учащимися.

 

                                          Список литературы

1.Асмолов А. Г., Бурминская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

2.Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д. ф. –м. н., проф. Е. Я Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 176 с.

3.Кашлева Н. В., Дмитриева Ж. В., Игнаткина Т. В., Школьная проектная лаборатория. – Волгоград: Учитель, 2008. – 142 с.

4.Матяш Н. В., Симоненко В. Д Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана – Графф, 2002. – 112с.

5.Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:  АРКТИ, 2003. – 112 с.

6.Прохорова Л. Н., Кривова Л. И. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 64с.

7.Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.

8.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:  АРКТИ,   2003. – 80 с.

9.Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 132.

10.Сергеева В. П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности: Учебно – методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2007. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протоколы заседаний МО учителей гуманитарного цикла

Представлены протоколы заседаний МО за 2010-2011 учебный год...

Протокол заседания МО учителей гуманитарного цикла

Протокол заседания МО учителей гуманитарного цикла...

Выступление на заседании МПО учителей гуманитарного цикла: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Под самостоятельной познавательной деятельностью я  понимаю активную деятельность учащихся,  направлен­ную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, форм...