ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Формирование УУД на уроках русского языка»
статья ( класс) на тему

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_russkogo_yazyka.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чехломеевская основная школа»

ДОКЛАД

на методическом объединении учителей

гуманитарного цикла

по теме

«Формирование УУД на уроках русского языка»

Подготовила: Борщева Н.А.,

учитель русского языка и литературы

 Формирование УУД на уроках русского языка.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей, но всё же вызывают вопросы. Как спроектировать урок? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?

Многие учителя - практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования УУД на уроке.

Одно из них – создание проблемных ситуаций, которые дают возможность активизировать мыслительную деятельность обучающихся, направить её на поиск новых знаний и способов действий, так как следующий этап работы в классе – решение поставленной задачи. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе труда.

Например, в 7 классе на уроке русского языка может быть предложено задание: определить, какой частью речи являются одинаково звучащие слова в предложениях и объяснить это соседу по парте. Например: 1) По-осеннему сыплет ветер, по-осеннему шепчут листья. 2) Я медленно иду по осеннему лесу.

В процессе такой работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Школьники учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации, а также сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные – неверные утверждения». Используя этот приём, предлагаем ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение.

Например, на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Деепричастие» предлагаются такие утверждения:

- деепричастие – самостоятельная часть речи;

- деепричастие – особая форма глагола;

- деепричастие обладает признаками глагола и наречия;

- деепричастие не изменяется;

- деепричастие изменяется по временам;

- деепричастие в предложении является сказуемым.

После знакомства с текстом учебника задается вопрос: что нового узнали, прочитав параграф учебника?

Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяя её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.

Важную роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, комментирование текста и многое другое. Для формирования УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: составление плана, составление сводной таблицы, запись тезисов, комментирование, чтение с остановками, чтение с пометами, составление кластера.

Еще одна  модель формирования УУД - работа в парах сменного состава, самостоятельная работа обучающихся, интеллектуальные игры, использование ИКТ, использование технологии развития критического мышления, создание проблемных ситуаций на уроке, вовлечение школьников во внеурочную деятельность по предмету.

Можно выделить этапы урока, на которых формируются разные виды УУД:

1. Регулятивные УУД могут формироваться:

а)  на уроках изучения нового материала.

Например, при формировании новых знаний о части речи даем задания: «Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?», «Выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод» (Умение соотносить полученный свой результат с образцом, находить и исправлять ошибки.), «Прочитай определение в рамке на стр...»,  «Всё ли было верно в твоем задании, которое ты выполнил?» (Дети читают правило, исправляют ошибки, которые допустили).

б) на уроках обобщения.

Например: «Расскажи всё, что ты уже знаешь о глаголах, по плану …»,  
«Сравни своё правило с тем, которое дано в конце учебника на стр… Пользуйся этим правилом при выполнении следующих упражнений…».

в) на этапах контроля и самоконтроля учебных действий.

Например: «Как ты докажешь, что во всех этих словах есть орфограммы? Перечитай задания»,  «Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте: проверьте работу друг друга. Исправьте допущенные ошибки»; "Сколько в тексте таких предложений? Должно быть три!"; «Докажи письменно на примере любых двух слов, что эти слова изменяются по 2-му склонению»,  
«Выпиши из текста слова со знакомыми орфограммами. Перед ними запиши проверочные слова», «Сколько разных видов орфограмм тебе встретилось? «Найди название орфограммы, которая вызывает у тебя затруднение. Выполни одно из заданий на эту орфограмму. Перед каждым из них напиши проверочные слова».

2. Познавательные УУД могут формироваться

а) на этапах изучения нового материала.

Например: наблюдение за ролью глаголов в речи: «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти тексты? Сравни тексты. Чем они отличаются? …  Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?»

б) на этапах актуализации знаний.

Например: обращение к опыту детей: «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».

в) на этапах формирования  умения ставить и решать проблемы: «Назовите различия форм существительных И.п. и В.п., а также Р.п. и В.п.; существительных, имеющих не только предметное значение, но и значение признаков или действий».

3. Личностные УУД формируются при ориентации ученика  на учет чужой точки зрения.

Например: «Объясни соседу по парте, почему во всех этих словах пишется удвоенная буква Н", «Ты сумеешь помочь Саше определить падеж?» и т.д.

4. Коммуникативные УУД формируются во время инициативного сотрудничество (взаимодействия):

Например: «Помоги ему  решить эту проблему».

Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Пример того. как можно составить план работы учителей гуманитарного цикла....

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год...

План работы Школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Тематика заседаний школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год в рамках ФГОС ООО....

Перспективный план работы методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ «СОШ с. Луговское» на 2013 – 2014 учебный год

 Направления деятельности  МО:Изучение нормативно-правовой базы по введению ФГОС.Обобщение педагогического опыта  учителей.Поиск наиболее эффективных форм и методов преподавания для оптимизации образо...

Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Личностно-ориентированные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и чтения в школе VIII вида"

В докладе отражены основные направления личностно-ориентированных образовательных технологий и использование их на уроках русского языка и чтения в старших классах....

ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».

В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требовани­ям стандарта второго поколения мы должны отказаться от при­вычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключ...