Главные вкладки

    ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».
    статья ( класс) на тему

    Борщева Наталья Александровна

    В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требовани­ям стандарта второго поколения мы должны отказаться от при­вычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключением уроков, организуемых в нетрадиционной, нестандартной, форме) отводилась учителю, то в соответствии с ФГОС эта роль переходит к учащимся. Учи­тель же выполняет роль скорее организатора, нежели того, кто объясняет новый материал.

    Современный урок должен строиться на работе учеников, неза­висимо от их возраста и уровня знаний. Любой урок необходимо начинать с так называемого «погружения в тему», что обуслав­ливает тот факт, что учащиеся самостоятельно должны сформу­лировать тему урока, цель, определить темп урока, подвести итог как каждого этапа, так и общий. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trebovaniya_k_podgotovke_uroka_v_sootvetstvii_s_fgos.docx27.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Чехломеевская основная школа»

    ДОКЛАД

    на методическом объединении учителей

    гуманитарного цикла

    по теме

    «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».

    Подготовила: Борщева Н.А.,

    учитель русского языка и литературы

    «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».

    В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требованиям стандарта второго поколения мы должны отказаться от привычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключением уроков, организуемых в нетрадиционной, нестандартной, форме) отводилась учителю, то в соответствии с ФГОС эта роль переходит к учащимся. Учитель же выполняет роль скорее организатора, нежели того, кто объясняет новый материал.

    Современный урок должен строиться на работе учеников, независимо от их возраста и уровня знаний. Любой урок необходимо начинать с так называемого «погружения в тему», что обуславливает тот факт, что учащиеся самостоятельно должны сформулировать тему урока, цель, определить темп урока, подвести итог как каждого этапа, так и общий.

    Подобные требования ведут за собой и изменения при подготовке учителя к уроку. При традиционной подготовке, то есть при написании привычного нам конспекта урока (неважно подробный это конспект или же план-конспект) учитель обращает внимание на содержательную сторону урока, что отражается в дальнейшем и при самоанализе проведенного урока Реализация ФГОС требует изменений в деятельности педагога при подготовке урока, приводит нас к другой форме планирования - к технологической карте.

    Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

     Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

    Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

    Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

    • Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
    • Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
    • Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
    • Сообщение нового материала.
    • Решение учебной задачи.
    • Усвоение новых знаний.
    • Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
    • Закрепление изученного материала.
    • Обобщение и систематизация знаний.
    • Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
    • Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
    • Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

    Таким образом, при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС учителю следует учитывать прежде всего  этапы конструирования урока:

    • Определение темы учебного материала.
    • Определение дидактической цели темы.
    • Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
    • Продумывание структуры урока.
    • Обеспеченность урока (например, таблицы).
    • Отбор содержания учебного материала.
    • Выбор методов обучения.
    • Выбор форм организации педагогической деятельности
    • Оценка знаний, умений и навыков.
    • Рефлексия урока.

    Также технологическая карта незаменима при самоанализе урока. Очень часто при самоанализе урока учитель просто пересказывает его ход, опираясь на подготовленный конспект, и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане, как уже было отмечено, расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, видов учебной деятельности на каждом этапе урока

    Приложение

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе                                                             

    Тема урока:  Правописание корней с чередованием гласных е – и.        

    Тип урока:  Открытие нового знания.

    Цели:  Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов».

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

    Приветствие учащихся.

    Предлагает учащимся задание, написанное на доске:

    1. Изл…гать
    2. Р…стение
    3. Пол…жжение
    4. Прик…саться
    5. Выг…рать
    6. Р…сточек
    7. Оз…рить

    Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют орфограммы в зависимости от условий выбора буквы, пользуясь справочником.

    Обучающиеся работают в группах.

    Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

    Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

    2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

    Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

    Подготовленный ученик диктует фрагмент текста из учебника биологии, в котором встречается орфограмма  «Чередование е – и в корне слова».

    Учитель выводит текст на доску.

    - Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?

    Учащиеся записывают текст, объясняют известные орфограммы и пунктограммы.

    Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися.

    Формулируют цель урока.

    Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

    Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

    Целеполагание.

    3.Выявление места и причины затруднения. 

    Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

    4.Построение проекта выхода из затруднения.

    Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

    На интерактивной доске дать две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом.

    Разбирать – разберу

    Отпирать – отпереть

    Задирать – задеру

    Вытирать – вытереть

    Замирать – замереть

    Блистать – блестеть

    Расстилать – расстелить

    Выжигать – выжег

    Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова.

    Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.

    1. Выделим в слове корень.
    2. Поставим ударение.
    3. Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.
    4. Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.
    5. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.

    Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.

    Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

    Регулятивные: коррекция, контроль.

    Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

    5.Реализация построенного проекта.

    Цель: построение и фиксация нового знания.

    Учитель предлагает учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму.

    Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные  - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой.

    Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

    Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

    Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

    Личностные: оценивание усваемого содержания.

    Динамическая пауза (этап физической разрядки).

    Цель: сменить вид деятельности.

    Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И – хлопок.

    Учащиеся выполняют упражнение.

    Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

    6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

    Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

    Учитель предлагает выполнить упражнение  учебника.

    Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.

    Работа в парах. Речевое проговаривание.

    Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

     Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

    Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону.

    Учащиеся выполняют задание.

     

    Познавательные: умение находить нужную информацию.

    Регулятивные: умение решать проблемы.

    Личностные: способность самооценки своих действий.

    1. Рефлексия.

    Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

    Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование е//и в корне слова».

    Рефлексия

    Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

    Урок мне -------- понравился.

    Я _____ доволен своей работой на уроке.

    Или показывают смайлы с разным выражением настроения.

    Учащиеся в группах выполняют задание.

    Учащиеся заканчивают предложения.

    Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

    Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

    Домашнее задание: Упр. учебника….

    Для сильных учащихся дополнительно – варианты:

    1.составить синквейн  на изученную орфограмму.

    2. написать  лингвистическую сказкуо чередовании гласных корне слова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Заседание МО учителей естественно-математического цикла по теме: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного урока»

    Данное заседание проводилась в рамках единого методическогодня по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной  программы в аспекте современного...

    Презентация на тему " "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования"

      Данная презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете.   Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основн...

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования...

    Тестирование как система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по информатике и ИКТ

    В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственная итоговая а...